Презентация на тему "Турнир знатоков русского языка"

Презентация: Турнир знатоков русского языка
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация, которая представляет собой основу для проведения турнира, среди знатоков русского языка. Работа включает из себя задания из самых разных областей изучения языка - от морфемики до этимологии и от пословиц до лексики.

Краткое содержание

  • Презентация-основа для проведения конкурса на знание русского языка
  • Пословицы
  • Орфоэпия
  • Морфемика
  • Лексика
  • Морфология
  • Этимология

Содержание

  • Презентация: Турнир знатоков русского языка
    Слайд 1

    Турнир

    знатоков русского языка

    Гайдук

    Надежда Викторовна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ ВКШ им А.В.Суворова

  • Слайд 2

    Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей.

    Н. В. Гоголь

  • Слайд 3

    В. И.Даль (1801-1871)

    Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так делал он четыре раза.

    А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.

    Объясните смысл сказки.

  • Слайд 4

    ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

    Век живи – век учись.

    Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.

    Худой мир лучше доброй драки

    Семь раз отмерь – один раз отрежь

    Берут завидки на чужие пожитки.

    Учись всю жизнь

    Береги время

    Не ссорься

    Не торопись, делай всё аккуратно

    Нехорошо заглядываться на чужое

  • Слайд 5

    ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

    до Киева доведёт

    не воробей, вылетит - не поймаешь

    туши до пожара, беду отводи до удара

    подарок, дорога любовь

    сани летом, а телегу зимой

    сани не садись

    дана на добрые дела

    свинье не товарищ

    Язык…

    Слово …

    Искру…

    Не дорог…

    Готовь …

    Не в свои ….

    Жизнь..

    Гусь…

  • Слайд 6

    Орфоэпия

    Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

    Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

  • Слайд 7

    Лексика

    Решите пропорции

    1.Тигр/кошка=(?)/собака

    2.Ластик/карандаш=время/(?)

    3.Пол/потолок=стена/(?)

    4.Пожарный/вода=дворник/(?)

    5.Тигр/4=паук/(?)

    6.Дом/крыша=человек/(?)

    7.Пустыня/кактусы=море/(?)

    8.Женщина/мышь=(?)/машина

    9.Лицо/портрет=природа/(?)

    10.Музыка/плеер=море/(?)

    1.Тигр/кошка=волк/собака

    2.Ластик/карандаш=

    =время/воспоминание

    3.Пол/потолок=стена/стена

    4.Пожарный/вода=дворник/метла

    5.Тигр/4=паук/8

    6.Дом/крыша=человек/шляпа

    7.Пустыня/кактусы=

    =море/водоросли

    8.Женщина/мышь=

    =пешеход/машина

    9.Лицо/портрет=природа/пейзаж

    10.Музыка/плеер=море/раковина

  • Слайд 8

    Морфемика

    Создайте

    словообразовательную

    цепочку от слов

    Холодильник

    Прискорбно

    Холодильник холодильный холодить холод

    Прискорбно прискорбный скорбный скорбь

  • Слайд 9

    Морфология

    Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом

    Прюн – темно-лиловый

    Хаки – коричнево-зеленый Пансе темно-фиолетовый

    Беж – светло-коричневый Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

    Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны?

    Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака

  • Слайд 10

    Заглянем в этимологию

    Это этимологически родственные слова.

    Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».

    Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

  • Слайд 11

    Фразеология

    Битый час – целый час.

    Значение выражениясвязано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

    Что означает выражение «битый час»?

    Каково его происхождение?

  • Слайд 12

    Синтаксис

    1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

    2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения.

    3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

    4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

    Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

    1.Татьяна Васильевна написала,

    что приедет в двадцатых

    числах июня.

    2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что

    самые необходимые были под рукой.

    3.Она не сводит глаз с дороги,

    что идет через рощу.

    4.Я поместил в этой книге только

    то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

  • Слайд 13

    Изобразительно-выразительные средства языка

    Оксюморон

    Перифраза

    Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

    1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья.

    2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров.

  • Слайд 14

    Народная мудрость (загадки)

    Крапива

    Санки

    Репа

    Сучок

    Сосулька

    Что это за трава, которую слепые знают?

    Под гору коняшка, а в гору деревяшка.

    В землю — крошки, из земли — лепешки.

    В лавке пятак, а не вытащить никак.

    Что вверх корнем растет?

  • Слайд 15

    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

    А. П. Чехов

  • Слайд 16

    Желаем успеха в изучении русского языка!

  • Слайд 17

    Использованные материалы

    1.Вялкова Г.М. сборник олимпиадных заданий по русскому языку-Панорама,2008

    2.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника-М:Дрофа,2007

    3.Львова С.И. Русский язык в кроссвордах-М:Дрофа,2007

    4.Петрановская Л. Игры на уроках русского языка-М:МИРОС,2000

    5.Смирнов А.Е. Дар Владими-ра Даля-М:Дрофа,2007

Посмотреть все слайды

Конспект

МБОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова»

Турнир знатоков русского языка

Гайдук

Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2011-2012 уч. год

Цели:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Расширять кругозор учащихся.

Способствовать углублению знаний о русском языке.

Оснащение:

1.Презентация

2.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)

1.Разминка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так делал он четыре раза.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.

Объясните смысл сказки.

(птицы –месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

Учись всю жизнь Век живи – век учись

Береги время Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. Не ссорься Худой мир лучше доброй драки

Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь – один раз отрежь

Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

Язык до Киева доведёт

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Не дорог подарок, дорога любовь

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не в свои сани не садись

Жизнь дана на добрые дела

Гусь свинье не товарищ

4.Орфоэпия.

Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

5.Решите пропорции.

1.Тигр/кошка=волк/собака

2.Ластик/карандаш=время/воспоминание

3.Пол/потолок=стена/стена

4.Пожарный/вода=дворник/метла

5.Тигр/4=паук/8

6.Дом/крыша=человек/шляпа

7.Пустыня/кактусы=море/водоросли

8.Женщина/мышь=пешеход/машина

9.Лицо/портрет=природа/пейзаж

10.Музыка/плеер=море/раковина

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

Холодильник ←холодильный ←холодить ← холод

Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака

Индиго – синий цвет.

Маренго – черный с серым отливом

Прюн – темно-лиловый

Хаки – коричнево-зеленый

Пансе темно-фиолетовый

Беж – светло-коричневый

Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.

Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Это этимологически родственные слова.

Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Битый час – целый час.

Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.

3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.

4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения.

3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья. (оксюморон)

2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров. (перифраза)

12. Отгадать загадки.

Что это за трава, которую слепые знают? Крапива

Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки

В землю — крошки, из земли — лепешки. Репа

В лавке пятак, а не вытащить никак. Сучок

Что вверх корнем растет? Сосулька

Оценка результатов

Тип задания

Критерии оценки

Команда №1

Команда №2

1.Разминка

При полном ответе -3б.

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

За каждую правильную пословицу-1б.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

За каждые две -1б.

4.Орфоэпия

За каждые 2 правильных слова -1б. (max -8)

5.Решите пропорции.

За каждые две пропорции-1б.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

За правильно составленную цепочку -1б.

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

За определение части речи -1б.

За каждое правильное значение слова-1б.

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

За аргументированный ответ -3б.

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

За ответ на каждый вопрос по 1б.

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

За каждое предложение-1б.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

За каждое слово-1б.

12. Отгадать загадки.

За каждую загадку-1б.

13.Кроссворд

За полностью решенный кроссворд-3б.

Итоги

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.

МБОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова»

Турнир знатоков русского языка

Гайдук

Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2011-2012 уч. год

Цели:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Расширять кругозор учащихся.

Способствовать углублению знаний о русском языке.

Оснащение:

1.Презентация

2.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)

1.Разминка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так делал он четыре раза.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.

Объясните смысл сказки.

(птицы –месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

Учись всю жизнь Век живи – век учись

Береги время Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. Не ссорься Худой мир лучше доброй драки

Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь – один раз отрежь

Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

Язык до Киева доведёт

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

Искру туши до пожара, беду отводи до удара

Не дорог подарок, дорога любовь

Готовь сани летом, а телегу зимой

Не в свои сани не садись

Жизнь дана на добрые дела

Гусь свинье не товарищ

4.Орфоэпия.

Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

5.Решите пропорции.

1.Тигр/кошка=волк/собака

2.Ластик/карандаш=время/воспоминание

3.Пол/потолок=стена/стена

4.Пожарный/вода=дворник/метла

5.Тигр/4=паук/8

6.Дом/крыша=человек/шляпа

7.Пустыня/кактусы=море/водоросли

8.Женщина/мышь=пешеход/машина

9.Лицо/портрет=природа/пейзаж

10.Музыка/плеер=море/раковина

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

Холодильник ←холодильный ←холодить ← холод

Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака

Индиго – синий цвет.

Маренго – черный с серым отливом

Прюн – темно-лиловый

Хаки – коричнево-зеленый

Пансе темно-фиолетовый

Беж – светло-коричневый

Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.

Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Это этимологически родственные слова.

Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Битый час – целый час.

Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.

3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.

4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения.

3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

1.Живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья. (оксюморон)

2.Страна кленового листа, белокаменная столица, град Петров. (перифраза)

12. Отгадать загадки.

Что это за трава, которую слепые знают? Крапива

Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки

В землю — крошки, из земли — лепешки. Репа

В лавке пятак, а не вытащить никак. Сучок

Что вверх корнем растет? Сосулька

Оценка результатов

Тип задания

Критерии оценки

Команда №1

Команда №2

1.Разминка

При полном ответе -3б.

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

За каждую правильную пословицу-1б.

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

За каждые две -1б.

4.Орфоэпия

За каждые 2 правильных слова -1б. (max -8)

5.Решите пропорции.

За каждые две пропорции-1б.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

За правильно составленную цепочку -1б.

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

За определение части речи -1б.

За каждое правильное значение слова-1б.

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

За аргументированный ответ -3б.

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

За ответ на каждый вопрос по 1б.

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

За каждое предложение-1б.

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

За каждое слово-1б.

12. Отгадать загадки.

За каждую загадку-1б.

13.Кроссворд

За полностью решенный кроссворд-3б.

Итоги

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.

1.Разминка

2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ

3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ

4.Орфоэпия

5.Решите пропорции.

6. Создайте словообразовательную цепочку от слов

7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова?

8.Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод?

9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?

11. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям?

12. Отгадать загадки.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке