Презентация на тему "Библейские мотивы в музыке"

Презентация: Библейские мотивы в музыке
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.8
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Библейские мотивы в музыке" рассказывает о роли музыкального искусства в религиозной культуре.

Краткое содержание

  1. Связь музыки с религиозной жизнью
  2. Музыкальные библейские жанры
  3. Сюжеты некоторых произведений

Содержание

  • Презентация: Библейские мотивы в музыке
    Слайд 1

    Библейские мотивы в музыке

    Работу выполнила ученица 10 класса МОУ «Макуловская СОШ» Маханова МарияУчитель: Белкина Татьяна Алексеевна

  • Слайд 2

    Содержание:

    • Связь музыки с религиозной жизнью
    • Музыкальные библейские жанры
      • 1) Пассионы
      • 2) Оратории
      • 3) Кантаты
    • Сюжеты некоторых произведений
      • 1) опера «Юдифь»
      • 2) опера «Руфь»
      • 3) пассион «Страсти по Матфею»
      • 4) опера «Ave Maria»
  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Связь музыки с религиозной жизнью

    О глубокой связи музыки с религиозной жизнью свидетельствует тот факт, что важнейшие этапы священной истории сопровождались гимнотворчеством. Об этом же говорят разнообразные песенные жанры, такие как новые песни, песни восхождения и вообще все виды псалмов. Правда, Ветхий Завет знал и светскую музыку, но центральное место в ветхозаветной общине играла музыка духовная, в частности, храмовая. Нередко музыка сопровождала вдохновенные речи пророков. Певцами и музыкантами в Храме были левиты, возглавляемые особыми руководителями хоров и оркестров. Пение носило речитативный характер. Отсутствие в древности нот не позволяет восстановить храмовую ветхозаветную музыку, но отголоски ее сохранились в древнем синагогальном пении, донесенном традицией до более поздних времен. В этот период музыкальное искусство в ветхозаветной Церкви не исчезло. Распевное чтение Библии и молитв в синагогах стало одним из источников певческой культуры Христианской Церкви.

  • Слайд 5

    Музыкальные библейские жанры

    Между 16 и 18 вв. на Западе окончательно складывается музыкальный библейский жанр П а с с и о н о в, «Страстей», зародившийся еще в 4 в. Темой пассионов являются события последних дней Страстной Недели (Тайная Вечеря, предательство Иуды, суд над Христом, Распятие). Родоначальником пассионов Нового времени считается немецкий протестант Генрих Шютц (1585-1672). Шютц, по словам А.Швейцера, «обратился целиком к Библии, погрузился в ее богатство, чтобы черпать там драматические тексты, которые не мог получить у стихоплетов своего времени». Вершиной пассионного творчества явились «Страсти» Иоганна Себастьяна Баха. Они включают хоралы, арии, речитативы с музыкальным сопровождением. Текст их выходит за формальные рамки Евангелия, сохраняя дух, а не букву.

  • Слайд 6

    О р а т о р и и на сюжеты Священного Писания занимают видное место в мировом музыкальном наследии. Они сформировались в эпоху католичества. Реформы (16-17 вв.) и предназначались для исполнения вне храма. Участие солистов, хора и оркестра открыло авторам ораторий возможность разворачивать грандиозные панорамы, создавать мощные эпические образы. Так, характеризуя ораторию Г.Ф.Генделя «Иуда Маккавей», Р.Роллан писал: «В этой победной эпопее порабощенного народа, восставшего и вытеснившего угнетателя, отдельные индивидуальности почти сливаются с героической душой народа».

  • Слайд 7

    Подобно ораториям, к а н т а т ы пишутся для солистов, хора и оркестра, но в отличие от ораторий они проще по композиции и связаны с каким-либо одним текстом. Библейские кантаты появились в 17 в. Одна из первых принадлежит И.С.Баху, а позднейшая, написанная на текст Ин 1:1, — австрийскому композитору А.Хайлеру (1965).

    На библейские сюжеты создано немало о п е р. Первая была написана итальянским композитором К.Монтеверди («Магдалина», 1617). Существуют также в о к а л ь н о - и н с т р у м е н т а л ь н ы е и ч и с т о - и н с т р у м е н т а л ь н ы е произведения с библейской программой.

  • Слайд 8

    Опера «Юдифь»

    Юдифь - тема оперы заимствована из предания, не вошедшего в канонический текст Библии. Город Ветилуя осажден ассирийскими войсками, возглавляемыми Олоферном. Голод и смерть грозят жителям. Смелая Юдифь отправляется в лагерь врага. Олоферн покорен ее красотой. Он устраивает пиршество и, опьянев, засыпает. Юдифь отрубает ему голову и возвращается в Ветилую. Войска ассирийцев, увидев голову своего военачальника, водруженную над крепостной стеной, в ужасе разбегаются.

    Непревзойденной исполнительницей партии «Юдифи» была Ф. Литвин, создавшая мощный образ народной героини. Легко преодолевая трудную тесситуру этой партии, великая певица раскрывала мужество, чистоту и нравственное благородство Юдифи, пожертвовавшей своей честью, разделившей ложе с тираном, для того чтобы освободить от ига свой народ. Литвин выступала в «Юдифи» вместе с Шаляпиным в Париже, партию Ахиора исполнял И. Ершов. Замечательными исполнительницами «Юдифи» были также Н. Ермоленко-Южина и М. Валицкая.

  • Слайд 9

    Опера «Руфь»

    Руфь - первая уже полноценная опера - лирическая опера «Руфь» (в 3-х действиях с прологом) - была написана Ипполитовым-Ивановым в грузинский период. История ее создания сама по себе занимательна и овеяна определенной мифологией. По легенде, юного Мишу Иванова родители однажды летом 1875 года привезли в гости к А.К.Толстому, с которым были в дружеских отношениях. Узнав о любви подростка к музыке, Толстой в шутку поинтересовался, не хочет ли он, подобно другому Михаилу Глинке, написать оперу, еще одну «Жизнь за царя»? На что мальчик ответил, что хотел бы лучше написать оперу на библейский сюжет. И тогда Толстой, проникшийся симпатией к юному дарованию, набросал в тетрадке текст для либретто будущей оперы «Руфь». После смерти Толстого вдова отдала черновики наброски будущему композитору, а тогда еще студенту консерватории, и идея создания оперы была реализована. Помимо А.К.Толстого, к разработке этого либретто приложил руку поэт Д.Н.Цертелев, а консультировал композитора по части драматургии сам А.Н.Островский.

    Опера основана на сюжете Ветхого Завета - книги Руфи. Опера, по мелодике представляющая собой смесь русских, ближневосточных и еврейских мотивов, была положительно встречена критиками и музыкальной общественностью. В ней присутствовали не только серьезные вокальные партии, но и интересные хоровые фрагменты.

  • Слайд 10

    Пассион «Страсти по Матфею»

    Сюжет «Страстей по Матфею» охватывает события последних трех суток жизни Христа - тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение.

    «Страсти по Матфею» И.С.Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Впервые исполнены в 1727 г. Либретто составлено из Библейских текстов, поэзии немецких авторов (Пикандера и др.), а также традиционных лютеранских хоралов. Произведение состоит из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов, арий, хоралов и хоров, общей продолжительностью - около 3 часов. После смерти Баха его музыка была забыта. Возрождение музыки Баха началось с исполнения «Страстей по Матфею», организованного Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине в 1829 году.

  • Слайд 11

    Опера «Ave Maria»

    Молитва Аве Мария вошла в частое употребление с XI века. Папа Урбан IV прибавил к ней заключительные слова: «Иисус Христос. Аминь». С XVI века к ней стали прибавлять следующие заключительные слова, употребляемые поныне: «Святая Мария, матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

    На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки И. С. Бах, Палестрина, Шарль Гуно, Антонин Дворжак, Джузеппе Верди, Пьетро Масканьи, Джулио Каччини. Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке