Презентация на тему "Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья"

Презентация: Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья" рассказывает о хронологии развития музыкального искусства Западноевропейского Средневековья, его особенностях и ярких представителях.

Краткое содержание

  1. Месса
  2. Адриан Фортескье
  3. Слово и музыка
  4. Особенности музыкальной коммуникации
  5. Инструментарий

Содержание

  • Презентация: Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья
    Слайд 1

    Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья

    Лектор – кандидат искусствоведения

    Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Введение

    • Термин Средневековье:
    • 3 столпа Западноевропейского Средневековья
  • Слайд 3

    Месса

    Ме́сса (итал. messa, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

    Согласно одной версии оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст», а затем распространилось на всю литургическую службу.

    Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».

  • Слайд 4

    Формирование службы

    • Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры.
    • Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comeslibrorum» или «Libercomitis».
  • Слайд 5

    Формирование лекционариев

    Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.

    Лекционарии создавались в рамках различных литургических традиций: так, например, в доиконоборческий период византийского обряда

    использовались иерусалимский и константинопольский лекционарии.

  • Слайд 6

    Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префаации и т. д.).

    Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liberantiphonarius» = антифонарий ["responsalis", «sequentialis»]).

  • Слайд 7

    Зарождение сакраментариев (IV-V вв.)

    • Амвросий Медиоланский (миланский епископ, проповедник и гимнограф, 340-397 гг.) в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «Desacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы.
    • Постепенно из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Гиласия и Григория. Авторство всех трех не доказано.
  • Слайд 8

    Сакраментарий Льва (V-VII вв.)

    Лев I Великий - папа римский 440-461 гг.

    «SacramentariumLeonianum» - сохранился в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libellimissarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви определенного диоцеза (церковно-административной единицы), но не включавшие канон.

  • Слайд 9

    СакраментарийГеласия (V-VIII вв.)

    • ГеласийI – папа римский, 492-496. считается древнейшим римским миссалом, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных (посвятительных) месс.
    • Праздники расположены в соответствии с литургическим годом.
    • Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
  • Слайд 10

    Сакраментарий Григория (VII в.)

    • Григорий I Великий – папа Римский, 590-604.
    • Провел мощную реформа разных аспектов службы.
    • Число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hancigitur».
    • ! был создан знаменитый григорианский хорал
  • Слайд 11

    VIII век

    Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский (создан АдрианомI для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновскийримско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы.

    Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г.

    «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

  • Слайд 12

    Тридентская месса (XVI в.)

    Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора (1545) и стал называться «MissaleRomanumexdecretosacrosanctiConciliiTridentinirestitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса.

  • Слайд 13

    Адриан Фортескье (1912)

    … справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V

  • Слайд 14

    Переход к композиторскому творчеству

    Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (MessedeNotreDame) — ок. 1350 года.

    4-х-голосная (григорианика - одноголосная).

  • Слайд 15

    Структура Тридентской мессы (missaordinarium)

    1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),2) Gloria (Gloria in excelsisDeo - Слава в вышних богу),3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollispeccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

  • Слайд 16

    Как формировалась

    • по-видимому, ранее всего возникло Sanctus,
    • затем Kyrie,
    • Gloria,
    • Agnus Dei,
    • Credo.
  • Слайд 17

    Missaproprium

    • - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням.
    • Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется.
  • Слайд 18

    Части Missaproprium

    1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв. вступление, вход),2) Graduate (Responsoriumgraduale),3) Alleluja (временами вместо этого песнопения вводится Tractusили секвенция),4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium),5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность).

    Имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.

  • Слайд 19

    Слово и музыка

    • Изначально служба распевно читалась.
    • Всегда на латинском языке. Постепенно музыкальное начало усилится, но будет использоваться пение было двух типов:
    • Псалмодическое (речитатив) и Гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером.
    • Общей муз. основой мессы в ср. века служил григорианский хорал
  • Слайд 20

    Сакральное и мирское в Средневековой культуре

  • Слайд 21

    Вопросы по Сапонову

    1. Какие непонятные термины вы встретили?
    2. Зачем Сапонов начинает Введение с сетований Готье де Куанси?
    3. По группам: сформулируйте основные тезисы Введения и структуру аргументов (методологические аспекты).
  • Слайд 22

    (Введение, с. 18). Согласны ли Вы с подобным утверждением?

    Ваши аргументы (в опоре на Сапонова, если согласны, или собственные, если не согласны).

  • Слайд 23
    1. Что такое менестрельная и опусная культура? Чем отличаются?
    2. Каковы отличительные особенности устного музыкально-поэтического профессионализма?
    3. Что такое «видас»?
    4. Что такое полифония?
  • Слайд 24

    Игрецы Средневековья

    1. Кто такие шпильманы?
    2. Менестрели?
    3. Труверы?
    4. Жонглеры? (цит. со с. 40-43)
    5. Скоморохи? (с. 108)
    6. Смысловое поле слова тробар (тробэр) и трубадур?
    7. Когда появляется слово «композитор»? (с. 54-56)
    8. На какие века приходится расцвет менестрельной культуры?
    9. Как одевались менестрели?
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Особенности музыкальной коммуникации

    • Синтетичность (совмещение в одном лице творца-импровизатора-исполнителя-актера-режиссера-продюссера)
    • Особое взаимодействие единичной памяти исполнителя – с общей памятью публики.
  • Слайд 27

    Язык менестрельной культуры

  • Слайд 28

    Инструментарий

    • Какие музыкальные инструменты использовали менестрели? - с. 75
    • На какие группы Средневековье делит музыкальные инструменты? (с. 76-78)
  • Слайд 29

    Что вызывает внутренне несогласие с гипотезами Сапонова?

    • Настаивая на первостепенности культуры жонглеров, старается оторвать ее от храмовой. Верно ли?
    • Понятие слухового и культурного фонового опыта.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке