Презентация на тему "Ландшафтный дизайн пришкольных клумб" 4 класс

Презентация: Ландшафтный дизайн пришкольных клумб
Включить эффекты
1 из 50
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Ландшафтный дизайн пришкольных клумб"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 50 слайдов. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Также представлены другие презентации по педагогике для 4 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Ландшафтный дизайн пришкольных клумб
    Слайд 1

    Ландшафтный дизайн пришкольных клумб «Цветочная фантазия»

    Работу выполнили: Мейстерс Виталий, Нерсесян Ангелина, учащиеся 9 «Г» класса МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова. Руководители: Юрина И.В., учитель химии и биологии; Романова Н.Н., зам. директора по УВР. Мичуринск, 2014

  • Слайд 2

    С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремленье И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль

  • Слайд 3

    Наш город Мичуринск – наукоград РФ имеет глубокие традиции научного садоводства и опытных исследований продукции для сельского хозяйства. Огромные усилия руководства города тратятся на благоустройство и придание эстетической привлекательности территорий общественных организаций, в частности школ.

  • Слайд 4

    Актуальность идеи

    благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье , создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему.

  • Слайд 5

    Цель проекта:

    создание единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории МБОУ СОШ №18 СП № 1, выявление его влияния на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школьников и жителей микрорайона школы.

  • Слайд 6

    Задачи проекта:

    выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона  о необходимости благоустройства пришкольной территории; изучить  экологическое состояние пришкольной территории; познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна; разработать дизайн – проект школьного двора; провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

  • Слайд 7

    Гипотеза:

    Покупка растений длясоздания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории или дачных участках - достаточно дорогостоящее занятие. Учащиеся нашей школы предлагают выращивать рассаду из семян, из выращенной рассады можно сформировать клумбы, цветники, бордюры, а остаток продать населению микрорайона школы, что способствует благоустройству пришкольной территории, может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения, а также принести экономическую выгоду.

  • Слайд 8

    Методы исследования:

    социологический опрос; анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению; исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта); практическая деятельность.

  • Слайд 9

    Механизмы реализации проекта

    А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1); Б)  Этапы реализации проекта  озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18 (Приложение №2); В) План мероприятий  подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).

  • Слайд 10

    Что такое ландшафтный дизайн и каково его назначение?

    Ландшафтный дизайн это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности. Искусственные ландшафты, созданные по современным дизайн - проектам - это места, где красиво, уютно и ухоженно, ну, и конечно, здесь просто комфортно находиться, отдохнуть от суеты городской жизни.

  • Слайд 11

    Стили ландшафтного дизайна:

    Регулярный стиль.

  • Слайд 12

    Пейзажный стиль.

  • Слайд 13

    Лесной стиль.

  • Слайд 14

    Сад в стиле модерн.

  • Слайд 15

    Кантри-сад.

  • Слайд 16

    Пейзажный стиль искусственной экосистемы

    Пейзаж — ограниченное пространство, открывающееся с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызывающие разные ощущения и настроения.

  • Слайд 17

    Что такое ландшафтное проектирование?

    Под ландшафтным проектированием в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

  • Слайд 18

    Типы ландшафтного проектирования

    Общая система озелененных территорий города

  • Слайд 19

    Система озелененных территорий для загородного отдыха;

  • Слайд 20

    Проектирование отдельных элементов системы озеленения — парков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно – защитных зон и многих других объектов.

  • Слайд 21

    Проблемы, которые решают ландшафтные архитекторы и дизайнеры

    Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами: к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов; вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями; третья группа, еще относительно мало развитая, связана с проблемой создания «искусственного» ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.

  • Слайд 22

    Проблема преобразования «обезображенных» ландшафтов

    При разрушении структуры естественного ландшафта в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антропогенный ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно процессы развития этого ландшафта должны контролироваться и управляться человеком.

  • Слайд 23

    План ландшафтного проектирования:

    создание основного плана с функциональным замером участка, планом дорожек, постройкой мест отдыха, декоративных озёр, цветников и клумб и многое другое; поэтапная разработка всех ландшафтных работ; посадка садовых растений и выполнение всех видов работ в соответствии с планом; оформление документации; при необходимости корректировка проектного плана территории с использованием услуг профессионального геодезиста.

  • Слайд 24

    Комплекс работ по благоустройству и озеленению участка

    постройка подпорных стен; укладка дорожек и площадок с применением разных строительных материалов; строительство декоративных водоемов; изготовление и озеленение беседок; посадка декоративных деревьев и растений; планировка спортивных и универсальных газонов.

  • Слайд 25

    Учебный проект

    «Как превратить малопродуктивный пришкольный участок в комфортную экосистему?»

  • Слайд 26

    Сроки реализации проекта

    с января 2014 года по 30 сентября 2014 года.

  • Слайд 27

    Место выполнения работ

    Школьный двор – это визитная карточка школы, требу-ющая постоянной и целенаправленной работы по благоуст-ройству. Проблема состояния и благоустроенности школь-ного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим сани-тарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоро-вительное учреждение должно иметь выраженную буфер-ную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

  • Слайд 28

    На территории  нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Школа находится в окружении развитых автомобильных дорог с большим потоком машин. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы. Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

  • Слайд 29

    Оформление школьных клумб

    Для оформления школьных клумб мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

  • Слайд 30

    Цветник

    Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт.

  • Слайд 31

    «Аукцион идей»

    В ноябре 2013 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов.

  • Слайд 32

    «Социологический опрос»

    Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы.

  • Слайд 33

    «Результаты социологического опроса жителей микрорайона МБОУ СОШ №18 с/п 1 на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории».(приложение 4)

  • Слайд 34

    Конкурс эскизов пришкольных клумб

    В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольных клумб, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений.

  • Слайд 35

    Проект оформления пришкольных клумб

    Обозначения на плане: 1 – здание школы; 4 – клумба перед пристройкой; 2 – здание пристройки; 5 – клумба во дворе школы; 3 – клумба перед школой; 6 – клумба у центрального 7 - спортплощадка входа школы. 1 2 3 4 5 6 7

  • Слайд 36

    Для дальнейшей реализации проекта необходимы средства, которые будут направлены на следующие цели:

    приобретение основных средств (растений); приобретение инвентаря; обработка почвы.

  • Слайд 37

    Работа экологической бригады

  • Слайд 38

    Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

    1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта; 2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории; 3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев; 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники); 5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 6. Учащиеся экологического отряда принимали активное участие в городских конкурсах по благоустройству территорий; 7. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан; 8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб; 9. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона; 10. Окрашены спортивные объекты на территории школы;

  • Слайд 39

    Заключение

    В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

  • Слайд 40

    Практические рекомендации

    Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории ; Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений; Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории; Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

  • Слайд 41

    Список литературы

    Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru, www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.

  • Слайд 42

    Интернет в помощь школьному руководителю НОУ

    http://www.researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.ecosystema.ru - Полевое образование школьников по биологии, географии и экологии: на практикумах, в лагерях, походах и экспедициях http://redu.ru - исследовательская деятельность учащихся в России http://konkurs.redu.ru - конференции, конкурсы, фестивали исследовательских работ

  • Слайд 43

    Приложение 1Направления реализации проекта.

  • Слайд 44

    Приложение 2Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18

  • Слайд 45

    Приложение 3План мероприятий подготовительного этапа.

  • Слайд 46

    Приложение 3План мероприятий проектировочного этапа.

  • Слайд 47

    Приложение 3План мероприятий практического этапа.

  • Слайд 48
  • Слайд 49

    Приложение №4.«Анкета социологического опроса жителей микрорайона на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории »

  • Слайд 50

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �1�

Тема: Японские хокку. �Цель урока: Познакомить с творчеством классиков японской литературы Ёса Бусона, Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие «японские хокку»; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. �

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Н.А. Чуракова), иллюстрации икебаны, образец оригами, чистые листы для записи хокку, мультимедиапроектор.  

ХОД УРОКА:

СЛАЙД 2�1. Организационный момент�2. Актуализация знаний�Учитель читает хокку:�  Уродливый ворон –�   И он прекрасен на первом снегу�  В зимнее утро!�(Прикрепляю яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.)

�--- Что скажете? Красиво?� ( Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. � А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. � Я могу доказать это – в нем совсем нет рифмующихся слов. � Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже

доказательство того, что это хокку.)

--- Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(Ворон – некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. � Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по-своему! � Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен!� Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов – белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание.

--- Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение!

--- Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?

--- Так назовите мне сегодняшнюю тему урока. (Хокку)

СЛАЙД 3�3. Новый материал.

--- Правильно. Давайте продолжим разговор о хокку. Что мы уже знаем о хокку?

( Хокку – это стихи, хоть и без рифмы.� У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать!� В хокку говорится о природе и о людях. � Это авторские стихи.� А я нашел в Интернете страничку, где написано, что хокку по-другому называются хайку.�� А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только они короче.� Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона.)

--- Отлично! Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

�--- Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах!�� --- Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?� (Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. � Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. � А мы с папой посчитали, что на каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему.� И даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет!� Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию.)

3. Проверка домашнего задания.�--- Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку – Японии. �(Дома дети готовили материал об этой стране.)�--- По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит времени. Поэтому я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! � Япония – Страна восходящего солнца. Она расположена на востоке.� Она расположена на островах. � Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио. � Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов.� Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в XVII веке.

Хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.� Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.� А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго.� В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город. � В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер. � Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. � Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю!� Все девочки учатся искусству составления букетов. � В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.� В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. � А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. � Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький!� Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.� Японцы – вежливый народ. � А дети очень уважают своих учителей.

�--- Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. �

СЛАЙДЫ о Японии ( 4 -12)

4. Новый материал.

СЛАЙД 13

--- Что вы можете сказать, глядя на эти картинки?

--- Сегодня мы познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трёхстишия будут муравей и белый пион. Откройте учебники на с. 54.

--- Ёса Бусон – это псевдоним. Настоящее имя и фамилия не известны.

(самостоятельное чтение хокку учащимися)

--- Нравится ли вам это хокку?

--- Вы хорошо представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?

--- На каком приёме держится смысл стихотворения? ( Приём контраста.)

--- Прочитайте вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? ( Есть звукопись – частое повторение звука «ч». Звукопись придаёт особую прелесть образу, созданную поэтом.)

--- Давайте прочитаем хокку японского поэта Мацуо Басё, который был бродячим монахом, создал свою школу поэтов и учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: «учись у сосны быть сосной». Как вы понимаете это выражение?

( Нужно вжиться в образ. Нужно представить, что ты – сосна. Или почувствовать особенность того предмета, который ты описываешь.)

СЛАЙД 14

--- Ваши ответы верны. Молодцы. Посмотрите на ленту времени. Как вы думаете, в какое время жил Басё?

________│________│________│_________│__________│_________

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век 21 век

--- Даты жизни Басё 1644-1694 гг. Какой это век? (17) Сколько лет в 1 веке?

Сколько лет он прожил? (50)

--- Басё жил в 17 веке, то есть почти 400 лет назад. Хокку – это древний жанр японской поэзии.

СЛАЙД 15

 

---  В Японии очень любят цветы, причем предпочитают простые, полевые с их робкой и неброской красотой. Около японских домиков часто сажают крошечный огородик или клумбу с цветами.:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему,

В этом высший подвиг цветка!

Басё

--- Какой вывод мы можем сделать о самом поэте, написавшем такое хокку, - о его характере и душевных качествах?

(Он наблюдательный, умеет вглядываться в окружающий его мир природы, любит её, восхищается ею; относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением. Он умеет чувствовать себя цветком.)

--- Басё говорит: «В этом высший подвиг цветка!» Быть непохожими друг на друга. Он даёт понять людям, что не надо подражать другим – надо быть похожим на самих себя.

      СЛАЙД 16

Ива склонилась и спит.И кажется мне, соловей на ветке -Это ее душа.Басё

     �--- Вспомните, какой мы обычно видим иву? (Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски )

--- Что вы можете сказать о соловье? (Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!)�--- Почему же соловей - это душа печальной ивы? ( По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.)�--- На ваш взгляд, соловей поет или молчит?�На этот вопрос (как это часто бывает на уроке литературы) может быть несколько правильных ответов, ведь у каждого родился свой образ. Одни скажут, что соловей, конечно, поет, а иначе как бы мы узнали о душе ивы? Другие посчитают, что соловей молчит, ведь стоит ночь, и все в мире спит. Каждый читатель увидит свою картину, создаст свой образ.

--- Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

СЛАЙД 17

�--- Ритм своей жизни японцы подчиняют событиям в природе. Семейные торжества приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Весна на островах не совсем похожа на нашу, европейскую, с таянием снегов, ледоходами, разливами. Она начинается с буйной вспышки цветения. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держатся в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад. В такие дни все устремляются за город, в парки.

Выразительное чтение хокку учителем:

Камнем бросьте в меня.� Ветку цветущей вишни � Я сейчас обломил.� Кикаку

---Почему лирический герой так строго себя судит? Нарочно ли он обломил ветку вишни? ( Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и её красоты, которая является нам драгоценным даром. Он очень сожалеет о случившимся и осуждает себя.)

СЛАЙД 18

--- Сейчас прочтите хокку, написанное на доске. Ульяна, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

�   Наша жизнь – росинка. �  Пусть лишь капелька росы �  Наша жизнь – и все же...

Исса�--- В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? � (Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается. � Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Автор думает и о том, что еще много времени впереди.)�--- Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает?� ( Думаю, что да. Ведь кто-то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! � Каждый может думать, о чем захочет. Это его право. Мы даже можем спорить.)

--- Правильно. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь – росинка, быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой человек. Прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и всё же...»

 ---  Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

5. Физминутка.��6. Исследовательская работа.

СЛАЙД 19

--- Понаблюдаем, каково строение хокку. Каковы законы этого жанра? Его формула проста: 5+7+5. Что обозначают эти цифры?

Ветвь цветущая - 5� Скрыла от очей моих - 7� Ясную луну – 5

Учащиеся обнаружат, что указанные выше цифры обозначают количество слогов в каждой строке.

--- Если внимательно посмотреть сборник хокку, то мы заметим, что не все трехстишия имеют такое четкое построение (5+7+5). Почему? В чем причина такого несоответствия? �Дети сами ответят на этот вопрос. Дело в том, что мы читали японское хайку в переводе. Переводчик должен донести авторскую мысль и в тоже время сохранить строгую форму. Не всегда это удается, и в этом случае он жертвует формой.

(Все хокку переведены, а перевод не всегда соответствует авторскому тексту. Иногда и авторы отступали от классической формулы.)

--- Мастерская стиха – это ещё и мастерство перевода. Давайте почитаем трёхстишия великого японского поэта Кобаяси Иссы в разных переводах:

СЛАЙД 20

Ну, с этого дня

Все вы можете спать спокойно –

Вы в Японии, гуси! (Александр Долин)

Знайте, отныне

Вы – дикие гуси Японии...

Спите спокойно! (Вера Маркова)

--- Разные интонации переводчиков. У Александра Долина – разговорные, бытовые, а у Веры Марковой более торжественные, праздничные. Форма не сохраняется.

--- Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

7. Практическая творческая работа.

--- До сих пор в середине января устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот конкурс. Такой чемпионат проводится ежегодно с четырнадцатого века.

СЛАЙД 21

--- А сейчас предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

(Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Вариант 1: Любуюсь цветком...�Вариант 2: Утро весеннего дня...�Вариант 3: Время бежит...

�После выполнения задания дети читают свои стихи.��Карина А.

Любуюсь цветком.

Как он красив,

Хочется быть им.

Зарина К.

Любуюсь цветком,

Как весенним закатом

На небе голубом.

Аня Р.

Пасмурная погода,

Холодно всегда.

Но в душе у нас осталось тепло солнца!

Ульяна А.

Время бежит.

Его не остановить,

За ним не угнаться.

Юля Р.

Время бежит, как река.

Его не догнать,

Его не перегнать.

Диана С.

Вода для многих

Простая жидкость.

Но для меня она – волшебная вода!

�--- Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада!

8. Подведение итогов.

СЛАЙД 22

--- Сегодня вы очень хорошо постарались. Мне понравились ваши мысли.

А что же вас больше всего затронуло в ходе урока? Какая струна вашей души особенно звонко сегодня пела?

9. Домашнее задание.

СЛАЙД 23

-- Предложите домашнее задание.�Вариант 1: Работать с материалом учебника.�Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы.�Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

Вариант 4: Выучить наизусть одно из хокку (по выбору).

Вариант 5. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.

10. Оценки.

Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь!

Всматривайтесь в привычное.

И увидите неожиданное!

Всматривайтесь в некрасивое,

И увидите прекрасное!

Всматривайтесь! Вслушивайтесь! Вникайте! Не проходите мимо!

СЛАЙД 24

СПАСИБО ЗА УРОК!

�PAGE � �PAGE �1�

Тема: Японские хокку. �Цель урока: Познакомить с творчеством классиков японской литературы Ёса Бусона, Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие «японские хокку»; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. �

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Н.А. Чуракова), иллюстрации икебаны, образец оригами, чистые листы для записи хокку, мультимедиапроектор.  

ХОД УРОКА:

СЛАЙД 2�1. Организационный момент�2. Актуализация знаний�Учитель читает хокку:�  Уродливый ворон –�   И он прекрасен на первом снегу�  В зимнее утро!�(Прикрепляю яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.)

�--- Что скажете? Красиво?� ( Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. � А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. � Я могу доказать это – в нем совсем нет рифмующихся слов. � Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже

доказательство того, что это хокку.)

--- Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(Ворон – некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. � Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по-своему! � Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен!� Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов – белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание.

--- Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение!

--- Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?

--- Так назовите мне сегодняшнюю тему урока. (Хокку)

СЛАЙД 3�3. Новый материал.

--- Правильно. Давайте продолжим разговор о хокку. Что мы уже знаем о хокку?

( Хокку – это стихи, хоть и без рифмы.� У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать!� В хокку говорится о природе и о людях. � Это авторские стихи.� А я нашел в Интернете страничку, где написано, что хокку по-другому называются хайку.�� А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только они короче.� Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона.)

--- Отлично! Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

�--- Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах!�� --- Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?� (Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. � Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. � А мы с папой посчитали, что на каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему.� И даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет!� Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию.)

3. Проверка домашнего задания.�--- Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку – Японии. �(Дома дети готовили материал об этой стране.)�--- По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит времени. Поэтому я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! � Япония – Страна восходящего солнца. Она расположена на востоке.� Она расположена на островах. � Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио. � Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов.� Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в XVII веке.

Хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.� Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.� А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго.� В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город. � В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер. � Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. � Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю!� Все девочки учатся искусству составления букетов. � В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.� В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. � А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. � Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький!� Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.� Японцы – вежливый народ. � А дети очень уважают своих учителей.

�--- Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. �

СЛАЙДЫ о Японии ( 4 -12)

4. Новый материал.

СЛАЙД 13

--- Что вы можете сказать, глядя на эти картинки?

--- Сегодня мы познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трёхстишия будут муравей и белый пион. Откройте учебники на с. 54.

--- Ёса Бусон – это псевдоним. Настоящее имя и фамилия не известны.

(самостоятельное чтение хокку учащимися)

--- Нравится ли вам это хокку?

--- Вы хорошо представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?

--- На каком приёме держится смысл стихотворения? ( Приём контраста.)

--- Прочитайте вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? ( Есть звукопись – частое повторение звука «ч». Звукопись придаёт особую прелесть образу, созданную поэтом.)

--- Давайте прочитаем хокку японского поэта Мацуо Басё, который был бродячим монахом, создал свою школу поэтов и учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: «учись у сосны быть сосной». Как вы понимаете это выражение?

( Нужно вжиться в образ. Нужно представить, что ты – сосна. Или почувствовать особенность того предмета, который ты описываешь.)

СЛАЙД 14

--- Ваши ответы верны. Молодцы. Посмотрите на ленту времени. Как вы думаете, в какое время жил Басё?

________│________│________│_________│__________│_________

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век 21 век

--- Даты жизни Басё 1644-1694 гг. Какой это век? (17) Сколько лет в 1 веке?

Сколько лет он прожил? (50)

--- Басё жил в 17 веке, то есть почти 400 лет назад. Хокку – это древний жанр японской поэзии.

СЛАЙД 15

 

---  В Японии очень любят цветы, причем предпочитают простые, полевые с их робкой и неброской красотой. Около японских домиков часто сажают крошечный огородик или клумбу с цветами.:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему,

В этом высший подвиг цветка!

Басё

--- Какой вывод мы можем сделать о самом поэте, написавшем такое хокку, - о его характере и душевных качествах?

(Он наблюдательный, умеет вглядываться в окружающий его мир природы, любит её, восхищается ею; относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением. Он умеет чувствовать себя цветком.)

--- Басё говорит: «В этом высший подвиг цветка!» Быть непохожими друг на друга. Он даёт понять людям, что не надо подражать другим – надо быть похожим на самих себя.

      СЛАЙД 16

Ива склонилась и спит.И кажется мне, соловей на ветке -Это ее душа.Басё

     �--- Вспомните, какой мы обычно видим иву? (Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски )

--- Что вы можете сказать о соловье? (Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!)�--- Почему же соловей - это душа печальной ивы? ( По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.)�--- На ваш взгляд, соловей поет или молчит?�На этот вопрос (как это часто бывает на уроке литературы) может быть несколько правильных ответов, ведь у каждого родился свой образ. Одни скажут, что соловей, конечно, поет, а иначе как бы мы узнали о душе ивы? Другие посчитают, что соловей молчит, ведь стоит ночь, и все в мире спит. Каждый читатель увидит свою картину, создаст свой образ.

--- Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

СЛАЙД 17

�--- Ритм своей жизни японцы подчиняют событиям в природе. Семейные торжества приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Весна на островах не совсем похожа на нашу, европейскую, с таянием снегов, ледоходами, разливами. Она начинается с буйной вспышки цветения. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держатся в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад. В такие дни все устремляются за город, в парки.

Выразительное чтение хокку учителем:

Камнем бросьте в меня.� Ветку цветущей вишни � Я сейчас обломил.� Кикаку

---Почему лирический герой так строго себя судит? Нарочно ли он обломил ветку вишни? ( Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и её красоты, которая является нам драгоценным даром. Он очень сожалеет о случившимся и осуждает себя.)

СЛАЙД 18

--- Сейчас прочтите хокку, написанное на доске. Ульяна, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

�   Наша жизнь – росинка. �  Пусть лишь капелька росы �  Наша жизнь – и все же...

Исса�--- В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? � (Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается. � Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Автор думает и о том, что еще много времени впереди.)�--- Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает?� ( Думаю, что да. Ведь кто-то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! � Каждый может думать, о чем захочет. Это его право. Мы даже можем спорить.)

--- Правильно. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь – росинка, быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой человек. Прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и всё же...»

 ---  Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

5. Физминутка.��6. Исследовательская работа.

СЛАЙД 19

--- Понаблюдаем, каково строение хокку. Каковы законы этого жанра? Его формула проста: 5+7+5. Что обозначают эти цифры?

Ветвь цветущая - 5� Скрыла от очей моих - 7� Ясную луну – 5

Учащиеся обнаружат, что указанные выше цифры обозначают количество слогов в каждой строке.

--- Если внимательно посмотреть сборник хокку, то мы заметим, что не все трехстишия имеют такое четкое построение (5+7+5). Почему? В чем причина такого несоответствия? �Дети сами ответят на этот вопрос. Дело в том, что мы читали японское хайку в переводе. Переводчик должен донести авторскую мысль и в тоже время сохранить строгую форму. Не всегда это удается, и в этом случае он жертвует формой.

(Все хокку переведены, а перевод не всегда соответствует авторскому тексту. Иногда и авторы отступали от классической формулы.)

--- Мастерская стиха – это ещё и мастерство перевода. Давайте почитаем трёхстишия великого японского поэта Кобаяси Иссы в разных переводах:

СЛАЙД 20

Ну, с этого дня

Все вы можете спать спокойно –

Вы в Японии, гуси! (Александр Долин)

Знайте, отныне

Вы – дикие гуси Японии...

Спите спокойно! (Вера Маркова)

--- Разные интонации переводчиков. У Александра Долина – разговорные, бытовые, а у Веры Марковой более торжественные, праздничные. Форма не сохраняется.

--- Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

7. Практическая творческая работа.

--- До сих пор в середине января устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот конкурс. Такой чемпионат проводится ежегодно с четырнадцатого века.

СЛАЙД 21

--- А сейчас предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

(Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Вариант 1: Любуюсь цветком...�Вариант 2: Утро весеннего дня...�Вариант 3: Время бежит...

�После выполнения задания дети читают свои стихи.��Карина А.

Любуюсь цветком.

Как он красив,

Хочется быть им.

Зарина К.

Любуюсь цветком,

Как весенним закатом

На небе голубом.

Аня Р.

Пасмурная погода,

Холодно всегда.

Но в душе у нас осталось тепло солнца!

Ульяна А.

Время бежит.

Его не остановить,

За ним не угнаться.

Юля Р.

Время бежит, как река.

Его не догнать,

Его не перегнать.

Диана С.

Вода для многих

Простая жидкость.

Но для меня она – волшебная вода!

�--- Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада!

8. Подведение итогов.

СЛАЙД 22

--- Сегодня вы очень хорошо постарались. Мне понравились ваши мысли.

А что же вас больше всего затронуло в ходе урока? Какая струна вашей души особенно звонко сегодня пела?

9. Домашнее задание.

СЛАЙД 23

-- Предложите домашнее задание.�Вариант 1: Работать с материалом учебника.�Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы.�Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

Вариант 4: Выучить наизусть одно из хокку (по выбору).

Вариант 5. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.

10. Оценки.

Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь!

Всматривайтесь в привычное.

И увидите неожиданное!

Всматривайтесь в некрасивое,

И увидите прекрасное!

Всматривайтесь! Вслушивайтесь! Вникайте! Не проходите мимо!

СЛАЙД 24

СПАСИБО ЗА УРОК!

Скачать конспект

Сообщить об ошибке