Презентация на тему "Колокольные звоны" 9 класс

Презентация: Колокольные звоны
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по МХК, предназначенная для проведения открытого урока в старших классов на тему "Колокольный звон России". Ребята познакомятся с различными видами звона, а также узнают много интересного об этом культурном наследии наших предков.

Краткое содержание

  • Виды церковного звона
  • Основа - ритм и вариантность
  • Многоголосные звоны
  • Шуточные попевки
  • Практические упражнения
  • Викторина
  • Виды звона, не употребляемые в церковной практике

Содержание

  • Презентация: Колокольные звоны
    Слайд 1

    Колокольные звоны

    Цель: познакомить учащихся с искусством колокольных звонов, важным и художественно своеобразным видом национального культурного наследия России

    Мировая художественная культура открытый урок в 9 классе МОУ Большекаменская СОШ

    Учитель: Симашева А.Ф.

  • Слайд 2

    Колокольные звоны России

    «Знакомый звон, любимый звон –

    Руси наследие святое.

    Мое причастие к тебе да будет вечным,

    Как и все живое.»

    Е.Растопчина

  • Слайд 3

    Виды церковного звона

    • Благовест– добрая весть о начале богослужения; мерные удары в один большой колокол
    • Перезвон – символ печали, используется на похоронах, страстной неделе; медленно поочередно перебираются все колокола
    • Переборы – довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого
    • Собственно звон –звон в два или более колокола вместе
    • Будничный – используются малые колокола в будние дни; мелодичный спокойный
    • Трезвон – звон состоящий из 3-х частей; применяется в праздничные дни: великий, средний, малый или красный
  • Слайд 4

    Основа - ритм и вариантность

    Основа колокольного звона – ритмический рисунок и принцип вариантности, типичная для народного песенного творчества.

    Каждый звонарь творит в силу своих технических возможностей, музыкального таланта и вдохновения

  • Слайд 5

    Многоголосные звоны нелегко запомнить. Чтобы облегчить запоминание ритмических рисунков,

    их подтекстовывали: один слог- один удар (I –долгий звук, II- короткий звук). Например:

    Жил Святослав девяносто лет

    I II I II I I I

    Жил Святослав да преставился

    Оставалось от него чудо чудное

    II II II I II I I I

    Молодой Вольга Святославович

    II II I II I I I

  • Слайд 6

    Шуточные попевки колокольни ростовского Успенского собора и церкви женского монастыря

    «Мы всех обокрали, мы всех обокрали»,

    - «а мы знаем, да не скажем, а мы знаем да не скажем»

    «К нам, к нам сиротам, к нам, к нам сиротам» -

    «будем, будем, не забудем, будем, будем не забудем»

    «Кутейники, кутейники, что за люди?» -

    «дрянь, дрянь»

    Практические упражнения

  • Слайд 7

    Назови страны и время возникновения первых колоколов.

    • Как использовались бубенцы, колокольчики, небольшие колокола в древнем дохристианском мире?
    • Какой инструмент служил призывом к богослужению в христианском мире?
    • Как называют колокола в русском церковном уставе?
    • Где, в каком веке впервые в Европе были изготовлены колокола?

    Колокола – звучащие символы России

    Викторина

  • Слайд 8
    • Как использовались колокола в Западной Европе? Приведите пример.
    • Колокол какого готического собора получил название «Великий молчальник»? Почему?
    • Каким путем колокола попали на Русь в ХIв.?
    • В чем особенности музыкального сопровождения западного и восточного церковного обряда?
    • Что способствовало распространению колоколов на Руси?
  • Слайд 9
    • В чем заключаются особенности звукоизвлечения восточных, западноевропейских и российских колоколов?
    • К какому веку относится расцвет колокольного искусства в России?
    • Как в старину передавалось искусство колокольного звона?
  • Слайд 10

    Звон медный несется, гудит над Москвой,

    Царь в смирной одежде трезвонит:

    Зовет ли обратно он прежний покой,

    Иль совесть навеки хоронит?

    Но часто и мерно он в колокол бьет,

    И звону внимает московский народ

    И молится, полный боязни,

    Чтоб день миновался без казни.

    Колокола в истории России

  • Слайд 11

    «В лето 6880/1372г. ..в Новгороде Нижнем у Святого Спасаколокол большой сам осебе позвонил,

    трижды ударил»(из древнерусской летописи)«Что означает, когда колокол «сам о себе звонит»?», - спросили старого звонаря«Колокол народную беду завсегда чует»,- ответил он односложно

  • Слайд 12

    Выводы:

    Колокольные звоны – важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия.

    Колокола,с полным правом, можно назвать звучащими символами России.

  • Слайд 13

    Виды звона, не употребляемые в церковной практике

    • Бой часов и куранты на башнях – участвуют, как правило, гармонически настроенные колокола, управляемые механическим устройством, соединенным с часами
    • Набат – учащенный звон в один колокол по поводу бедствия или происшествия.
    • Политический звон – использовался в Древней Руси для созыва народа на вече.
    • Дополнительная информация
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке