Содержание
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
-
Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя.
-
Компоненты системы педагогических ценностей
- гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества;
- профессиональные знания и культура педагогического мышления;
- профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
- саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
-
Активная педагогическая позиция, которую можно выделить пятым, самостоятельным компонентом, представляется так:
- вера в воспитание, убежденность в общественной значимости профессии;- активность в защите интересов ученика и оказании ему помощи;- способность самостоятельно принимать решения в любой ситуации.
-
Структура педагогической культуры личности
-
-
-
-
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
-
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
- Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.
- Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.
-
Труд учителя – это:
- Каждодневная работа с учащимися в школе и вне ее;
- Регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений и навыков);
- Систематический самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым);
- Общение с разными по способностям и характеру детьми;
- Общение с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребенка идеальным.
-
Учитель – это:
- Член педагогического коллектива
- Член методического объединения учителей-предметников
- Творчески работающий учитель – это член творческой группы и методического совета.
-
Вся эта деятельность сопряжена с различными способами и формами общения, которые учитель прежде всего выстраивает в своей голове.
Чем более содержательной по объему и характеру является педагогическая деятельность, тем более многогранным и разнообразным выступает общение, т.е. педагогическая деятельность предопределяет границы и способы общения.
-
СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ
По мнению психологов, успех общения в целом зависит преимущественно от трех слагаемых:
- Как мы вступаем в него
- Как поддерживаем диалог
- Как его завершаем
-
Общепризнаны следующие формы обращения:
- В общественном месте – сударь-сударыня
- В дипломатии – дамы – господа
- В служебном помещении – коллеги
- На званом ужине – друзья
- В классе – по именам
- В общении с родителями учащихся – по имени, отчеству
- В семье – по именам, ласкательным прозвищам типа Гога, Солнышко и т.п.
Официальная форма обращения, принятая издавна на Руси – «вы».
-
Главные причины, из-за которых многие дети не хотят идти в школу:
- они устали от школьной скуки;- они устали от учительских окриков.
Отсюда легко сделать два важных вывода:
Урок должен быть разнообразным по форме обучения и увлекательным по содержанию;
В любой, даже критической ситуации учитель не должен кричать, ведь кричит тот, кто чувствует свою беспомощность.
-
Профессионализм учителя состоит именно в умении «озадачить» всех, чтобы каждый ребенок почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с заданием. Поэтому задания должны даваться в классе не в одном и не в двух вариантах, а во множестве.
-
Диалектическую взаимосвязь знаний, умений, отношений, действий, процессов и качеств (свойств) личности можно представить в виде своеобразного психологического треугольника (по Н.П.Ерастову):
- З – знания;
- У умения и навыки;
- Д – познавательные речевые и практические действия;
- О – отношения, интересы, установки;
- С – свойства, качества личности (группы людей).
-
- На любом уроке по любому предмету и на дом старайтесь давать такие индивидуальные задания, которые позволят каждому ребенку проявить свои творческие способности, осознать свою значимость для коллектива и для общества.
- В процессе урока не монополизируйте разговор. Не следует превращать диалог с учащимися в свой бесконечный монолог. Старайтесь сдерживать себя при попытке прервать собеседника. Приспосабливайтесь к ситуации, стараясь быть хорошим слушателям.
-
Завершая урок, не забудьте:
- Подвести итог и выдать домашние задания.
- Поблагодарить учащихся за сотрудничество.
- Пожелать им доброго здоровья, настроения и удач.
-
Для этого необходимо строго выдерживать регламент урока, следить за временем и не затягивать финал на время перерыва.
Некоторые педагоги, подводя итог урока даже в начальных классах, не стесняются спросить учащихся:
- чем им понравился урок- чем не понравился- что предлагают они для улучшения дальнейших занятий.
-
На основании изложенных добрых советов можно выделить три ярко выраженные структурные части урока: приветствие, диалог, прощание.
По временным затратам они не равноценны:
- первая и последние части – по 2-5 минут,
- диалог – 30-35 минут.
Но по значению для успеха эти части равнозначны.
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Стиль общения.
-
6 моделей общения (по В.А.Кан-Калику)
- На основе совместной деятельности
- На основе дружелюбного расположения
- Диалог
- Устрашение
- Дистанция
- Заигрывание
-
Классификация стилей общения
- Авторитарный стиль общения – это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику.
- Либеральный стиль – это когда учитель идет на поводу у ученика, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам.
- Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом учитель признает ученика не только как объект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и учителя, и ученика.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.