Презентация на тему "Крещение Руси"

Презентация: Крещение Руси
Включить эффекты
1 из 70
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Крещение Руси", созданная преподавателем специально для того, чтобы рассказать учащимся почему наши предки выбрали себе именно православие, а также как происходило приобщение всего народа к новой вере.

Краткое содержание

  • Владимир держит совет с боярами
  • Владимир посылает послов
  • Незабываемая красота
  • Выбор князя Владимира и бояр
  • События перед крещением
  • Крещение князя Владимира
  • Утро крещения Руси
  • Крещение в водах Днепра
  • Как крестили киевлян

Содержание

  • Презентация: Крещение Руси
    Слайд 1

    Крещение Руси

  • Слайд 2

    Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Перед Русской землей с принятием крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. С событиями, происходившими на Руси перед крещением, о том, как крестили киевлян и новгородцев, о переменах в жизни князя Владимира и первых плодах христианства на Руси познакомит вас этот урок.

  • Слайд 3

    План

    1. Владимир держит совет с боярами

    2. Владимир посылает послов

    3. Незабываемая красота

    4. Выбор князя Владимира и бояр

    5. События перед крещением

    6. Крещение князя Владимира

    7. Утро крещения Руси

    8. Крещение в водах Днепра

    9. Как крестили киевлян

    10. Крещение в Новгороде

    11. Десятинная церковь

    12. Перемена в жизни князя

    13. Первые плоды христианства на Руси

    14. «Сказание о Борисе и Глебе»

  • Слайд 4

    Владимир держит совет с боярами

    Князь Владимир щедро одарил философа-миссионера и отпустил с великой честью. А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимир созвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал, как к нему приходили проповедники из разных стран.

    Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной. Миниатюра Радзивилловской летописи

  • Слайд 5

    Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной. Сказал, как каждый из проповедников хвалил свою веру и говорил: «Прими закон наш!». Законом называлось вероучение и все обычаи.

    Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру».

  • Слайд 6

    Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно. «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу».

    Парсуна «Князь Владимир»

  • Слайд 7

    Владимир посылает послов

    Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам.

  • Слайд 8

    У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты.

    В католическом храме

  • Слайд 9

    А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.

    Храм Святой Софии, Константинополь

  • Слайд 10

    Незабываемая красота

    «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы,

    Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.

  • Слайд 11

    ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом,

    Интерьер Софии Константинопольской

  • Слайд 12

    знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.

    Интерьер Софии Константинопольской

  • Слайд 13

    Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

    Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.

  • Слайд 14

    Выбор князя Владимира и бояр

    Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свиде-тельство послов.

    Крещение кн. Ольги. С.Кириллов

  • Слайд 15

    Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков.

    Князь Владимир. Музей восковых фигур, Киев

  • Слайд 16

    И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Бояре и старцы отвечали: «Где тебе любо!». Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.

    Святой Равноапостольный князь Владимир.

    Фреска, Соловки

  • Слайд 17

    Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум.

    Князь Владимир

  • Слайд 18

    Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.

    Крещение Руси.

    Иконописец игумен Зинон

  • Слайд 19

    События перед крещением

    Крещение Руси началось с крещения киевлян. О событиях, которые предшествовали крещению киевлян, сообщают не только древнерусские письменные источники, но и византийские, и арабские.

    Михаил ШАНЬКОВ (род. 1962).

    Крещение Руси.

    2003

  • Слайд 20

    Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства.

    Н.К.Рерих. Поход Владимира на Корсунь

  • Слайд 21

    Но когда князь Владимир помог византийским императорам, то они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир, «помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед греками», — как писал М. В. Ломоносов, — решил показать свою силу. Он осадил греческий город Херсонес.

    Осада города Херсонеса. Миниатюра Радзивилловской летописи

  • Слайд 22

    Археологи предполагают, что местонахождение этого города — окраины нынешнего Севастополя. После длительной осады русские овладели городом.

    Развалины Херсонеса и Владимирский собор

  • Слайд 23

    Сестра византийских императоров вынуждена была прибыть в Херсонес.

    Царица Анна переправляется через море

  • Слайд 24

    Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной.

  • Слайд 25

    Наконец из Херсонеса Владимир и Анна с духовенством, крестами и иконами в сопровождении дружины отправились в стольный град Руси — Киев.

    В этой чаше крестили князя Владимира. София Константинопольская

  • Слайд 26

    Рассматривая различные источники, историки по-разному говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не исключается возможность и новых предположений и открытий. Это неудивительно, потому что с того времени прошло уже более тысячи лет.

    Крещение князя Владимира

    Развалины Корсуни, Херсонес

  • Слайд 27

    Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

    Святой князь Владимир. Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820

  • Слайд 28

    Сам же летописец указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (то есть Херсонесе). При святом крещении он получил имя Василия.

  • Слайд 29

    Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.

    Утро крещения Руси

  • Слайд 30

    Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Крестились тогда и те бояре, которые не были в Херсонесе.

    Крещатик - центральная улица Киева.

  • Слайд 31

    Затем Владимир велел «опрокинуть идолы — одних изрубить, а других — сжечь». Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр.

  • Слайд 32

    Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку.

    Крещение. Миловидова Ольга, 13 лет. МОУ лицей Школа искусств, г.Талдом

  • Слайд 33

    На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали Таинство Крещения.

    Крещение Руси. Коваленко И.А.

  • Слайд 34

    Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ».

    Фреска «Крещение Руси»

  • Слайд 35

    В Киеве, во Владимирском соборе,

    на одной из стен есть удивительная икона — «Крещение Руси», написанная художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

    • Крещение в водах Днепра
    • Владимирский собор в Киеве
  • Слайд 36

    Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещеных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи.

    Васнецов В.М. Крещение Руси

  • Слайд 37

    Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир восклицает: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!». Такое свидетельство сохра-нил нам Нестор-летописец.

  • Слайд 38

    После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры.

  • Слайд 39

    Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах.

    Мартынов Н. Крещение Руси

  • Слайд 40

    Как крестили киевлян

    Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков.

    Русь языческая. Жертвоприношение Перуну

    Коваленко И.А.

  • Слайд 41

    На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом».

    К.В. Лебедев. Крещение Киян

  • Слайд 42

    Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению.

    В.М.Назарук. Часть диптиха Крещение Руси. Проводы Перуна

  • Слайд 43

    Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению.

    В.М.Назарук. Крещение Руси

  • Слайд 44

    Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни — событие радостное для человека.

    Орлов Ю. Крещение

  • Слайд 45

    Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено».

    В.Г.Перов. Крещение Руси. Вторая половина 1870-х-начало 1880-х

  • Слайд 46

    А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре».

    Крещение Руси. Эскиз. Коваленко И.А.

  • Слайд 47

    Крещение в Новгороде

    Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.

    Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в

  • Слайд 48

    Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей.

    Станислав Бабюк. Свержение Перуна. 1997

  • Слайд 49

    Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова.

    Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год

  • Слайд 50

    Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси.

    Художник Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910)

  • Слайд 51

    Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси.

    Десятинная церковь

    В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве

  • Слайд 52

    Вот как о ее создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами».

    Первоначальный вид Софийского собора в Киеве. Реконструкция И.Моргилевского

  • Слайд 53

    Когда церковь была построена, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому она и стала называться Десятинной.

    Князь Владимир на освящении Десятинной церкви

  • Слайд 54

    В день освящения церкви князь устроил праздник великий боярам, старцам городским, а бедным раздал много богатства. В этой церкви служить стали священники, пришедшие из Корсуня.

    Развалины Десятинной церкви

    Храм на руинах Десятинной церкви. Изображение начала XIX в.

  • Слайд 55

    Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни, принесенные из Корсуня после крещения там князя Владимира. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом на Руси.

    Десятинная церковь, фундамент Мозаика Десятинной церкви

  • Слайд 56

    Перемена в жизни князя

    Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.

    Владимир-язычник. В.М. Васнецов

  • Слайд 57

    Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».

  • Слайд 58

    А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.

    Суздаль, фреска

  • Слайд 59

    Первые плоды христианства на Руси

    В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю.

    Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века

  • Слайд 60

    Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце.

    Равноапостольный князь Владимир. Стенная роспись В.М.Васнецова, Свято-Владимирский собор в Киеве, 1885-95 гг.

  • Слайд 61

    Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных убийц. Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!».

    Святополк

    Нестеров Андрей. Святополк Окаянный

  • Слайд 62

    Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него.

    Билибин И.Я.

    Святые Борис и Глеб

  • Слайд 63

    А убийцы, посланные Святополком, пришли ночью на реку Альту, напали на шатер князя Бориса и, как звери дикие, пронзили его копьем, и убили слугу его.

    «Сказание о Борисе и Глебе»

    Анна Кудинова, Дарья Шабалина

  • Слайд 64

    Затем Святополк подослал убийц и к младшему брату Бориса — Глебу, и убили юного князя.

    • Анна Кудинова,
    • Дарья Шабалина
    • Убиение Глеба Владимировича (конец 15 в., Радзивилловская летопись)
  • Слайд 65

    Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис и Глеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за землю Русскую, как образцы христианских добродетелей.

    Борис и Глеб. 1941. Николай Константинович Рерих

  • Слайд 66

    Прославление Бориса и Глеба совершилось в правление Ярослава Мудрого, который изгнал из пределов Руси Святополка Окаянного.

    Миниатюра Битва Ярослава со Святополком (конец 15 в., Радзивилловская летопись)

  • Слайд 67

    «Сказание о Борисе и Глебе» — один из самых замечательных памятников русской литературы. Житие святых братьев, пострадав-ших, когда не прошло и трех десятков лет со дня крещения Руси, стало любимым чтением древнерусского читателя.

    «Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.

  • Слайд 68

    Посланным от брата убийцам князь Борис, обливаясь слезами, говорит: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья».

    Илья Глазунов. Видение Бориса и Глеба перед битвой

  • Слайд 69

    Русь приняла крещение, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианс-ких началах. Летописец постоянно напоминает своему читателю заповеди Нового Завета. Древне-русский писатель предлагает чудное «Сказание о Борисе и Глебе» — братьях, которые, живя по новой вере, не захотели обратиться к прежнему обычаю мщения и братоубийства.

    Святые Борис и Глеб

  • Слайд 70

    Мы знаем, что еще несколько столетий княжеские междоусобицы будут терзать Русскую землю. Но, может быть, потому и любил древнерусский книжник переписывать, а читатель — читать житие святых братьев, которые своим примером утверждали иной, вечный смысл жизни.

    Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке