Презентация на тему "Психология как наука"

Презентация: Психология как наука
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Психология как наука" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 39 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Психология как наука
    Слайд 1

    Психология как наукаЛекция

    Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет Томск 2013 Преподаватель : Федорчук Любовь Семеновна

  • Слайд 2

    Содержание

    1.Объект и предмет психологии. 2.Структура психики. 3.Органы психической деятельности. 4.Принципы психологии. 5.Отросли психологии. 6.Задачи психологии. 7.Методы психологии. 8.Основные этапы развития психологии. 9.Вопросы для размышления. Литература

  • Слайд 3

    Психология(греч. psyche - душа; logos – учение)-наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека (психология человека) и животных (зоопсихология). Психика присуща человеку и животному, что позволяет говорить об общности психических процессов.

  • Слайд 4

    Объект и предмет психологии

    Объект – психика: внутренний мир, возникающий в процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предмет психологии – различные стороны психики.

  • Слайд 5

    Структура психики:

    психические процессы – познавательные, эмоционально-волевые (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, чувства; психические состояния - напряжённость, интерес, угнетенность; психические свойства личности - направленность, способности, задатки, характер, темперамент.

  • Слайд 6

    Человек, индивид

    Человек – родовое понятие, указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду. В нем утверждается генетическая предопределенность к развитию собственно человеческих признаков и качеств (сознания, способностей, речи, деятельности и др.). Индивид– единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и др.), психологическими свойствами ( способности, темперамент, эмоциональность и др.)

  • Слайд 7

    Личность, индивидуальность

    Личность – субъект сознания и самосознания. Феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. С помощью индивидуальности реализуется личностный потенциал, то есть заложенные возможности, способности.

  • Слайд 8

    Функции психики

    1.Отражение внешнего мира. 2.Регуляция поведения и деятельности. 3.Ориентация организма в среде, адаптация. Отражение Регуляция Адаптация

  • Слайд 9

    Ученые доказали (Н. А. Бернштейн, Р. Лурия К. Халл, П. К. Анохин и др.) что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. А.

  • Слайд 10

    Органы психической деятельности

    1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера). 2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег). 3.Нервная система ( ).

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Органы психической деятельности

    1.Кора головного мозга(зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера). 2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег). 3.Нервная система (согласованная деятельность различных органов и систем, регуляция функций организма, связь организма с внешней средой, благодаря чему мы чувствуем, реагируем).

  • Слайд 13

    Физиологическая основа психики – нервная система

    Нервная клетка

  • Слайд 14

    ПЕРЕДАЧА НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА

  • Слайд 15

    Строение головного мозга

  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Головной мозг состоит из нескольких отделов: задний мозг средний мозг; передний мозг; большие полушария. Большие полушария - самый крупный отдел головного мозга(правое и левое). Полушария состоят из коры, образованной серым веществом, поверхность которого испещрена извилинами и бороздами, отростками нервных клеток белого вещества.

  • Слайд 19

    Деятельность мозга

    С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животных: сознание, память, мышление, речь, трудовая деятельность. По названиям костей черепа, к которым прилегают различные части больших полушарий, головной мозг делят на доли: лобные, теменные, затылочные и височные. Очень важный отдел головного мозга, отвечающий за согласованность движений и равновесие тела, – мозжечок – расположен в затылочной части головного мозга над продолговатым мозгом. Его поверхность Мозжечок соединен со всеми отделами ствола головного мозга.

  • Слайд 20

    Принципы психологии

  • Слайд 21

    Отросли психологии

    По принципу деятельности: военная; спортивная; клиническая; искусства; науки и др. психология труда; педагогическая; инженерная; юридическая; авиационная; космическая;

  • Слайд 22

    По принципу развития: возрастная; сравнительная; зоопсихология; патопсихология; психогенетикаи др.

  • Слайд 23

    По принципу отношения личности и общества: социальная; политическая; экологическая; экономическая; психология личности; психология управления.

  • Слайд 24

    Задачи психологии

    Изучение законов психической деятельности в её развитие. Формирование способностей человека ускоряющих научно технический прогресс. Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант. Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на каждом возрастном этапе. Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности. Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии). Разработка новых методов точной диагностики развития личности. Другое.

  • Слайд 25

    Задачи современной психологии:

  • Слайд 26

    Методы психологии

  • Слайд 27

    РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

    1-й этап(V в.до н.э.) – психология как наука о душе. Идеалистический подход. Предмет исследования – душа - нечто независимое от тела, особая сущность, обеспечивающая жизнь телу. Наличием души объясняли непонятное в жизни человека. Характерно понимание двойственности души (дуализм), в наиболее развитой форме это представлено в учении Рене Декарта (1596-1650).

  • Слайд 28

    2-й этап(XVII - XIX вв.) – психология понимается как наука о сознании; развитие социологии связано с бурным развитием естественных наук. Предмет психологии - сознание. Метод изучения сознания – интроспекция (Джон Локк,1632-1704). Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг, Вильгельм Вундт) (1832-1920).

  • Слайд 29

    3-й этап (1 пол.XX в.) – психология как наука о поведении; предмет психологии - поведение. Выделение психологических школ.

  • Слайд 30

    4-й этап (2. пол. XX в.) – психология как наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики; развитие отечественной психологии, в основе которой философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др.); появление гуманистической психологии (Карл Роджерс, АбрахамМаслоу др.); выделение трансперсональной психологии (60-е годы XX в.).

  • Слайд 31

    Мысль о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры: древнегреческим врачом АлкмеономКротонским (VI в. до н.э.): «головной мозг есть "седалище души и сознания»; Врачом и философом Гиппократом (ок. 460-377 г. до н.э.); Римским врачом Клавдием Галеном (ок. 130-200 гг. н.э.), проводившим опыты на животных. В течение более чем двухтысячелетней истории психологическое знание развивалось, углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

  • Слайд 32

    Особое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни - "отражение") в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит нашим соотечественникам И. М. Сеченову (1829-1905) и И. П. Павлову (1849-1936). На ней зиждется материалистческая психология.

  • Слайд 33

    И. М. Сеченов в своей книге "Рефлексы головного мозга" (1863) показал, что "все акты сознательной и бесознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы". Он выделил в рефлексах три звена: - начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; - среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.); - конечное звено – внешнее движение.

  • Слайд 34

    По мнению И. М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением». Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира. Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

  • Слайд 35

    В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление. И. П. Павлов выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов высшей нервной деятельности (ВНД): сила – слабость; уравновешенность –неуравновешенность; подвижность – инертность. Основываясь на многочисленных экспериментальных данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД: I тип - сильный, уравновешенный, подвижный; II тип - сильный, неуравновешенный, подвижный; III тип - сильный, уравновешенный, инертный; IV тип - слабый (неуравновешенный, инертный

  • Слайд 36

    Таким образом, в начале XX в. из двух разных областей знаний – физиологии и психологии - оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и, в результате приобретения организмом нового опыта проявляющихся на психологическом и поведенческом уровнях.

  • Слайд 37

    ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

    1.Дайте понятие психики. 2.Определите функции психики. 3.Обьясните, в чем сущность принципов изучения природы психического. Проранжируйте по степени значимости задачи современной психологии. 5.Укажите специфику изучения природы психического на разных этапах развития науки. 6. Определите значимость психологического знания в личностном и профессиональном пространстве человека. 7.Приведите примеры использования психологического знания в Вашей будущей профессиональной деятельности.

  • Слайд 38

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с. 2.Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896с. 3.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология. –СПб.: Питер, 2000. – 432 с. 4.Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с. 5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.

  • Слайд 39

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.