Презентация на тему "Развитие орфографической зоркости в начальных классах"

Презентация: Развитие орфографической зоркости в начальных классах
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
10 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Развитие орфографической зоркости в начальных классах" поможет выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости, создать систему орфографических упражнений для её выработки, провести теоретический анализ литературы по данной теме.

Краткое содержание

  1. Актуальность исследования
  2. Как происходит слуховое восприятие
  3. Ежедневные занятия звуковым анализом
  4. Использование игровых приемов
  5. Картинный диктант
  6. Проверочная работа «Капельки»
  7. Запись пословиц

Содержание

  • Презентация: Развитие орфографической зоркости в начальных классах
    Слайд 1

    Развитие орфографической зоркости в начальных классах

    Ходаева Светлана Владимировна, МБОУ «СОШ №4» г.Торжка 2012 г.

  • Слайд 2

    Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные.

    От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

  • Слайд 3

    Цели работы:

    • выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости• создать систему орфографических упражнений для её выработки

  • Слайд 4

    Задачи:

    • провести теоретический анализ литературы по данной теме;• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;• изучить приёмы и применять на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся;• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

  • Слайд 5

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

  • Слайд 6

    Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

  • Слайд 7

    Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

  • Слайд 8

    Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

  • Слайд 9

    Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте

  • Слайд 10
    • ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе
    • постоянно показывать образец анализа звучащего слова
    • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове
  • Слайд 11
    • Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук", “Определи место звука в слове", “Найди предметы с заданным звуком", "Шифровальщики" с пропусками "опасных" мест сразу по слуху,
    • ''Светофор''.
  • Слайд 12

    Наиболее эффективные упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

    • Поиск орфограмм в “чистом" тексте,
    • Орфографическое чтение
    • Комментированное письмо с указанием орфограмм
  • Слайд 13
    • Письмо с проговариванием
    • Зрительный диктант
    • Диктант “ Проверяю себя"
    • Какографические упражнения
    • Диктант с постукиванием.
    • Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
  • Слайд 14

    Картинный диктант

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Словарный диктант «Капельки»

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36
  • Слайд 37
  • Слайд 38

    Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова

    1. Не смейся, горох, над бобами, сам будешь валяться под ногами.2. Говорит, ровно в стену горох сыплет.

  • Слайд 39
    1. Картофель - хлебу подмога.
    2. Картофель да каша - еда наша.
  • Слайд 40

    1. Не наша еда лимоны, есть их иному.2. Лимон выжали, а корку выбросили.

  • Слайд 41

    Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова

    1. Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа.

    2. Каков арбуз, таков и вкус.

  • Слайд 42

    1. Капуста любит воду да хорошую погоду.

    2. Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

  • Слайд 43

    1. Съешь и морковь, коли яблочка нет.

    2. Морковь прибавляет кровь.

  • Слайд 44

    Запиши пословицу, вставляя пропущенное слово

  • Слайд 45

    Запиши пословицы, вставляя пропущенные слова.

    1. Огород - для семьи доход.

    2. Что за порядок - огород без грядок!

  • Слайд 46

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 47

    Использованная литература:

    1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-4 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
    2. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 1-4 класс. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2004
    3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Издательство «Знание», 2005
Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �1�

Тема: Японские хокку. �Цель урока: Познакомить с творчеством классиков японской литературы Ёса Бусона, Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие «японские хокку»; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. �

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Н.А. Чуракова), иллюстрации икебаны, образец оригами, чистые листы для записи хокку, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА:

СЛАЙД 2�1. Организационный момент�2. Актуализация знаний�Учитель читает хокку:� Уродливый ворон –� И он прекрасен на первом снегу� В зимнее утро!�(Прикрепляю яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.)

�--- Что скажете? Красиво?� ( Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. � А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. � Я могу доказать это – в нем совсем нет рифмующихся слов. � Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже

доказательство того, что это хокку.)

--- Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(Ворон – некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. � Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по-своему! � Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен!� Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов – белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание.

--- Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение!

--- Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?

--- Так назовите мне сегодняшнюю тему урока. (Хокку)

СЛАЙД 3�3. Новый материал.

--- Правильно. Давайте продолжим разговор о хокку. Что мы уже знаем о хокку?

( Хокку – это стихи, хоть и без рифмы.� У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать!� В хокку говорится о природе и о людях. � Это авторские стихи.� А я нашел в Интернете страничку, где написано, что хокку по-другому называются хайку.�� А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только они короче.� Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона.)

--- Отлично! Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

�--- Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах!�� --- Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?� (Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. � Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. � А мы с папой посчитали, что на каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему.� И даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет!� Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию.)

3. Проверка домашнего задания.�--- Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку – Японии. �(Дома дети готовили материал об этой стране.)�--- По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит времени. Поэтому я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! � Япония – Страна восходящего солнца. Она расположена на востоке.� Она расположена на островах. � Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио. � Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов.� Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в XVII веке.

Хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.� Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.� А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго.� В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город. � В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер. � Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. � Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю!� Все девочки учатся искусству составления букетов. � В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.� В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. � А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. � Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький!� Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.� Японцы – вежливый народ. � А дети очень уважают своих учителей.

�--- Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. �

СЛАЙДЫ о Японии ( 4 -12)

4. Новый материал.

СЛАЙД 13

--- Что вы можете сказать, глядя на эти картинки?

--- Сегодня мы познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трёхстишия будут муравей и белый пион. Откройте учебники на с. 54.

--- Ёса Бусон – это псевдоним. Настоящее имя и фамилия не известны.

(самостоятельное чтение хокку учащимися)

--- Нравится ли вам это хокку?

--- Вы хорошо представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?

--- На каком приёме держится смысл стихотворения? ( Приём контраста.)

--- Прочитайте вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? ( Есть звукопись – частое повторение звука «ч». Звукопись придаёт особую прелесть образу, созданную поэтом.)

--- Давайте прочитаем хокку японского поэта Мацуо Басё, который был бродячим монахом, создал свою школу поэтов и учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: «учись у сосны быть сосной». Как вы понимаете это выражение?

( Нужно вжиться в образ. Нужно представить, что ты – сосна. Или почувствовать особенность того предмета, который ты описываешь.)

СЛАЙД 14

--- Ваши ответы верны. Молодцы. Посмотрите на ленту времени. Как вы думаете, в какое время жил Басё?

________│________│________│_________│__________│_________

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век 21 век

--- Даты жизни Басё 1644-1694 гг. Какой это век? (17) Сколько лет в 1 веке?

Сколько лет он прожил? (50)

--- Басё жил в 17 веке, то есть почти 400 лет назад. Хокку – это древний жанр японской поэзии.

СЛАЙД 15

--- В Японии очень любят цветы, причем предпочитают простые, полевые с их робкой и неброской красотой. Около японских домиков часто сажают крошечный огородик или клумбу с цветами.:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему,

В этом высший подвиг цветка!

Басё

--- Какой вывод мы можем сделать о самом поэте, написавшем такое хокку, - о его характере и душевных качествах?

(Он наблюдательный, умеет вглядываться в окружающий его мир природы, любит её, восхищается ею; относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением. Он умеет чувствовать себя цветком.)

--- Басё говорит: «В этом высший подвиг цветка!» Быть непохожими друг на друга. Он даёт понять людям, что не надо подражать другим – надо быть похожим на самих себя.

СЛАЙД 16

Ива склонилась и спит.И кажется мне, соловей на ветке -Это ее душа.Басё

�--- Вспомните, какой мы обычно видим иву? (Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски )

--- Что вы можете сказать о соловье? (Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!)�--- Почему же соловей - это душа печальной ивы? ( По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.)�--- На ваш взгляд, соловей поет или молчит?�На этот вопрос (как это часто бывает на уроке литературы) может быть несколько правильных ответов, ведь у каждого родился свой образ. Одни скажут, что соловей, конечно, поет, а иначе как бы мы узнали о душе ивы? Другие посчитают, что соловей молчит, ведь стоит ночь, и все в мире спит. Каждый читатель увидит свою картину, создаст свой образ.

--- Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

СЛАЙД 17

�--- Ритм своей жизни японцы подчиняют событиям в природе. Семейные торжества приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Весна на островах не совсем похожа на нашу, европейскую, с таянием снегов, ледоходами, разливами. Она начинается с буйной вспышки цветения. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держатся в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад. В такие дни все устремляются за город, в парки.

Выразительное чтение хокку учителем:

Камнем бросьте в меня.� Ветку цветущей вишни � Я сейчас обломил.� Кикаку

---Почему лирический герой так строго себя судит? Нарочно ли он обломил ветку вишни? ( Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и её красоты, которая является нам драгоценным даром. Он очень сожалеет о случившимся и осуждает себя.)

СЛАЙД 18

--- Сейчас прочтите хокку, написанное на доске. Ульяна, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

� Наша жизнь – росинка. � Пусть лишь капелька росы � Наша жизнь – и все же...

Исса�--- В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? � (Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается. � Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Автор думает и о том, что еще много времени впереди.)�--- Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает?� ( Думаю, что да. Ведь кто-то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! � Каждый может думать, о чем захочет. Это его право. Мы даже можем спорить.)

--- Правильно. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь – росинка, быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой человек. Прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и всё же...»

--- Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

5. Физминутка.��6. Исследовательская работа.

СЛАЙД 19

--- Понаблюдаем, каково строение хокку. Каковы законы этого жанра? Его формула проста: 5+7+5. Что обозначают эти цифры?

Ветвь цветущая - 5� Скрыла от очей моих - 7� Ясную луну – 5

Учащиеся обнаружат, что указанные выше цифры обозначают количество слогов в каждой строке.

--- Если внимательно посмотреть сборник хокку, то мы заметим, что не все трехстишия имеют такое четкое построение (5+7+5). Почему? В чем причина такого несоответствия? �Дети сами ответят на этот вопрос. Дело в том, что мы читали японское хайку в переводе. Переводчик должен донести авторскую мысль и в тоже время сохранить строгую форму. Не всегда это удается, и в этом случае он жертвует формой.

(Все хокку переведены, а перевод не всегда соответствует авторскому тексту. Иногда и авторы отступали от классической формулы.)

--- Мастерская стиха – это ещё и мастерство перевода. Давайте почитаем трёхстишия великого японского поэта Кобаяси Иссы в разных переводах:

СЛАЙД 20

Ну, с этого дня

Все вы можете спать спокойно –

Вы в Японии, гуси! (Александр Долин)

Знайте, отныне

Вы – дикие гуси Японии...

Спите спокойно! (Вера Маркова)

--- Разные интонации переводчиков. У Александра Долина – разговорные, бытовые, а у Веры Марковой более торжественные, праздничные. Форма не сохраняется.

--- Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

7. Практическая творческая работа.

--- До сих пор в середине января устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот конкурс. Такой чемпионат проводится ежегодно с четырнадцатого века.

СЛАЙД 21

--- А сейчас предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

(Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Вариант 1: Любуюсь цветком...�Вариант 2: Утро весеннего дня...�Вариант 3: Время бежит...

�После выполнения задания дети читают свои стихи.��Карина А.

Любуюсь цветком.

Как он красив,

Хочется быть им.

Зарина К.

Любуюсь цветком,

Как весенним закатом

На небе голубом.

Аня Р.

Пасмурная погода,

Холодно всегда.

Но в душе у нас осталось тепло солнца!

Ульяна А.

Время бежит.

Его не остановить,

За ним не угнаться.

Юля Р.

Время бежит, как река.

Его не догнать,

Его не перегнать.

Диана С.

Вода для многих

Простая жидкость.

Но для меня она – волшебная вода!

�--- Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада!

8. Подведение итогов.

СЛАЙД 22

--- Сегодня вы очень хорошо постарались. Мне понравились ваши мысли.

А что же вас больше всего затронуло в ходе урока? Какая струна вашей души особенно звонко сегодня пела?

9. Домашнее задание.

СЛАЙД 23

-- Предложите домашнее задание.�Вариант 1: Работать с материалом учебника.�Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы.�Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

Вариант 4: Выучить наизусть одно из хокку (по выбору).

Вариант 5. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.

10. Оценки.

Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь!

Всматривайтесь в привычное.

И увидите неожиданное!

Всматривайтесь в некрасивое,

И увидите прекрасное!

Всматривайтесь! Вслушивайтесь! Вникайте! Не проходите мимо!

СЛАЙД 24

СПАСИБО ЗА УРОК!

�PAGE � �PAGE �1�

Тема: Японские хокку. �Цель урока: Познакомить с творчеством классиков японской литературы Ёса Бусона, Мацуо Басё и Кобаяси Иссы; формировать понятие «японские хокку»; дать представление о способах их построения, тематике, истории возникновения и развития; наблюдать за особенностями национального мироощущения японского народа; развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся. �

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Н.А. Чуракова), иллюстрации икебаны, образец оригами, чистые листы для записи хокку, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА:

СЛАЙД 2�1. Организационный момент�2. Актуализация знаний�Учитель читает хокку:� Уродливый ворон –� И он прекрасен на первом снегу� В зимнее утро!�(Прикрепляю яркое красочное оригами с изображением ворона на белый лист бумаги, заранее приготовленный на доске.)

�--- Что скажете? Красиво?� ( Мне нравится, как вы прочитали стихотворение. � А я думаю, что это не обычное стихотворение. Это хокку. � Я могу доказать это – в нем совсем нет рифмующихся слов. � Я хочу добавить, в этом стихотворении только три строки, а это тоже

доказательство того, что это хокку.)

--- Как может уродливый ворон быть красивым на снегу?

(Ворон – некрасивая птица, и он не может быть прекрасным. � Я не согласна с Женей! В природе нет некрасивых животных или птиц! И ворон тоже красив, но по-своему! � Там еще написано, что снег был первый, значит, он пушистый и чистый. А это так красиво смотрится, что на нем и некрасивый ворон прекрасен!� Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание на сочетание двух цветов – белого и черного. Мы же изучали, что это классическое сочетание.

--- Вы правы. Спасибо. Обратите внимание, как здорово удалось автору передать то, что увидел, как пронзительно он чувствует природу! Как точно изображает! И это вызывает восхищение!

--- Как вы думаете, почему я прочла именно это стихотворение?

--- Так назовите мне сегодняшнюю тему урока. (Хокку)

СЛАЙД 3�3. Новый материал.

--- Правильно. Давайте продолжим разговор о хокку. Что мы уже знаем о хокку?

( Хокку – это стихи, хоть и без рифмы.� У всех хокку только три строчки, но они очень о многом могут нам рассказать!� В хокку говорится о природе и о людях. � Это авторские стихи.� А я нашел в Интернете страничку, где написано, что хокку по-другому называются хайку.�� А я прочла в книжке, что хокку произошли от танка, но только они короче.� Эти стихи сочиняют японские поэты. Мы уже читали хокку Иссы, а еще Бусона.)

--- Отлично! Оказывается, вы достаточно много знаете об этом жанре японской поэзии. Но хотели бы знать еще больше? Тогда за дело!

�--- Я согласна с Ирой. Изумительные стихи, и лишь три строчки! В этом заключается мастерство поэта. Искусство писать хокку – это умение сказать многое в немногих словах!�� --- Дети, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?� (Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают. � Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану. � А мы с папой посчитали, что на каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему.� И даже к словам! Есть люди, которые слова не ценят, бросаются ими, а японцы нет!� Я согласна с Варей! Я много прочитала про Японию.)

3. Проверка домашнего задания.�--- Спасибо, дети. Действительно, нам пора поговорить о родине хокку – Японии. �(Дома дети готовили материал об этой стране.)�--- По количеству поднятых рук я поняла, что выслушать всех вас не хватит времени. Поэтому я предлагаю провести блиц-опрос. Вы должны выбрать из своих сообщений самое интересное и буквально в одном предложении сказать нам об этом. Начали! � Япония – Страна восходящего солнца. Она расположена на востоке.� Она расположена на островах. � Этих островов около четырех тысяч. Столица – Токио. � Я читала, что японцы расширяют свою территорию за счет мусорных отходов.� Самый знаменитый составитель японских трехстиший Басё, и он жил в XVII веке.

Хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы». Нигде в мире нет такого любовного, внимательного, даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.� Дети в Японии очень любознательны. Они любят изобретать.� А еще до 6 лет им все разрешают. Но потом воспитывают очень строго.� В Японии существует обычай любоваться цветущей вишней – сакурой. В начале марта по телевизору сообщают о сроках ее цветения. Люди в эти дни не работают, а уезжают за город. � В японских городах очень чисто. Никто там на улице не бросит мусор. А если увидят бумагу или окурки, то обязательно с улыбкой поднимут и бросят в мусорный контейнер. � Японцы видят красоту и в самых обычных вещах. � Названия у японских островов очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю!� Все девочки учатся искусству составления букетов. � В букете обязательно три составляющие: цветы, листья, ветви деревьев.� В Японии в гости не ходят без приглашения. Даже к родственникам. � А если придете, то вам придется много раз извиняться. И дальше порога вас не пустят. О встрече договариваются заранее. � Около каждого жилища есть садик. Пусть даже очень маленький!� Японцы поклоняются природе. А в каждом саду обязательно есть камни.� Японцы – вежливый народ. � А дети очень уважают своих учителей.

�--- Молодцы! Вы очень много узнали об этой интереснейшей стране. �

СЛАЙДЫ о Японии ( 4 -12)

4. Новый материал.

СЛАЙД 13

--- Что вы можете сказать, глядя на эти картинки?

--- Сегодня мы познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трёхстишия будут муравей и белый пион. Откройте учебники на с. 54.

--- Ёса Бусон – это псевдоним. Настоящее имя и фамилия не известны.

(самостоятельное чтение хокку учащимися)

--- Нравится ли вам это хокку?

--- Вы хорошо представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?

--- На каком приёме держится смысл стихотворения? ( Приём контраста.)

--- Прочитайте вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? ( Есть звукопись – частое повторение звука «ч». Звукопись придаёт особую прелесть образу, созданную поэтом.)

--- Давайте прочитаем хокку японского поэта Мацуо Басё, который был бродячим монахом, создал свою школу поэтов и учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир. Или так: «учись у сосны быть сосной». Как вы понимаете это выражение?

( Нужно вжиться в образ. Нужно представить, что ты – сосна. Или почувствовать особенность того предмета, который ты описываешь.)

СЛАЙД 14

--- Ваши ответы верны. Молодцы. Посмотрите на ленту времени. Как вы думаете, в какое время жил Басё?

________│________│________│_________│__________│_________

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век 21 век

--- Даты жизни Басё 1644-1694 гг. Какой это век? (17) Сколько лет в 1 веке?

Сколько лет он прожил? (50)

--- Басё жил в 17 веке, то есть почти 400 лет назад. Хокку – это древний жанр японской поэзии.

СЛАЙД 15

--- В Японии очень любят цветы, причем предпочитают простые, полевые с их робкой и неброской красотой. Около японских домиков часто сажают крошечный огородик или клумбу с цветами.:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему,

В этом высший подвиг цветка!

Басё

--- Какой вывод мы можем сделать о самом поэте, написавшем такое хокку, - о его характере и душевных качествах?

(Он наблюдательный, умеет вглядываться в окружающий его мир природы, любит её, восхищается ею; относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением. Он умеет чувствовать себя цветком.)

--- Басё говорит: «В этом высший подвиг цветка!» Быть непохожими друг на друга. Он даёт понять людям, что не надо подражать другим – надо быть похожим на самих себя.

СЛАЙД 16

Ива склонилась и спит.И кажется мне, соловей на ветке -Это ее душа.Басё

�--- Вспомните, какой мы обычно видим иву? (Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены вниз. Недаром в поэзии ива - символ печали, грусти, тоски )

--- Что вы можете сказать о соловье? (Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!)�--- Почему же соловей - это душа печальной ивы? ( По-видимому, мы узнали о мыслях, о мечтах, о надеждах деревца из песни соловья. Он и поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.)�--- На ваш взгляд, соловей поет или молчит?�На этот вопрос (как это часто бывает на уроке литературы) может быть несколько правильных ответов, ведь у каждого родился свой образ. Одни скажут, что соловей, конечно, поет, а иначе как бы мы узнали о душе ивы? Другие посчитают, что соловей молчит, ведь стоит ночь, и все в мире спит. Каждый читатель увидит свою картину, создаст свой образ.

--- Вот так чутко японец относится к природе, трепетно наслаждается ее красотой, впитывает ее.

СЛАЙД 17

�--- Ритм своей жизни японцы подчиняют событиям в природе. Семейные торжества приурочиваются к цветению сакуры, к осеннему полнолунию. Весна на островах не совсем похожа на нашу, европейскую, с таянием снегов, ледоходами, разливами. Она начинается с буйной вспышки цветения. Розовые соцветия сакуры восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки настолько непрочно держатся в соцветиях, что при малейшем дуновении ветерка на землю струится розовый водопад. В такие дни все устремляются за город, в парки.

Выразительное чтение хокку учителем:

Камнем бросьте в меня.� Ветку цветущей вишни � Я сейчас обломил.� Кикаку

---Почему лирический герой так строго себя судит? Нарочно ли он обломил ветку вишни? ( Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и её красоты, которая является нам драгоценным даром. Он очень сожалеет о случившимся и осуждает себя.)

СЛАЙД 18

--- Сейчас прочтите хокку, написанное на доске. Ульяна, попробуй прочесть его вслух, передав интонацией настроение автора.

� Наша жизнь – росинка. � Пусть лишь капелька росы � Наша жизнь – и все же...

Исса�--- В интонации чтеца мы услышали грустную нотку. Почему? � (Наверное, автор хотел сказать, что жизнь когда-нибудь кончается. � Я согласна с Вовой, но еще хочу добавить. Автор думает и о том, что еще много времени впереди.)�--- Дети, есть ли в хокку недоговоренность? Можно ли сказать, что автор будит мысль читателя, дает ей определенное направление, но свою точку зрения не навязывает?� ( Думаю, что да. Ведь кто-то может подумать о том, что хорошо, что он вообще родился. И радуется! � Каждый может думать, о чем захочет. Это его право. Мы даже можем спорить.)

--- Правильно. Мы можем по-своему воспринимать стихи автора. Можем спорить, отстаивать свою точку зрения, и даже философствовать! Но поводом к написанию именно этого хокку была печаль. Исса потерял свою любимую дочь. Буддизм учит, что не стоит печалиться об умершем. Ведь жизнь – росинка, быстротечна, как рябь на воде. Но очень трудно примириться с этим, если из жизни ушел дорогой человек. Прислушайтесь к голосу поэта, сколько неизбывного горя в этом «и всё же...»

--- Часто в финале хокку появляется многоточие. Это не случайность, а традиция, принцип японского искусства. Для жителя Страны восходящего солнца важна и близка мысль: мир вечно изменяется, поэтому и в искусстве не может быть завершенности, не может быть вершины - точки равновесия и покоя. У японцев есть даже крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, чем начертала на нем кисть».

5. Физминутка.��6. Исследовательская работа.

СЛАЙД 19

--- Понаблюдаем, каково строение хокку. Каковы законы этого жанра? Его формула проста: 5+7+5. Что обозначают эти цифры?

Ветвь цветущая - 5� Скрыла от очей моих - 7� Ясную луну – 5

Учащиеся обнаружат, что указанные выше цифры обозначают количество слогов в каждой строке.

--- Если внимательно посмотреть сборник хокку, то мы заметим, что не все трехстишия имеют такое четкое построение (5+7+5). Почему? В чем причина такого несоответствия? �Дети сами ответят на этот вопрос. Дело в том, что мы читали японское хайку в переводе. Переводчик должен донести авторскую мысль и в тоже время сохранить строгую форму. Не всегда это удается, и в этом случае он жертвует формой.

(Все хокку переведены, а перевод не всегда соответствует авторскому тексту. Иногда и авторы отступали от классической формулы.)

--- Мастерская стиха – это ещё и мастерство перевода. Давайте почитаем трёхстишия великого японского поэта Кобаяси Иссы в разных переводах:

СЛАЙД 20

Ну, с этого дня

Все вы можете спать спокойно –

Вы в Японии, гуси! (Александр Долин)

Знайте, отныне

Вы – дикие гуси Японии...

Спите спокойно! (Вера Маркова)

--- Разные интонации переводчиков. У Александра Долина – разговорные, бытовые, а у Веры Марковой более торжественные, праздничные. Форма не сохраняется.

--- Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

7. Практическая творческая работа.

--- До сих пор в середине января устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот конкурс. Такой чемпионат проводится ежегодно с четырнадцатого века.

СЛАЙД 21

--- А сейчас предлагаю вам попробовать самим написать хокку. Вы можете сами выбрать для себя тему и начать работать самостоятельно. Кому трудно, я могу предложить помощь в трех вариантах. Вы можете выбрать для себя любой из вариантов.

(Звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Вариант 1: Любуюсь цветком...�Вариант 2: Утро весеннего дня...�Вариант 3: Время бежит...

�После выполнения задания дети читают свои стихи.��Карина А.

Любуюсь цветком.

Как он красив,

Хочется быть им.

Зарина К.

Любуюсь цветком,

Как весенним закатом

На небе голубом.

Аня Р.

Пасмурная погода,

Холодно всегда.

Но в душе у нас осталось тепло солнца!

Ульяна А.

Время бежит.

Его не остановить,

За ним не угнаться.

Юля Р.

Время бежит, как река.

Его не догнать,

Его не перегнать.

Диана С.

Вода для многих

Простая жидкость.

Но для меня она – волшебная вода!

�--- Вижу, как вам хочется прочесть свои стихи! Я очень рада!

8. Подведение итогов.

СЛАЙД 22

--- Сегодня вы очень хорошо постарались. Мне понравились ваши мысли.

А что же вас больше всего затронуло в ходе урока? Какая струна вашей души особенно звонко сегодня пела?

9. Домашнее задание.

СЛАЙД 23

-- Предложите домашнее задание.�Вариант 1: Работать с материалом учебника.�Вариант 2: Продолжить работу с текстами для практической работы.�Вариант 3: Написать хокку, соответствующее классической формуле.

Вариант 4: Выучить наизусть одно из хокку (по выбору).

Вариант 5. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку.

10. Оценки.

Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама! Что означает – спасибо за помощь!

Всматривайтесь в привычное.

И увидите неожиданное!

Всматривайтесь в некрасивое,

И увидите прекрасное!

Всматривайтесь! Вслушивайтесь! Вникайте! Не проходите мимо!

СЛАЙД 24

СПАСИБО ЗА УРОК!


Сообщить об ошибке