Презентация на тему "Конституционное право.Административное право.Муниципальное право. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Презентация: Конституционное право.Административное право.Муниципальное право. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Включить эффекты
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Конституционное право.Административное право.Муниципальное право. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", включающую в себя 45 слайдов. Скачать файл презентации 0.93 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    45
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Конституционное право.Административное право.Муниципальное право. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Слайд 1

    Конституционное право.Административное право.Муниципальное право. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Слайд 2

    Теория Конституционного права как науки

    1 Понятие конституционного права (далее КП) Конституционного право как отрасль права это совокупность правовых норм, обеспечивающих и гарантирующих основы конституционного строя, реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина , отношения в обществе и государстве, развитие демократии, закрепление государственного устройства. Конституционного право как наука это совокупность юридических знаний о понятии и историческом развитии конституции, о порядке её принятия и содержании, о внесении изменений в конституцию, об основах конституционного строя основах правового положения личности, о государственно-территориальном устройстве, системе государственных органов, об основах организации и деятельности органов местного самоуправления. Конституционного право как научная дисциплина это систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права в учебных целях.

  • Слайд 3

    2 Предмет конституционного права: понятие и особенности Понятие Под предметом КП понимается совокупность общественных отношений, определяющих основы конституционного строяи политико-территориальное устройство страны, основы правового статуса человека и гражданина, а также отношения, возникающие при установлении и регулировании организации и деятельности государства и государственной власти. Особенности предмета конституционного права Структурные В предмет КП входят общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя (далее КС) РФ. Эти отношения характеризуются тем, что содержат: главные принципы общества и государства; механизм реализации власти многонационального народа РФ; основы социальной политики РФ; основы экономической политики России; основы политической системы РФ. см. далее Ругуляционные КП регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической; экономической; социальной; духовной и др. Конституционное регулирование общественных отношений в различных сферах жизни неодинаково. В одних сферах предметом КП охватывается весь комплекс общественных отношений (устройство государства, организацией гос. власти, всей политической системы общества. В других регулируют лишь основополагающие отношения -экономическая сфера (формы собственности).

  • Слайд 4

    Особенности предмета конституционного права Структурные В предмет КП входят общественные отношения, определяющие основы взаимоотношения человека и государства. Главные принципы: гражданство; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; юридические гарантия по обеспечению основных прав и свобод. В предмет КП входят общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России Эти отношения характеризуют: структуру Российского государства; статус и компетенцию России и субъектов РФ; государственные символы России; систему органов исполнительной власти. Урегулирование этих отношений составляет важное условие обеспечение целостности и единства государства, разграничение ведения и полномочий между Федерацией и субъектами. В предмет КП входят общественные отношения, связанные с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения характеризуются тем, что содержат: принципы выборов Президента РФ; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности механизм формирования парламента России- Федерального собрания; полномочий его палат; процедуру принятия законов; механизм формирования правительства; его компетенцию и ответственность; структуру и принципы деятельности судебной власти; формирование и деятельность местного самоуправления в России.

  • Слайд 5

    3 Метод конституционного права Понятие Под методом КП понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Метод дозволения (равенство сторон) «Каждый может свободно выезжать за предела Российской Федерации» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ) . Метод запрещения (запрещение недозволенных действий) «Никто не может присваивать власть в Российской федерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ); Метод обязывания (метод властного связывания) «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ). Метод запрещения и Метод обязыванияв совокупности образуют метод субординации

  • Слайд 6

    Директивный метод (императивный) Теория Конституционного права как науки Метод властиподчинения, не позволяющий субъектам права отклонятся от предписания правовой нормы. Например, норма ст. 116 Конституции РФ гласит: « Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия». Диспозитивный метод Представление субъектам возможности выбора в рамках закона. Например, в ч. 1 ст.117 Конституции РФ сказано, что « Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

  • Слайд 7

    Теория Конституционного права как науки

    4 Понятие и особенности конституционно-правовых норм (КПН) Понятие КПН – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в Конституции РФ или получившие юридическое закрепление в иных правовых актах, являющимися источниками конституционного права. О С О Б Е Н Н О С Т И Назначение 1 3 4 5 6 7 8 Регулирует поведение субъектов конституционно-правовых отношений в целях осуществления полновластия народа. Особая юридическая природа Устанавливают основные права, свободы и обязанности, взаимоотношения между властями, властью и населением. 2 Учредительный характер содержащихся в них предписаний Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества. Своеобразие вида норм Среди конституционных норм много норм-целей, норм-определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм. Особый механизм реализации Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ. Многообразие юрид. норм выражения Содержится в источника КП Специфический характер субъектов Особенности структуры Предмет КП Гип. Дисп. Санк.

  • Слайд 8

    5 Виды конституционно-правовых норм Классификация конституционно-правовых норм В зависимости от объекта нормативности: Исходные ( отправные) :……., нормы-правила поведения:………….. По предмету правового регулированиия : …………….. По юридической силе: …………….. По территории: …………….. По назначению в механизме правового регулирования: …………….. По характеру обязательных содержащихся в них предписаний: …………….. По формам выражения предписанийя конституционно-правовой нормы: …………….. По времени действия : Постоянные , временные

  • Слайд 9

    Теория Конституционного права как науки 6 Виды конституционно-правовых отношений По основаниям возникновения По содержанию По форме По целевому назначению В зависимости от времени существования юридический факт События, происходит независимо от воли субъекта Действия, Влечет за собой возникновение, изменение, прекращение правоотношений Материальные (реализует само содержание) Процессуальные в них реализуется порядок реализации правовых действий правоотношения в собственном смысле (права и обязанности ) правовые состояния правоустановительные Правоохранительные «В РФ охраняется труд здоровье людей…» (ч. 2 ст.7 Конституции РФ) постоянные временные

  • Слайд 10

    Теория Конституционного права как науки 7 Состав конституционно-правовых отношений Субъекты правоотношений Объекты правоотношений Содержание правоотношений Многонациональный народ РФ, нации, народности Индивиды (ФЛ) Организации Субъективное право Юридическая обязанность По возрастным категориям) По характеру связи лица с государством По видам должностных лиц Государство Органы гос. власти и местного самоуправления Общественные объединения Юридические лица Предметы материального мира Личные неимущественные отношения Поведение участников правоотношения Результаты поведения участников правоотношения граждане РФ иностранцы апатриды и бипатриды Президент РФ Председатель правительства Председатели палат парламента Председатель Конституционного суда РФ Генеральный прокурор несовершеннолетние совершеннолетние пенсионеры Российская Федерация Субъекты РФ национально- государственные образования автономные образования административно-территориальные образования Парламент РФ Правительство РФ Федеральные суды РФ Государственная Дума местная администрация и др.

  • Слайд 11

    Теория Конституционного права как науки 8 Источники конституционного права Виды источников конституционного права Международные договоры это ратифицированные Государственной Думой РФ договор, содержащий нормы Конституционного права . Например: Договор о нераспространении ядерного оружия . (Женева 1 июля 1968г). Договор о дружбе , торговле и сотрудничестве с РФ и Республикой Парагвай. Конституция - главный источник конституционного права. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой. Действуют конституции республик. Например: Конституция Республики Тыва от 6 мая 2000г.; Конституция Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. Устав Еврейской автономной области от 8 октября 1997г. Устав Тульской области и др. Декларация Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12. 06.1990г. Декларация прав и свобод человека и гражданина (Постановление ВС РСФСР от 22. 11.1991г. Декларация «О языках народов России» Законы Российской Федерации Федеральные законы. Принимаются исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) Подзаконные акты Президента РФ Издание Указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Правовые акты СССР и РСФСР Акты исполнительный органов Издание Указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Правительства РФ (Постановления). Акты органов субъектов РФ. Акты законодательных (представительных) органов Постановления Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ по вопросам относящихся к их ведению. Постановления Конституционного Суда РФ. Конституционных судов республик и уставных судов субъектов Федерации.

  • Слайд 12

    Судебный претендент Теория Конституционного права как науки Виды источников конституционного права это решение суда высшей инстанции по конкретному делу, вынесенное по первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также в процессе нормативного или каузального толкования правовых норм, опубликованное в периодическом издании, не только являющееся актом применения права, но содержащее норму права, обязательную для применения как этим же судом, так и судом равной юрисдикции и нижестоящим судом. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ). Внутригосударственные договоры Регламенты палат Федерального Собрания РФ Конституционно-правовой обычай это договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами , а также между самими субъектами Федерации (Федеральный договор между властью федеральной и властью субъектов ). Содержат конституционно-правовые нормы , регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной думы РФ, Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской федерации (ст. 70 Конституции РФ) – Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. Институт присяги должностных лиц (Президента РФ , судьи Конституционного Суда РФ). Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3 ст.99 Конституции РФ положение « Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».

  • Слайд 13

    Понятия и черты основ конституционного строя Форма государства Основные понятия Конституционной строй целостная совокупность взаимосвязанных норм, регламентирующих главные принципы устройства государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, обеспечение подчинения их праву Основы конституционного строя целостная совокупность главных принципов устройства государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, обеспечение подчинения их праву и характеризующие их как конституционное государство Черты основополагающее, фундаментальное , обобщающее значение политико-правовой характер нормативность и общеобязательность юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции РФ, всем нормативным актам государства определенность и категоричность сжатость и концентрированность положений постоянность действия целостность устойчивость и особый порядок изменения

  • Слайд 14

    Форма государства Принципы конституционного строя Конституционный строй - это политический общественный строй, т.е. система общественно-политических отношений, которые закреплены в Конституции. Конституционный строй - это способ организации государства. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие принципы определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве Принципы определяющие организацию государственной власти принцип правового государства принцип социально государства единство экономического пространства и свобода экономической деятельности равная защита форм собственности идеологический и политический плюрализм гражданство РФ демократия и народный суверенитет государственный суверенитет федерализм республиканская форма правления разделение властей светское государство Разграничение государственной власти и местного самоуправления

  • Слайд 15

    Форма государства Форма государства Понятие - это организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень демократии и культуры населения. Элементы образующие форму государства Форма правления (отвечает на вопрос, кто правит, кому принадлежит власть , видовое понятие) Форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть) Политический режим (отвечает на вопрос, кто отправляет власть, в чьих она интересах ) Федеративное устройство России В состав Российской Федерации входят (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и области. (В настоящее время (на2010 год) согласно статье 5 Конституции1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. С 1 марта2008 года таких субъектов 83.) Статус каждой республики определяется Конституцией РФ и конституциями республик. Статус края, области, автономного округа определяется уставом субъекта. Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Государственным языком России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

  • Слайд 16

    Форма государства Элементы Российского государства Власть Население Территория Сухопутная территория Вся суша , находящаяся в пределах государственной границы (85 субъектов Федерации) Континентальный шельф РФ. До 200 миль. Исключительная экономическая зона. Морское пространство шириной до 200 миль от берега Внутренние воды. Состоят из вод морских портов, заливов, губ, лиманов, берега которых принадлежат РФ Территориальное море. Морской пояс шириной 12 морских миль. Недра. Под сухопутной территорией и водной. Воздушная территория. Воздушную территорию составляет ее воздушное пространство в пределах сухопутной и морских границ. Особенности власти Власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинения ей должны быть осознанны. Виды власти Политическая и неполитическая. Демократическая и недемократическая. Легальная и легитимная. Население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти

  • Слайд 17

    Классификация конституций В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества писанные неписанные По порядку установления По порядку изменения и дополнения октроированные неоктроированные (фр. octroyer - жаловать, даровать) -конституции, дарованные властью монарха, а не установленные парламентом или учредительным собранием. В XX в. известны случаи октроирования конституций и главами государств в республиках (напр.. Конституция Пакистана 1962 г. была октроирована президентом этой страны, а Конституция Фиджи 1990 г. - правительством), гибкие жесткие смешанные По форме правления По форме закрепленного государственного устройства По политическому режиму В зависимости от времени действия постоянные временные Гибкие конституции – это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании. Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут Королевства 1848 года Короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т. е. сегодня в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов. В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в бóльшую часть положений Конституции Республики Мальта 1974 года требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для принятия обычного закона достаточно простого большинства присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением 2/3 всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме. В Конституции Индии 1949 года ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяются по решению 2/3 присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента. монархические республиканские демократические авторитарные тоталитарные федеральные унитарные

  • Слайд 18

    История развития конституции в Российском государстве Периоды Конституция Характеристика Период «военного коммунизма Конституция РСФСР 1918 года Это был Основной Закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Конституция была в сильной степени идеализирована, имела открыто классовый характер. Период индустриализации и коллективизации (постнэповский) Конституция РСФСР 1924 года Конституция РСФСР 1925 года РСФСР объединяется с другими республиками в Союз ССР и принимается первая Конституция СССР. В связи с появлением субъектов РСФСР в конституции определяется их статус, прописываются федеративные и субъектные полномочия. Период перехода к командно-административной системе Конституция РСФСР 1936 года Конституция РСФСР 1937 года Период застоя Конституция РСФСР 1977 года Конституция РСФСР 1978 года Период перехода к рыночной экономике Конституция РСФСР 1993 года Третья Конституция. Принципы: господство соц. собственности, труд как обязанность и долг каждого гражданина, право на труд и отдых, равноправие граждан, правда ,в усеченном смысле. Руководящая и направляющая роль КПСС. Изменения в Конституцию РСФСР . Права выхода из СССР. Впервые введено понятие «народ», которому принадлежит вся власть. Наиболее важные государственные вопросы выносятся на всенародное обсуждение. Прекращение существования СССР. Отказ от социалистической модели общественного развития. Страна стала называться Россией –Российской Федерацией. Декларация прав и свобод человека. Появился статус краев, областей, городов федерального значения Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Действует по настоящее время.

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Конституционные принципы прав человека Понятие - это закрепленные в конституции РФ основополагающие начала, постулаты на которых построена система прав человека ,обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты . всеобщность неотчуждаемость равенство всех перед законом Непосредственное действие Гарантированность и защищенность государством дарованы государством, сам факт рождения человека наделяет его правами человек не может взять на себя обязательства не осуществлять свои права независимо от существования нормативно-правовых актов , государственные органы обязаны их соблюдать наделение граждан правами и обязанностями без исключения для кого бы то ни было создание условий для их реализации и действенных механизмов их защиты

  • Слайд 21

    Черты гражданства Гражданство РФ 1. Гражданство является правовым состоянием 2. Гражданство как устойчивая связь лица и государства 3. Постоянное проживание на территории государства 4. Устойчивость гражданства как правоотношения ( в времени и пространстве) 5. Гражданство как правовая связь Гражданином государства лицо является вследствие сосуществования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве Существования гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная связь и население связаны единством территории. Взаимными правами обладают и граждане и государство. Государство обязано защищать и охранять законные права и интересы своих граждан как на своей территории так и за ее пределами. Связь сохраняется в пространстве , когда гражданин выезжает за границу. Все отношения, возникающие в связи с гражданством являются правовыми отношениями

  • Слайд 22

    Принципы гражданства Гражданство РФ 1. Отсутствие положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 2. Единство и равенство граждан РФ независимо от оснований его приобретения. 3. Сохранения гражданства РФ при проживании за пределами РФ. 4. Невозможность произвольного лишения гражданства РФ и права его изменить. 5. Невозможность высылки за пределы РФ или выдачи (экстрадиции) иностранному государству граждан РФ. 6. Государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающих на территории РФ. 7. Соотечественники 8. Принцип защиты и покровительства граждан РФ за пределами РФ 9. Принцип двойного гражданства

  • Слайд 23

    Общественные и религиозные объединения граждан в РФ Понятие Объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Признаки общественных объединений а) добровольное б) некоммерческое в) негосударственная структура г) действует на основании устава Виды общественных объединений По организационной принадлежности Общественная организация Общественное движение По территориальной сфере деятельности Общественный фонд Общественная учреждение Орган общественной самодеятельности Политическая партия Международные общественные объединения Общероссийские общественные объединения Межрегиональные общественные объединения Региональные общественные объединения Местные общественные объединения

  • Слайд 24

    ИЗБЕРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РФ Понятие Это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдения за выборами ,работой избирательных комиссию. Это система правовых норм. Виды Активное избирательное право. Пассивное избирательное право Право граждан РФ избирать в органы гос.власти и местного самоуправления.. Право граждан РФ быть избранным в органы гос.власти и местного самоуправления.. Порядок проведения референдума Выполнить в виде алгоритма (последовательности) в тетради.

  • Слайд 25

    Порядок проведения выборов Составление списков избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей Образование избирательных комиссий не позднее чемза80дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, избирательных округов, определение перечня административно -территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в каждый избирательный округ. Проведение выборов Закрытие избирательных участков Подсчет и погашение членами участковых комиссий с правом решающего голоса неиспользованных бюллетеней и оглашение числа неиспользованных открепительных удостоверений Открытый и гласный подсчет голосов избирателей Итоговое заседание участковых комиссий, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушение порядка проведения голосования Подписание членами участковых комиссий протокола об итогах голосования Передача протокола в ЦИК РФ, объявление предварительных результатов голосования Признание ЦИК РФ выборов состоявшимися ,объявление официальных результатов выборов

  • Слайд 26

    Типы субъектов Российской Федерации

  • Слайд 27

    Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

  • Слайд 28

    Районирование Российской Федерации Субъекты федерации группируются в: 8 федеральных округов; 11 экономических районов; 14 географических районов; 6 военных округов; 9 часовых поясов (до 28 марта 2010 года — 11 часовых поясов) Зарубежные территории Российской Федерации В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии — общей площадью 0,18 км². Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство. Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

  • Слайд 29

    Федеральное Собрание парламент России. Это представительный и законодательный орган России. Он состоит из двух палат. Совет Федерации и Государственная Дума Совет Федерации Государственная Дума два представителя от каждого субъекта РФ = 178 человек члены Совета Федерации обладают Неприкосновенностью избирается на 4 года состоит из 450 депутатов депутатом может быть гражданин, достигший 21 года не может находиться на государственной службе, выполнять обязанности на профессиональной постоянной Основеобладают неприкосновенностью заседают раздельно

  • Слайд 30

    Совет Федерации — верхняя палатаФедерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. 28 июня2002 года Совет Федерации ФС РФ принят в Ассоциацию европейских сенатов. Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС. Полномочия Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерациио введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации); назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента); назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

  • Слайд 31

    Государственная дума  (кратко — Госдума) — одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России). Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет. Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007. Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

  • Слайд 32

    Органы государственной власти Органы исполнительной власти

  • Слайд 33

    Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно 110-й статье Конституции РФ, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Федеральных министров. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря1997 года. Полномочия На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Члены Правительства

  • Слайд 36

    Органы государственной власти

  • Слайд 37

    Система взаимодействия государственных органов.

  • Слайд 38

    Общая схема судебной системы Российской Федерации

  • Слайд 39

    Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель. Теория местного самоуправления Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), ПаулемЛабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

  • Слайд 40

    Правовые основы Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты. Европейская хартия местного самоуправления Компетенционные основы В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

  • Слайд 41

    Формы осуществления В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления: местный референдум муниципальные выборы голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования сход граждан , другие формы Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: правотворческая инициатива граждан территориальное общественное самоуправление публичные слушания собрание граждан конференция граждан (собрание делегатов) опрос граждан обращения граждан в органы местного самоуправления наказы избирателей , другие формы Территориальные основы Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга). Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

  • Слайд 42

    Организационные основы Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления: представительный орган муниципального образования глава муниципального образования местная администрация контрольный орган муниципального образования иные органы местного самоуправления В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления: представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений, В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан. Экономические основы Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться: средства самообложения граждан доходы от местных налогов и сборов доходы от региональных налогов и сборов доходы от федеральных налогов и сборов безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления добровольные пожертвования субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов) иные законные поступления

  • Слайд 43

    Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. Понятие Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Конституционно-правовая ответственность имеет два основания

  • Слайд 44

    1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);3) общественные и религиозные объединения;4) граждане. Субъекты конституционно-правовой ответственности: 1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты - граждане). Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности :

  • Слайд 45

    Тема №1. Вопросы для семинара Виды конституционно-правовых норм. Понятие и свойства Конституции РФ. Функции Конституции РФ. Структура Конституции РФ. Черты Конституции РФ. Юридические свойства Конституции РФ. Толкование Конституции РФ. Соотношение Конституции РФ и конституций и уставов субъектов Федерации. Классификация прав человека. Классификация конституционных обязанностей. Международные документы по правам человека. Международные органы по защите прав человека. Уполномоченный по правам человека в РФ (полномочия, компетенция). Виды конституционных ограничений. Конституционные гарантии прав человека и гражданина. Основания приобретения и прекращения гражданства. Практические задания для семинарских занятий Содержание конституционно-правового статуса личности. Конституционные ограничения: понятия, признаки и цели. Классификация конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В чем разница «иностранец» и «иностранный гражданин». Порядок проведения референдума.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке