Презентация на тему "Познавательные процессы"

Презентация: Познавательные процессы
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Познавательные процессы" описывает ряд познавательных процессов, протекающих в человеческом сознании: ощущение, восприятие, представления, память, мышление, речь и внимание. По некоторым из них приведена отдельная классификация. В конце дано практическое задание.

Краткое содержание

  • Ощущение;
  • Восприятие;
  • Представления;
  • Память;
  • Мышление;
  • Речь, внимание.

Содержание

  • Презентация: Познавательные процессы
    Слайд 1

    Познавательные процессы

    Учебные вопросы:

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Представления
    • Память
    • Мышление
    • Речь
    • Внимание
  • Слайд 2

    Психический процесс

    Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

    Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы:

    • ощущение;
    • восприятие;
    • представление;
    • воображение;
    • внимание;
    • память;
    • мышление;
    • речь.
  • Слайд 3

    Ощущения

    • Ощущение — это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
    • Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.
  • Слайд 4

    Виды ощущений

    экстерорецептивные

    • зрительные;
    • обонятельные;
    • вкусовые;
    • слуховые;
    • температурные;
    • тактильные

    интерорецептивные

    • ощущения боли,
    • ощущения равновесия;
    • ощущения ускорения

    проприорецептивные

    • мышечно-двигательные
  • Слайд 5

    Восприятие

    Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.

  • Слайд 6

    Особенности восприятия

  • Слайд 7

    Представления

    Представление — это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

  • Слайд 8

    Виды представлений

  • Слайд 9

    Память

    • Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
    • Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.
    • Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
    • Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала.
    • Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.
  • Слайд 10

    Процессы и виды памятти

  • Слайд 11

    Характеристики памяти

    свойства памяти:

    • точность
    • готовность
    • объем
    • быстрота
    • длительность
  • Слайд 12

    Универсальные принципы работы механизмов памяти

    1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
    2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
    3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
    4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
    5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
    6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
    7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
    8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
    9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
    10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.
  • Слайд 13

    Мышление

    Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

  • Слайд 14

    Содержание мышления

  • Слайд 15

    Речь

    Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

  • Слайд 16

    Функции и виды речи

  • Слайд 17

    Воображение

    Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

  • Слайд 18

    Внимание

    Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

    ФУНКЦИИ:

    • Отбор
    • Удержание
    • Регуляция и контроль

  • Слайд 19

    Свойства внимания

    • сосредоточенность
    • устойчивость
    • интенсивность
    • колебания
    • объем
    • распределение
    • переключаемость
  • Слайд 20

    Виды внимания

    • непроизвольное
    • произвольное
    • постпроизвольное
  • Слайд 21

    Практическое занятие №1

    Вопросы для обсуждения

    1. Этапы развития психологии
    2. Психическое как субъективное отражение объективного мира
    3. Общественное и индивидуальное сознание
    4. Проблема биологического и социального в природе человека
    5. Психические познавательные процессы

    Темы докладов и рефератов

    1. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
    2. Состояние и развитие советской психологической науки
    3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии
    4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения
    5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию
    6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда
    7. Развитие психологических взглядов в России
    8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова
    9. Ощущения как источник человеческих знаний
    10. Память и закономерности ее развития
  • Слайд 22

    Литература

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996
    2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995
    3. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь/ М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. Минск:Хэлтон, 1998
    4. Ждан А.Н. История психологии от античности до современности/А.Н.Ждан.Минск, 1999
    5. Мироненко В.В. Популярная психология/ В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990
    6. Психология памяти: хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.:ЧеРо, 2000
    7. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия по психологии по ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. М.: ЧеРо, 1999
    8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.А.Рубинштейн. СПб: Питер. 1998
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке