Презентация на тему "Статистика населения"

Презентация: Статистика населения
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по экономике на тему "Статистика населения" ориентирована на проведение лекционных занятий. Материал представляет собой максимально структурированную информацию, с акцентами на ключевых положениях. Может быть использован в качестве подробного конспекта по теме, так как содержит необходимую теоретическую информацию.

Краткое содержание

  1. Необходимость изучения население
  2. Объект и предмет изучения
  3. Объекты наблюдения
  4. Источники данных о населении
  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Автор
    Т.А.Герела
  • Аудитория
    10 класс 11 класс
  • Слова
    экономика население
  • Конспект
    Присутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Статистика населения
    Слайд 1

    ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

    • Преподаватель высшей категории Т.А.Герела
    • 1
    • Статистика населения
    • pptcloud.ru
  • Слайд 2

    «Населить мир людьми легко. Избавить мир от людей легко. В чем же трудность?»(Станислав Ежи Лец)

    • 2
    • Население – это совокупность лиц, проживающих на определенной территории (мира, континента, страны или ее части) в данное время
  • Слайд 3

    Необходимость изучения население

    • 3
    • Информация нужна для государственного регулирования, управления и производства (для определения размеров производства различных видов продукции, развития здравоохранения и т.п.)
  • Слайд 4

    Объект и предмет изучения

    • 4
    • Объектизучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.
    • Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения
  • Слайд 5

    Объекты наблюдения

    • 5
  • Слайд 6

    Источники данных о населении

    • 6
    • Перепись
    • Выборка
    • Текущий
    • учет
    • Отчеты предприятий
    • ИСТОЧНИКИ
  • Слайд 7

    Реализация концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.г

    • 7
  • Слайд 8

    Численность населения России, прогноз до 2100 года (экстраполяционный вариант)млн. человек (Источник: ЦДЭЧ)

    • 8
  • Слайд 9

    Население

    • 9
  • Слайд 10

    Городское и сельское населения по результатам переписи 2010 года

    • 10
  • Слайд 11

    Методы обработки информации

    • 11
  • Слайд 12

    Для изучения состава населения применяются группировки

    • 12
  • Слайд 13

    Реализация концепции демографической политики РФ на период до 2025 года

    • 13
    • По итогам реализации концепции предполагается к 2016 году:
    • Стабилизировать численность населения на
    • уровне 42-143 млн. чел
    • Увеличить продолжительность жизни до 70 лет
    • Увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом коэффициент рождаемости, на треть снизить смертность
  • Слайд 14

    Категории населения и их характеристика

    • 14
    • Постоянное население =
    • Наличное население +
    • Временно-присутствующее население
    • Временно- отсутствующее население -
  • Слайд 15

    Категории населения при проведении переписи 2010года (тыс.чел.)

    • 15
  • Слайд 16

    Россия занимает девятое место в мире по численности населения

    • 16
    • 1.Китай-1341
    • 2.Индия-1225
    • 3.США-310
    • 4.Индонезия-240
    • 5.Бразилия-195
    • 6.Пакистан-174
    • 7.Нигерия-158
    • 8.Бангладеш-149
    • 9.Россия-143
    • 10.Япония-127
  • Слайд 17

    Рейтинговая оценка ведущих стран мира по численности населения в 2011 году

    • 17
  • Слайд 18

    Список литературы

    • 18
    • Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.
    • Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.
    • Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.
    • Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.
    • Интернет-сайты:
  • Слайд 19
    • 19
    • Официальный сайт Госкомстата РФ / адрес доступа
    • 2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа
    • 3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа
    • 4. Исследовательская группа «Циркон» (сайт исследовательской организации с архивами данных)
    • 5. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных)
    • pptcloud.ru
Посмотреть все слайды

Конспект

ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

Методическая разработка изучения

темы: «Демографические проблемы в стане, мире и Санкт-Петербурге»

дисциплина «Экономическая теория», «Экономика организации (предприятия), «Экономическая статистика»

Преподаватель:

Герела Т.А.

Санкт-Петербург

2012

Тип урока: Урок- беседа

Цели урока:

1. Обучающие: познакомить учащихся с основными демографическими понятиями, демографической ситуацией в мире и стране, необходимостью изучения, дать цифровую оценку состояния демографических процессов в России и в мире.

2. Воспитательная: Воспитание мышления, внимания, гражданской позиции.

3. Развивающие: Развитие познавательных способностей учащихся, расширения их кругозора, активизация мышления.

Информация будет полезна для преподавателей, студентов и школьников, занимающихся преподаванием и изучением экономических дисциплин, для проведения внеклассных мероприятий.

План проведения занятия

Организационный момент (ознакомление учащихся с целью, темой, структурой занятия, системой подведения итогов)

Систематизация знаний по теме урока в виде фронтальных вопросов к аудитории. Подведение итогов.

Объяснение материала урока с учетом результатов фронтального опроса (Приложение 1- лекция-беседа): Слайд 2

3.1 Объект, предмет и источники данных о населении.

3.2 Задачи и методы демографических исследований.

3.4 Категории населения.

4. Закрепление пройденного материала. Причины демографического спада в стане?: Слайд 20 (проверка знаний)

1. Объект и предмет, источники данных о населении

Проведение эффективной социально-экономической и демографической политики невозможно без глубокого и всестороннего представления о населении и его отдельных группах. Практическая сфера применения информации о населении, предоставляемой статистикой, весьма широка. В частности, эти сведения используются на уровне государственного управления (страны, региона, отдельных территорий) для прогнозирования численности и состава населения, для планирования развития рынка труда, сфер образования, здравоохранения, жилищного строительства, для определения приоритетов и направлений социальной политики, развития пенсионной системы: Слайд 1, 2. Кроме этого, статистика населения все больше интересует частный бизнес. Ее данные используют в своей деятельности маркетинговые, страховые, туристические и другие компании: Слайд 3.

Объект изучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.

Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения: Слайд 4,5

Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения: Слайд 6

Перепись населения – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом переписи (обычно полночь накануне первого дня переписи). Последняя Всероссийская перепись населения проведена в 2010 году по состоянию на 0 часов 25 октября: Слайд 7,8

Цель проведения переписи заключается в сборе сведений о численности, составе и размещении населения для различных социально-экономических нужд государства (управления, планирования, перспективных расчетов и др.).

.Программа переписи определяет всю совокупность демографических, экономических и социальных сведений, собираемых в процессе переписи о каждом жителе страны.

Единицей наблюдения при проведении переписи может быть человек, семья, домашнее хозяйство. Относительно каждого человека должны быть собраны сведения следующих типов:

1) демографические (пол, дата и место рождения, состояние в браке и т.д.);

2) экономические (занятость, вид экономической деятельности и т.д.);

3) образовательные (уровень образования, тип учебного заведения и т.д.);

4) этнические (национальность, родной язык и т.д.).

В промежутках между переписями ведется текущий учет демографических событий по мере их наступления на основе обработки сведений актов гражданского состояния, данных органов внутренних дел, специальных выборочных обследований миграции населения.

2.Задачи и методы демографических исследований

Наиболее общими задачами исследования населения являются:

определение численности и состава населения территории;

рассмотрение динамики демографических процессов (как в абсолютном, так и в относительном выражении), анализ их интенсивности и взаимосвязей;

определение тенденций развития изучаемых явлений и процессов и разработка прогнозов: Слайд 9

Для решения указанных задач используются разнообразные методы: Слайд 10основными из них являются:

статистическое наблюдение, на основе которого осуществляется сбор данных о населении при проведении переписей населения и выборочных обследований, при организации текущего учета демографических событий;

выборочный метод;

метод группировок и классификаций, на основе которого осуществляется анализ состава населения: Слайд 11,12

различные количественные методы исследования, используемые в статистике: описание и анализ рядов распределения с использованием абсолютных и относительных величин, показателей вариации; метод обобщающих статистических показателей и др.;

табличный и графический методы для наглядного представления данных, анализа динамики и взаимосвязи изучаемых процессов;

методы анализа временных рядов, выявления трендов, расчета на их основе прогнозных значений и оценки их достоверности (Слайд13)

методы изучения связи между демографическими процессами, зависимости демографических процессов от времени, от социально-экономических процессов и других факторов (автокорреляция, корреляционно-регрессионный, многомерный статистический анализ);

специальные демографические методы, например, методы реального и условного поколения, использование которых позволяет рассматривать интенсивность демографических процессов в реальных когортах населения, т.е. группах лиц, одновременно переживающих какое-либо демографическое событие.

3.Категории населения (Слайд 16,17,)

Наличное население – категория населения, объединяющая людей, находящихся на определенный момент времени на данной территории, включая временно прибывших (проживающих).

Постоянное население – категория населения, объединяющая людей, которые имеют постоянное (обычное) место жительства на данной территории, включая временно выбывших (отсутствующих).

Связь данных категорий можно представить равенством: (Слайд14,15)

Постоянное население = Наличное население – Временно прибывшее +

Временно выбывшее.

4.Причины демографического спада

Опрос общественного мнения показал что, причины - низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими: Слайд 16,17

Литература

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.

Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.

Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.

Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.

Интернет-сайты:

Официальный сайт Госкомстата РФ / : www.gks.ru

2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) : www.fom.ru

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.wciom.ru

4. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.levada.ru

5. RLMS - Российский мониторинг здоровья и экономического положения населения (архив данных) / адрес доступа: www.cpc.unc.edu/rlms

6. Статистическая база данных по российской экономике: http://stat.hse.ru/

Аннотация

В методической разработке представлен план-конспект уроков с презентацией по заявленной теме. Рассматриваются актуальные вопросы демографической ситуации в стране, мире и Санкт-Петербурге. Материал может быть интересен преподавателям экономических дисциплин, учащимся старших классов и студентам учебных заведений

Сведения о себе

Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики

Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88

192288 Санкт-Петербург ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1

E-mail gerela2012@yandex.ru

�PAGE � �PAGE �7�

ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

Методическая разработка изучения

темы: «Демографические проблемы в стане, мире и Санкт-Петербурге»

дисциплина «Экономическая теория», «Экономика организации (предприятия), «Экономическая статистика»

Преподаватель:

Герела Т.А.

Санкт-Петербург

2012

Тип урока: Урок- беседа

Цели урока:

1. Обучающие: познакомить учащихся с основными демографическими понятиями, демографической ситуацией в мире и стране, необходимостью изучения, дать цифровую оценку состояния демографических процессов в России и в мире.

2. Воспитательная: Воспитание мышления, внимания, гражданской позиции.

3. Развивающие: Развитие познавательных способностей учащихся, расширения их кругозора, активизация мышления.

Информация будет полезна для преподавателей, студентов и школьников, занимающихся преподаванием и изучением экономических дисциплин, для проведения внеклассных мероприятий.

План проведения занятия

Организационный момент (ознакомление учащихся с целью, темой, структурой занятия, системой подведения итогов)

Систематизация знаний по теме урока в виде фронтальных вопросов к аудитории. Подведение итогов.

Объяснение материала урока с учетом результатов фронтального опроса (Приложение 1- лекция-беседа): Слайд 2

3.1 Объект, предмет и источники данных о населении.

3.2 Задачи и методы демографических исследований.

3.4 Категории населения.

4. Закрепление пройденного материала. Причины демографического спада в стане?: Слайд 20 (проверка знаний)

1. Объект и предмет, источники данных о населении

Проведение эффективной социально-экономической и демографической политики невозможно без глубокого и всестороннего представления о населении и его отдельных группах. Практическая сфера применения информации о населении, предоставляемой статистикой, весьма широка. В частности, эти сведения используются на уровне государственного управления (страны, региона, отдельных территорий) для прогнозирования численности и состава населения, для планирования развития рынка труда, сфер образования, здравоохранения, жилищного строительства, для определения приоритетов и направлений социальной политики, развития пенсионной системы: Слайд 1, 2. Кроме этого, статистика населения все больше интересует частный бизнес. Ее данные используют в своей деятельности маркетинговые, страховые, туристические и другие компании: Слайд 3.

Объект изучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.

Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения: Слайд 4,5

Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения: Слайд 6

Перепись населения – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом переписи (обычно полночь накануне первого дня переписи). Последняя Всероссийская перепись населения проведена в 2010 году по состоянию на 0 часов 25 октября: Слайд 7,8

Цель проведения переписи заключается в сборе сведений о численности, составе и размещении населения для различных социально-экономических нужд государства (управления, планирования, перспективных расчетов и др.).

.Программа переписи определяет всю совокупность демографических, экономических и социальных сведений, собираемых в процессе переписи о каждом жителе страны.

Единицей наблюдения при проведении переписи может быть человек, семья, домашнее хозяйство. Относительно каждого человека должны быть собраны сведения следующих типов:

1) демографические (пол, дата и место рождения, состояние в браке и т.д.);

2) экономические (занятость, вид экономической деятельности и т.д.);

3) образовательные (уровень образования, тип учебного заведения и т.д.);

4) этнические (национальность, родной язык и т.д.).

В промежутках между переписями ведется текущий учет демографических событий по мере их наступления на основе обработки сведений актов гражданского состояния, данных органов внутренних дел, специальных выборочных обследований миграции населения.

2.Задачи и методы демографических исследований

Наиболее общими задачами исследования населения являются:

определение численности и состава населения территории;

рассмотрение динамики демографических процессов (как в абсолютном, так и в относительном выражении), анализ их интенсивности и взаимосвязей;

определение тенденций развития изучаемых явлений и процессов и разработка прогнозов: Слайд 9

Для решения указанных задач используются разнообразные методы: Слайд 10основными из них являются:

статистическое наблюдение, на основе которого осуществляется сбор данных о населении при проведении переписей населения и выборочных обследований, при организации текущего учета демографических событий;

выборочный метод;

метод группировок и классификаций, на основе которого осуществляется анализ состава населения: Слайд 11,12

различные количественные методы исследования, используемые в статистике: описание и анализ рядов распределения с использованием абсолютных и относительных величин, показателей вариации; метод обобщающих статистических показателей и др.;

табличный и графический методы для наглядного представления данных, анализа динамики и взаимосвязи изучаемых процессов;

методы анализа временных рядов, выявления трендов, расчета на их основе прогнозных значений и оценки их достоверности (Слайд13)

методы изучения связи между демографическими процессами, зависимости демографических процессов от времени, от социально-экономических процессов и других факторов (автокорреляция, корреляционно-регрессионный, многомерный статистический анализ);

специальные демографические методы, например, методы реального и условного поколения, использование которых позволяет рассматривать интенсивность демографических процессов в реальных когортах населения, т.е. группах лиц, одновременно переживающих какое-либо демографическое событие.

3.Категории населения (Слайд 16,17,)

Наличное население – категория населения, объединяющая людей, находящихся на определенный момент времени на данной территории, включая временно прибывших (проживающих).

Постоянное население – категория населения, объединяющая людей, которые имеют постоянное (обычное) место жительства на данной территории, включая временно выбывших (отсутствующих).

Связь данных категорий можно представить равенством: (Слайд14,15)

Постоянное население = Наличное население – Временно прибывшее +

Временно выбывшее.

4.Причины демографического спада

Опрос общественного мнения показал что, причины - низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими: Слайд 16,17

Литература

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.

Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.

Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.

Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.

Интернет-сайты:

Официальный сайт Госкомстата РФ / : www.gks.ru

2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) : www.fom.ru

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.wciom.ru

4. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.levada.ru

5. RLMS - Российский мониторинг здоровья и экономического положения населения (архив данных) / адрес доступа: www.cpc.unc.edu/rlms

6. Статистическая база данных по российской экономике: http://stat.hse.ru/

Аннотация

В методической разработке представлен план-конспект уроков с презентацией по заявленной теме. Рассматриваются актуальные вопросы демографической ситуации в стране, мире и Санкт-Петербурге. Материал может быть интересен преподавателям экономических дисциплин, учащимся старших классов и студентам учебных заведений

Сведения о себе

Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики

Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88

192288 Санкт-Петербург ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1

E-mail gerela2012@yandex.ru

�PAGE � �PAGE �7�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке