Презентация на тему "Виды речевых нарушений у дошкольников"

Презентация: Виды речевых нарушений у дошкольников
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа, составленная профессиональным логопедом, чтобы дать своим коллегам - учителям основные понятия о нарушениях речи у детей. Автор приводит виды речевых нарушений, объясняет их природу и способы борьбы с ними.

Краткое содержание

  • Понятийный словарь
  • Возможные диагнозы при речевой патологии
  • Уровни общего недоразвития речи
  • Активный и пассивный словари
  • Проявления нарушения звукопроизношения
  • Виды речевых недостатков
  • Задержка речевого развития

Содержание

  • Презентация: Виды речевых нарушений у дошкольников
    Слайд 1

    «Виды речевых нарушений у дошкольников»

    ГБОУ ЦППРК Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»

    Презентацию подготовила: Учитель-логопед Демьянцева Юлия Васильевна

  • Слайд 2

    Понятийный словарь:1. Фонетическая сторона речи – произнесение звуков как результат

    согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата аппарата

    2. Фонематическая сторона речи – способность различать и дифференцировать фонемы звуки речи

    3. Речедвигательный механизм – состоит из: центрального отдела (кора мозга, преимущественно левое полушарие), проводникового отдела (нервные пути) и двигательного аппарата речи

    4. Речедвигательный аппарат – состоит из: артикуляторного аппарата (губы, зубы, небо, глотка), голосового аппарата (хрящи гортани, голосовые связки) и дыхательного аппарата (бронхи, легкие, диафрагма)

    5. Иннервация – воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т.д. с помощью нервов

  • Слайд 3
    • Возможные диагнозы при речевой патологии
    • Заикание
    • Дислалия
    • Дизартрия
    • Алалия
    • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
    • Общее недоразвитие Речи (ОНР)
    • Задержка речевого
    • Развития (ЗРР)
    • Ринолалия
  • Слайд 4

    РИНОЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ,

    ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ МЯГКОГО НЕБА)Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.

  • Слайд 5

    АЛАЛИЯ ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ

    КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Различают три вида алалий: сенсорные, моторные и сенсо-моторные. Алалию нельзя считать просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отмечаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психо-патологические симптомы.

  • Слайд 6

    ЗАИКАНИЕНАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ

    СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА Для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя:- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы- психотерапевтическое воздействие- коррекционные занятия с логопедом- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий

  • Слайд 7

    ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ У

    ДЕТЕЙ НАРУШЕНО ФОРМРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ, КАСАЮЩИХСЯ И ЗВУКОВОЙ, И СМЫСЛОВОЙ СТОРОН, ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И ИНТЕЛЛЕКТЕРечевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвитияПринято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР

  • Слайд 8

    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР I)

    Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака»).

    Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).

    Характерна многозначительность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка»)

    - Возможна замена наименования предметов названиямидействий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок).

    Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации.

    Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются и т.д.

  • Слайд 9

    ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР II)

    Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех или четырех слов.

    Ребенок может использовать трех- и дажечетырехсложные слова («асина» - «машина», «ибуаська» - «чебурашка»).

    Отмечаются грубые ошибки в использованииграмматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» - «ем ложкой»).

    Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки».

    - Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.

  • Слайд 10

    ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР III)

    Активная речь характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-фонематического недоразвития. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений ( «кружка» - «чашка», «стакан», «кружка»

    - Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик»); но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный сок»); затрудняются образовывать глаголы приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»)

    - Недостатки произношения выражаются в смешении,замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

  • Слайд 11

    ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР IV)

    - Нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков речи

    - Дети допускают перестановки слогов и звуков,сокращение гласных при их стечении, замены и пропускислогов в речевом потоке, у них недостаточная внятная дикция, вялая артикуляция («каша во рту»)

    - Лексические ошибки проявляются в замене слов, близкихпо значению («Мальчик чистит метлой двор» - «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («Большой дом» - «Высокий дом»)

    - В грамматическом оформлении ошибки в употреблениисуществительных родительного числа («Увидели медведев, воронов»), в согласовании прилагательных ссуществительным («Раскрашиваю шарик красным ручком»)

  • Слайд 12

    ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДЕФЕКТАМИ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

    Выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:- дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп

    - дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава и определить их последовательность

  • Слайд 13

    ДИЗАРТРИЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

    СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного)

    в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе)

    - в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении

  • Слайд 14

    ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ

    ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА

    Дислалия делится на группы:

    Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

    Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье

    2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата

  • Слайд 15

    ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Звук заменяется другим, более простым по артикуляции (л – у)

    Звук отсутствует:

    • ампа (лампа),
    • акета (ракета)

    Звук произносится искаженно: горловой Р, межзубный С

  • Слайд 16

    ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ

    НАРУШЕНЫ

    • Сигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)
    • Ротацизм – дефекты произношения звуков «р, р'»
    • Каппацизм – дефекты произношения звуков «к, к'»
    • Дефекты озвончения – замена звонких согласных парными глухими
    • Хитизм – дефекты произношения звуков «х, х'»
    • Гаммацизм – дефекты произношения звуков «г, г'»
    • Ламбдацизм – дефекты произношения звуков «л, л'»
    • Йотацизм – дефекты произношения звука «й»
    • Дефекты озвончения – замена мягких согласных твердыми
    • Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения
    • Ринофония – нарушен только тембр голоса

  • Слайд 17

    ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ ПО

    СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ ТЕМПАМИ УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАОТСТАВАНИЕ РАВНОМЕРНО В ФОРМИРОВАНИИ ВС ЕХ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКАЕсли речевое развитие ребенка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Необходимо вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР.

  • Слайд 18

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке