Презентация на тему "Коммуникативные барьеры общения"

Презентация: Коммуникативные барьеры общения
Включить эффекты
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Коммуникативные барьеры общения" знакомит с основными позициями деловых партнеров в русле теории транзактного анализа Э.Берна, также описываются различные виды манипуляций в общении, методы их распознавания и способы защиты от них. Презентация содержит множество схем и графиков.

Краткое содержание

  • Сущность интерактивной стороны общения;
  • Основные понятия транзактного анализа;
  • Правила коммуникации в транзактном анализе;
  • Способы изменения поведения и деятельности других людей;
  • Характеристика манипуляций в общении;
  • Правила нейтрализации манипуляций.

Содержание

  • Презентация: Коммуникативные барьеры общения
    Слайд 1

    Коммуникативные барьеры общения

    • Интерактивный аспект общения в профессиональной сфере
    • Профессиональная этика и этикет
  • Слайд 2

    Материал для восстановления знаний. Структура общения

  • Слайд 3

    План лекций

    • Сущность интерактивной стороны общения
    • Способы анализа ситуации общения
      • Основные понятия транзактного анализа
      • Правила коммуникации в транзактном анализе
    • Способы изменения поведения и деятельности других людей
      • Характеристика манипуляций в общении
      • Правила нейтрализации манипуляций
        • Способы распознавания манипуляций
        • Способы нейтрализации манипуляций
  • Слайд 4

    Сущность интерактивной стороны общения

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Способы анализа ситуации общения

  • Слайд 7

    Основные понятия, предложенные Э.Берном

    • Транзактный анализ - направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
    • Состояние Эго (Я) - относительно независимые во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок, схем поведения
    • Транзакции - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого

  • Слайд 8

    Комплексы установок и способы поведения по Э. Берну

  • Слайд 9

    Структурная диаграмма эго-состояний

  • Слайд 10

    Характерные слова и выражения

  • Слайд 11

    Характерные интонации

  • Слайд 12

    Характерное состояние

  • Слайд 13

    Характерное выражение лица

  • Слайд 14

    Характерные позы

  • Слайд 15

    Разновидности эго-состояний

    Родитель:

    • Карающий - указывает, приказывает, критикует, наказывает за непослушание и ошибки
    • Опекающий - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды

    Ребенок:

    • Послушный - приспособление вопреки своим желаниям: «Хорошо, я сделаю, как вы скажете, босс»
    • Бунтующий - «Не хочу! Не буду, отстаньте! Как хочу, так и буду делать!» и т. п.
  • Слайд 16

    Типы транзакций

    Дополнительные (комплиментарные)

    • ответная реакция соответствует стимулу (реакция соответствует сообщению), человек отвечает из того эго-состояния, к которому мы обратились, и его реплика адресована к тому эго-состоянию, из которого мы посылали наше сообщение, т.е. векторы параллельны;
    • такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, понимают ситуации одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером и которого он также придерживается

    Перекрестные

    • собеседник отвечает не из того эго-состояния, которому было отправлено сообщение

    Скрытые

    • внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения
    • общение происходит на двух уровнях: внешнем уровне текста, и скрытом уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации
  • Слайд 17

    Пример комплиментарной транзакции с пристройкой сверху

  • Слайд 18

    Пример комплиментарной транзакции с пристройкой «на равных»

  • Слайд 19

    Комплиментарная транзакция с подстройкой снизу

  • Слайд 20

    Первое правило общения Э. Берна

  • Слайд 21

    Пример пересекающихся транзакций

  • Слайд 22

    Второе правило общения Э. Берна

  • Слайд 23

    Пример рассогласования транзакций

  • Слайд 24

    Пример скрытой транзакции

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Примеры скрытой транзакции

  • Слайд 27

    Третье правило общения Э. Берна

  • Слайд 28

    Виды взаимодействия партнеров

    • Сотрудничество – общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
    • Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей:
    • Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества:
    • Однонаправленное содействие - один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
    • Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему;
    • Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
  • Слайд 29

    Способы изменения поведения и деятельности других людей

  • Слайд 30

    Способы воздействия партнеров друг на друга

    • Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию
    • Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность
    • Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и(или) выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей
    • Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям
    • Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение
    • Подражание - способность вызывать стремление быть подобным себе
    • Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги
    • Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
    • Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям
    • Принуждение - приневоливание человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений
    • Нападение - внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения
  • Слайд 31

    Распределение позиций в общении

  • Слайд 32

    Основные проявления конфликтогенного поведения

    • открытое недоверие;
    • перебивание собеседника;
    • принижение значимости его роли;
    • подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
    • напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
    • устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;
    • заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
    • постоянное навязывание своей точки зрения;
    • неискренность в суждениях;
    • резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
    • неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
    • проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, «Я уверен», «Я считаю», «Вне сомнения» и т. п.);
    • проявление агрессивности.
  • Слайд 33

    Характеристика манипуляций в общении

    • Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей
      • манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
      • манипуляции имеют скрытый характер воздействия;
      • манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.);
      • манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.
  • Слайд 34

    Классификация манипуляций

    • Организационно-процедурные
    • срыв обсуждения
    • умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу
    • сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения

    Психологические

    • использование приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда

    Логические

    • сознательные нарушения основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, их умелое использование в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента
  • Слайд 35

    Манипуляция «Жалко?»

  • Слайд 36

    Манипуляция «Обезьяна на шее»

  • Слайд 37

    Манипуляция «Обиделся»

  • Слайд 38

    Манипуляция «Обиделась»

  • Слайд 39

    Конструктивное использование манипуляций в деловом общении

    Манипуляции могут быть использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

    • для создания ореола руководителя организации или подразделения;
    • для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;
    • для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.
  • Слайд 40

    Защита от манипуляций

  • Слайд 41

    Признаки наличия манипуляций

    • Нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:
    • дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения;
    • наличие силового давления;
    • нарушение сбалансированности элементов ситуации;
    • несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);
    • стремление стереотипизировать поведение адресата.
  • Слайд 42

    Индикаторы реакций адресата

    • неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;
    • регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;
    • дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);
    • состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.
    • неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата — ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).
  • Слайд 43

    Защита от манипуляции «Жалко?» (игра на желании человека казаться лучше)

  • Слайд 44

    Защита от манипуляции «Обезьяна на шее»

  • Слайд 45

    Ответ на манипуляцию «Обиделся»

  • Слайд 46

    Пути нейтрализации манипуляций

    • открытое объявление о недопустимости использования манипуляций;
    • разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути;
    • повторное напоминание о недопустимости использования уловок;
    • «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения);
    • «конструктивная критика;
    • «цивилизованная конфронтация»;
    • «уловка на уловку».
  • Слайд 47

    Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

  • Слайд 48

    Манипуляции, направленные на унижение оппонента

  • Слайд 49

    Приобретенные знания

    • Знание основных позиций деловых партнеров в русле теории транзактного анализа Э.Берна
    • Знание основных манипуляций в общении и способы защиты от них
  • Слайд 50

    Вопросы для самопроверки

    • Охарактеризуйте общение как взаимодействие партнеров.
    • Охарактеризуйте типы позиций в транзактном анализе.
    • В чем состоят правила общения Э.Берна?
    • Дайте понятие манипуляций в общении. Как они классифицируются?
    • Каковы способы защиты от манипуляций?
  • Слайд 51

    Рекомендуемая литература

    1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
    3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
  • Слайд 52
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке