Презентация на тему "Казахский национальный костюм"

Презентация: Казахский национальный костюм
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Казахский национальный костюм" знакомит аудиторию с основными элементами этого народного костюма, а также с аксессуарами и оберегами.

Краткое содержание

  • Женская одежда
  • Женские головные уборы
  • Cаукеле
  • Мужская одежда
  • Мужские головные уборы
  • Обувь

Содержание

  • Презентация: Казахский национальный костюм
    Слайд 1

    Казахский национальный костюм

    ГУ «Большеизюмовская СШ»

    Учитель технологии

    Боднарь Г.Ю.

    2011-2012 уч.год

  • Слайд 2

    Цель:

    ознакомить учащихся с предметами одежды, с аксессуарами составляющими казахский национальный костюм.

    Задачи:

    • Образовательная: Дать представление о зрительных иллюзиях в одежде. Способствовать применению полученных знаний на практике.
    • Развивающая: развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, внимания, памяти.
    • Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса
  • Слайд 3

    Женская одежда

  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Женские головные уборы

    Женский головной убор замужней женщины состоял из двух частей: нижней - кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась.

  • Слайд 11

    Cаукеле

    Cаукеле - высокая, конусовидная шапка (около 70 см)Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями.

  • Слайд 12

    Мужская одежда

  • Слайд 13

    Мужские головные уборы

    • Мурак.
    • Айыркалпак.
  • Слайд 14

    Обувь

    Мужская обувь пожилых казахов состояла из маси — ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе — калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги — коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую.

    Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай — кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарык, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

  • Слайд 15

    Украшения, дополнения обереги к национальному казахскому костюму

  • Слайд 16

    Нагрудные украшения ониржиек

    Они были привилегией молодых для формирования и укрепления девичьего стана. Впервые их одевали в 12-13 летнем возрасте и навсегда снимали примерно в 30 лет, передавая их более молодым женщинам в семье. Конструкция их вертикальная, состоящая из крупных прямоугольных или трапециевидных пластин, декорированных зернью, накладкой, сканью, орнаментальными лентами. В некоторых случаях присутствует позолота...

  • Слайд 17

    Перстни

    Каждая женщина должна была носить кольцо или перстень, в противном случае, пища, приготовленная ею будет не чистой. Кольца носили по 3-4, они являлись повседневным украшением. У казахов по этому поводу существует поговорка: «Тамақ адал болу үшін, қолда күміс жүзік болу керек» «Чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень».

  • Слайд 18

    Мужские поясаделятся на три типа: будничные, боевые, парадные. Мужчины уважаемого почтенного возраста стремились надевать пояс с подвесками – кісе белдік,. Украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Женские пояса-были из вельвета, шелка.Украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками, а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика и т.д.

  • Слайд 19

    Браслеты

    Браслет носили по одному или парно на обеих руках, иногда надевались на руки два браслета. Браслеты были сплошные и составные: образующиеся из 2-3 частей, соединенных шарнирным способом - топсалыблезик или при помощи створок - какпакблезик. Декоративность в браслетах достигалась путем усиления цветовой насыщенности: вставками из камней, преобразованием фактуры накладной тканью, зернью, сквозной резьбой, рельефной чеканкой, гармоничным орнаментом.

  • Слайд 20

    Шашбау

    Накосное украшение представляет собой богато унизанные украшениями ленты, в декорировке которых казахские зергерыприменяли самые разнообразные ювелирные техники. Шашбау крепились у основания кос и спускались по всей длине волос, подчеркивая их красоту и густоту.

  • Слайд 21

    Шолпы - ажурная подвеска с многочисленными бляшками или монетами, соединенных по вертикали петельно-кольцеобразным способом в один или три ряда

    Носили именно в девичьем возрасте, когда допускалось хождение с непокрытой головой. Замужние женщины носили шолпы только в первый год семейной жизни, а позже вплетали в косы нити кораллов или цветные шнурки.

    Накосники подвешивались к концам кос.

  • Слайд 22

    Обереги

    «Тумарша»,«бойтумар» - это серебряные футляры треугольной, прямоугольной и трубчатой формы, полые внутри, с помощью цепочек их подвешивали на грудь. Поверхность тумара богато украшалась гравировкой, чернением, позолотой, к нижнему краю крепились подвески из кораллов, перламутра, металлические пластинки. Тумары служили для хранения молитв из Корана, написанных на бумаге и вложенных внутрь, т.е. использовались не только в качестве украшения но и как амулет(средство от сглаза, от всяких бед и напастей.

  • Слайд 23

    Шекелик - височные украшения, которые надевали в торжественных случаях

    Они крепились за петли головного убора или за волосы у виска. Лаконичны плоские височники треугольной, лепестковидной, пиковидной и других форм, декорирующиеся разными приемами. Эффектно выглядят обсыпанные зернью ажурные и шаровидные височники со сложными подвесками. Нарядны плоские височники, главным формообразующим компонентом которых являются 2 спиральных диска (солярные знаки), соединенных проволокой со стержнем.

  • Слайд 24

    Серьги– украшение и оберег женщины

    Популярны серьги-лунницы «ай сырга», иногда с вырезной звездой с внутренней стороны. Своеобразны проволочные серьги различной сложной конфигурации «шығыршық сырға». Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – «көзді тасты сырға».

  • Слайд 25

    Разновидность национального орнамента

    1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «ай гуль» (лунный цветок), «жулдыз» (звезда).
    2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар муйиз» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табан» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе мойын» (верблюжья шея), «аркар муйиз» (рог архара).
    3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алакурт» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жиланбаур» (змеиное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи).
    4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв).
    5. Растительный орнамент, «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапыракты гульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «кызгалдак» (тюльпан), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик),
    6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «озгим -озимек», (плетенка), «шарбак»,(плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кайнар» (родник), «кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынар окше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок)
  • Слайд 26

    Орнамент

  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30

    Цвет в орнаменте

    У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет – символом солнца, огня; желтый цвет – символом разума, тоски, печали; черный цвет – символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны.

    Правила:

    • Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
    • Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
    • Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
    • Декоративный центр и бордюры орнаментальной
    • композиции должны выделяться с помощью различных цветов.
  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Последовательность изготовления орнамента

    • Лист бумаги в форме квадрата складываем пополам по вертикали, затем – по горизонтали (рис. 1).
    • Складываем заготовку по диагонали (рис. 2).
  • Слайд 33
    • На получившийся треугольник наносим карандашом рогообразный орнамент (например, один из предложенных вариантов) (рис. 3 а, б, в).
    • Вырезаем фигуру по линии карандаша. Разгибаем бумагу – на ней получился законченный орнамент из элементов рогов.
  • Слайд 34
    • Полученный узор наклеиваем на контрастную по цвету бумагу.
    • Работу можно выполнять в парах. Изготовление орнамента в квадрате повторяется еще три раза. Получившиеся 4 экземпляра изделия складываем в «ковер» и приклеиваем на контрастную бумагу.
  • Слайд 35

    Приглашаем Вас за наш достархан!!! Приятного чаепития!

  • Слайд 36

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке