Презентация на тему "Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств."

Презентация: Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств." состоит из 35 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2018 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.
    Слайд 1

    Этические проблемы клинических исследований лекарственных средств.

    Подготовила: студентка педиатрического факультета 240 группы Парфенчикова В.А Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тюменский государственный медицинский университет» ГБОУ ВПО «ТюмГМУ» Минздрава России Кафедра истории отечества и экономической теории Тюмень,2015

  • Слайд 2

    Проведение клинических испытаний принципиально новых, ранее не применявшихся лекарственных средств, а также генетических препаратов сопряжено с рядом вопросов этического характера. Научная ценность результатов, получаемых в ходе клинических испытаний лекарственных средств, не должна противопоставляться соблюдению этических норм .При клинических испытаниях на человеке возникает много вопросов. 

  • Слайд 3

    Допустимы ли клинические испытания на людях, и если да, то каковы должны быть ограничения и условия для их проведения? Что следует считать экспериментом в клинике? Как снизить возможный риск для добровольцев, обеспечить условия конфиденциальности? Как проводить испытания генерических препаратов на здоровых добровольцах? Как избежать злоупотреблений при проведении научных исследований? Эти и многие другие этические, юридические и социальные проблемы требуют внимания и обсуждения во всем мире.

  • Слайд 4

    В настоящее время в России правовой основой для проведения клинических исследований являются:

    Хельсинкская декларация (2001); Конституция РФ; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года. № 5487–1 (с изменениями от 20 декабря 1999 года); Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями от 2 января 2000 года; 30 декабря 2001 года), ст. 40 ч. 7 п. 2; Отраслевой стандарт ОСТ 42-51199 «Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ» (утверждено МЗ РФ от 29 декабря 1998 года).

  • Слайд 5

    Основные этические и правовые принципы клинических испытаний, сформулированные в Хельсинкскойдекларации Всемирной ассоциации врачей декларируют следующее:  обязанность исследователя –защита жизни, здоровья, неприкосновенности частной жизни и достоинства испытуемых; план и способ выполнения исследования должны быть четко сформулированы в протоколе; протокол должен быть одобрен независимым этическим комитетом; исследователь обязан предоставлять в этический комитет текущую информацию, особенно о любых неблагоприятных явлениях; исследование должно проводиться только квалифицированными лицами; оценка возможного риска и ожидаемой пользы от проведения исследования; ожидаемая польза должна превалировать над возможным риском, конфиденциальность участия испытуемого в исследовании; если испытуемые являются недееспособными, согласие на их участие в исследовании должны дать их законные представители.  

  • Слайд 6

    За соблюдением этических норм при клинических испытаниях следят этические комитеты(ЭК)– независимые органы, основанные на добровольном членстве. Они создаются на базе медицинских учреждений или других национальных, региональных, местных представительных органов. 

  • Слайд 7

    Существует три вида ЭК:

    локальный ЭК, он действует на базе учреждения, в котором проходят клинические исследования, и осуществляет наблюдение за ходом работ; региональный ЭК, который действует в рамках региона; национальный (центральный) ЭК, который действует на территории всей страны.

  • Слайд 8

    Этические комитеты обычно формируется на междисциплинарной основе из лиц, обладающих опытом и достаточной квалификацией для научной и медицинской информации, а также опытом применения этических требований, компетентных в вопросах фармакологии, фармакотерапии, использования изделий и материалов медицинского назначения, гражданских прав и свобод.

  • Слайд 9

    В состав комитета входит не более 12 человек, мужчины и женщины разных возрастных категорий, представители различных профессий (медики, ученые, а также не относящиеся к ним группы — священнослужители, юристы и другие). Члены этического комитета должны быть хорошо знакомы с культурными и этическими традициями региона, население которого предполагается привлекать к участию в исследовании.

  • Слайд 10

    За все время существования клинических испытаний лекарственных средств были следующие наиболее крупные нарушения этики: 

    40-летнее исследование естественного течения сифилиса на афроамериканцах (1933-1972 годы, Алабама, США); испытания на узниках фашистских концлагерей, эксперимент по введению раковых клеток умственно неполноценным пациентам; применение сульфаниламидов на основе этиленгликоля; применение талидомида (19591961 годы, Германия).

  • Слайд 11

    Основными целями работы ЭК является защита прав и интересов вовлеченных в исследование испытуемых, защита прав и интересов исследователей, обеспечение этической и нравственно правовой оценки материалов клинического испытания. 

  • Слайд 12

    Для выполнения указанных целей ЭК решает следующие задачи: 

    независимо и объективно оценивает безопасность и неприкосновенность прав испытуемых как на стадии планирования, так и на стадии проведения исследования; оценивает соответствие исследования гуманистическим и этическим нормам, целесообразность проведения каждого исследования; оценивает соответствие исследователей, технических средств, протокола (программы) проведения исследования, подбора субъектов исследования, метода рандомизации правилам проведения качественных клинических исследований; осуществляет наблюдение за выполнением стандартов качества проведения клинических исследований для обеспечения достоверности и полноты данных.

  • Слайд 13

    Основные принципы этической экспертизы научных исследований на людях включают в себя:

    оценку и минимизацию рисков; оценку ожидаемой пользы; анализ соотношения риска и пользы; рассмотрение информированного согласия и процесса его получения; подбора испытуемых и их стимулирования к участию в исследованиях.

  • Слайд 14

    Существуют следующие потенциальные риски для здоровья, которые рассматриваются и проверяются ЭК:

    физический ущерб; психологический ущерб; вторжение в личную жизнь; нарушение конфиденциальности; социальные и экономические травмы.

  • Слайд 15

    Физический ущерб здоровью при проведении клинических исследований могут нанести активные медицинские процедуры или побочное действие лекарственных средств. Процедуры, проводимые при медицинском исследовании, как правило вызывают лишь минимальный дискомфорт (например, временное головокружение, боль, связанную с проколом вены). Обычно они предназначены лишь для осуществления более точной оценки терапевтических или диагностических процедур, проводимых в ходе лечения болезни.

  • Слайд 16

    Психологический ущерб и нежелательные изменения в мышлении и эмоциях также могут стать последствием участия в исследовании (например, приступы депрессии, растерянность или галлюцинации, вызванные лекарственными средствами, чувство страха, вины и изменение самооценки).

  • Слайд 17

    Вторжение в личную жизнь является отдельным видом риска, возникающим при скрытом наблюдении за участниками исследования. При оценке его этичности рассматриваются следующие аспекты:  является ли нарушение частной жизни приемлемым с точки зрения представлений испытуемых; является ли исследуемый вопрос таким важным, чтобы вторжение было оправданным; может ли исследование быть изменено таким образом, чтобы его можно было проводить без вторжения в личную жизнь субъектов.

  • Слайд 18

    Нарушение конфиденциальности (врачебной тайны) часто рассматривается как форма вторжения в частную жизнь, хотя это является другой проблемой. При проведении некоторых исследований требуется использование больничных, школьных или трудовых записей, касающихся субъекта, но при этом исследователь обязан сохранять их конфиденциальность.

  • Слайд 19

    Социальные и экономические травмы (ухудшение репутации человека, его социального положения, потеря работы, уголовное наказание) могут стать следствием вторжения в личную жизнь и нарушения конфиденциальности.

  • Слайд 20

    Зоны особой чувствительности — это информация, касающаяся злоупотреблений алкоголем или наркотиками, психических заболеваний, инфицированности ВИЧ, сексуального поведения и другого. 

  • Слайд 21

    Применяется кодирование информации для защиты конфиденциальности. Наличие механизма, позволяющего вскрыть защитный код, необходимо, когда в ходе исследования ухудшается состояние испытуемого или возникает неблагоприятная реакция на терапию, что требует назначения подходящего лечения.

  • Слайд 22

    Добровольное информированное согласие (согласие информированного пациента) гарантирует, что будущие испытуемые понимают характер исследования и могут со знанием дела и добровольно принять решение о своем участии или неучастии. Эта гарантия защищает все стороны; как испытуемого, к самостоятельности которого проявляется уважение, так и исследователя, который в противном случае вступает в противостояние с законом. Документальная форма информированного согласия обычно предполагает применение заполненного бланка о согласии, содержащего всю информацию, которую предусмотрено раскрыть, и подпись испытуемого.

  • Слайд 23

    Адекватное понимание особенно важно, когда информация, которая должна быть передана будущим испытуемым, является настолько сложной, что для ее усвоения и оценки может потребоваться некоторое время. Во время ожидания будущим испытуемым рекомендуется привлечь к обсуждению членов семьи, близких друзей, семейных врачей, адвокатов. 

  • Слайд 24

    При подборе испытуемых необходимо обеспечить подлинную добровольность решения об участии в исследовании. Важно, чтобы обращение за получением согласия происходило только в обстановке, обеспечивающей будущему испытуемому достаточные возможности для принятия решения об участии или неучастии и минимизирующей возможность принуждения.

  • Слайд 25

    Так, заключенные и пациенты учреждений для умственно отсталых содержатся под строгим контролем людей, расположения которых они должны добиваться рациональным поведением, и поэтому могут демонстрировать готовность выполнить необходимые задания, чтобы заслужить освобождение.

  • Слайд 26

    Такие ситуации привели к рекомендации требовать от исследователей обоснования любых предложений о привлечении пациентов тюремных больниц и других лиц, находящихся на лечении в спец. учреждениях, а также непропорционально большого числа лиц, принадлежащих к расовым или этническим меньшинствам, или лиц с низким социально-экономическим уровнем, солдат срочной службы, находящихся на излечении в госпиталях, студентов, обучающихся на кафедрах, проводящих клинические испытания.

  • Слайд 27

    Необходимо более подробно остановится на этических проблемах клинических испытаний лекарственных средств с участием детей. Согласно существующей в Российской Федерации практике, клинические испытания лекарственных средств на детях, за редким исключением, когда препараты предназначены для применения в педиатрии, проводятся после завершения клинических испытаний на эффективность и безопасность лекарственных препаратов у взрослых. 

  • Слайд 28

    Известно, что эффект различных лекарственных средств у детей может кардинально отличаться от такового у взрослых. Фармакокинетика многих лекарственных препаратов изменятся в зависимости от возраста пациента, а их желательные и побочные эффекты могут быть разными у детей и взрослых. 

  • Слайд 29

    Например, фенобарбитал оказывает седативный эффект у взрослых, при этом у детей он может вызывать возбуждение. С точки зрения философии, этично разрешить ребенку принять участие в испытаниях только в том случае, если в процессе его проведения предполагается минимальный риск не выше, чем в обычных условиях.

  • Слайд 30

    Прежде чем приступить к исследованию с привлечением детей, исследователям и этическому комитету необходимо ответить на следующие вопросы: 

    Обосновано ли клиническое исследование, важны ли предполагаемые результаты и будут ли в результате получены ответы на поставленные вопросы? Не являются ли достаточными результаты исследований, полученные на взрослых?

  • Слайд 31

    Допустимы ли риск и нагрузки, которым будут подвергнуты субьекты исследования? Не нарушаются ли права субьектов исследования при получении согласия?

  • Слайд 32

    При проведении клинических исследований на детях запрещается убеждать родителей и ребенка, чтобы они приняли решение об участии в исследовании, с помощью финансовых или иных материальных механизмов.

  • Слайд 33

     Не следует привлекать к участию в исследованиях детей, содержащихся в домах для сирот, исправительных учреждениях, а также необходимо резко ограничить участие детей из неблагополучных семей (родители — алкоголики, наркоманы, безработные, неоднократно судимые). При этом, согласно Хельсинкской декларации, согласие ребенка должно быть получено в дополнение к разрешению его родителей.

  • Слайд 34

    Источники информации

    http://www.provisor.com.ua Бабанов С.А. Испытания лекарственных средств с позиции доказательной медицины

  • Слайд 35

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке