Презентация на тему "Тема лекции:Арабо-мусульманская культура"

Презентация: Тема лекции:Арабо-мусульманская культура
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Тема лекции:Арабо-мусульманская культура" состоит из 29 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2019 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема лекции:Арабо-мусульманская культура
    Слайд 1

    Тема лекции:Арабо-мусульманская культура

    Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Ислам. Политическая роль ислама. 3. Влияние ислама на искусство. 4. Архитектура и живопись арабо-мусульманской культуры. 5. Восточная поэзия. 6. Наука и философия. Суфизм.

  • Слайд 2

    Ислам (араб. «покорность»)

    – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством, возникшая в VII в. на северо-западе Аравийского полуострова. Распространен в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-восточной Азии. Мусульманство и магометанство – то же, что ислам, только на персидском языке и на основе устаревшей транскрипции имени Мухаммеда – Магомет. Мухаммед (570 – 632 гг.) из Мекки – пророк ислама.

  • Слайд 3

    В ходе завоевательных войн VII – VIII вв. арабы (ветвь семитских племен) подчинили Сирию, Палестину, Месопотамию, Северную Африку.

    Халифат (столица Дамаск) простирался от Пиренеев до Индии. Арабы господствовали на территориях современного Ирака, Ирана, Афганистана, в Закавказье, на части Пиренейского полуострова. В VIII в. Сицилия и Испания, завоеванные ими, были центром мусульманской цивилизации. В состав Арабского халифата входили земли греков, персов и, одновременно, их культурные традиции. Самарканд. Медресе Шер-Дор.

  • Слайд 4

    Ислам стал основой единого политического образования – стран Арабского халифата.

    В период Средневековья именно арабо-мусульманская культурабыла последовательным преемником классического греческого наследия, и уже сквозь «призму» мировосприятия представителей этой культуры (Авиценна, аль-Газали, аль-Фараби, Низами Гянджеви и др.) античные идеи дошли до европейцев. В IX в. халифат Аббасидов (столица Багдад) распался на самостоятельные государства. Мечеть-медресе султана Хасана в Сахаре

  • Слайд 5

    Коран (араб. «чтение») – священная книга ислама; откровения, данные Аллахом Мухаммеду. Проповедует веру Авраама, осуждает евреев и христиан за отступление от единобожия. Язык Корана – арабский.

  • Слайд 6

    Акида (араб. «вера», «догмат») – это пять столпов ислама, которые составляют его «символ веры»: шахад, салят (намаз), саум, закат, хадж.

    Шахад (араб. «свидетельствовать») – основной догмат ислама. Чтобы стать мусульманином, достаточно три раза в присутствии духовного лица произнести: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Салят (араб. «молитва») или намаз (перс. «молитва») – ежедневная пятиразовая молитва мусульман. Саум (араб. «пост») – мусульманский пост в месяц рамазан (рамадан). Соблюдать его нужно только от восхода до заката солнца, ночью воздержания отменяются. Закат – священный благотворительный налог в пользу неимущих мусульман. Хадж – паломничество мусульман в город Мекку.

  • Слайд 7

    Мекка. Кааба.

  • Слайд 8

    Основа учения Мухаммеда

    – идеи единобожия и социальной справедливости. В исламе нечленимым считается единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. Эпоха четырех праведных халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) – это счастливая эпоха мусульманского мира. Затем арабскими странами правили цари. С 622 года от рождества Христова начинается мусульманское летоисчисление, когда вся Аравия признала власть Мухаммеда. Мекка стала духовным центром ислама, а ее храм Кааба (араб. «куб») – главной мусульманской святыней. В исламе повторяются идеи ханифизма, иудаизма, христианства. Иудейские пророки стали пророками ислама в основном законе – шариате. Во второй половине VII в. ислам распался на три основных направления: сунниты, шииты, хариджиты. К VIII в. сформировался шариат, на основе которого созданы конституции многих современных арабских государств.

  • Слайд 9

    Шариат (араб. «правильный путь») – свод правил поведения, моральных норм, запретов и разрешений, обязательных для исполнения всеми мусульманами. Божественный закон, отпечаток мира.

    Ханифизм – домусульманское учение о едином боге Рахмане (араб. «милостивый»). Цитата Корана

  • Слайд 10

    Расцвет арабской философии, литературы, искусства (архитектура, живопись) приходится на X – XV вв. Духовные и политические отношения между Европой и мусульманским миром одновременно усилились и обострились в XI в.

    Стамбул. Голубая мечеть.

  • Слайд 11

    Влияние ислама на развитие архитектуры выражено в уникальной специфике городских, дворцовых и культовых построек Арабского Востока.

    Города-резиденции правителей стран халифата – это архитектурные комплексы продуманной и упорядоченной системы. В центре города располагался арк. Вокруг этой цитадели кольцом шел второй городской комплекс – шахристан. Третье городское кольцо – рабад, караван-сараи и жилища бедняков. Каждая часть этого города-резиденции была окружена своей защитной стеной.

  • Слайд 12

    Арк – средневековый мусульманский дворцовый комплекс с многочисленными жилыми и служебными постройками правителя города-резиденции. Представлял собой крепость-цитадель, построенную на возвышенности и обнесенную вкруговую стеной.

    Каир. Вход в цитадель. Альгамбра. Часть дворцового комплекса правителя города-резиденции в Гранаде. Испания.

  • Слайд 13

    Исфахан. Дворец сорока колонн. Иран.

  • Слайд 14

    Шахристан – часть средневекового мусульманского города-резиденции, которая окружала арк. В этом городском кольце располагались главные правительственные учреждения (диван), культовые сооружения (пятничная мечеть, медресе), базар, дома знати. Старейшая мечеть Каира – Ибн Тулуны.

  • Слайд 15

    Караван-сарай – торговый и постоялый двор, гостиница.Рабад – ремесленное предместье со всеми необходимыми для горожан мастерскими, бытовыми и хозяйственными постройками.

    Караван-сарай в Шеки. Альгамбра. Дворик.

  • Слайд 16

    В культовой архитектуре

    распространенными типами сооружений были мечети, медресе, минареты, мавзолеи(отчасти использованы античные архитектурные традиции). Поверхность сплошь облицовывали изразцами и плитками. Основные цвета – синий и зеленый. В XIII – XV вв. культовые постройки объединяли в комплекс, расположенный на центральной площади (муссала). В ближневосточной традиции арабских зодчих – строить крестово-купольные сооружения (византийская черта). Исфахан. Иран. Вторая по величине площадь в мире.

  • Слайд 17

    Медресе(араб. «изучать») – мусульманская образовательная школа для служителей культа, учителей, государственных служащих.

    Медресе Кукельдаш

  • Слайд 18

    Мечеть (араб. «место поклонения»)

    – культовое сооружение мусульман. Представляет собой прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал. Каждая мечеть имеет во дворе нишу (михраб), расположенную в стене с ориентацией на священный город Мекку. Пятничная мечеть предназначена для молитв по пятницам. Исфахан. Вход в мечеть Имама.

  • Слайд 19

    Минарет (араб. «маяк»)– высокая куполообразная башня, расположенная рядом с мечетью.

    Минарет (Хива) Минарет (Бухара)

  • Слайд 20

    Индия. Мавзолей Акбара. Самарканд. Мавзолей Рухабад.

  • Слайд 21

    По законам шариата изображать человека и животных было запрещено, поэтому особую рольв декоративном оформлении играл орнамент:

    – арабески (бегущая лоза); – раппорт геометрический (композиция сложно переплетенных лент, как в калейдоскопе); – раппорт эпиграфический (стилизованная надпись-изречение из Корана). Эпиграфический раппорт Тадж Махала.

  • Слайд 22

    Миниатюрная живопись развивалась как прикладная, в иллюстрациях к книгам.

    Знаменитые школы миниатюры: гератская (Афганистан), тебризская (Иран – Азербайджан), исфаханская, делийская.

  • Слайд 23

    Литературным языком Арабского Востока стал фарси (официальный язык Ирана) – персидский язык ирано-греческой индоевропейской языковой группы.В Хорасане – литературном центре Востока – сложились основы классической поэзии: формы, жанры, образы, метафоры и т.п.

    Индия. Тадж Махал. Арабески Тадж Махала

  • Слайд 24

    Литературные жанры восточной поэзии

    - Газель – древняя стихотворная форма восточной лирической поэзии, создателем которой считается Хафиз. Состоит из 5 – 12 двустиший с однозвучной рифмовкой первых двух строк, затем через строку. - Касыда – жанр восточной лирической поэзии, напоминающий античную оду своей торжественностью, назидательностью, хвалебностью. Этот жанр использовал в своем творчестве гератский поэт, мыслитель XV в. Алишер Навои и др. - Рубаи (араб. «учетверенный») – четверостишия в поэзии народов Востока, содержащие философские идеи о человеке, смысле жизни, любви, красоте. Общепризнанным мастером рубаи считается Омар Хайям. Диван (перс. «запись», «книга») – в классической литературе Востока сборник стихотворений одного поэта. Стихотворения располагались по определенным правилам градации жанров (касыды, газели, марсийа, кит’а, рубаи и т.д.). Самарканд. Медресе Тилля-Кори

  • Слайд 25

    Основные поэтические жанры представлены в творчестве Омара Хайяма, Хафиза, Хосрова Дехлеви, Саади и др. В Х веке возник эпос, отражающий мифы и историю доарабского Ирана. Это эпос «Шах-намэ» – «Книга царей», изложенная поэтом Абулькасимом Фирдоуси, и сборник эпических поэм «Хамсэ»Низами Гянджеви. Они стали источниками для многих подражательных произведений как на Востоке, так и на Западе.

  • Слайд 26

    Развитие философии, естественных наук, медицины на Востоке связано с суфизмом. Он имеет две ветви:

    – восточную – персидо-индийскую, формирующуюся под влиянием зороастризма, буддизма и брахманизма; – западную – арабскую, более приближенную к Корану. Фараби (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед ибн Тархан (870 – 950) – восточный философ, ученый, переводил и комментировал труды Аристотеля. Основные труды: «Геммы премудрости», «Большая книга о музыке», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук. Памятник Аль-Фараби в Чимкенте

  • Слайд 27

    Суфизм – изначально существующее в исламе сакральное знание, мистическое учение Востока, религиозная философия.

    Суфа (араб.) – «чистый» от несогласий и противоречий. Суфии – древнее духовное братство, возникшее в исламе в VIII в. Проповедовали аскетизм, отрицали мусульманскую обрядность. Суфии движущей силой в теории сознательной эволюции человека считали любовь. Суфиями были аль-Фарида, аль-Газали («опора ислама») и другие видные деятели. Самый известный философ-естествоиспытатель XI в. Ибн-Сина (Авиценна) написал медицинскую энциклопедию, которая стала важным источником знаний для средневековой Европы. Мусульманского происхождения песни испанских трубадуров, суфийские по содержанию сказки «1001 ночь». Под влиянием этой культуры формировалось творчество испанского гуманиста Сервантеса.

  • Слайд 28

    Вопросы для самоконтроля

    С какого года начинается летоисчисление в арабо-мусульманском мире? В какие века наблюдался расцвет арабо-мусульманской культуры? Дайте определение ислама. Как называется главная книга мусульман? Назовите культовые архитектурные сооружения мусульман. Каких деятелей Арабского Востока вы знаете? Какие виды искусства развивались под влиянием ислама? Что такое суфизм? Что такое арабески?

  • Слайд 29

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001. Культурология / Под ред. А.С. Неверовой. – Мн., 2004. СорокоС.М. Культурология. УМК. –Новополоцк., 2006. Дополнительная Арабская поэзия (средние века) / Б-ка всемирной лит. – М., 1973. Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. – СПб., 1992. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по истории и теории культуры. – СПб., 2002.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке