Презентация на тему "История ландшафтной архитектуры стран Дальнего Востока"

Презентация: История ландшафтной архитектуры стран Дальнего Востока
Включить эффекты
1 из 95
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "История ландшафтной архитектуры стран Дальнего Востока" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 95 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по мировой художественной культуре (МХК) в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: История ландшафтной архитектуры стран Дальнего Востока
    Слайд 1

    История ландшафтной архитектуры стран Дальнего Востока

  • Слайд 2

    Для данных садов важен композиционный прием, а именно ландшафтный или пейзажный. Он возник в незапамятные времена на Дальнем Востоке и характерен для Японии, Китая, Кореи. По целому ряду причин этот стиль долго оставался неизвестен в Европе. Специфические особенности климата, народные и культовые традиции наложили свой отпечаток на садово-парковое искусство этих стран. Как и всюду, сказались любовь к красоте природы и понимание ее многообразия - горных, речных, морских и лесных пейзажей. Немаловажную роль сыграл богатый ассортимент растений - деревьев, кустарников, цветов, особенно вечнозеленых пород деревьев, а также наличие горных пород - камней и скал, применяемых в садах и парках как декоративный элемент.

  • Слайд 3

    Сады и парки в странах Японии, Китая, Кореи, Индии строились при дворцах и монастырях, были совершенно изолированы от населенных мест и недоступны для народа. В наше время положение изменилось, но и сейчас еще далеко не полностью изучено богатое наследие в этой области. Влияние, оказанное садово-парковым искусством Японии и Китая на ход развития и эволюцию этого вида искусства в XVIII и XIX веках в европейских странах, очень велико.

  • Слайд 4

    КИТАЙ

  • Слайд 5

    Садовое и парковое искусство Китая занимает выдающееся место в истории ландшафтной архитектуры. Его значение не ограничивается Великой Китайской стеной. Мы часто упускаем из виду, что именно китайская традиция создания пейзажного стиля сада оказала существенное влияние на развитие и формирование европейского (прежде всего английского) ландшафтного проектирования. История садов в Китае насчитывает более 3 тысяч лет. За века китайские садоводы научились использовать природный ландшафт, создавать «естественную природу» в малом объеме, проникать в мир природы через особую и точную художественную выразительность.

  • Слайд 6

    Западная часть Китая занята Тибетским нагорьем, обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами. На севере и северо-западе — это равнины и горы восточного Тянь-Шаня. Восточная часть Китая менее высока, а на северо-востоке расположены Маньчжуро-Корейские горы, Большой и Малый Хинган, равнины в бассейне р. Сунгари. Южнее — Лёссовое плато, Великая Китайская равнина; на юге — горы Наньлин, Юньнань — Гуйчжоуское нагорье, Сычуаньская котловина. Таким образом, Китай в основном — «страна гор». Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин. Климат на западе континентальный, на востоке — муссонный.

  • Слайд 7

    Китайский сад всегда является воплощением традиций с учетом особенностей географических условий каждой конкретной местности. При этом обязательно вносится своя особая философия и особое видение садовника, его создавшего. Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы. Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметно. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе. Сад – это место медитации, релаксации, отдохновения.

  • Слайд 8

    Главная идея китайского сада – создание мира природы в миниатюре. Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчетные отклики; камень же, даже размером с кулак, рождает многие чувства» или еще: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». По-китайски отточенные фразы – ключ к понимаю тонкостей контакта с природой. Ибо сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения для садовода. Сад как таковой должен быть «взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности». Вслушайтесь. Вчитайтесь. Настройтесь. Мастерство садовника заключается в умении использовать исходный природный ландшафт и все его компоненты для самореализации и самовыражения. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот главный принцип, которым руководствуется садовник. Даже хаос в природе – и тот красиво организован. В саду, как и в любой цветочной композиции, все должно быть гармоничным – и замысел, и цвет, и форма, и объем, и линии.

  • Слайд 9

    Открытость миру природы предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир тонких восприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. «Внутри сада есть еще сад» – гласила древняя китайская поговорка. Сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». Здесь следует отметить такое самобытное и поразительное изобретение Китая, как «сады на подносе», которое японцы позже трансформировали в бонсай. Растить сад – все равно что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого спокойствия души.

  • Слайд 10

    Китайский сад всегда является воплощением традиций с учетом особенностей географических условий каждой конкретной местности. При этом обязательно вносится своя особая философия и особое видение садовника, его создавшего. Каждый сад – это совокупность множества элементов, несущих сложнейшую философскую нагрузку, поэтому в свой конкретный сад можно перенести лишь некоторые элементы, которые либо подчеркнут, либо особым образом выделят ваш стиль, ваш взгляд и видение природы. Отличительная черта китайского сада – формирование культурных ландшафтов, но созданных так, чтобы вмешательство человека было незаметно. Созданный сад должен отражать любовь к природе и вызывать покой в душе. Сад – это место медитации, релаксации, вдохновения.

  • Слайд 11

    Самое подробное описание китайского парка можно найти в стихотворении Хси-Ма-Куанга, видного государственного деятеля XI-XII веков. В центре сада располагался главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд высилась, крутая скала, вершина которой изгибалась подобно спине слона и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркало воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.

  • Слайд 12

    Одно из основных направлений китайского садового искусства – создание на небольших участках земли миниатюрных садов. В них размещают разные архитектурные сооружения (беседки или павильоны), мостики, водоемы, скалы и гроты, обязательно добавляя для общей эстетики редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников, высаженные как одиночно, так и группами. Второе направление – проектирование ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа, чаще – рукотворного (скалы, горы, водопады). Обязательно сажают растения большими группами, пересекая посадки дорожками, «речками или ручьями», визуально и территориально разделяя пространство. Чаще всего сажают розоцветные (миндаль, яблони, вишни, сливы, персики) либо древовидные и травянистые пионы, тюльпаны, розы, ирисы, сирени.

  • Слайд 13

    Основная идея, которую китайцы проводят, создавая ландшафтный сад, «…чтобы, проходя садом, в каждой новой точке обзора, за его видимыми пределами, имелся (хотя бы казался) еще, и еще, и следующий новый вид (ландшафт)». В саду важно создать иллюзию его «безграничности», но при этом ничто не должно «бить в глаза», быть слишком ярким и броским, как и не должно быть и пустых, потерянных мест. Сад важно организовать так, чтобы в нем были места, которые притягивают взгляд, завлекают, создают настроение.

  • Слайд 14

    Анализируя описания парков Китая, можно сделать заключение, что их пейзажи подразделялись на три основных типа: устрашающий; смеющийся; - идиллический или романтический.

  • Слайд 15

    Китайские паркостроители создавали устрашающий пейзаж, строя искусственные холмы и утесы, нависающие над долиной. Был слышен шум подземной реки, вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток.

  • Слайд 16

    Устрашающий пейзаж обычно сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные туи и ели, закрывающие солнце, расступились и открывали большую долину, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения, и казалось, что весна никогда не покидала эту долину. Светлый, жизнерадостный пейзаж был переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с её свисающими ветками устремлялись к небу стройная остроконечная ель, переплетались туя и акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии, розалии и рододендроны.

  • Слайд 17

    Третий тип пейзажа – идиллический, или романтический, - навевал легкую грусть. Здесь основным элементом мог быть небольшой островок с хижиной рыбака, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде.

  • Слайд 18

    Китайские паркостроители умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы. Идеологическая основа китайского садово-паркового искусства — религиозные верования народа, связанные с одухотворением еще иявлений природы (конфуцианство и даосизм). Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов: - использовать принцип инь — действовать в зависимости от местных условий; - применять принцип цзе — максимально использовать окружающую природу; - определять главное и второстепенное; - применять контраст; - добиться в малом пространстве большого эффекта; - стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов; - учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

  • Слайд 19

    Специальный подбор деревьев и кустарников помогал достичь определенных целей. Деревья и кустарники размещались в одиночку свободными кругами или небольшими рощицами, что подчеркивало индивидуальное качество каждого дерева. Излюбленные породы, воспетые в народных песнях и сти­хах, - сосна, слива и бамбук - «три друга холодной зимы». Особенно це­нится бамбук и используется также в одиночной посадке небольшими группами и целыми рощицами. К его декоративным качествам относятся различные оттенки ствола. Стволы бамбука имеют цвета от светло-зеленого до темно-желтого, и это зависит от вида растения, его формы и возраста. Бамбук выбирается и по росту, так как некоторые его виды дос­тигают высоты 23-25 м, а другие образуют непроходимые заросли. Очень привлекательны тонкие изящные листья, трепещущие при малейшем дуновении ветерка. В садах и парках Китая бамбук олицетворяет выносли­вость и гибкость.

  • Слайд 20

    Слива зацветает раньше других плодовых деревьев и является поэтому предвестником весны.

  • Слайд 21

    Особенно ценится сосна Бунге - высокое стройное дерево со светло-серебристым оттенком ствола после сбрасывания коры и шелковистыми иглами. Ее, как правило, размещают у дорожек, около храмов свободными группами, в виде небольших сквозистых рощ. Часто используют сосну горную китайскую с широкой зонтикообразной кроной. Она хороша в одиночных посадках. Для одиночных посадок или компактными группами применяют кипарис. Для одиночных посадок около дворца или храма – очень ценится можжевельник.

  • Слайд 22

    Часто в парках на берегу водоема встречается ива; благодаря гибкости своего силуэта она уподобляется молодой девушке.

  • Слайд 23

    Большое значение придается красивоцветущим растениям, прежде всего плодовым деревьям - абрикосу, вишне, персику, гранату, а также магнолии, софоре японской, белой акации, а из кустарников - форзиции, жасмину, вейгелии, спиреям.

  • Слайд 24

    Чрезвычайно ценится банан, благодаря своим крупным и интересным по фактуре листьям; его размещают обычно в виде солитера около павильона.

  • Слайд 25

    Цветочному декору уделяется также большое внимание, тем более, что цветы широко вошли в народный быт. Излюбленными растениями являются пионы белые и розовые, их размещают свободно, без всякого рисунка и, подчас, на сравнительно больших участках. Затем используются ирисы и орхидеи. Первые применяются для береговой полосы водоемов, а вторые - возле композиций из скал. Встречаются также маки, нарциссы и лотосы для оформления водоемов. Контраст белых цветов с большими темными листьями, иногда сплошь затягивающими водное зеркало, создает исключительный эффект. Наконец, следует упомянуть и хризантемы.

  • Слайд 26

    Вода была обязательным элементом каждого китайского сада. Водоемы покрывали большие площади и занимали в композиции сада или парка первое место. Старинный трактат по садово-парковому искусству гласит: “Если у тебя сад в 10 му, отведи 3 му под искусственный пруд”. 1 му = 0,0667 га

  • Слайд 27

    Следует отметить бесконечное разнообразие водного оформления в виде больших зеркальных поверхностей, настоящих озер или каналов, прихотливо извивающихся, или совсем маленьких прудов среди зарослей деревьев. Пожалуй, самое характерное для композиции состоит в том, что вода всюду просачивается, что ее стараются как бы отвести в отдаленнейшие уголки - иногда в виде миниатюрного залива, узкого водотока, который можно легко перешагнуть. Важно также отметить подчас сильную изрезанность береговой линии, что вполне приемлемо по контрасту с зеркальной неподвижностью воды.

  • Слайд 28

    Очень большую роль в садах и парках играют камни. Обычно для искусственных скалистых участков применяется известняк, добываемый со дна озер. Он может быть различного цвета - от белого с голубоватым оттенком или с желтизной до синевато-черного. Чем причудливее очертание, чем пористее и «морщинистее» поверхность камня, тем больше он ценится и за игру светотени, и за возможность оформить его специальными растениями. Скалы используются для устройства специальных горок, обработки береговых линий озера или пруда, перехода вброд неглубокого узкого залива.

  • Слайд 29

    Камень может быть один – большой, но очень красивый. Его можно расположить на подставке или в сочетании с другими элементами сада. Может быть составлена композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и т.д. Особо ценны камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных оттенков. Такие камни ценны не только с художественной точки зрения, но и с философской – они воспринимаются как вместилище энергии, как предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают. Для выразительности садового ландшафта используют искусственные горки из камней. Они имеют право на существование вовсе без растений. Один из китайских философов по этому поводу писал: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».

  • Слайд 30

    Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство именно сада, и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и спускаясь вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону». Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определённой долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.

  • Слайд 31

    Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая, сама по себе, располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.

  • Слайд 32

    Наконец, ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды. Ворота сами по себе – это символ, это знак, это уровень.

  • Слайд 33

    Из садово-парковых строений большое значение имеют павильоны, галереи и мосты. Павильоны очень эффектны, красочны. Их полихромия -характерная черта архитектуры страны. Главным элементом является крыша, одинарная или двойная, с сильно загнутыми кверху концами, покрытая желтой, зеленой или темно-синей черепицей. Павильон открыт со всех сторон и обычно построен на высоком фундаменте, на специальной платформе или искусственной горке. Располагаются павильоны в самых различных местах парка: на островках, мостах, на берегу, на холмах и подчас среди бамбуковой рощи или под сенью высоких хвойных деревьев.

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Немаловажное значение имеют галереи; они открыты и по архитектуре красочности близки к павильонам. Располагаются галереи большей частью на берегу озера или группами и отличаются значительной протяженностью. Любопытно, что они могут иметь и извилистые очертания, следуя береговой линии или рельефу. Иногда галерея строится вокруг маленького дворика с трех или четырех сторон. В галерее, как и в павильоне, можно укрыться от зноя или дождя, но галерея служит также и для последовательного раскрытия пейзажей, таким образом достигается постоянная смена видов, смена кадров.

  • Слайд 36

    Включение в композицию парков водных пространств требовало строительства каменных и деревянных мостов различных размеров. Мосты важнейший элемент парка в Китае. Китайские зодчие возводили их с подлинным искусством. Особенно хороши “горбатые”, или “верблюжьи”, мостики, в которых арка вместе с отражением в воде составляет замкнутый круг, своеобразную раму, выделяющую часть пейзажа. Большой интерес представляли и зигзагообразные мостики, устраиваемые как на воде, так и на суше. Они ориентировали зрителя на главные элементы пейзажа.

  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Интересный прием садово-паркового искусства Китая – соединение различных парковых комплексов с помощью проемов каменных стен было изготовлено из мягких пород камня техникой резьбы, достигшей в Китае высокого уровня развития. Иногда проем оформляли только по контуру, и он был как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены. К декоративным парковым сооружениям относятся и ворота “пайлоу”, начало строительства, которых уходит в глубокую древность. Ими были украшены императорские дворцы, места погребений, храмы, монастыри, городские улицы. Своеобразные по архитектуре, являющиеся эффективным композиционным средством, “пайлоу” нашли применение и в парковом строительстве.

  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44

    Говоря о декоре садов и парков, нельзя обойти молчанием мощение дорожек. Очень распространена мозаика из разноцветных камней или битого кирпича. Мощеная дорожка неширокая, привлекает взор не только красочностью, но и замысловатым рисунком; подчас применяются геометрический рисунок, а также мощение прямоугольными однотонными плитами. В этом случае для разнообразия дается небольшой бордюр из мелкой гальки.

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Пластический декор почти полностью отсутствует, и иногда лишь устанавливается скульптурное изображение птиц или животных - аиста, дракона, черепахи.

  • Слайд 47
  • Слайд 48
  • Слайд 49
  • Слайд 50

    Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни, или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Это особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада, точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского дома. Часто, перед наиболее красивой частью парка, или коллекцией растений, стоит такой камень, со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, и так далее. Даже где-то в парке, национальном или природном, также можно увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или даже не склонах – значит это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным. Причём стихотворные вирши могут быть воплощены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада. Надписи могут быть парными (изречения разных авторов), но расположенные рядом, выбитыми на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.

  • Слайд 51

    Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан на камне, стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.

  • Слайд 52

    В стране насчитываются шесть типов садов: - сады и парки при императорских дворцах и усыпальницах; - при храмах; - домашние сады; - сады ученых или сады литературы; - миниатюрные сады. При этом на них накладываются еще и особенности, традиции каждой провинции и региона, стиль и характер садовника, выражаясь современным языком, ландшафтного дизайнера.

  • Слайд 53

    САДЫ ПРИ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСАХ ПРИМЕРОМ ТАКИХ САДОВ МОГУТ СЛУЖИТЬ САДЫ ПРИ ХРАМЕ КОНФУЦИЯ, ХРАМЕ НЕБА, ИМПЕРАТОРСКОМ ДВОРЦЕ ГУГУН

  • Слайд 54

    Повинуясь законам конфуцианской морали, жизнь поднебесной имела официальную сторону, где всё подчинялось порядку и правилам, имевшим многовековую историю. Иерархия и нормы поведения были расписаны от внутрисемейных отношений до взаимоотношений самого императора и небесных покровителей Китая. Сложная жизнь китайского двора строго регламентировалась выработанными веками правилами и церемониями. Народ, чиновники и император обязаны были демонстрировать неукоснительное выполнение своих обязанностей друг перед другом. Те же строгие законы распространились на планировку храмов, имеющих отношение к государственному устройству, и мест официального присутствия императора.

  • Слайд 55

    Порядок и строгость конфуцианской доктрины наложили отпечаток и на устройство садов и парков, которые относились к сфере официальной жизни. Парки при государственных храмах, таких как храмы Неба, Земли, Луны и Солнца, разбивались по правилам. Где священное число девять, строгая ориентация по сторонам света и соблюдение законов симметрии были основой композиции. Это касалось и императорского дворца, так как официальная жизнь императора также была церемонией, которую он совершал на благо народа.

  • Слайд 56

    ДВОРЕЦ ГУГУН Пекин был построен по единому плану как столица империи, занимавший, по мнению китайцев, большую часть мира. “Северная империя” – так назывался Китай. Главным в плане города было расположение храмовых комплексов, которые символизировали отношения императора и верноподданных. На юге располагались храм Неба и храм Земледелия. На севере храм Земли, с востока храм Солнца, а на западе храм Луны. Прямо в центре находился пурпурный город, где жили придворные. В центре Пурпурного города находилась святая святых древнего Китая – Гугун (“Дворец прежних правителей”), место, где проживал император и его семейство. С юга на север через весь город вела дорога процессий. Все подчинялось симметрии и строгому порядку, как и полагалось согласно учению Конфуция.

  • Слайд 57

    Дворец строился начиная с 1406 года в течение 15 лет. Это была самая главная резиденция императора. Все, что совершалось в покоях этого дворца, было крайне важно для всей империи, будь то рождение, свадьба, смерть, принятие пищи или просто спокойный сон. На территории Гугуна не было место даже для ничтожного нарушения сложившегося веками порядка. Каждый чиновник и сам император знал свое место. Менялись династии, но порядок официальной жизни оставался неизменным. Небесные камни как воля неба отмечали места, закрепленные за чиновниками во времена церемоний. В Китае было девять рангов военных чиновников и девять рангов гражданских. Чиновники носили на одеждах квадратные нашивки “буфан” с изображениями зверей и птиц, соответствовавших их рангам.

  • Слайд 58

    Через весь город проходила Дорога процессий. С юга на север дворца располагались павильоны, где проходила официальная жизнь императора и его семьи. Сначала располагались три павильона: Гармонии высшей, Гармонии полной и Сохранения Гармонии. Здесь происходило все, что касалось политической жизни страны, принимались иностранные послы, подписывались указы, совершались важнейшие церемонии. Все подчинялось законам Симметрии. По обе стороны от входов стояли большие медные сосуды Вечной жизни. В них была налита вода, плавали рыбки и цветы лотоса. Каменные львы ши-дзи также парами охраняли павильоны дворца. Павильон Высшей Гармонии

  • Слайд 59
  • Слайд 60

    Ближе к северу находились жилые покои императора. Это были дворец Небесной чистоты, павильон Соединения и процветания и павильон Земного спокойствия, где император совершал свадебные обряды.

  • Слайд 61

    За жилыми покоями располагался императорский сад Юйхуаюань. Он был невелик, всего 130х90 метров. Большие тенистые деревья и беседки на искусственных холмах делали сад уютным, и все-таки это было официальное место пребывания императора, здесь царили строгий порядок и симметрия.

  • Слайд 62

    Камни в Юйхуаюань подобны причудливым скульптурам, их собирали долгие годы, иногда за необычный камень целой провинции прощали налоги за год. Такие камни скульптуры “хуши”ассоциировались с драконами, фениксами, львами и другими мифическими фигурами. Это были белые монолиты с горы Куншань или покрытые черными вкраплениями глыбы из юго-западных областей. Их тщательно очищали и полировали фарфоровой пудрой.

  • Слайд 63
  • Слайд 64
  • Слайд 65

    В саду есть камни довольно внушительных размеров. Их доставка в столицу была нелегким делом и могла занять не один год. Камни необычного вида считались наделенными силой продлевать человеку жизнь. Так же как и фантастические звери “цилинь”, камни были установлены на специальных подставках-пьедесталах и расставлены с соблюдением симметрии.

  • Слайд 66
  • Слайд 67

    Небольшие домашние садики были при павильонах, где жили императорские жёны и дети. Их сторожили супружеские пары львов “ши-дзи” (“львы-будды”). У льва в лапе была волшебная жемчужина, а львица прижимала лапой детеныша. Круглая сфера жемчужины украшала и завораживала льва. Такие шары клали в рот или под лапу изображениям львов и драконов, с жемчужиной они становились ручными. Львы в Китае не водились, рассказы об этих диковинных животных привозили путешественники, в частности персы. Китайцы выводили своих маленьких львов – собачек пекинесов.

  • Слайд 68

    Перед павильоном были входные дворики. Они были официальные, так же как и огромные императорские дворы. Внутри перед воротами стоял экран-ширма, преграждавший путь злым духам и любопытным взглядам, его фланкировали чаши продолжения жизни. У входа в покои, соблюдая строгую симметрию, стояли курильницы с благовониями. Причудливые камни хуши, деревья в кадках и другие замысловатые предметы, расставленные симметрично, украшали пространство дворика.

  • Слайд 69

    За жилыми помещениями располагались садики для отдыха. В них конфуцианские симметрия и порядок уступали место придворным развлечениям. В эпоху династии Тан у китайских придворных был красивый обычай, заимствованный, как считалось, у известных поэтов: по бегущему ручью пускали чарку с вином, тот, перед кем она останавливалась, сочинял строчку стихотворения и пускал чарку вновь по воде к следующему участнику пира, который продолжал сочинительство.

  • Слайд 70

    ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ ПРИМЕРОМ ТАКИХ САДОВ МОГУТ СЛУЖИТЬ ПАРК БЕЙХАЙ, ИХЕЮАНЬ (ПЕКИН), ИМПЕРАТОРСКИЕ ПАРКИ ГОРНОГО КУРОРТА ЧЭНДЭ

  • Слайд 71

    Центром Пекина был Запретный, или Пурпурный город, окружавший Гугун. Этот огромный комплекс, состоящий из дворцов и парков, включал в себя вереницу трех искусственных озер: Бейхай (Северное море), Чжунхай (Среднее море), Найхай (Южное море) и насыпанные Холмы прекрасного вида (Цзань Шань). Такие парки уже не носили официального статуса, здесь император и его свита отдыхали от бесконечных церемоний. Это была сфера философии даосов, небесный сад бессмертных, где в сложном переплетении сосуществовало вечно изменяющееся женское начало “инь” и неразрывное с ним постоянное мужское начало “ян”. Императорские парки для отдыха с многочисленными дворцами, где жили наложницы и были неофициальные покои императора и его семьи, делились на две части: горную и водную. Одна из частей всегда превалировала, и, в зависимости от этого, парк считался водным или горным.

  • Слайд 72

    На севере Запретного города находится горный парк Цзянь Шань (Холмы прекрасного вида). С вершин трех холмов, насыпанных во времена строительства императорских водных парков и дворцовых рвов, можно рассматривать золотые крыши Гугуна. Центральной частью парка и высшей точкой города является “Угольный холм”, высота которого 56 метров. Он был насыпан при строительстве канала, окружающего императорский дворец Гугун. Название холму дал находившийся неподалёку угольный склад. Чуть позже наверху поставили изящную беседку, с которой открывается превосходный вид на город, в том числе на расположенный рядом другой бывший императорский парк – Бейхай. Раньше эту беседку украшали статуи Будд, но они исчезли в 1900 году.

  • Слайд 73

    ПАРК БЕЙХАЙ На западе от Пурпурного города находились водные парки, в которые было превращено искусственное озеро Тайечи, разделенное на три части: северную – Бейхай, среднюю – Чжунхай и южную – Найхай. Парк занимал площадь 68 гектаров. Парк Бейхай (Северное Море) был императорским садом во времена династий Ляо, Цзинь, Юань, Мин и Цинн, то есть его история насчитывает более тысячи лет.

  • Слайд 74

    На берегу огромного озера стояли и стоят по сей день беседки Улунтин, построенные в 1651 году. Пять драконов в честь которых были построены павильоны беседки, олицетворяли пять “мировых стихий”, порождающих друг друга. Огонь соответствовал лету, металл – осени, вода – зиме, дерево – весне и земля – астрономической середине года, точке летнего солнцестояния. В пределах суток пять стихий относились к восходу, полудню, “склонению солнца на запад”, закату и полночи.

  • Слайд 75
  • Слайд 76

    На южной стороне нефритового озера находится буддийский храм Юнаньсы (Вечного спокойствия), павильоны которого поднимаются по склону холма. Крутая лестница ведет через павильоны храма наверх, где на самой вершине холма Нефритового озера находится Байта (белая пагода). Белая пагода из ослепительного ракушечника и храм Вечного спокойствия были построены в 1651 году в честь V-ого Далай-ламы, который нанес визит первому императору новой династии Цин.

  • Слайд 77

    Вдоль северного берега Нефритового острова проходит крытая галерея. Окна галереи, необходимого атрибута китайского сада, часто делались в виде рисунка веера, тыквы-горлянки, цветка сливы или плода персика. Они служили рамками для открывающихся из галереи видов. Рамки наделялись смыслом они говорили о быстротечности земной жизни (цветок сливы), желали долголетия (персик) и здоровья (тыква-горлянка).

  • Слайд 78

    На территории парка находились покои наложниц и императора с уютными садиками для отдыха, как например сад Благородной мысли, построенный во времена династии Мин. Такие садики, несмотря на небольшую площадь, были насыщены массой построек. Искусственные гроты, горы, мостики и арки из камней группировались вокруг озера с лотосами и карпами. Парковые павильоны и беседки были удобными местами для отдыха и любовная искусственными пейзажами.

  • Слайд 79

    ЧАСТНЫЕ САДЫ

  • Слайд 80

    Традиционный китайский дом строился по всем правилам, диктуемым давними традициями. В первую очередь его планировку определяли господствующие ветры, которые были особенно чувствительны в резко континентальном климате Китая. Городская усадьба состояла из множества помещений или павильонов, строго ориентированных по сторонам света и сгруппированных вокруг внутренних двориках с симметричной планировкой. Позднее на месте хозяйственных дворов стали разбивать маленькие садики, которые были местом уединения хозяев усадьбы, где можно было отдыхать предаваясь развлечениям, как беспечные небожители, или философским беседам.

  • Слайд 81

    Из трактата по садовому искусству “Юань Е” 1634 года мастера Цзи Чен: “…в устроении садовых ландшафтов не существует установленных правил, их создатель на девять частей из десяти является господином вещей”. Но одно правило, безусловно, присутствовало – это была идея “цзе цзин”(заимствование вида). В небольшом саду создавалась миниатюра иного идеального мира, похожего на театральную декорацию.

  • Слайд 82

    САДЫ ФИЛОСОФОВ ПРИМЕРОМ ТАКИХ САДОВ МОГУТ СЛУЖИТЬ САД ЛЬВИНЫЙ ЛЕС, САД НАСЛАЖДЕНИЯ, САД СКРОМНОГО АДМИНИСТРАТОРА САД МЕДЛЕННО ТЕКУЩЕГО ВРЕМЕНИ САД МАСТЕРА ХИТРОСПЛЕТЕНИЙ

  • Слайд 83

    Самые знаменитые сады философов Китая находятся в городе Сучжоу. Этот древний город находится на пересечении реки Сучжоу и Великого канала. Основан Сучжоу в 514 году до нашей эры как столица царства У императором Хэлу. До конца XIX века Сучжоу играл в истории Китая более важную роль, нежели Шанхай, расположенный от него приблизительно в 100 км. Марко Поло, посетивший Сучжоу в 1257 году, сроднил его с родной Венецией, именно поэтому этот город часто называют “Китайской Венецией”. С давних пор Сучжоу славился своими садами, которых раньше на его территории располагалось более 200. Их сооружения насчитывает длительную историю. Самые ранние записи о садах Сучжоу можно отнести к IV веку. Сады были монументальными и миниатюрными, как “лоб кошки”. Как правило, их устраивали отошедшие от дел чиновники, покинувшие государственную службу и поселившиеся в красивейшем городе Китая на берегах Великого канала.

  • Слайд 84

    По свидетельству самих китайцев, философия китайского сада лучше всего воплощена в, так называемых, садах ученых, или садах литературы. В его садах (их сейчас насчитывается около 60) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавали для отдыха, размышления, интеллектуальной работы. Их элементами были небольшие озера с изящными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от всего окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины, покоя и красоты природы.

  • Слайд 85

    “Сад скромного чиновника” Это самый известный классический сад в Сучжоу. В начале XVI века его построили для опального имперского вельможи Вань Сяньчена. Строительство сада продолжалось 17 лет. На обширной площади в 5 гектар расположился сложный комплекс из островов, водоемов и проток, изобилующий красивыми павильонами с выгнутыми крышами, протяженными галереями с круглыми арками-проходами и резными решётками окон.

  • Слайд 86

    Все павильоны имеют поэтические названия, например, “Зал отдаленного благоухания”, “Павильон зелёной волны”, “Павильон слушания дождя”, “Зал орхидеи и снега”

  • Слайд 87

    Самым большим и нарядным был Павильон 36-уток-мандаринок. Утки, обосновавшиеся на здешних водоемах, считались в Китае символом счастья, а счастье непременно включало чиновничью карьеру как самый верный путь к обогащению и почёту. Формула счастья звучала так: “фу лу юаньян”-это могло означать “счастье, карьера, уточки - неразлучницы”. К тому же всегда плавающие парой мандаринки символизировали супружеское счастье.

  • Слайд 88

    Многочисленные мостики и дамбы соединяют острова в единую прогулочную сеть; каменные берега местами заросли бамбуком, жасмином, рододендронами и низкими стелющимися кустарниками.

  • Слайд 89

    После смерти Вань Сяньчена его сын за одну ночь проиграл чудесный отцовский сад.

  • Слайд 90

    МИНИАТЮРНЫЕ САДЫ

  • Слайд 91

    Обычай выращивать карликовые деревья возник в Китае ещё в раннем средневековье. Тогда образовалось несколько школ с устойчивым набором типовых форм: “дракон”, “мать и дитя”, “танцующая птица”, “черепаха”. Китайцы были замечательными селекционерами. Самыми красивыми считались растения, похожие на райские, странные и напоминающие облака или струи воды.

  • Слайд 92

    В Китае было принято создавать миниатюрные сады или “сады на подносе”. Лучшими из них считались те, которые можно было поставить на стол. Из карликовых деревьев ценились “сосны с горы Тяньму”, им полагалось иметь согнутый и скрученный ствол толщиной в руку и короткие иголки. Рядом с такой сосной можно было поставить древний сталагмит, чтобы породить ощущение, что сидишь в густом лесу на горной вершине, не чувствуя зноя даже в разгар лета. Ценились маленькие садовые деревья из провинции Фуцзянь.

  • Слайд 93

    Идеологическая основа садово-паркового строительства в Китае – это религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий, цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст – большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорции и последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

  • Слайд 94

    Характерные особенности садово-паркового строительства Китая: - активное использование камней; - обилие водных поверхностей; - большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм; тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа.

  • Слайд 95

    - оформление дворов бонсаями; - тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа; - создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы; - подчеркивание наиболее выразительных точек в пейзаже специальными проемами — «проникающими окнами», беседками, воротами; - включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке