Презентация на тему "-Н и -НН в суффиксах прилагательных"

Презентация: -Н и -НН в суффиксах прилагательных
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.9
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по русскому языку целью которой является объяснить детям принципы написания суффиксов -Н и - НН в прилагательных. Автор приводит множество практических заданий, направленных на закрепление материала, от контрольного списывания до контрольного диктанта.

Краткое содержание

  • Изучаем суффиксы -Н и -НН в прилагательных
  • Пояснительные схемы
  • Практические задания на закрепление

Содержание

  • Презентация: -Н и -НН в суффиксах прилагательных
    Слайд 1

    Орфограмма №38 Н-НН в суффиксах прилагательных

  • Слайд 2

    "Толковые ребята"

    2

    Правило

    Опорный конспект

    Словообразование

    Лексическая работа

    Распределительный диктант 1, 2

    Игра «Четвертый лишний»

    Тест

    Объяснительный диктант

    Конструирование 1 2

    Зрительный диктант

    Контрольное списывание

    Маршрутный лист

  • Слайд 3

    "Толковые ребята"

    3

    HHв суффиксах прилагательных пишется:

    1. на стыке образующей основы на -Н и суффикса -Н-

    2. в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и -ЕНН-

    3. Исключения: свиной,ветреный

    Н пишется в прилагательных :

    1. в суффиксах -АН-, -ЯН-

    2. в суффиксе -ИН- .

    3. Исключения: стеклянный,оловянный

    Правило

  • Слайд 4

    "Толковые ребята"

    4

    -НН-

    ^

    * Корень на -Н- + -Н-исключение : свиной юный, зеленый.

    * Суффиксы -ОНН- и –ЕНН-

    исключение : ветреный.

    -н-

    * Суффикс -ИН-

    * Суффиксы -АН- (-ЯН-)

    1. исключение:стеклянный
    2. деревянный
    3. оловянный

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

  • Слайд 5

    "Толковые ребята"

    5

    Задание :

    Образуйте прилагательные от существительных,

    объясните выбор суффиксов.

    а) береста , чугун , глина , клюква ;

    б) лимон , кость , телефон , кухня;

    в) журавль , петух , дерево , серебро .

    Словообразование

    Проверка

  • Слайд 6

    "Толковые ребята"

    6

    а) берестяной , чугунный , глиняный , клюквенный .

    б) лимонный , костяной , телефонный , кухонный .

    в) журавлиный , петушиный , деревянный ,

    серебряный .

    Проверка

  • Слайд 7

    "Толковые ребята"

    7

    С каждым из притяжательных прилагательных

    составьте и запишите по два словосочетания, в которых

    прилагательное было бы употреблено сначала в

    прямом значении, а затем — в переносном.

    Обозначьте орфограммы.

    Образец: лебединое крыло — лебединая песня.

    Орли..ый, голуби..ый, лошади..ый, соловьи..ый,

    пчели..ый, муравьи..ый, петуши..ый,журавли..ый.

    Лексическая работа

    Проверка

  • Слайд 8

    "Толковые ребята"

    8

    Орлиный клюв - орлиный взгляд ;

    голубиное перо - голубиная кротость ;

    лошадиное копыто - лошадиная резвость;

    соловьиные лапки - соловьиное пение.

    Проверка

  • Слайд 9

    "Толковые ребята"

    9

    Задание : распределите прилагательные по колонкам

    корень + суффикс ;

    суффиксы -ан- , -ин- ;

    Суффикс -енн- ;

    Исключения.

    а)местностьпусты_а , шерстя_ ой костюм , стекля_ая посуда ;

    б) суко_ая куртка , песча_ый холм , тума_ый взгляд;

    в) вещь це_ая , качестве_ый продукт , торжестве_ое заседание.

    Распределительный диктант 1

    проверка

  • Слайд 10

    "Толковые ребята"

    10

    Проверка

  • Слайд 11

    "Толковые ребята"

    11

    Задание : Распределите прилагательные по двум

    колонкам -н- и -нн- .

    Цели..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый, ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый,

    земля..ой, маши..ый, стари..ый, дровя..ой, мыши..ый, беспричи..ый, дли..ый, кожа..ый,

    мысле..ый, ю..ый, песча..ый, стекля..ый, серебря..ый.

    Распределительный диктант 2

    Проверка

  • Слайд 12

    "Толковые ребята"

    12

    НН

    Целинный, былинный, серединный, витаминный, машинный, старинный, беспричинный, длинный,

    мысленный, стеклянный.

    Н

    соколиный, осиный, утиный, соболиный, земляной, дровяной, мышиный, кожаный, юный,

    песчаный.

    Проверка

  • Слайд 13

    "Толковые ребята"

    13

    Задание: Вставь пропущенные буквы , найди «четвертый

    лишний»

    а)овся_ой , берестя_ой , зеле_ый , тыкве _ый ;

    б)обеде_ый , клюкве_ый , ветре_ый , безветре_ый ;

    в) пчели_ый , муравьи_ый , дли_ый , лебеди_ый.

    Проверка :

    а)овсяной ,берестяной ,зеленый ,тыквенный;

    б)обеденный ,клюквенный ,ветреный,безветренный ;

    в) пчелиный,муравьиный,длинный,лебединый.

    Игра «Четвёртый лишний»

  • Слайд 14

    "Толковые ребята"

    14

    Задание :

    Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют

    суффикс -енн- :

    а) песенный , безветренный , бритвенный ;

    б) болезненный , клюквенный , фирменный ;

    в) именной , производственный , тыквенный .

    Тест

    проверка

  • Слайд 15

    "Толковые ребята"

    15

    б)болезненный, клюквенный, фирменный.

    Проверка

  • Слайд 16

    "Толковые ребята"

    16

    Спишите. Обозначьте и обозначьте суффиксы имён прилагательных.

    В лекцио(н, нн).м зале Политехнического музея состоялось торжестве(н, нн)ое заседание, посвящённое Дню косм,.навтики

    Це(н, нн)ый песцовый мех охотно покупают у нас западныестраны.

    Семе(н, нн)ой фонд пополнился новыми сортами пшеницы.

    На письме(н,нн).м столе сегодня порядок.

    Бензи(н, нн)ый запах резко ударил в ноздри.

    Лучший корм для рыб — конопля(н, нн)ые и подсолнечные семечки. Туда можно добавить ист..лчённые ржа(н, нн)ые сухари.

    Объяснительный диктант

    проверка

  • Слайд 17

    "Толковые ребята"

    17

    В лекционном зале Политехнического музея состоялось

    торжественное заседание, посвящённое Дню космонавтики.

    Ценныйпесцовый мех охотно покупают у нас западные страны.

    Семенной фонд пополнился новыми сортами пшеницы.

    На письменномстоле сегодня порядок.

    Бензинный запах резко ударил в ноздри.

    Лучший корм для рыб- конопляные и подсолнечные семечки.Туда можно добавить истолчённые ржаныесухари.

    Проверка

  • Слайд 18

    "Толковые ребята"

    18

    Составьте и запишите словосочетания,

    используя данные прилагательные и

    соответствующие существительные.

    Медвя_ый, глиня_ый, песча_ый, оловя_ый, полотня_ый, кожа_ый, деревя_ый, багря_ый, серебря_ый, стекля_ый.

    К_с_гор, м_даль, с_р_фан, ар_мат, п_ртфель, с_лдатик, закат, дом, в_трина, игрушка.

    Конструирование 1

  • Слайд 19

    "Толковые ребята"

    19

    Задание : Замените выделенные слова именами

    прилагательными с нужными суффиксами,

    делая необходимые перестановки слов.

    Образец:

    На окраине деревни стояла изба с крышей из соломы.

    На окраине деревни стояла изба с соломенной крышей .

    Полы в избе были из глины.

    Сварили кисель из клюквы.

    Из кустов доносятся трели соловья .

    Утром погода была с ветром.

    Хороши дни весны !

    На горизонте были видны мельницы , приводимые вдвижение ветром.

    Ветерок доносил горький запах полыни.

    Откуда-то издали доносятся грустные крики журавлей .

    Приближается пора осени .

    Конструирование 2

    Проверка

  • Слайд 20

    "Толковые ребята"

    20

    Полы в избе были глиняные.

    Сварили клюквенный кисель

    Из кустов доносятся соловьиные трели.

    Утром погода была ветреная .

    Хороши дни весенние !

    На горизонте были видны ветреные мельницы .

    Ветерок доносил горький полынный запах .

    Откуда-то издалидоносятся грустные журавлиные крики.

    Приближается осенняя пора .

    Проверка

  • Слайд 21

    "Толковые ребята"

    21

    Образуйте от выделенных существительных прилагательные.

    Почему в некоторых прилагательных пишется -НН-?

    Объясните постановку знаков препинания.

    Из какого произведения взяты эти строки, кто автор?

    Зрительный диктант

    Выдали даме на станции

    Четыре зелёных квитанции

    О том, что получен багаж:

    Диван, чемодан, саквояж,

    Картина, корзина,картонка

    И маленькая собачонка.

    [], ( что…):[O,O,O,O,O,Oи O].

    Станционный , диванный , чемоданный , саквояжный , картинный , корзинный , картонный .

  • Слайд 22

    "Толковые ребята"

    22

    Надобно хорошо знать горные тр..пинки, чтобы пустит(?)ся в горы. Можно заблудит(?)ся между скалистыми в..ршинами гор, в тёмныхлесах, между бе..числе(н, нн)ыми руч(?)ями и реч(?)ками. Если гора, на к..торую вы взбираетесь, лежит в тёплом климате, то у подошвы её вы покин..те лимо(н, нн)ые и померанц..вые рощи. Выше встретят вас деревья умере(н, н)ых стран, далее найдёте вы угрюмые хвойные леса и листве(н,нн)ые деревья Севера. Ещё выше — и деревья уже пр..кращаются. Внизу изв..вается серебря (н,нн)ой лентой шумный поток. У границы веч(?)ных снегов только тощий мох напомнит о полярных странах, где он составляет почти единстве (н, нн)ую пищу северных оленей. На высокой площадке вы буд..те вполне вознаграждены величестве(н, нн)ой картиной гор.(К. Ушинский.)

    Проверка

    Контрольное списывание

  • Слайд 23

    "Толковые ребята"

    23

    Надобно хорошо знать горные тропинки, чтобы пуститься в горы.

    Можно заблудиться между скалистыми вершинами гор, в тёмных

    лесах, между бесчисленнымиручьями и речками. Если гора, на

    которую вы взбираетесь, лежит в тёплом климате, то у подошвы её

    вы покиньте лимонные и померанцевые рощи. Выше встретят вас

    деревья умеренных стран, далее найдёте вы угрюмые хвойные леса

    и лиственные деревья Севера. Ещё выше — и деревья уже

    прекращаются. Внизу извивается серебряной лентой шумный поток.

    У границы вечных снегов только тощий мох напомнит о полярных

    странах, где он составляет почти единственную пищу северных оленей.

    На высокой площадке выбудете вполне вознаграждены величественной

    картиной гор.

    (К. Ушинский.)

    Проверка

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке