Презентация на тему "Личность и общество"

Презентация: Личность и общество
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Личность и общество" дает определение понятию личности, рассказывает о социализации личности, приводит основные теории социализации личности, рассказывает о социальном статусе и роли. Презентация помогает овладеть таким навыком, как социологический анализ личности.

Краткое содержание

  1. Содержание понятия «личность»
  2. Социализация личности
  3. Основные теории социализации личности
  4. Социальный статус и социальная роль

Содержание

  • Презентация: Личность и общество
    Слайд 1

    Тема 12. Личность и общество

    СОЦИОЛОГИЯ Презентация курса для студентов всех специальностей.

    Преподаватель: Кошевая О.Н., канд. социол. наук, доцент кафедры ВИПС Владивосток 2009.

    ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙКАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

  • Слайд 2

    План лекции

    1. Содержание понятия «личность».
    2. Социализация личности.
    3. Основные теории социализации личности.
    4. Социальный статус и социальная роль.
  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В ходе изучения данной темы студент должен:

    • Знать что представляют из себя личность как объект социологического исследования.
    • Уметь: осуществлять анализ места и роли личности в системе общественных отношений.
    • Иметь навыки: социологического анализа личности.
  • Слайд 4

    Источники

    1. Парето В. Социалистические системы // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    2. Вебер М. Аграрная история древнего мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    3. Вебер М. История хозяйства. Город // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    5. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    6. Зиммель Г. Философия труда // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    7. Парсонс Т. Структура социального действия // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    8. Парсонс Т. Система современных обществ // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    9. Парсонс Т. О постороении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    10. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    11. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. – 335с.
  • Слайд 5
    1. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    2. Мид Г. Сознание, самость и общество // Классики социологии. Классические труды по теории общества / разраб., изд. и дизайн ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон. дан. - М. : Некомедиа, 2007.
    3. Гидденс, Энтони. Социология [Текст] : учебник для вузов. : пер. с англ. / Э. Гидденс, К. Бердсолл. - 2-е изд., выполн. по 4-му англ. изд. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
    4. Зомбарт, Вернер Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 2 : Торгаши и герои : раздумья патриота. Евреи и экономика / В. Зомбарт ; пер.с нем. Д. В. Кузницын, А. П. Шурбелев. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 652,[4] с.
    5. Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 1 : Буржуа : к истории духовного развития современного экономического человека : пер. с нем. / В. Зомбарт. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 636,[3] с.
    6. Зомбарт, Вернер. Собрание сочинений: в 3 т.. Т. 3 : Исследования по истории развития современного капитализма : Роскошь и капитализм. Война и капитализм / В. Зомбарт ; пер. с нем. Д. В. Кузницын. - СПб. : Владимир Даль, 2008. - 478,[2] с.
    7. Сорокин, Питирим Александрович. Преступление и кара, подвиг и награда [Текст] : социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. / П. А. Сорокин ; вступ. ст., сост.и примеч. В. В. Сапова. - М. : Астрель, 2006. - 618, [6] с.
    8. Хабермас, Юрген. Диалектика секуляризации: о разуме и религии. / Ю. Хабермас, Бенедикт XVI (папа ; Ратцингер Й.) ; пер. с нем. В. Витковского. - М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. - 112 с. : ил. - (Современное богословие).
    9. Эрнер, Гийом. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют / Г. Эрнер; пер. с фр. Н. Кисловой. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. - 272 с.
  • Слайд 6

    Материал для восстановления знаний

    1. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя

    1) социальные изменения;2) социальный прогресс;3) социальный регресс;4) социальная реформа.

    2. Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации

    1) социальные изменения;2) социальный прогресс;3) социальный регресс;4) социальная реформа.

  • Слайд 7

    3. Социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий

    1) структурные социальные изменения;2) процессуальные социальные изменения;3) функциональные социальные изменения;4) мотивационные социальные изменения.

    4. Социальные процессы, касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.

    1) структурные социальные изменения;2) процессуальные социальные изменения;3) функциональные социальные изменения;4) мотивационные социальные изменения.

  • Слайд 8

    5. Прогресс знания как основной фактор социальных изменений определял

    1) Огюст Конт;2) Герберт Спенсер;3) Макс Вебер;4) Карл Маркс.

    6. Усиление социальной солидарности как основной фактор социальных изменений определял

    1) Огюст Конт;2) Герберт Спенсер;3) Макс Вебер;4) Карл Маркс.

  • Слайд 9

    7. «Эволюция – замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения». Это основной тезис следующей теории:

    1) Теории циклического развития (О.Шпенглегр, А.Тойнби)2) Концепции социокультурной динамики (А.С.Ахиезер)3) Системной теории социального изменения (Т.Парсонс)4) Концепции социального развития Э.Гидденса.

    8. «Социкультурная динамика – постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами противоположных идеалов – вечевого и авторитарного ». Это основной тезис следующей теории:

    1) Теории циклического развития (О.Шпенглегр, А.Тойнби)2) Концепции социокультурной динамики (А.С.Ахиезер)3) Системной теории социального изменения (Т.Парсонс)4) Концепции социального развития Э.Гидденса.

  • Слайд 10

    9. Культура социальной или демографической группы

    1) доминирующая культура;2) субкультура;3) контркультура;4) культура-захватчик.

    10. Врачи являются представителями

    1) доминирующей культуры;2) субкультуры;3) контркультуры;4) культуры-захватчика.

    Материал для восстановления знаний

  • Слайд 11

    Содержание

    1. Ключевые понятия
    2. Учебный материал
    3. Вопросы для самопроверки
    4. Задания для самопроверки
    5. Рекомендуемая литература
  • Слайд 12

    Ключевые понятия

    1. Индивид
    2. Индивидуальность
    3. Индивидуум
    4. Личность
    5. Общество
    6. Профессионализация
    7. Социализация
    8. Социализация дотрудовая
    9. Социализация послетрудовая
    10. Социализация трудовая
    11. Социальная роль
    12. Социальный престиж
    13. Социальный статус
    14. Человек
  • Слайд 13

    Учебный материал

    Вопросы лекции:

    1. Содержание понятия «личность».
    2. Социализация личности.
    3. Основные теории социализации личности.
    4. Социальный статус и социальная роль.
  • Слайд 14

    1. Содержание понятия «личность»

    Личность – человек как индивидуальность, как субъект сознательной, социально значимой деятельности, одно из основных понятий социологии; системное качество человека, устойчивая совокупность социально-значимых черт и способностей, обусловленных его включенностью в общественные взаимодействия.

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 15

    Основные положения социологического определения понятия «личность»:

    • акцент на значении индивидуальности и индивидуальных различий;
    • представление личности в виде некоей гипотетической структуры;
    • учет жизненной истории индивидуума и перспектив развития;
    • выделение тех характеристик личности, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.
  • Слайд 16

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 17

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 18

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 19

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 20

    1. Содержание понятия «личность»

  • Слайд 21

    2. Социализация личности

    Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей.

    • Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание.
    • Виды социализации: первичная, вторичная.
    • Стадии социализации: дотрудовая, трудовая, послетрудовая.
  • Слайд 22

    2. Социализация личности

  • Слайд 23

    3. Основные теории социализация личности

    1. Зигмунд Фрейд

    Основные человеческие потребности: эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти). Эти силы действуют на бессознательном уровне и порождают напряжение.

    Модель личности: Ид – воплощение основных влечений человеческого существа, которые требуют немедленного удовлетворения. Эго – сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к поиску наслаждения с требованиями общества. Суперэго – культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом.

    Развитие личности: Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Сублимация – преобразование эгоистичных стремлений в социально приемлемое поведение.

    3. Основные теории социализация личности

  • Слайд 24

    2. Жан Пиаже

    В основе теории социализации лежит идея о стадийности когнитивного развития.

    • I стадия – сенсомоторная. Уровень человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.
    • II стадия – дооперациональная. Уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.
    • III стадия – конкретных операций. Уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.
    • IV стадия – формальных операций. Уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.
  • Слайд 25

    3. Лоренс Колберг.

    В основе теории Колберга лежит учение о развитии морального мышления.

    • I стадия – доконвенциональный уровень. Правильно то, что приятно.
    • II стадия – конвенциональный уровень. Правильно то, что согласуется с культурными нормами.
    • III стадия – постконвенциональный уровень. Правильно то, что соответствует абстрактным этическим принципам.

    3. Основные теории социализация личности

  • Слайд 26

    4. Кэрол Гиллиган утверждает, что мальчикам свойственен подход справедливости и они опираются на формальные правила в определении правильного и неправильного; девочкам же – подход заботы и ответственности, влияние ситуативного фактора.

    5. Джорж Герберт Мид.

    «Я» - часть личности индивида, которая складывается из самосознания и образа «Я»; продукт социального опыта.

    Зеркальное «Я» - образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.

    I и Me. «Я»= I+Me. I – активная, субъективная сторона личности. Ме – пассивная, объективная сторона личности.

    3. Основные теории социализация личности

  • Слайд 27

    3. Основные теории социализация личности

  • Слайд 28

    6. Эрик Х. Эриксон.

    • Стадия 1. Младенчество: вызов доверия (против недоверия).
    • Стадия 2. Ходунковый возраст: вызов автономии (против соменния и стыда).
    • Стадия 3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины).
    • Стадия 4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноценности).
    • Стадия 5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности).
    • Стадия 6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции).
    • Стадия 7. Средний зрелый возраст: вызов продуктивности (против инертности).
    • Стадия 8. Преклонный возраст: вызов интеграции (против отчаяния).
  • Слайд 29

    4. Социальный статус и социальная роль

    • Социальный статус – положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением.
    • Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом.
    • Социальный престиж – оценка, которую общество дает статусу или должности.
  • Слайд 30

    Вопросы для самопроверки

    • В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
    • Какова структура личности?
    • В чем суть статусно-ролевой концепции личности?
    • Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?
    • Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?
    • Что такое девиантное поведение и какие способы борьбы с ним выработало общество?
  • Слайд 31

    Задания для самопроверки

    1. Прокомментируйте высказывание: «Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее».
    2. Что такое ролевой конфликт? Перечислите его основные причины.
    3. Перечислите основные проблемы социализации личности в современном обществе.
    4. С какими проблемами самореализации сталкивается человек в современных условиях? Перечислите и обоснуйте свой ответ.
    5. Является ли культура важнейшим фактором социализации? Обоснуйте ответ и приведите примеры.
  • Слайд 32

    Рекомендуемая литература

    1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. – М.: Дашков и К0, 2007. – 384 с.
    2. Кравченко, А.И. Социология: учебник для студ. несоциол. спец. естественно-научных, техн. и гуманитар. вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил.
    3. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов / [авт.: А. Г. Эфендиев, Е. И. Кравченко, Г. В. Пушкарева и др.]; под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
    4. Павленок, П.Д. Социология: учебное пособие для студ. вузов / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К*, 2008. – 580 с.
    5. Фененко, Ю.В. Социология: учебник для студ. вузов / Ю. В. Фененко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т), М-во иностр. дел РФ. – М.: Велби: Проспект, 2007. – 232 с.: ил.
    6. Шарков, Ф.И. Социология: курс лекций: учеб-ное пособие для студ. вузов / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов; Междунар. акад. бизнеса и управления. – 2-е изд., стереотип. – М.: Экзамен, 2007. – 160 с. – (Курс лекций).
  • Слайд 33

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 34

    Использование материалов презентации.

    Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

    Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке