Презентация на тему "Фразеология" 6 класс

Презентация: Фразеология
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, которая познакомит школьников с фразеологизмами. Ребята узнают какие виды фразеологизмов бывают, откуда они берутся и как их можно различать. Ну и конечно же, пополнять свой словесный багаж.

Краткое содержание

  • Изучаем фразеологизмы
  • Виды фразеологизмов
  • Лексическое значение
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Фразеология
    Слайд 1

    Фразеология

    Урок русского языка в 6 классе

    Выполнила: учитель МОУ «Ванновская СОШ №4»

    Никифорова Светлана Викторовна

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Цели урока:

    • познакомить учащихся с фразеологизмами;
    • учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
    • учить находить фразеологизмы в тексте;
  • Слайд 3

    Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом.

    Phrasis – «выражение»

    Logos – «учение»

  • Слайд 4

    Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

    Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной

    выразительной и яркой.

  • Слайд 5
    • «Море по колено» — ничто не страшно.
    • «Мухи не обидит»— кроткий человек.
    • «Как две капли воды»— очень похожи друг на друга.
  • Слайд 6
    • «Тянуть кота за хвост»— надолго затягивать какое-либо решение или дело.
    • «Не разлей вода»— дружные ребята.
    • «Витать в облаках»— мечтать.
  • Слайд 7

    «Плясать под чужую дудку»— беспрекословно выполнять волю другого человека.

    «Сесть на шею»— быть обузой для другого человека.

    «Водить за нос»— обманывать.

  • Слайд 8

    Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.

    Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...

    2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

    3.Бросились искать приезжего. а его и след ...

    4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

    5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...

    6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

    7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

  • Слайд 11

    Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях

    Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.

    Девочка болела, и мама носила ее на руках.

  • Слайд 12

    Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

    Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.У лягушки дух захватило от страшной высоты.Яшка сломя голову остановился.

  • Слайд 13

    Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

    Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.Кирилл целый день бездельничал.Мы догадывались, что он нас обманывает.Первого сентября Уля проснулась очень рано.

  • Слайд 14

    Сфера употребления фразеологизмов

    Стили речи

    • книжный
    • разговорный
    • публицистический
  • Слайд 15

    Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный,книжный,

    публицистический

    • Водить за нос, ломать голову, сложить
    • оружие, сдержать слово, карточный домик,
    • из года в год, краеугольный камень, ломать
    • голову, кривить душой, гадать на кофейной
    • гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
  • Слайд 16

    Проверь себя!

    Книжный: сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень.

    Публицистический: сдержать слово, под открытым небом, из года в год.

    Разговорный: водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще,

  • Слайд 17

    Откуда берутся фразеологизмы

    Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья

    Старославянские как зеницу око, не от мира сего

    Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

    Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч

    Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

  • Слайд 18

    Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

    Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

    (I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)

  • Слайд 19

    Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

    1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

    Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

  • Слайд 20

    Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

    Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

    (По Э.А. Вартаньяну)

    Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

  • Слайд 21

    Спасибо за урок!!!!

    Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.

    Молодцы!

  • Слайд 22

    Литература

    Дубровин М.И. Словарь «Русские фразеологизмы в картинках» – М.: Русский язык, 1981 г.;

    Даль В.Словарь «Пословицы и поговорки» – М.: Просвещение, 1957 г.

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке