Презентация на тему "Немецкая школа геополитики"

Презентация: Немецкая школа геополитики
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Немецкая школа геополитики" подготовлена для показа на уроках географии. Данный информационный презентационный материал поможет выступающему познакомить школьников с немецкой школой геополитики. Разработка состоит из девятнадцати слайдов.

Краткое содержание

1. Политическая география Ф. Ратцеля
2. Геополитика Р. Челлена
3. Геополитика К. Хаусхофера

Содержание

  • Презентация: Немецкая школа геополитики
    Слайд 1

    Немецкая школа геополитики

    1. Политическая география Ф. Ратцеля

    2. Геополитика Р. Челлена

    3. Геополитика К. Хаусхофера

  • Слайд 2

    Основная континентальная школа геополитики - немецкая

    • Основоположник континентальной геополитики – географ Фридрих Ратцель (Friedrich Ratzel) (1844-1904)
    • Изменил отношение к пространству как к нейтральной среде бытования государства
  • Слайд 3
    • История человечества – есть история приспособления к окружающей среде.
    • Государство – это пространственный организм, как в социальной, так и в природной среде. Как всякий живой организм, государство способно расти, развиваться или слабеть.
    • Пространственное расширение, захват новых земель – это естественный для государства процесс роста.
  • Слайд 4

    В этой теории количество пространства и его особенности становятся решающими факторами политического развития стран и народов. Поэтому в трудах Ратцеля появляются термины «жизненное пространство», «геобиосфера», «чувство пространства», «жизненная энергия».

    Наиболее важными характеристиками государств он считал их размеры, местоположение и границы, - далее – типы почв, растительность, ирригацию и отношения к прилегающим морям и незаселенным пространствам.

  • Слайд 5

    Ф. Ратцель сформулировал свое понимание принципов пространственного развития государств (7 «законов пространственного роста»)

  • Слайд 6

    Семь законов пространственного роста

    • Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
    • Пространственный рост государств сопровождается иными показателями развития, т.е. повышенной активностью во всех сферах.
    • Рост государства происходит за счет поглощения им малых государств.
  • Слайд 7
    • Граница – это периферийный орган государства и потому может служить показателем его роста или ослабления.
    • Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, бассейны рек, ресурсные районы.
    • Исходный импульс к пространственному росту приходит к государствам от более развитых цивилизаций, т.е. извне.
    • Тенденция к слиянию государств являются их характерной чертой и распределяется от одного к другому

    .

  • Слайд 8
    • Вся теория Ратцеля сориентирована на решение проблем Германии конца XIX – начала ХХ вв.
    • Для Германии естественно требовать себе колонии, так как это молодая быстрорастущая страна. А если колоний нет, если есть «народ без пространства», то неизбежна война.
    • Ратцель писал: «Государство нуждается в земле, чтобы жить». А чтобы хорошо жить, как следует из его теории, государству нужны «большие пространства», доходящие до естественных границ материков и континентов.
    • Ратцеля часто упрекали в том, что он написал «катехизис для империалистов».
  • Слайд 9

    Ратцелю принадлежат книги «Исследование политического пространства» (1895), «Государство и почва» (1986) и особенно «Политическая география. География государств, торговли и войны» (1897), «Германия. Введение в науку о родной стране» (1898)

  • Слайд 10

    Юхан Рудольф Челлен

    • Продолжатель идей немецкой геополитики, швед (Rudolf Kjellen) (1864-1922)
    • Юрист, политолог Германофил, убежденный, что Швецию ждет достойное будущее только в союзе с Германией

  • Слайд 11

    Главной проблемой, которая интересовала Челлена, была проблема силы государства.

    Он пришел к выводу, что эта сила зависит от географического положения стран. «Малые страны», такие как Швеция, должны подчиниться «великим державам», с которыми они близки по языку, культуре, образу жизни и геогафической судьбе».

    Могущество Англии, России, США он объяснял тем, что эти страны сумели рано создать вокруг себя «хозяйственно-географические комплексы», т.е. империи.

  • Слайд 12

    Главная книга Челлена называлась «Государство как форма жизни» (1916).

    В ней Челлен, вслед за Ратцелем, рассуждает о государствах как о живых организмах.

    В отличие от Ратцеля, Челлен сравнивал государства с людьми, называя их «чувствующими и мыслящими существами». Так как все организмы живут по законам борьбы за существование, то и политика государств лежит вне морали. них выживает сильнейший. Этим Челлен оправдывал захватнические войны своей эпохи.

  • Слайд 13

    Постулировал «закон автаркии» - экономической самодостаточности государства, экономика которого не может быть чисто индустриальной или абсолютно аграрной.

    Именно Ю.Р. Челлену появился термин «геополитика», под которой ученый подразумевал «науку о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве».

  • Слайд 14

    После первой мировой войны Челлен попытался заново обосновать геополитические преимущества Германии. Он выделил 3 географических фактора, играющих главную роль в глобальной геополитике и имеющихся у Германии:

    • «расширение» (протяженность территории);
    • территориальная монолитность (компактность);
    • свобода передвижения (контроль над коммуникациями).
  • Слайд 15

    Карл Хаусхофер

    • Karl Ernst Haushofer(1869 –1946)
    • В составе немецких дипломатических миссий изучал Дальний Восток.
    • Написал диссертацию о Японии
  • Слайд 16
    • Участник первой мировой войны.
    • Мечтал о возрождении Германии – великой державы.
    • После поражения 1918 г. Преподает в университете Мюнхена географию, выпускает журнал по геополитике.
    • Является членом «пангерманского» общества, мечтающего о воссоединении всех немцев в одном государстве.
  • Слайд 17
    • Как геополитик пользуется огромным авторитетом.
    • Еще в 1919 г. Знакомится с Рудольфом Гессом.
    • Около 10 раз встречался с Адольфом Гитлером.
    • Нацистом не был, Гитлера считал плебеем и недоучкой.
  • Слайд 18

    Взгляды К. Хаусхофера

    «…геополитика предоставляет собой постоянный запас политических знаний, которые можно преподавать и усваивать. Этот запас информации можно сравнить с мостом, открывающим путь к политической деятельности, с географическим сознанием, ведущим к прыжку из мира знаний в мир власти, а не из мира незнания в мир власти, поскольку второй прыжок бывает более длинным и более опасным».

  • Слайд 19

    Исследования К. Хаусхофера развивались в трех направлениях:

    • Понятие жизненного пространства
    • Динамика возникновения и становления крупных блоков
    • Континентальная держава и морская держава
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке