Презентация на тему "Профессиональное самоопределение"

Презентация: Профессиональное самоопределение
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
13 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Профессиональное самоопределение" подойдет для проведения родительского собрания. В ходе презентации родители узнают, какие факторы и мотивы влияют на профессиональное самоопределение их детей, как им можно помочь в этом процессе, как меняется самоопределение в зависимости от возраста ребенка.

Краткое содержание

  • Дошкольник, младший школьник;
  • Подросток, ранняя юность;
  • Молодость;
  • Факторы, влияющие на самоопределение;
  • Мотивы выбора профессии;
  • Процесс формирования профессионального самоопределения.

Содержание

  • Презентация: Профессиональное самоопределение
    Слайд 1

    Профессиональное самоопределение

  • Слайд 2
    • Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.
    • Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.
  • Слайд 3

    Дошкольник

    • Возраст сюжетно-ролевых игр
    • Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
    • Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
    • Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
  • Слайд 4

    Младший школьник

    • Младший школьник — это начало общественного бытия че­ловека как субъекта учебной деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего го­товностью к ней. Начало периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».
    • Подражает значимым взрослым: родителям, учителям.
    • Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной деятельности. Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации.Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
  • Слайд 5

    Подросток

    • Существует так называемая «формула выбора профессии»: хочу – могу – надо. Что такое хочу? Это интересы, склонности, желания. Могу – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, надо – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.если подросток сумеет совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным.в трудовом периоде профессионального самоопределения, когда хочется иметь всё сразу и как можно быстрее, будущая профессия представляется весьма муторным занятием, цель которого – получить доход, на который подросток сможет приобрести всё желаемое.
    • Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте?
  • Слайд 6

    Ранняя юность

    Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Юношеский максимализм связан со становлением мировоззрения.

  • Слайд 7

    Самоопределение

    Самоопределение - это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем:

    • происходит осознание временной перспективы: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее (постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану»), появляется преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного роста;
    • построение жизненных планов: это тесно связано с позитивной самооценкой старшеклассника, с уверенностью в себе, с формированием позитивной «Я - концепции»;
    • формирование мировоззрения (системы ясных, устойчивых убеждений) как основа стабилизации личности, т.е. кризис юности, состоит в выработке собственных убеждений. Типичные вопросы, относящиеся к кризису юности:«Что я значу в этом мире?», «Какой я?». Ответы молодой человек ищет четкие и определенные, поэтому часто категоричен в оценках, негибок – в этом проявляется максимализм (крайность в каких либо требованиях, взглядах).
    • изменение учебной мотивации: ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой, предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.
  • Слайд 8

    Юность

    • В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
    • Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентирован­ными мечтами осталась в прошлом. Желаемое буду­щее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.
    • У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конструированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.
  • Слайд 9

    Молодость

    • Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
    • Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуали­зируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
    • Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
    • Перечислим некоторые из них:
      • совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
      • инициирование повышения в должности и смена работы;
      • выбор смежной специальности или новой профессии.
    • Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
  • Слайд 10

    На самоопределение влияют

    • Социальное положение семьи
    • Материальное благополучие семьи
    • Уровень образования родителей
    • Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений
    • Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека.
    • Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.
  • Слайд 11

    Раннее профессиональное самоопределение обычно связано

    • с неблагополучными семейными условиями;
    • с низкой успеваемостью в школе;
    • с недостаточно осознанным выбором специальности
  • Слайд 12

    Профессиональное самоопределение

    • это взросление;
    • это устойчивый образ «Я»;
    • это самовыражение и т. д.

    Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

  • Слайд 13

    Очень сильно на выбор профессии влияет семья

    Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей:

    • домашние разговоры о проблемах на работе;
    • посещение рабочего места родителей;
    • внешние атрибуты профессий, инструмент;
    • сама окружающая атмосфера.
  • Слайд 14

    Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии

    А.П. Чернявская выделяет 5 параметров:

    1. Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
      • своих целей, инициативы и активности;
      • знаний и навыков в области профессий;
      • ориентации на успех;
      • опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.);
      • умения прогнозировать профессиональный рост;
      • умения принимать компромиссные решения меж­ду своими желаниями и возможностями.
    2. Информированность о мире профессий(в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями.
    3. Умение принимать решения.
    4. Умение планировать свою профессиональную жизнь.
    5. Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
  • Слайд 15

    Мотивы выбора профессии

    В настоящее время основными мотивами выбора профессии являются:

    • Материальный
    • Родительские установки
    • Интерес к профессии
  • Слайд 16

    Процесс формирования профессионального самоопределения

    Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов.

  • Слайд 17

    Заключение

    Выбор профессии - важное и ответственное дело. Прежде чем Вы сделаете окончательный выбор профессионального будущего, прислушайтесь к этим простым рекомендациям:

    • выбирайте профессию сознательно, обязательно учитывая свои индивидуально-психологические возможности (склонности, способности, интересы);
    • составьте список подходящих профессий и основные требования к ним;
    • уясните конъюнктуру рынка труда, то есть насколько и где востребованы данные профессии;
    • ни в коем случае не следует выбирать профессию или учебное заведение „за компанию;
    • сделайте осознанный выбор и обсудите его дома, в классе, с врачом, представителями данной профессии;
    • не следует делить профессии на "легкие" и "сложные", "хорошие" и "плохие". Все эти понятия субъективны: кому-то не тяжело отремонтировать автомобиль, в то время для другого эта задача не выполнима;
    • рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
  • Слайд 18
    • постарайтесь обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение;
    • не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайтесь узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения.

    Рекомендации для родителей выпускников:

    • не старайтесь следовать династической традиции профессий вашей семьи. Хотя дети во многом и похожи на своих родителей, но жизнь у них своя и время, в которое они живут, другое;
    • дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии, не давите на ребёнка, т.к. дети в последствие могут просто не захотеть работать по полученной специальности. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
    • если ребенок не может выбрать профессию сам: попытайтесь понять, с чем связаны трудности в определении планов на жизнь (с личными особенностями, страхами, неуверенностью в себе, незнанием профессий и пр.);
    • помогите ребенку определиться с его интересами, желаниями, способностями и возможностями;
    • помогите разработать критерии выбора профессии (принципиальные требования к будущей деятельности и необходимые условия труда), делитесь своим опытом.
  • Слайд 19
    • если ребенок выбирает профессию, которая Вас не устраивает: обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Не навязывайте свою точку зрения;
    • не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор;
    • помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути;
    • если ребенок уже выбрал профессию:
    • психологически поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Напоминайте ему о его успехах; демонстрируйте свою уверенность в его силах.
    • помогите ему превратить мечту в цель, предложите ребенку разработать план действий для достижения поставленной цели с указанием сроков и промежуточных результатов на пути.

    Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы подростка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  • Слайд 20

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке