Презентация на тему "А.С. Пушкин "Медный Всадник"​"

Презентация: А.С. Пушкин "Медный Всадник"​
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "А.С. Пушкин "Медный Всадник" представляет произведение русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина. "Медный всадник" — поэма была написана в Болдине осенью 1833 года, написана в стихотворной форме. Поэма не была разрешена Николаем I к печати.

Краткое содержание

  1. Предисловие
  2. Вступление
  3. Отрывки произведения

Содержание

  • Презентация: А.С. Пушкин "Медный Всадник"​
    Слайд 1

    А.С. ПУШКИНМЕДНЫЙ ВСАДНИК

    ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ.

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

  • Слайд 3

    А.С. Пушкин даёт собственное жанровое определение своему произведению: «петербургская повесть». Здесь важны оба слова: автор подчёркивает роль Петербурга в поэме и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается вести эпическое повествование. Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.

  • Слайд 4

    Вступление

    I. Мир до города

    («На берегу пустынных волн…»)

    На берегу пустынныхволнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.Ср. с черновыми редакциями:***На берегах Варяжских волнСтоял глубокой думы полнВеликий Петр. Пред ним катиласьУединенная <река?>***Однажды близ пустынных волнСтоял задумавшись глубокоВеликий муж. Пред ним широкоНеслась пустынная Нева.***Однажды близ Балтийских волнСтоял задумавшись глубокоВеликий царь. Пред ним широкоТекла пустынная Нева.

  • Слайд 5

    Пётр принимает на себя функции Творца, он хочет сотворить свой мир. (Ср. с библейской историей сотворения мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою»

    (Быт. 1, 1–2). В мире «до города» свет «спрятан» от Петра (хотя о нём знает автор), и царь не нашёл его. Он смотрит вдаль и видит пространство, движение, свободу. Здесь ещё нет вертикали – есть только горизонтальное пространство, но оно безгранично.

  • Слайд 6

    II. Думы Петра («Здесь будет город заложён…»)

    И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНазло надменному соседу. Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.

    В думах Петра заложены те противоречия, которые воплотятся затем в самом Городе: предполагаемые насильственные действия («прорубить окно») противоречат природе, а не суждены ею, жёсткость Петра («грозить», «назло») плохо сочетаются с гостеприимством и широтой души («И запируем на просторе»). Строительство Петербурга напоминает сооружение Вавилонской башни,а гордыня Петра – гордыню её строителей: «И сказали они: построим себегород ибашню,высотою до небес, и сделаем себе имя,прежде нежели рассеемся по лицувсей земли» (Быт. 11, 1-9).

    Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, например идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город.

  • Слайд 7

    В поэме нет описания строительства Города. Его создание напоминает чудо, однако это чудо не от Бога.

    Город вознёсся ввысь, но не к небу. В городе Петра нет места человеку, нет пространства, «толпа кораблей» и теснящиеся «громады дворцов и башен» подавляют, они заполнили мир. Ср. с черновыми редакциями, в которых сначала отсутствовало слово «башен», видимо, оно появилось у А.С. Пушкина не случайно. (См. в предыдущем разделе упоминание о Вавилонской башне»):

    ***

    Громады тесные дворцовСтоят вдоль Невских берегов.

    Кроме того, в окончательном варианте Пушкин вычёркивает слово «церквей», которое привносит оттенок святости, что не соответствует замыслу поэта:

    ***

    Теснится стройная громада[Дворцов и башен и церквей]

    Окно прорублено, но человеку от этого не стало светлей. Свет новой столицы напоминает блеск царского наряда.

    III. Город Петра

    («Прошло сто лет…»)

    Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегам Громады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.

  • Слайд 8

    IV. Город Поэта

    («Люблю тебя, Петра творенье…»)

    Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясныспящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в часпирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,Насквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.

  • Слайд 9
    • Почему же Пушкин, показавший «юный град» блестящим, пышным и горделивым городом, в котором человеку нет места, признаётся в любви к Петербургу?
    • В IV части, помимо Петра, Человека («убогий чухонец», «финский рыболов») и Природы, во Вступлении появляется ещё одна сила, ещё один герой – Автор.
    • Только в лирической стихии Поэта возможно преодоление трагических противоречий,примирение между противоположностями. Ведь «лирика – это мир, пропущенный через сердце поэта» (Поль Элюар). Эта композиционная часть – любовное послание Городу.
  • Слайд 10

    Автор использует перифразу

    • («Петра творенье», «военная столица»), метонимию («говор балов», «шипенье … бокалов», «твердыни дым и гром»), метафору («Адмиралтейская игла»)
    • Город Поэта насыщен светом, яркими красками («прозрачный», «блеск», «светла», «золотые», «ярче роз», «голубой», «сиянье», «синий») и звуками («шум», «говор», «шипенье», «гром»; аллитерация п, ш, ч, с). На смену «громадам дворцов и башен» приходят «громады пустынных улиц» - мир вновь обретает пространство.
    • Пушкин создаёт свой Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение, частная человеческая жизнь и история, стихия природы и творчество.
    • Анафора «люблю» становится своеобразным рефреном.
    • Многочисленные олицетворения одушевляют мир Петербурга, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря … спешит».
    • Неожиданные эпитеты часто рождают оксюмороны, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия: «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», «воинственную живость», «однообразную красивость».
    • Антитезы («недвижный» - «бег», «сумрак» - «блеск», «тьму ночную» - «золотые небеса», «девичьи лица» - «пирушки холостой») и разные по стилистической принадлежности слова («лоскутья» - «сих знамён победных», «сиянье» - «шапок», «пирушки» - «пламень») не ведут к разделению, противоположные начала бытия дополняют, уравновешивают друг друга, рождая гармонию.
  • Слайд 11

    Мечты Поэта о примирении, в отличие от дум Петра, могут найти своё воплощение - но только в пространстве лирического текста*. Автор как герой покидает поэму.

    *Ср. мотив примирения в связи с Петром в лирическом «Пире Петра I».

    V. Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…»)

    Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!

  • Слайд 12

    VI. До повести («Начну своё повествованье…»)

    Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье...Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье.Печален будет мой рассказ.

    Дальше начнётся повествование, в котором останутся три силы: стихия природы, Пётр (Медный всадник) и Человек, - трагические противоречия между которыми непреодолимы.

  • Слайд 13

    Интересно, что композиция вступления зеркальна:

    I. Мир до города ______ («На берегу пустынных волн…»)II. Думы Петра ______ («Здесь будет город заложён…»)III. Город Петра ______ («Прошло сто лет…»)VI. До повести («Начну своё повествованье…»)V. Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…»)IV. Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)

  • Слайд 14
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке