Презентация на тему "Познавательные процессы человека"

Презентация: Познавательные процессы человека
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Познавательные процессы человека" описывает основные виды и свойства человеческого мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения. Также перечисляются качества внимания, закономерности памяти, развитие мышления, функции воображения и др. свойства познавательных процессов.

Краткое содержание

  • Виды ощущений;
  • Свойства восприятия;
  • Виды внимания, и его основные свойства;
  • Виды и закономерности памяти;
  • Виды мышления и его развитие;
  • Виды воображения.

Содержание

  • Презентация: Познавательные процессы человека
    Слайд 1

    Познавательные процессы человека

  • Слайд 2

    Основные вопросы

    1. Ощущение. Виды ощущений.
    2. Восприятие, свойства восприятия.
    3. Внимание. Виды внимания, и его основные свойства.
    4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
    5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
    6. Воображение, виды воображения.
  • Слайд 3

    Ключевые понятия

    • Ощущения
    • восприятие
      • предметность
      • константность
      • целостность
    • внимание
      • устойчивость
      • распределение
      • переключение
    • память
      • реминисценция
      • интерференция
    • воображение
      • мышление
      • мыслительные процессы и действия
  • Слайд 4

    Ощущение. Виды ощущений

    • Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
    • Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус, осязание, слух, зрение.
    • Систематическая классификация ощущений:
      • интроцептивные: поступают от сигналов из внутренней среды организма: кишечника, желудка, кровеносной системы. Обеспечивают регуляцию элементарных влечений.
      • проприоцептивные: поступают из глубоких мышц и суставных поверхностей. Обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движения.
      • экстрацептивные: Осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. Обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения.
  • Слайд 5

    Восприятие. Виды и свойства восприятия

    • Восприятие – целостное отражение предметов в сознании человека при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В акте восприятия присутствует определенное обобщение.

    Ведущие свойства человеческого восприятия

    • Целостность – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
    • Предметность – воспринимается не только комплекс свойств, а оценивается этот комплекс как определенный предмет: «стол», «дом» и т. д.
  • Слайд 6

    Виды и свойства восприятия

    • Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь восприятия с мышлением.
    • Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
    • Избирательность – преимущественное вычленение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами, потребностями).
    • Структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
  • Слайд 7
    • Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
    • Несформированная целостность. Таким может быть рисунок ребенка.
  • Слайд 8

    Внимание, виды и основные свойства внимания

    Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Классификация видов внимания (основание: актив-ность личности) (Н. Ф. Добрынин).

    • непроизвольное
    • произвольное
    • послепроизвольное
  • Слайд 9

    Качества внимания

    • Объем внимания – число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
    • Устойчивость – длительность, с которой выделенные элементы могут сохранять свой доминантный характер.
    • Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
    • Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
    • Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой.
  • Слайд 10

    Память, виды памяти. Закономерности памяти

    Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта.

    Виды памяти по характеру психической активности,преобладающей в деятельности:

    • двигательная
    • эмоциональная
    • образная
    • словесно-логическая
  • Слайд 11

    По характеру цели

    • непроизвольная
    • произвольная

    По степени участия мышления

    • Смысловая
    • Механическая

    По времени сохранения

    • кратковременная
    • долговременная
  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Закономерности памяти

    • Средний объем механической кратковременной памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
    • Объем памяти варьируется в зависимости от способа предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью лучше запоминают материал озвученный и т.д.
    • Качество запоминания зависит от того, какая была поставлена цель, установка.
    • При многократном предъявлении одного и того же материала число удерживаемых элементов постепенно возрастает.
    • Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на 100 %, а ряд из 9–10 единиц на 40 %.
    • При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
  • Слайд 14
    • При сохранении заученного материала может обнаружится явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал сохраняется лучше.
    • При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной деятельности субъекта.
    • Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания.
    • Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного запоминания, которая заключается в том, что прерванная деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная, т. к. прерванное намерение сохраняет состояние напряжения нервной системы.
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Мышление, виды мышления. Развитие мышления

    Мышление – опосредствованное и обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

    Виды мышления

    • По развитию в онтогенезе
    • Наглядно-действенное
    • Наглядно-образное
    • Словесно-логическое
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Основные мыслительные процессы и действия

    • Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
    • Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять части в целое.
    • Сравнение – установление сходства и различия между объектами.
    • Классификация – распределение предметов (понятий) на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим одним предметам (понятиям) и отличающим их от других предметов (понятий).
  • Слайд 20
    • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений дается определенный вывод. Различают индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
    • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам
  • Слайд 21

    Словесно-логическое мышление

    3 характеристики понятия как логической категории:

    • Содержание понятия; объем; связи и отношения данного понятия с другими.
    • Под содержанием понимают совокупность существенных свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают простые и сложные.
    • Объем понятия – это количество объектов, охватываемых данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени общности, например: энергия, материя).
    • Связи и отношения понятия с другими: различают родовые (понятия, отражающие существенные общие признаки класса предметов и включающие другие понятия меньшей степени общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
  • Слайд 22

    Качества мышления

    • самостоятельность
    • критичность
    • быстрота
    • глубина
    • гибкость
  • Слайд 23

    Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)

    • 1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у субъекта существует представление о том, что обозначает понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он назвать не может.
    • 2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их на существенные и второстепенные.
    • 3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом, который служил опорой при формировании понятия, например: картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто усвоено, но признаки не обобщаются.
    • 4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
  • Слайд 24

    Воображение, виды воображения

    Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

    Виды воображения:

    • По степени субъектности: произвольное и непроизвольное.
    • По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии.
    • По степени уникальности: репродуктивное, творческое.
  • Слайд 25

    Основные функции воображения

    1. Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи.
    2. Регулирование эмоциональных отношений.
    3. Формирование внутреннего плана человека.
    4. Планирование и программирование деятельности.
    5. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Слайд 26

    Формы синтеза представлений в процессах воображения

    • Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета.
    • Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
    • Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
    • Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
    • Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
  • Слайд 27

    Вопросы для самостоятельной работы

    1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз. Почему?
    2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
    3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое мыслительное действие должен произвести ученик?
    4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
    5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение ребенка.
  • Слайд 28

    Литература

    • Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
    • Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выгот-ский. – М., 1960.
    • Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб., 1997.
    • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л. Грегори. – М., 1979.
    • Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
    • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М., 1968.
    • Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
  • Слайд 29
    • Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
    • Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. – М., 1987.
    • Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
    • Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. – М., 1990.
    • Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.
    • Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке