Презентация на тему "А.С. Даргомыжский:жизнь и творчество великого композитора"

Презентация: А.С. Даргомыжский:жизнь и творчество великого композитора
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.9
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация подготовлена для проведения урока музыки на тему "А.С. Даргомыжский:жизнь и творчество великого композитора" с целью ознакомлением с началом музыкального пути, его учителями и наставниками, основными произведениями композитора, общественной деятельностью.

Краткое содержание

  • История семьи Даргомыжских
  • Уроки музыкой и учителя Даргомыжского
  • Знакомство с М.И.Глинка и его роль в жизни Даргомыжского
  • Путешествие в Европу
  • Произведения композитора
  • Общественная деятельность Даргомыжского
  • Значение творчества композитора

Содержание

  • Презентация: А.С. Даргомыжский:жизнь и творчество великого композитора
    Слайд 1

    А.С. Даргомыжский:жизнь и творчество великого композитора

    презентация к уроку или внеклассному мероприятию

  • Слайд 2

    Презентация выполнена преподавателем

    • Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Котовская детская школа искусств»
    • Юровой Светланой Анатольевной
  • Слайд 3

    Александр Сергеевич Даргомыжский

    • «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал А.С. Даргомыжский в одном из своих писем.
    • Александр Сергеевич Даргомыжский - основоположник реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
  • Слайд 4

    История семьи Даргомыжских

    • Отец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской губернии.
    • Мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.
  • Слайд 5
    • А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии.
    • В семье Даргомыжских было шестеро детей: Эраст, Александр, Софья, Виктор, Людмила и Эрминия. Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству.
  • Слайд 6
    • Младшая сестра А.С. Даргомыжского – Эрминия
    • Брат Даргомыжского, Эраст, играл на скрипке (ученик Бёма), одна из сестёр (Эрминия) — на арфе, а сам он интересовался музыкой с ранних лет.
    • Тёплые дружеские отношения между братьями и сёстрами сохранились в течение многих лет. Так, Александр, у которого не было своей семьи, впоследствии несколько лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей женой известного художника-карикатуриста Николая Степанова.
  • Слайд 7

    Переезд в Петербург

    • В 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отец получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а Саша Даргомыжский начал заниматься музыкой.
    • Его первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн.
  • Слайд 8

    Занятия музыкой

    Вскоре Саша Даргомыжский начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александр начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкант Воронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

  • Слайд 9

    А.С. Даргомыжский и М.И. Глинка

    • Весной 1835 года Александр Сергеевич Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка помог Даргомыжскому с изучением музыкально-теоретических дисциплин, передав ему конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.
    • Их дружба продолжалась долгих 22 года (до самой кончины Глинки в 1857 году).

  • Слайд 10

    Первая опера «Эсмеральда»

    • Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать своё первое крупное сценическое произведение. Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа».
    • Однако вскоре Даргомыжский меняет литературный источник и обращается к другому произведению того же автора - «Собор Парижской Богоматери», популярному в то время в России. Так в 1841 году появилась первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.
  • Слайд 11

    Первое путешествие в Европу

    В 1843 году композитор уходит в отставку, а вскоре (1844) уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.

  • Слайд 12

    Опера «Русалка»

    • Опера создавалась в период 1848—1855 годов. В основе - сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено).
    • Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике».
  • Слайд 13

    Общественная работа

    • Через некоторое время композитор сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина.
    • В 1859 году его избирают в руководство только что основанного Петербургского отделения Русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милей Алексеевич Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»).
  • Слайд 14

    Опера «Каменный гость»

    Даргомыжский задумывает написать новую оперу.Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над ней затянулась на несколько лет. Она прерывалась второй заграничной поездкой композитора в Европу. Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя».

  • Слайд 15
    • Язык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства.
    • Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры). Она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами.
  • Слайд 16
    • 5(17) января 1869 года Даргомыжский умер, оставив оперу «Каменный гость» неоконченной.
    • По его завещанию, она была завершена Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым.
    • В 1872 году композиторы«Могучей кучки» добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.
  • Слайд 17

    Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища

    Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

  • Слайд 18

    Значение творчества композитора

    • А.С. Даргомыжский является создателем первой русской оперы в жанре бытовой психологической драмы («Русалка») и ариозно-декламационного стиля (опера «Каменный гость»).
    • Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. В ряде произведений этого жанра ярко проявился комический талант композитора («Червяк», «Титулярный советник» и др.)
  • Слайд 19

    Для оркестра композитором создано четыре произведения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х). Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

  • Слайд 20

    В XX веке интерес к музыке возродился: оперы А. Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

  • Слайд 21

    Информационные ресурсы

    • Канн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском/Рассказы о музыке для школьников. – 1976. – 128 с.
    • Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. - М.: «Музыка», 2002.- с.66-79.
    • Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. – с.97-127.

  • Слайд 22

    спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке