Презентация на тему "Николай Васильевич Гоголь"

Презентация: Николай Васильевич Гоголь
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Николай Васильевич Гоголь" рассказывает о о жизни русского писателя, периодах творчества, произведении писателя "Петербургские повести". Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.

Краткое содержание

  1. Биография
  2. Родители писателя
  3. Родительский дом
  4. Образовательные учреждения
  5. Первый период творчества
  6. Второй период творчества
  7. Третий период творчества
  8. «Петербургские повести»

Содержание

  • Презентация: Николай Васильевич Гоголь
    Слайд 1

    Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)

    Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга… Н.Г.Чернышевский

    Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №883 г. Москвы, Алиева Светлана Викторовна.

  • Слайд 2

    Содержание

    1. Биография
    2. Родители писателя
    3. Родительский дом
    4. Образовательные учреждения
    5. Первый период творчества
    6. Второй период творчества
    7. Третий период творчества
    8. «Петербургские повести»
  • Слайд 3

    Детство Н.В.Гоголя

    Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

    Детство Н.В.Гоголя

  • Слайд 4

    Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи.

  • Слайд 5

    Родители писателя

    Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в четырнадцати лет.

    В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

  • Слайд 6

    Родительский дом

    Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

  • Слайд 7

    Учеба

    В 1818-1819 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. С 1821 по 1828 учился в гимназии высших наук в Нежине.

  • Слайд 8

    1828 г. Петербург

    Первая романтическая поэма Н.В. Гоголя.

  • Слайд 9

    Первый период творчества1829 -1835 г.

    • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832)
    • «Миргород»
    • «Арабески»(1835 г.)
  • Слайд 10

    Второй период творчества 1835 – 1842гг.

    • «Ревизор» (1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836 г.)
    • «Мертвые души»- первый том ;(май 1842 г.)
    • «Сочинения» в 4-х томах (1843 г.)
  • Слайд 11

    Третий период творчества 1842 – 1855 гг.- последний период

    • Работа над вторым томом «Мертвых душ».
    • 1847 г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями».
    • 1852 г.- сожжение.
    • 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг.
  • Слайд 12
    • Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами».

    И. Золотусский

  • Слайд 13

    «Петербургские повести»

    «Петербургские повести» - они обличают город, весь пропитанный фальшью, где процветает казнокрадство, взяточничество и чинопочитание, бездуховность, подавление талантов и унижение личности.

  • Слайд 14

    «Невский проспект»

    Невский проспект — «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы «всех мастей, чинов и званий», где ценятся «перстни, сюртуки, башмачки»…

    «Невский проспект»

  • Слайд 15

    Невский проспект

    • Назовите героев повести.
    • Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?
    • В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?
  • Слайд 16
    • В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?
  • Слайд 17

    Почему Гоголь дал такие фамилии героям?

    • Маленькая рыбка - тихий, незаметный скромный человек
    • Авторская ирония – намек на съедение после «экзекуции» пирожка
  • Слайд 18
    • Определите завязку сюжета повести.
  • Слайд 19
    • Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои.

    Жил в атмосфере искусства, творчества,Поэтому оторвался от реальности.Жил в заботе о быте, чинах, выгодной женитьбе

    Как автор относится к своим героям?

  • Слайд 20

    Пискарёв

    • Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?

    Сны заменяют ему реальную жизнь, а пробуждение от снов подчеркивает трагизм столкновения с реальностью, которую не выносит его возвышенная душа. Герой-романтик обречен на гибель.

    Назовите главные черты гоголевского героя.

    • Чистота души, искренность, талантливость, но и отсутствие внутренней стойкости, мечтательность, идеализм.
  • Слайд 21

    Во сне художник видит эту даму благородной, и с этого момента жизнь во сне для Пискарёва становится дороже жизни наяву.

  • Слайд 22

    Пирогов

    Назовите главные черты гоголевского героя.

    Примитивные потребности, бездуховность, пошлость мыслей и поступков, отсутствие высоких идеалов – потеря себя как личности

  • Слайд 23
    • Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?

    Офицерский чин олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.

    Профессией художника подчеркивается наличие творческого начала в человеке, однако загубленного самим человеком, не способного противостоять действительности.

  • Слайд 24

    Как отнеслись герои к своим поражениям?

    Как отнеслись герои к своим поражениям?

    Покончил с собой – не смог допустить, чтобы силы зла, «дьявола» победили его душу, а сам оказался слишком слаб, чтобы победить их.

    Другой – остался самим собой.

  • Слайд 25

    Вывод:

    • центральная проблема повести – столкновение мечты и действительности
  • Слайд 26

    «ПОРТРЕТ»

  • Слайд 27

    «НОС»

  • Слайд 28
    • Нос майора зажил самостоятельной жизнью, причём, был чином старше Ковалёва.
  • Слайд 29
    • Квартальный надзиратель «осчастливил» Ковалева, принеся ему домой завёрнутый в бумажку нос. Квартальный понимал, что за это он не останется в накладе.
  • Слайд 30

    «Шинель»

    «Шинель»

  • Слайд 31

    «Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…». С тех пор жизнь потеряла для него смысл.

  • Слайд 32

    Список использованных источников

    1. И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комисрова, Г.И.Михеева. Методические рекомендаций «Урок за уроком». М: «Русское слово», 2002
  • Слайд 33
Посмотреть все слайды

Конспект

Алиева Светлана Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москва

Класс 9

Тема: Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект»

Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект»

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга…

Н.Г.Чернышевский

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ

Цели урока:

расширение представлений девятиклассников о Гоголе как человеке и писателе,

раскрытие особенностей художественного мастерства Гоголя–писателя.

Задачи урока:

формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор);

развивать умение анализа художественного текста;

формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.

Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска

Ход урока:

Этапы урока и их содержание

№ слайда

Организационный момент.

Объявление темы, целей и задач урока.

Постановка технической задачи: запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей его рассказов.

2. Очерк жизни и творчества писателя (лекция с элементами беседы и выступлениями подготовленных учащихся.)

Н.В.Гоголь. Годы жизни писателя - 1809-1852.

Рассказ подготовленного ученика о детских годах Н.В.Гоголя.

Рассказ подготовленного ученика об учебных годах Н.В.Гоголя и о первой романтической поэме «Ганц Кюхельгартен»

Первый период творчества Н.В.Гоголя (1829-1835г.- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832), «Миргород» , « Арабески»(1835г.)

Второй период творчества Н.В.Гоголя (1835г.-1842г - «Ревизор», «Мертвые души», «Сочинения» в 4-х томах.)

Третий период творчества Н.В.Гоголя (1842-1855- Работа над вторым томом «Мертвых душ»,1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями», 1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг

Рефлексия: Кто самый внимательный?

В каком городе родился Н.В.Гоголь? (20 марта 1809г, Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии)

Какое образование получил Гоголь?(Нежинская гимназия высших наук князя А.А.Безбородко)

Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. (1829г, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов)

В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (в Петербурге, 1836 г., 19 апреля, Александрийский театр)

Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ( «На зеркало неча пенять, коли ржа крива»)

Назовите авторов памятников Гоголю в Москве. ( Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский)

Слово учителя.

Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами. И. Золотусский

Жизнь Н.В.Гоголя, если сравнить её с биографией других русских писателей, была спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у столба с завязанными глазами, ожидая расстрела, как Достоевский. Для него не нашлось Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и умереть изгнанником, как Герцен.

И все же короткая жизнь Гоголя ( неполных 43 года) была исполнена трагизма, а в могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт»

Рефлексия: Кто самый внимательный?

О каких двух типах писателей говорит Некрасов в этом стихотворении?

Как вы поняли строчки:

Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья?

(В эпоху борьбы против крепостничества и самодержавия русские передовые деятели могли выразить сою любовь к России, к её народу только «враждебным словом отрицанья». Истинно любить закабаленный нард – это значит питать ненависть к его поработителям, жить печалью и гневом. Иного пути не было)

Сообщение подготовленного учащегося: История создания цикла «Петербургские повести»

Еще в 1833 г. Гоголь задумал "книгу" под названием "Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии", – отражение социальных противоречий большого города, "стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)".

Тема эта и была отчасти реализована им в "Невском проспекте", повести очень личной для Гоголя. В ней получили отражения его первые впечатления и первые разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, – и вплоть до картины города "кипящей меркантильности" и развращающей роскоши, в котором погибает все чистое и живое. Начало повести, где Гоголь давал блистательный портрет Невского проспекта в разное время суток, напоминал в жанровом отношении физиологический очерк. Введением двух контрастных и все же сопоставимых между собой героев, Пискарева и Пирогова, Гоголь повторил сюжетный прием "сравнительного жизнеописания", разработанный им, как уже говорилось, в "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Сам сюжет – история гибели художника в столкновении с грубой и пошлой действительностью – был довольно широко распространен в романтической литературе (у Гоголя он дополнительно осложнялся историей торжествующего пошляка – Пирогова). Но, пожалуй, самым неожиданным в повести было последовательное переосмысление Гоголем романтического мироощущения. Так, мадонна Перуджино, с которой художник Пискарев внутренне сравнивал встретившуюся ему красавицу, оказывалась падшей женщиной. "Певец прекрасного" Ф. Шиллер, проповедовавший (точнее, имевший репутация проповедника) единство красоты и добра, оказывался на деле "жестяных дел мастером с Мещанской улицы". Одним словом, как писал Ю. В. Манн, "жизнь в поэзии" (формула немецкого романтика Гофмана в новелле "Золотой горшок") у Гоголя решительно (и, добавим, сознательно) не удавалась.

Аналитическая работа с текстом повести «Невский проспект»:

Невский проспект — «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы «всех мастей, чинов и званий», где ценятся «перстни, сюртуки, башмачки»…

Назовите героев повести

Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

Почему Гоголь дал такие фамилии героям?

Определите завязку сюжета повести

Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои

Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?

Назовите главные черты гоголевского героя.

Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?

Как отнеслись герои к своим поражениям?

Сообщения учащихся:

повесть «Портрет»

повесть «Нос»

повесть «Шинель»

Домашнее задание:

Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души»

Индивидуальное задание: сообщение по теме «История создания поэмы»

Выставление оценок за урок.

№ 1

№ 2

№ 3-6

№ 7-8

№ 9

№ 10

№11

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21-22

№23

№24

№25

№26

№27-29

№30-31


Материал для учащихся

Биография Н.В.Гоголя

http://www.ngogol.ru/bio

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.

После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.

Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".

Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят... Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, - И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя!

Н.А.Некрасов. 21 февраля 1852г.

Список использованных источников

1. Биография Н.В.Гоголя

2. .И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комисрова, Г.И.Михеева. Методические рекомендаций «Урок за уроком». М: «Русское слово», 2002

Алиева Светлана Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москва

Класс 9

Тема: Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект»

Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект»

Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга…

Н.Г.Чернышевский

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ

Цели урока:

расширение представлений девятиклассников о Гоголе как человеке и писателе,

раскрытие особенностей художественного мастерства Гоголя–писателя.

Задачи урока:

формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная деталь, юмор);

развивать умение анализа художественного текста;

формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.

Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска

Ход урока:

Этапы урока и их содержание

№ слайда

Организационный момент.

Объявление темы, целей и задач урока.

Постановка технической задачи: запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей его рассказов.

2. Очерк жизни и творчества писателя (лекция с элементами беседы и выступлениями подготовленных учащихся.)

Н.В.Гоголь. Годы жизни писателя - 1809-1852.

Рассказ подготовленного ученика о детских годах Н.В.Гоголя.

Рассказ подготовленного ученика об учебных годах Н.В.Гоголя и о первой романтической поэме «Ганц Кюхельгартен»

Первый период творчества Н.В.Гоголя (1829-1835г.- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832), «Миргород» , « Арабески»(1835г.)

Второй период творчества Н.В.Гоголя (1835г.-1842г - «Ревизор», «Мертвые души», «Сочинения» в 4-х томах.)

Третий период творчества Н.В.Гоголя (1842-1855- Работа над вторым томом «Мертвых душ»,1847г. – публикация книги «Выбранные места из переписки с друзьями», 1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных бумаг

Рефлексия: Кто самый внимательный?

В каком городе родился Н.В.Гоголь? (20 марта 1809г, Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии)

Какое образование получил Гоголь?(Нежинская гимназия высших наук князя А.А.Безбородко)

Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. (1829г, идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов)

В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (в Петербурге, 1836 г., 19 апреля, Александрийский театр)

Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ( «На зеркало неча пенять, коли ржа крива»)

Назовите авторов памятников Гоголю в Москве. ( Скульпторы: Н.А.Андреев и Н.В.Томский)

Слово учителя.

Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами. И. Золотусский

Жизнь Н.В.Гоголя, если сравнить её с биографией других русских писателей, была спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у столба с завязанными глазами, ожидая расстрела, как Достоевский. Для него не нашлось Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и умереть изгнанником, как Герцен.

И все же короткая жизнь Гоголя ( неполных 43 года) была исполнена трагизма, а в могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт»

Рефлексия: Кто самый внимательный?

О каких двух типах писателей говорит Некрасов в этом стихотворении?

Как вы поняли строчки:

Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья?

(В эпоху борьбы против крепостничества и самодержавия русские передовые деятели могли выразить сою любовь к России, к её народу только «враждебным словом отрицанья». Истинно любить закабаленный нард – это значит питать ненависть к его поработителям, жить печалью и гневом. Иного пути не было)

Сообщение подготовленного учащегося: История создания цикла «Петербургские повести»

Еще в 1833 г. Гоголь задумал "книгу" под названием "Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии", – отражение социальных противоречий большого города, "стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)".

Тема эта и была отчасти реализована им в "Невском проспекте", повести очень личной для Гоголя. В ней получили отражения его первые впечатления и первые разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, – и вплоть до картины города "кипящей меркантильности" и развращающей роскоши, в котором погибает все чистое и живое. Начало повести, где Гоголь давал блистательный портрет Невского проспекта в разное время суток, напоминал в жанровом отношении физиологический очерк. Введением двух контрастных и все же сопоставимых между собой героев, Пискарева и Пирогова, Гоголь повторил сюжетный прием "сравнительного жизнеописания", разработанный им, как уже говорилось, в "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Сам сюжет – история гибели художника в столкновении с грубой и пошлой действительностью – был довольно широко распространен в романтической литературе (у Гоголя он дополнительно осложнялся историей торжествующего пошляка – Пирогова). Но, пожалуй, самым неожиданным в повести было последовательное переосмысление Гоголем романтического мироощущения. Так, мадонна Перуджино, с которой художник Пискарев внутренне сравнивал встретившуюся ему красавицу, оказывалась падшей женщиной. "Певец прекрасного" Ф. Шиллер, проповедовавший (точнее, имевший репутация проповедника) единство красоты и добра, оказывался на деле "жестяных дел мастером с Мещанской улицы". Одним словом, как писал Ю. В. Манн, "жизнь в поэзии" (формула немецкого романтика Гофмана в новелле "Золотой горшок") у Гоголя решительно (и, добавим, сознательно) не удавалась.

Аналитическая работа с текстом повести «Невский проспект»:

Невский проспект — «место, где показываются люди», где встречаются обитатели столицы «всех мастей, чинов и званий», где ценятся «перстни, сюртуки, башмачки»…

Назовите героев повести

Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?

Почему Гоголь дал такие фамилии героям?

Определите завязку сюжета повести

Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои

Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?

Назовите главные черты гоголевского героя.

Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?

Как отнеслись герои к своим поражениям?

Сообщения учащихся:

повесть «Портрет»

повесть «Нос»

повесть «Шинель»

Домашнее задание:

Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души»

Индивидуальное задание: сообщение по теме «История создания поэмы»

Выставление оценок за урок.

№ 1

№ 2

№ 3-6

№ 7-8

№ 9

№ 10

№11

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21-22

№23

№24

№25

№26

№27-29

№30-31


Материал для учащихся

Биография Н.В.Гоголя

http://www.ngogol.ru/bio

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.

В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.

После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.

Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".

В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.

Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".

Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах — Малороссии.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят... Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, - И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он - ненавидя!

Н.А.Некрасов. 21 февраля 1852г.

Список использованных источников

1. Биография Н.В.Гоголя

2. .И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комисрова, Г.И.Михеева. Методические рекомендаций «Урок за уроком». М: «Русское слово», 2002


Сообщить об ошибке