Презентация на тему "Морские рыбы" для детей

Презентация: Морские рыбы
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Морские рыбы" знакомит с разнообразием мира рыб. Демонстрация слайдов способствует расширению кругозора школьников, мотивирует к разведению аквариумных рыбок. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических фотографий. К иллюстрациям приведены необходимые подписи, что благоприятно сказывается на восприятии и запоминании информации.

Краткое содержание

  1. Рыбы коралловых рифов
  2. Рыбы речные (экзотические)
  3. Рыбы речные
  4. Рыбы аквариумные

Содержание

  • Презентация: Морские рыбы
    Слайд 1

    Морские рыбы

  • Слайд 2
    • Синяя акула
    • Электрическийскат
    • Манта
    • Пила-рыба
  • Слайд 3
    • Зеленушка
    • Луна-рыба
    • Морскойконёк
    • Рыба-шар
    • Рогатка
    • Морская игла
    • Кузовок
  • Слайд 4
    • Летучаярыба
    • Сайра
    • Черноморскаясельдь
    • Сельдянойкороль
    • Треска
    • Сарган
  • Слайд 5
    • Рыба-лоцман
    • Барракуда
    • Парусник
    • Прилипало
    • Тунец
    • Ставрида
  • Слайд 6
    • Пятнистаязубатка
    • Удильщик
    • Камбала
    • Китовидка
    • Хаулиодус
    • Средиземноморскаямурена
  • Слайд 7

    Рыбы коралловых рифов

  • Слайд 8
    • Рыба-ангел
    • Рыба-хирург
    • Рыба-бабочка
    • Рыба-попугай
    • Крылатка
    • Рыба-клоун
    • Спинорог
    • Губан
    • Морскаясобачка
  • Слайд 9
    • Рыбы речные (экзотические)
  • Слайд 10
    • Австралийский рогозуб
    • Илистый прыгун
    • Брызгун
    • Пиранья
    • Африканский стеклянный сомик
  • Слайд 11

    Рыбы речные

  • Слайд 12
    • Вьюн
    • Змееголов
    • Налим
    • Косатка-скрипун
    • Угорь
    • Сом
  • Слайд 13
    • Сибирский хариус
    • Ручьевая форель
    • Лопатонос
    • Мальма
    • Атлантический осётр
  • Слайд 14
    • Ротан
    • Щука
    • Пескарь
    • Судак
    • Окунь
    • Ёрш
  • Слайд 15
    • Линь
    • Краснопёрка
    • Плотва
    • Язь
    • Золотойкарась
    • Лещ
  • Слайд 16

    Рыбы аквариумные

  • Слайд 17
    • Меченосец
    • Макропод
    • Пецилия
    • Петушки
    • Гуппи:самец и самка
    • Небесноеоко
    • Скалярия
    • Львиноголовка
    • Золотая рыбка
  • Слайд 18
    • Жемчужныйгурами
    • Тернеция
    • Барбуссуматранс
    • Дискус
    • Данио-рерио
    • Хролмис
    • Сомик
    • Красныйнеон
Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �5�

Основы генетики

Урок биологии в 9 классе

Учитель высшей категории Коврова Т.В.

МБОУСОШ №2 ЗАТО г. Большой Камень Приморский край

Цель: познакомить учащихся с основами раздела биологии – генетика.

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с историей развития генетических знаний; познакомить с понятиями наследственности и изменчивости организмов; познакомить с достижениями науки генетики; раскрыть ее значение для практики, для развития медицинских и различных областей биологии; использовать метод исследований при добывании знаний по предмету.

Развивающие: пробудить у учащихся интерес к предмету биологии, желание больше узнать о нем; научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; использовать метод исследований в добывании знаний.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков; помнить историю своего рода.

Оборудование: компьютерная презентация. Слайд 1

Урок: освоение нового материала.

Продолжительность урока 45 мин

Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать.

Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист Слайд 2

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний. Постановка задач урока

Люди давно заметили, что признаки растений и животных передаются по наследству. Крестьяне при выращивании зерна и других культур старались оставить для посева самые лучшие семена, потому что они давали хороший урожай. Дети похожи на своих родителей и несут в себе не только внешние сходства, но и сходства характеров, привычек, заболеваний.

Почему это происходит, почему организмы похожи друг на друга, но не являются точной копией и как передаются признаки из поколения в поколения, мы сегодня постараемся выяснить.

3. Основная часть

Греческий врач, естествоиспытатель – Гиппократ так объяснял сходство родителей и детей. Он считал, что ребенок возникает от слияния женского и мужского семени, оно изготавливается во всех частях тела, поэтому несет информацию обо всех частях тела человека. Семя мужчины борется с семенем женщины, какое окажется сильнее, таков и будет пол ребенка.

Генетика – это наука о самых сокровенных таинствах природы – о наследственности и изменчивости. (Учащиеся записывают в тетради определение генетики). Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Слайд 3

Генетика рассматривает носители наследственности – хромосомы и гены. Эта наука увлекает своей логикой, загадочностью явлений, практической значимостью открытий, захватывающим духом перспектив.

Наследственность – это способность организмов передавать признаки из поколения в поколения. (Учащиеся записывают в тетради) Слайд 4

Наследственностью обладают все живые организмы. У кошки рождается котенок, у лошади жеребенок, у человека ребенок, от семени томата вырастит растение томат, из споры мха появится проросток мха.

Учитель: Родословная или генеалогическое древо – это способ, при помощи которого можно собрать знания всех своих родственников и проследить передачу каких либо признаков или заболеваний. Ребята составили родословные произвольно, посмотрите примеры родословных. Родословные составлены для некоторых знаменитых людей, например А.С.Пушкин, царь Николай II, английская королева Виктория. Слад 5, 6, 7, 8

(Смотрим примеры родословных знаменитых людей).

Учитель: Используют разные методы исследования генетики человека:

метод построения родословных или строят генеалогическое дерево

близнецовый метод – исследуют однояйцовых близнецов, проживающих в разных условиях, то различия, возникшие между ними, позволят определить степень воздействия факторов окружающей среды на их гены Слайд 9

цитогенетический метод заключается в изучении хромосом при помощи микроскопа и позволяет определить их число и форму. Слайд 10

Кроме наследственности генетика рассматривает понятие изменчивости. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки. (записываем определение в тетрадь) Слайд 11

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Изменчивость

Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная (фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями

в генах (с их перестановкой, внешней среды, вызывающая

утратой) морфологические (внешние) изменения

Ненаследственная изменчивость (фенотипическая, модификационная) возникает под воздействием факторов окружающей среды, не затрагивает гены, проявляется массово. Примером может служить появление желтых листьев осенью, вызванных наступлением более низких температур, уменьшением длины светового дня. Из-за разной освещенности, размер листовой пластинке на одном дереве может быть разным, более крупные на вершине и мелкие листья в нижних частях дерева. Растение одуванчика, посаженного путем деления корневища посаженного на равнине и в горах выглядит по-разному. Более крупное растение выросло в благоприятных условиях равнины. Слайд 12

Мы провели исследования с растением колеус.

Ученик: КОЛЕУС (Coleus) растение семейства губоцветные. Родиной являются тропические районы Африки и Азии. Слайд 13

Невысокое (30- 40 см) многолетнее декоративнолистное растение, у которого яркие бронзово - коричневые или красные листья с зеленой каймой. Существуют гибриды колеуса с разноцветными и пестрыми листьями. Часто это растение называют цветной крапивкой. Оно цветет весной и летом синими невзрачными цветками, собранными в соцветие колос.

Провели такой опыт, в сентябре посадили два растения колеус, генотип т.е. набор хромосом и строение генов у них одинаков. Горшок с одним растением находился на подоконнике, растение получало много солнечного света, поэтому листья крупные и ярко окрашенные. Горшок с другим растением стоял в плохо освещенном месте, поэтому у него листья более мелкие и не ярко окрашенные. Здесь мы видим проявление ненаследственной (фенотипической) изменчивости, которая проявляется только под действием внешних факторов, генотип при этом не меняется, меняется окраска и величина листьев из-за разной освещенности. Слайд 14

Учитель: Наследственная изменчивость организмов происходит в том случае, если происходят изменения в генах или в наборе хромосом. Примерами такой изменчивости может являться появление физических отклонений или наследственных заболеваний. Например, гипертрихоз (чрезмерное оволосение), отсутствие волосяного покрова у животных, шестипалость, синдром русалки (сросшиеся конечности) и другие. Слайд 15, 16

Учитель: Генетика – относительно молодая наука. У нее есть официальный год рождения – 1900. Обычно науки не имеют столь точной даты, но рождение генетики связано с исследованиями некоторых ученых. В тетради делаем таблицу «Основные вехи в истории генетики» и заполняем ее. (Записи в тетради) Слайд 17

«Основные вехи в истории генетики»

Дата

Вклад ученых в развитие генетики

1856-1865

Работы Грегора Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.

1900

К. Корренс, Г. де Фриз и К. Чермак переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем.

1901-1903

Разработана мутационная теория Г. де Фриза

1911

Т. Морган сформулировал хромосомную теорию

1920

Русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

1962

Английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности

1968

Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код

1990-2000

Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы.

Слайд 18 Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1865 г. опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Грегор Мендель проводил опыты с растением горох, которых был неприхотлив к условиям существования, быстро рос, в течении лета можно было вырастить 3 – 4 урожая гороха. Отличались сорта гороха по признакам – горошины желтые или зеленые, они могли быть гладкими и морщинистыми. Грегор Мендель выращивал горох, подсчитывал количество желтый и зеленых горошин и сделал вывод, что признаки передаются из поколения в поколения в определенном соотношении. Первое поколение горошин – гибриды все были единообразны, то есть все горошины были желтого цвета, если посадить этот горох, то последующие поколения, следующие гибриды будут иметь и зеленые и желтые горошины. Но его выводы опережали время и не были приняты. Об этих исследованиях мы будем говорить на последующих уроках.

В 1900 г. К. Корренс, Хуго де Фриз и К. Чермак заново переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем и эта дата считается датой рождения науки генетики. Слайд 19

В 1901 – 1903 г. разработана мутационная теория Хуго де Фриза, подтверждающая изменчивость организмов вследствие мутаций. Слайд 20

В 1911г. Т. Морган сформулировал хромосомную теорию, в которой он определяет форму, строение хромосом и генов. Слайд 21

В 1920г. русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости, который говорит о сходной изменчивости в видах, в родах и семействах. Слайд 22

В 1962 г. английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности. Они доказали, что ДНК это двухцепочечная спираль, в генах которой закодированы признаки наследственности. Слайд 23

В 1968 г. американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код, он универсален, подходит для всех живых организмов и каждый ген состоит из комбинации белков. Слайд 24

В 1990-2000 г. расшифровали геномы прокариотических и эукариотических клеток.

Созданы трансгенные организмы с измененным генетическим кодом. 1997– клонировали овцу Долли, 1999 – клонировали мышь и корову. 2000 год – геном человека прочитан. Слайд 25

Учитель: Давайте вместе попробуем определить основные задачи генетики: Слайд 26

изучение веществ и структур, которые составляют основы наследственности

изучение механизмов наследования информации в процессе индивидуального развития организмов

влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов

изучение изменчивости как свойства всех живых организмов

(Ученики записывают в тетрадь)

Закрепление нового материала

Учитель: 1. Учащиеся выполняют задания – вставляют пропущенное слово

1. Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется ………….

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды …………….

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….

Ответы: Ненаследственной, наследственная, наследственность, модификационная, изменчивость.

2. Для закрепления понятия изменчивости выполним работу по установлению соответствия. (У учащихся отпечатанные задания, они самостоятельно заполняют таблицу и объясняют полученные результаты)

Установите соответствие между модификационной (ненаследственной) и генотипической наследственной изменчивостью:

1). Связана с изменением генов

2). Не связана с изменением генотипа

3). Изменения индивидуальны

4). Изменения проявляются у всех особей вида

5). Связана с изменением хромосом

6). Изменения возникают под влиянием факторов среды

7). Домовые мыши-альбиносы

8). Разные размеры листьев у стрелолиста в реке и на отмели

9). Одуванчик на лугу и на дороге

10). Появление в генотипе лишней хромосомы.

11). Передается по наследству

12). Проявляется при вегетативном размножении

13). Не передается новому поколению

Модификационная (ненаследственная) изменчивость

Генотипическая (наследственная) изменчивость

Ответ: Модификационная – 2, 4, 6, 8, 9, 12, 13. Наследственная – 1, 3, 5, 7, 10, 11,

Подведение итогов урока

Учитель: И так, сделаем вывод: генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всем живым организмам на Земле. Слайд 27

Домашнее задание & 3. 5

Спасибо за урок.

Использованные источники:

Ишкина И.Ф. Биология. 9 кл. Поурочные планы, Волгоград: Учитель – АСТ, 2004, - 96 с.

Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. Для 9 кл. общеобраз. Учреждений, - М., Дрофа, 2005, - 303 с.

Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 кл, - М., ВАКО, 2006, - 464 с.

Сайты Интернет: Википедия — свободная энциклопедия

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Coldecygne.svg/180px-

www.ikthus.org.ua

�PAGE � �PAGE �5�

Основы генетики

Урок биологии в 9 классе

Учитель высшей категории Коврова Т.В.

МБОУСОШ №2 ЗАТО г. Большой Камень Приморский край

Цель: познакомить учащихся с основами раздела биологии – генетика.

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с историей развития генетических знаний; познакомить с понятиями наследственности и изменчивости организмов; познакомить с достижениями науки генетики; раскрыть ее значение для практики, для развития медицинских и различных областей биологии; использовать метод исследований при добывании знаний по предмету.

Развивающие: пробудить у учащихся интерес к предмету биологии, желание больше узнать о нем; научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом; использовать метод исследований в добывании знаний.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков; помнить историю своего рода.

Оборудование: компьютерная презентация. Слайд 1

Урок: освоение нового материала.

Продолжительность урока 45 мин

Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать.

Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.

Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист Слайд 2

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний. Постановка задач урока

Люди давно заметили, что признаки растений и животных передаются по наследству. Крестьяне при выращивании зерна и других культур старались оставить для посева самые лучшие семена, потому что они давали хороший урожай. Дети похожи на своих родителей и несут в себе не только внешние сходства, но и сходства характеров, привычек, заболеваний.

Почему это происходит, почему организмы похожи друг на друга, но не являются точной копией и как передаются признаки из поколения в поколения, мы сегодня постараемся выяснить.

3. Основная часть

Греческий врач, естествоиспытатель – Гиппократ так объяснял сходство родителей и детей. Он считал, что ребенок возникает от слияния женского и мужского семени, оно изготавливается во всех частях тела, поэтому несет информацию обо всех частях тела человека. Семя мужчины борется с семенем женщины, какое окажется сильнее, таков и будет пол ребенка.

Генетика – это наука о самых сокровенных таинствах природы – о наследственности и изменчивости. (Учащиеся записывают в тетради определение генетики). Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Слайд 3

Генетика рассматривает носители наследственности – хромосомы и гены. Эта наука увлекает своей логикой, загадочностью явлений, практической значимостью открытий, захватывающим духом перспектив.

Наследственность – это способность организмов передавать признаки из поколения в поколения. (Учащиеся записывают в тетради) Слайд 4

Наследственностью обладают все живые организмы. У кошки рождается котенок, у лошади жеребенок, у человека ребенок, от семени томата вырастит растение томат, из споры мха появится проросток мха.

Учитель: Родословная или генеалогическое древо – это способ, при помощи которого можно собрать знания всех своих родственников и проследить передачу каких либо признаков или заболеваний. Ребята составили родословные произвольно, посмотрите примеры родословных. Родословные составлены для некоторых знаменитых людей, например А.С.Пушкин, царь Николай II, английская королева Виктория. Слад 5, 6, 7, 8

(Смотрим примеры родословных знаменитых людей).

Учитель: Используют разные методы исследования генетики человека:

метод построения родословных или строят генеалогическое дерево

близнецовый метод – исследуют однояйцовых близнецов, проживающих в разных условиях, то различия, возникшие между ними, позволят определить степень воздействия факторов окружающей среды на их гены Слайд 9

цитогенетический метод заключается в изучении хромосом при помощи микроскопа и позволяет определить их число и форму. Слайд 10

Кроме наследственности генетика рассматривает понятие изменчивости. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки. (записываем определение в тетрадь) Слайд 11

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.

Изменчивость

Наследственная Ненаследственная

(генотипическая) Модификационная (фенотипическая)

связана с изменениями связана с изменениями

в генах (с их перестановкой, внешней среды, вызывающая

утратой) морфологические (внешние) изменения

Ненаследственная изменчивость (фенотипическая, модификационная) возникает под воздействием факторов окружающей среды, не затрагивает гены, проявляется массово. Примером может служить появление желтых листьев осенью, вызванных наступлением более низких температур, уменьшением длины светового дня. Из-за разной освещенности, размер листовой пластинке на одном дереве может быть разным, более крупные на вершине и мелкие листья в нижних частях дерева. Растение одуванчика, посаженного путем деления корневища посаженного на равнине и в горах выглядит по-разному. Более крупное растение выросло в благоприятных условиях равнины. Слайд 12

Мы провели исследования с растением колеус.

Ученик: КОЛЕУС (Coleus) растение семейства губоцветные. Родиной являются тропические районы Африки и Азии. Слайд 13

Невысокое (30- 40 см) многолетнее декоративнолистное растение, у которого яркие бронзово - коричневые или красные листья с зеленой каймой. Существуют гибриды колеуса с разноцветными и пестрыми листьями. Часто это растение называют цветной крапивкой. Оно цветет весной и летом синими невзрачными цветками, собранными в соцветие колос.

Провели такой опыт, в сентябре посадили два растения колеус, генотип т.е. набор хромосом и строение генов у них одинаков. Горшок с одним растением находился на подоконнике, растение получало много солнечного света, поэтому листья крупные и ярко окрашенные. Горшок с другим растением стоял в плохо освещенном месте, поэтому у него листья более мелкие и не ярко окрашенные. Здесь мы видим проявление ненаследственной (фенотипической) изменчивости, которая проявляется только под действием внешних факторов, генотип при этом не меняется, меняется окраска и величина листьев из-за разной освещенности. Слайд 14

Учитель: Наследственная изменчивость организмов происходит в том случае, если происходят изменения в генах или в наборе хромосом. Примерами такой изменчивости может являться появление физических отклонений или наследственных заболеваний. Например, гипертрихоз (чрезмерное оволосение), отсутствие волосяного покрова у животных, шестипалость, синдром русалки (сросшиеся конечности) и другие. Слайд 15, 16

Учитель: Генетика – относительно молодая наука. У нее есть официальный год рождения – 1900. Обычно науки не имеют столь точной даты, но рождение генетики связано с исследованиями некоторых ученых. В тетради делаем таблицу «Основные вехи в истории генетики» и заполняем ее. (Записи в тетради) Слайд 17

«Основные вехи в истории генетики»

Дата

Вклад ученых в развитие генетики

1856-1865

Работы Грегора Менделя по гибридизации растений – первый научный шаг в изучении наследственности.

1900

К. Корренс, Г. де Фриз и К. Чермак переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем.

1901-1903

Разработана мутационная теория Г. де Фриза

1911

Т. Морган сформулировал хромосомную теорию

1920

Русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

1962

Английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности

1968

Американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код

1990-2000

Расшифрованы геномы прокариот и эукариот. Созданы трансгенные организмы.

Слайд 18 Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1865 г. опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Грегор Мендель проводил опыты с растением горох, которых был неприхотлив к условиям существования, быстро рос, в течении лета можно было вырастить 3 – 4 урожая гороха. Отличались сорта гороха по признакам – горошины желтые или зеленые, они могли быть гладкими и морщинистыми. Грегор Мендель выращивал горох, подсчитывал количество желтый и зеленых горошин и сделал вывод, что признаки передаются из поколения в поколения в определенном соотношении. Первое поколение горошин – гибриды все были единообразны, то есть все горошины были желтого цвета, если посадить этот горох, то последующие поколения, следующие гибриды будут иметь и зеленые и желтые горошины. Но его выводы опережали время и не были приняты. Об этих исследованиях мы будем говорить на последующих уроках.

В 1900 г. К. Корренс, Хуго де Фриз и К. Чермак заново переоткрыли основные законы наследования признаков, открытые Г. Менделем и эта дата считается датой рождения науки генетики. Слайд 19

В 1901 – 1903 г. разработана мутационная теория Хуго де Фриза, подтверждающая изменчивость организмов вследствие мутаций. Слайд 20

В 1911г. Т. Морган сформулировал хромосомную теорию, в которой он определяет форму, строение хромосом и генов. Слайд 21

В 1920г. русский ученый Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости, который говорит о сходной изменчивости в видах, в родах и семействах. Слайд 22

В 1962 г. английский физик Ф. Крик и американский биофизик Д. Уотсон открывают структуру ДНК как единицы наследственности. Они доказали, что ДНК это двухцепочечная спираль, в генах которой закодированы признаки наследственности. Слайд 23

В 1968 г. американские биохимики Р. Холи, Х. Коранс и М. Ниренберг расшифровали генетический код, он универсален, подходит для всех живых организмов и каждый ген состоит из комбинации белков. Слайд 24

В 1990-2000 г. расшифровали геномы прокариотических и эукариотических клеток.

Созданы трансгенные организмы с измененным генетическим кодом. 1997– клонировали овцу Долли, 1999 – клонировали мышь и корову. 2000 год – геном человека прочитан. Слайд 25

Учитель: Давайте вместе попробуем определить основные задачи генетики: Слайд 26

изучение веществ и структур, которые составляют основы наследственности

изучение механизмов наследования информации в процессе индивидуального развития организмов

влияние окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов

изучение изменчивости как свойства всех живых организмов

(Ученики записывают в тетрадь)

Закрепление нового материала

Учитель: 1. Учащиеся выполняют задания – вставляют пропущенное слово

1. Модификационную изменчивость относят к ………….изменчивости

2. Изменчивость, связанные с изменением структуры ДНК – это …………….

3. Способность организмов передавать признаки из поколения в поколения называется ………….

4. Изменчивость, возникающая под воздействием факторов окружающей среды …………….

5. Способность организмов приобретать новые признаки……….

Ответы: Ненаследственной, наследственная, наследственность, модификационная, изменчивость.

2. Для закрепления понятия изменчивости выполним работу по установлению соответствия. (У учащихся отпечатанные задания, они самостоятельно заполняют таблицу и объясняют полученные результаты)

Установите соответствие между модификационной (ненаследственной) и генотипической наследственной изменчивостью:

1). Связана с изменением генов

2). Не связана с изменением генотипа

3). Изменения индивидуальны

4). Изменения проявляются у всех особей вида

5). Связана с изменением хромосом

6). Изменения возникают под влиянием факторов среды

7). Домовые мыши-альбиносы

8). Разные размеры листьев у стрелолиста в реке и на отмели

9). Одуванчик на лугу и на дороге

10). Появление в генотипе лишней хромосомы.

11). Передается по наследству

12). Проявляется при вегетативном размножении

13). Не передается новому поколению

Модификационная (ненаследственная) изменчивость

Генотипическая (наследственная) изменчивость

Ответ: Модификационная – 2, 4, 6, 8, 9, 12, 13. Наследственная – 1, 3, 5, 7, 10, 11,

Подведение итогов урока

Учитель: И так, сделаем вывод: генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всем живым организмам на Земле. Слайд 27

Домашнее задание & 3. 5

Спасибо за урок.

Использованные источники:

Ишкина И.Ф. Биология. 9 кл. Поурочные планы, Волгоград: Учитель – АСТ, 2004, - 96 с.

Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. Для 9 кл. общеобраз. Учреждений, - М., Дрофа, 2005, - 303 с.

Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 кл, - М., ВАКО, 2006, - 464 с.

Сайты Интернет: Википедия — свободная энциклопедия

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Coldecygne.svg/180px-

www.ikthus.org.ua

Скачать конспект

Сообщить об ошибке