Презентация на тему "Трудности переходного периода"

Презентация: Трудности переходного периода
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Трудности переходного периода" по психологии. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.09 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Трудности переходного периода
    Слайд 1

    ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

  • Слайд 2

    План лекции:

    Кризис трех лет. Особенности переходного периода. Источники негативных проявлений. Преодоление негативизма.

  • Слайд 3

    Кризис трех лет.

    Трехлетний возраст – переломный момент в жизни ребенка. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие в этот период можно назвать стремительным по сравнению с развитием на всех последующих этапах взросления. Именно в 3 года у ребенка в основных чертах: складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения, то есть сугубо человеческие способы существования в мире людей и физических объектов.

  • Слайд 4

    У малыша формируется совершенно уникальное отношение к себе как части окружающего его мира, возникают первые достаточно зрелые структуры образа себя, основанные на опыте индивидуального предметного действия и общения с окружающими. Кризис 3 лет называют «трудным» возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемостью ребенка. Взрослым становится все сложнее управляться с усиливающейся строптивостью и несговорчивостью малыша.

  • Слайд 5

    Однако и самому ребенку в этот период нелегко. «Трудный» возраст в первую очередь труден для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими, малыш начинает по-новому осмысливать действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется коренным образом. Если изменения в личности и сознании 3-х летнего ребенка встречают понимание и поддержку окружающих, то вся негативная симптоматика его поведения легко преодолевается и не омрачает взаимоотношений взрослых со своими малышом, если нет – кризис принимает вид тяжело и остро текущего процесса.

  • Слайд 6

    Источники негативных проявлений.

    НЕГАТИВИЗМ, СВОЕВОЛИЕ, УПРЯМСТВО. Трудности переходного периода у трехлетки подготавливаются всем его предшествующим развитием, когда новые черты постепенно проникают в его активную сферу и, закрепляясь в ней, создают своеобразную критическую массу, требующую кардинальной перестройки всей системы отношений малыша к миру – предметной деятельности, другим людям, самому себе.

  • Слайд 7

    Эти три главные линии отношений, соединяясь и образуя качественно новый уровень личности ребенка, вступившего в критическую фазу развития, обеспечивают его готовность к принятию новых жизненных задач. С этого момента наступает перелом в мироощущении малыша, из-за чего становится нестабильным его поведение, повышается чувствительность к отношению взрослых, появляется несговорчивость.Возникновение кризиса не всегда совпадает с календарным возрастом ребенка. Он может обнаруживаться в диапазоне от 2 лет до 3,5 года.

  • Слайд 8

    До кризисной фазы своего развития малыш практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всем, и только огромная любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам со взрослыми. В середине 3-го года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом – негативизм, когда ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять то, о чем его просят.

  • Слайд 9

    Складывается впечатление, что ребенок перестает получать удовольствие от одобрения взрослых и находит удовлетворение только в том, чтобы вывести их из себя. Он как бы специально провоцирует конфликт. Не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним, похоже, становится его основной целью. Первичный негативизм (в самом начале 3-го года жизни) не страшен, не опасен, это не признак испорченного характера или изощренного желания досадить взрослому.

  • Слайд 10

    Напротив, негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша – начавшуюся у него психическую эмансипацию от взрослого, его попытку выделить свое «Я» в нечто особое. У ребенка возникают собственные желания и намерения, которые он и пытается противопоставить намерениям взрослых. Делает он это неумело. Возможности детей заявить о своих намерениях еще очень ограничены, а сами намерения они не в состоянии даже четко сформулировать.

  • Слайд 11

    Если взрослые не пускаются в длительные споры с малышом, не пытаются искоренить «крамолу» в зародыше и настоять на своем любой ценой, а, напротив, поддерживают, превращают негативизм в игру, обучая малыша при этом выражать свои желания и намерения иначе, то негативизм очень скоро исчезает из отношений ребенка и взрослого, не закрепляется он и в поведении трехлетки. В противном случае он может стать для ребенка способом отстаивать свои замыслы и принесут ему много сложностей в общении со сверстниками.

  • Слайд 12

    Многие взрослые болезненно переживают подобные ситуации, усматривают в них лживость и хитрость маленького строптивца. Боясь избаловать малыша или пропустить безнаказанным вопиющий обман, они с упорством, достойным лучшего применения, стараются сломить его сопротивление и обнаруживают, что трехлетка более изощренно защищается от их посягательств. Если в общении с ребенком взрослые сталкиваются с подобными проявлениями своеволия и упрямства, нужно терпение, понимание малыша и отсутствие злости от беспомощности.

  • Слайд 13

    Пресекать ее следует сразу и самым решительным образом. Как только возникла истерическая буря впервые, надо дать понять свое полное безразличие к ней, что это ни в коем случае не способ добиться желаемого. Истеричному ребенку, как правило, нужна «аудитория». Он никогда не плачет «для себя», а только для других. Поэтому надо лишить его зрителей. В одиночку он успокоится быстрей. Ни в коем случае не давать никакой оценки в связи с недавней истерикой, не обсуждать его поведение, показывая, что оно вам небезразлично.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Преодоление негативизма. Чаще всего истерики свойственны нервным и легко возбудимым или детям истеричных родителей, но могут возникать и у вполне уравновешенных и здоровых детей. Стоит только раз уступить силовому давлению ребенка – и взрослые сталкиваются с истерикой. Умело используя их испуг и растерянность, малыш будет искусно манипулировать страхом перед истерическим припадком и закатывать сцены всякий раз, когда ему нужно будет выудить желаемое. Истерия – не заболевание в полном смысле этого слова. Это скорее болезнь скверного характера.

  • Слайд 16

    Ребенок не должен осознать (и это важно!), что его поведение огорчило или вывело кого-то из себя. Трехлетка злопамятен, в другой раз он закатит истерику нарочно, чтобы разозлить, обратить ее в средство мести, если как способ давления она не подействовала. А истерика не должна запечатлеться в его сознании как средство, что-то меняющее в отношениях людей. Убрать ее из поведения ребенка можно лишь абсолютным безразличием, нулевым эмоциональным отношением к ней.

  • Слайд 17

    Однако гораздо чаще родителей допекают не столько острые истерические проявления, сколько изматывающие душу нудные плаксивые просьбы малышей. Дети-нытики могут часами канючить что-либо, не внимая никаким резонам. Если в 2 года ноющего ребенка еще удается отвлечь и переключить на что-то другое, то с трехлеткой это получается не всегда. Он гораздо упорнее, артистичней и изобретательней в сеансах слезных выклянчиваний. Трехлетки очень свойственны демонстративные формы поведения, и при неблагоприятном стечении обстоятельств он может стать маленьким притворщиком или назойливым нытиком.

  • Слайд 18

    Лучше всего не допускать их сразу. Быть внимательными к просьбам детей. От 2 до 3 лет для них типичен повышенный интерес к вещам, принадлежащим взрослым. Как показывает опыт, дети, которым запрещают трогать лишь необходимый минимум предметов, никогда не нарушают запретов в отношении этого набора и обычно не склоны к слезливым просьбам. Если взрослый вынужден отказать, то сделать это надо решительно, но аргументировано. Мотивы отказа должны быть понятны ребенку и не оставлять у него ощущения произвола с вашей стороны.

  • Слайд 19

    Только не нужно говорить снова и безо всяких объяснений «нет». Чаще всего дети-нытики – это не безнадежно избалованные капризули, а малыши, замечательные свойства которых: любознательность, активность и стремление к самостоятельности – не находят своего законного удовлетворения.

  • Слайд 20

    Обычно у детей раннего возраста агрессия выражается и вербально (угрозы, обещания убить, разорвать на кусочки), и в виде физического действия (ребенок кусается, дерется, плюет). Однозначно трактовать подобные выходки детей нельзя. Агрессия может иметь самые разнообразные причины. Однако, если она не следствие психических отклонений, то ее внедрению в поведение малыша обычно способствуют педагогические ошибки взрослых. Чаще всего агрессия свойственна детям, которых подвергают физическим наказаниям или которым часто угрожают на словах. Она становится формой поведения, заимствованной у взрослых.

  • Слайд 21

    Сталкиваясь с ответной агрессией малыша, родители, исповедующие заповедь «пожалеешь розгу – испортишь ребенка», чаще всего склонны бороться с ней путем еще более суровых наказаний и, как правило, добиваются своего. Ребенок перестает поднимать руку на взрослых, покоряется старшим. Ничего хорошего для развивающейся личности эта практика не дает – не исключено, что с возрастом он станет ущербным, боязливым и внутренне недобрым человеком.

  • Слайд 22

    Необходимо показать ему всем своим видом, что обижены и огорчены, что совершенно нет желания общаться с ним или выполнять его просьбы. Когда ребенок устыдится и станет искать примирения, обязательно надо пойти ему навстречу, не укоренять у него злопамятность длительной обидой. Нужно показать малышу, что не приемлете подобных действий с его стороны, ведь взрослые так не обращаются, даже если они очень рассержены. Объяснение и личный пример – лучшие средства борьбы с негативизмом и агрессией.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке