Содержание
-
Истина и ее критерии
-
План урока
Объективность истины Критерии истины Абсолютная и относительная истина Истина и заблуждение
-
1. Объективность истины
Фома Аквинский(1225-1274) Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Р.Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Рене Декарт(1596-1650)
-
Главный вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах - чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания. Платон(427-347 до н.э.)
-
2. Критерии истины
Эмпирикисчитали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и основанием знания. Идеалистический сенсуализм само человеческое «Я» сводил к комплексу ощущений, рассматривая мышление как производное от ощущений. Ф.Бэкон(1561-1626) Д.Юм(1711-1776)
-
Длярационалистов критерием истины выступал разум. За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок. Р.Декарт (1596-1650) Г.В.Лейбниц(1646-1716)
-
Некоторые ученые предложили считать, что в определении того, что принято считать истинным научным знанием, лежит соглашение между исследователями - «конвенции». Так, французский математик, физик и философ А.Пуанкаре писал: «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны». А.Пуанкаре(1854-1912)
-
«Практика – критерий истины!» Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания. Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. К примеру, ученик сопоставляет результаты, полученные при решении задач, не с реальной действительностью непосредственно, а с теоретическими познаниями (законами, правилами, аксиомами, ранее доказанными положениями), полученными им в процессе обучения.
-
3. Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижимо ли такое знание? Можно ли считать им, например, утверждение, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180°? Эвклид(ок. 300 г. до н.э.) Н.И.Лобачевский(1792-1856) В геометрии Эвклида – ДА, в геометрии Лобачевского - НЕТ
-
Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаемотносительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. В итоге на каждом этапе познавательной деятельности мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знания одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими.
-
Древнегреческий ученый Птолемей заявил, что Земля имеет форму шара и находится в центре Вселенной, а вокруг нее обращаются другие небесные тела (Луна, Солнце, планеты). Н.Коперник поставил в центр Вселенной Солнце и разместил Землю и другие планеты на орбитах вокруг него. Мы видим постепенное накопление знаний.
-
Немецкий ученый И.Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г.Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Кеплера.И.Ньютон открыл закон всемирного тяготения и выяснил истинную причину движения планет. И.Кеплер Г.Галилей И.Ньютон
-
4. Истина и заблуждение
Причины наших заблуждений отчасти кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человека. Об этом писал еще Ф.Бэкон. Он назвал их идолами: «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Ф.Бэкон(1561-1626)
-
Проблеме заблуждения посвятил одно из своих исследований австрийский физик и философ Э.Мах. Он считал, что для выявления причин заблуждений нужно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность завершалась неудачей, а также широко использовать достижения психологии - новой для того времени науки. Э.Мах(1838-1916)
-
Мы привержены общепринятым мнениям, даже если они расходятся с достоверными фактами и научно обоснованными выводами; людям свойственно устанавливать связь там, где ее нет на самом деле (астрология); но главное, что препятствует установлению истины - это отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки. В результате наши выводы нередко поверхностны, а порой ошибочны.
-
Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте:http://www.presentation-history.ru/ На сайте также есть: - Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ Карты по истории России Карты по зарубежной истории и многое другое
-
Домашнее задание
Изучить параграф 21 Ответить на вопросы «Проверьте себя» (устно) Подготовиться к выполнению заданий раздела «Подумайте. Обсудите. Сделайте.»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.