Презентация на тему "История Древнего мира"

Презентация: История Древнего мира
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Введение в курс истории Древнего мира" рассказывает о том, что изучает история, с помощью каких методов у человека имеется возможность узнавать о том, что происходило в прошлом Земли. Описываются смежные с исторической науки и их значение для изучения прошлого.

Краткое содержание

  • Работа юного историка;
  • Изучение истории в прошлом и настоящем;
  • Исторические источники;
  • Смежные науки.

Содержание

  • Презентация: История Древнего мира
    Слайд 1

    Введение в курс истории Древнего мира

  • Слайд 2

    План урока

    • Что такое история и для чего ее изучают в школе ?
    • Работа юного историка.
    • Изучение истории в прошлом и настоящем.
    • Исторические источники.
    • Науки помощницы:
      • археология
      • этнография
      • антропология
      • нумизматика
      • геральдика
  • Слайд 3

    Вопросы и задания

    1. Какие книги вы читали о прошлом нашей страны и других стран? Какие кинофильмы и телепередачи смотрели? Что вы слышали об истории?
    2. Попробуйте ответить, что изучают историки.
  • Слайд 4

    Что такое история и для чего ее изучают в школе?

    История - наша общая память.

    • Все мы помним, что произошло год назад, на прошлой неделе или вчера. У каждого есть своя память. Страшно даже представить, что произойдет, если мы забудем свое прошлое! Мы станем совсем беспомощными и погибнем. Ведь в памяти хранятся наши знания и опыт.
    • Есть особая память. Она принадлежит не отдельному человеку, а всем людям, вместе взятым. Вы, наверное, знаете, что в 1941-1945 годах наша страна воевала с гитлеровской Германией. Но ведь вы родились намного позднее.
    • Откуда же вам известно об этом? Из истории.
    • История-это память всего человечества о своем прошлом.
  • Слайд 5

    Что изучает история?

    Представьте, что найдены окаменевшие кости древнего зверя, который жил на земле целых 50 тысяч лет назад, - мамонта. Заинтересует ли эта находка историков? Нет. Ведь по этим костям ничего нельзя узнать о жизни древних людей. Однако, если кости мамонта найдены вблизи от золы древнего костра, если они разбитые и обгорелые, значит зверь стал добычей первобытных охотников. А это важно для ученых - историков. Ведь такая находка рассказывает о прошлом человечества. Запомните: история изучает не всякую древность, не любое прошлое, а только то, что связано с людьми. Историки изучают те времена, в которые на Земле жили люди, то с трех миллионов лет назад по вчерашний день.

  • Слайд 6

    Для чего нужна история.

    • Невежды иногда спрашивают: "Что толку в истории? Кому она нужна? Вот разные науки и техника приносят людям много пользы, создают новые вещи, машины. А историки попусту тратят время, изучая давно забытые времена. Зачем?" Это неверно. Никто не спорит: невозможно жить без разных наук и техники. Но уже тысячи лет назад наши мудрые предки поняли: прошлого забывать нельзя, надо передавать опыт и знания своим потомкам. Это и делает история. Она показывает, какие ошибки совершались в прошлом, и учит не повторять их в будущем. Запомните: история учит правильно, грамотно рассуждать и понимать все, что творится в мире.
    • Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
    • Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными вымыслами, когда искажаются знания о прошлых веках. Запомните: историческое знание избавляет от заблуждений, не обижая при этом заблуждающихся людей.История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.
  • Слайд 7

    История сражается за правду и справедливость.

    • В некоторых странах захватывали власть чрезвычайно жестокие люди. Они казнили и бросали в тюрьмы тех, кто боролся против их жестокого владычества. Историки вызывали у таких властителей особую злобу. Ученых арестовывали, их учеников преследовали, книги сжигали на кострах. Отчего же?
    • Дело в том, что таким правителям нужны очень послушные рабочие, учители, солдаты. Владыки мечтают, чтобы люди, словно механические роботы, послушно выполняли любые повеления, верили любой лжи. А настоящий ученый-историк говорит правду.
    • Он честно отвечает на вопросы и ненавидит обман.
    • Запомните: история не стоит в стороне от жизни. Она учит людей, как добиться справедливости. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее.
  • Слайд 8

    Работа юного историка.

    • О ваших принадлежностях.
    • Рабочий на заводе, крестьянин в поле, инженер в лаборатории и космонавт на звездном корабле пользуются разными инструментами, приборами. Ваш труд—учеба. Здесь тоже не обойтись без нужных “инструментов".
    • На столе должно быть только то, что потребуется на уроке истории и ничего лишнего:
      • учебник и рабочая тетрадь по истории,
      • ручка и карандаши разных цветов,
      • дневник
      • учебник
      • хрестоматия (если это нужно)
      • контурные карты.
  • Слайд 9

    Работа юного историка

    О ваших принадлежностях.

    • Для юного историка очень важно, чтобы в тетради был полный порядок. Она должна быть обернута и подписана так, как скажет учитель. Работу в тетради начинайте с даты. Не забывайте о полях. Никаких ненужных рисунков и посторонних записей не делайте. В конце тетради можете оставить 1-2 странички для словарика незнакомых слов и пометок. Никогда не вырывайте листов из тетради! Для этого у прилежного ученика есть черновик. Запомните: история, как и всякое познание, не терпит неаккуратности.
  • Слайд 10

    Берегите время.

    • Собираясь в школу, проверьте, все ли на месте, не забыли ли вы чего-нибудь. Ведь если вы будете просить друг у друга забытую вещь на уроке, возникнет шум и потеряется драгоценное время.
    • Каждую минуту надо беречь. Отвечайте обязательно с дневником и тетрадью. Без разрешения учителя не подсказывайте и не дополняйте ответ товарища. Не надо никому мешать непрошеной подсказкой.
    • Учитесь слушать других и говорить. Ваш ответ должен быть четким.
    • Если стоите у карты или таблицы, становитесь к ним правым боком. Показывая что-то указкой, держите ее в правой руке, чтобы спиной не заслонять то, что показываете.
    • Запомните: каждую сбереженную вами минуту учитель использует, чтобы рассказать и показать что-то интересное.
  • Слайд 11

    Работа юного историка.

    О четкой и правильной речи.

    • Нередко школьники жалуются: “Об этом я знаю, а вот рассказать не умею". Очень плохо! Свою речь надо строить так, чтобы рассказ был не только безошибочным, но и увлекательным, чтобы вас слушали с интересом.
    • Уже давным-давно люди поняли, как важно правильно говорить, и даже создали целую науку о произнесении речей. А есть ли правила речи для юного историка? Это не секрет, вот они:
      • Говорите просто и понятно. Если вы узнали где-то новое слово, но не поняли, что оно означает, спросите у учителя. Не употребляйте слов, не зная их смысла.
      • Говорите кратко. Не засоряйте своего сообщения лишними словами, которые мешают вас понять. Подчеркивайте интонацией самое главное, на что слушатели должны обратить внимание.
      • Говорите связно. Каждое предложение в вашей речи должно быть связано с тем, что вы сказали раньше, и с тем, что вы скажете потом. Не перескакивайте с одного вопроса на другой, не торопитесь. Но и не затягивайте ответ.
      • Говорите точно. Всегда называйте людей по именам, города - по названиям. Старайтесь не пользоваться вместо них словами “он" и “этот", чтобы не возникло путаницы.
  • Слайд 12

    Работа юного историка

    Правила рассуждений.

    • Когда вы поставили перед собой цель и начали работу, не отвлекайтесь и доведите ее до конца.
    • Во-первых, хорошенько запоминайте все, что вы прочли в книгах или услышали на уроке.Записывайте самое главное, собирайте иллюстрации и, с разрешения учителя, помещайте в тетради. Постоянно ищите и накапливайте новые знания.
    • Во-вторых, делайте выводы.У юного историка должно быть собственное мнение обо всем, что он узнал.
    • В-третьих, не держите свои выводы в секрете. Обсуждайте их с товарищами, рассказывайте о своих мыслях. Спорьте с тем, кто, по вашему мнению, не прав. Ведь старая пословица говорит, что в спорах рождается истина. Только даже в самых горячих спорах будьте вежливы и не обижайте собеседника!
  • Слайд 13
    • Перелистайте учебник и просмотрите, из каких разделов и рассказов он составлен. Обратите внимание, на какие части разделен каждый рассказ.
    • Чем этот учебник отличается от других учебников, которыми вы пользуетесь в школе и дома? А чем он похож на них?
  • Слайд 14

    Изучение истории в прошлом и настоящем

    Устная история в первобытные времена.

  • Слайд 15
    • Устная история в первобытные времена.
    • Обучение в первобытные времена. Рисунок современного художника
    • Предположите, что хотел изобразить современный художник?
  • Слайд 16
    • История, записанная в древности.
    • Прошли тысячелетия. Были изобретены буквы, появилась письменность. Самые важные события стали записывать, чтобы они не забывались. Народы стали лучше помнить собственное прошлое.
    • “Отцом исторической науки" называют древнего греческого писателя Геродота. Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: “История". Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали собирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений.
    • Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для женщин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали родителям в их труде. Лишь богатые и образованные люди писали и читали исторические сочинения.
  • Слайд 17

    Геродот

  • Слайд 18

    Изучение истории в прошлом и настоящем

    Исторические знания в новые времена.

  • Слайд 19
    • М.В.Ломоносов.
    • Н.М.Карамзин.
    • В.О.Ключевский
    • С.М.Соловьев
  • Слайд 20
    • Изучение истории в нашей стране после 1917 года.
    • К сожалению, в нашей стране судьба науки оказалась тяжелой. В октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков. Её возглавлял В.И.Ленин. Началась война. Родину постигли голод и разруха. Многие историки, опасаясь за свою жизнь, уехали за границу.
    • Потом во главе партии большевиков и нашего государства оказался И.В.Сталин. Он считал, что может обращаться с наукой, как заблагорассудится. Сталин давал историкам указания и распоряжения, как им надо работать. Чаще всего это приводило к заблуждениям и ошибкам. А тех, кто осмеливался возражать и отстаивать истину, наказывали, отправляли тюрьмы.
  • Слайд 21
    • Изучение истории в нашей стране после 1917 года.
    • Любая книга, написанная историком, должна была восхвалять мудрость партии и ее вождей - Ленина и Сталина. Советская историческая наука переживала труднейшие годы. Тяжелый удар по историческому знанию нанесла Великая Отечественная война (1941-1945). Профессоры, студенты, учителя оставили любимое дело и с оружием в руках защищали Родину. Многие героически погибли в боях.
    • В 1956 г. после смерти Сталина его дела были осуждены. Ученые получили свободу и вернулись к любимой работе. Но еще целых тридцать лет историческое знание не могло развиваться в полную силу. Над многими очень важными вопросами ученым не разрешали работать. Тысячи документов были недоступны ученым. Конечно, и в это время историки трудились, не покладая рук, однако сделали вдесятеро меньше, чем могли бы.
  • Слайд 22

    В 1991-1993 гг. нашу Родину разделили на части. Страну сделали отсталой и нищей. Остановились заводы. Опустели поля. Ослабла и уменьшилась армия. Школы и науку привели в полный упадок - в том числе ухудшилось изучение истории. Как видите те из вас, кто захотят стать историками, изберут для себя интереснейшую, но и труднейшую профессию. Перед вами - непочатый край работы. Быть может, вы сможете восстановить могучее Отечество в былых границах и вернуть ему прежнее величие. Возможно, именно вы станете основателями новой отечественной науки, науки 21-го века, в том числе - истории!

  • Слайд 23

    Вопросы и задания.

    1. Какими были знания о прошлом у первобытных людей?
    2. Почему на протяжении многих столетий трудящиеся не могли знать истории своей страны и соседних государств?
    3. Что вы узнали о современной истории и об историках?
  • Слайд 24

    Исторические источники

    • Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только восстанавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начинается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками.
    • Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников.
    • Запомните: историческим источником называется все, что создано нашими предками и что может рассказать их жизни. Найденный в земле старинный меч, древняя рукопись, старая монета, документальный фильм - все это исторические источники. Историки изучают их и как бы переносятся в прошлое. Ученые разделили исторические источники на группы.
  • Слайд 25
  • Слайд 26
    • Письменные источники
    • Древние китайские иероглифы
    • Древние глиняные таблички с письменами
    • Рисунковая надпись американского индейца
    • Страница старинной пергаментной книги
  • Слайд 27
    • Одни из этих источников появились давно. Другие, такие как кино- и видеофильмы, возникли недавно. Одни созданы при помощи техники, другие - вручную. Но все сберегают память о прошлом.
    • Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения?
      • Старинная рукопись.
      • Наскальный рисунок
      • древняя посуда и оружие
  • Слайд 28
    • Музеи и архивы.
    • В столицах разных государств есть большие музеи. Много их в Москве. В каждой области есть областной краеведческий музей.
    • Словом "музей" в древности обозначали место, где будто бы жили богини искусства - музы. Там собирали лучшие картины и украшения, статуи и вазы.
    • Позднее в музеях стали хранить различные старинные вещи. Самый известный музей нашей страны – Эрмитаж в Петербурге. Всемирно известен французский музей Лувр. Запомните: музеи - это места, где хранят исторические источники, показывают всем желающим, изучают их.
    • Есть литературные музеи, где хранится память о каком-либо знаменитом писателе или поэте, например, А.С. Пушкине. В музее техники можно увидеть станки, машины, приборы и автомобили. В музее оружия собрано вооружение разных стран и народов. Все вещи, хранящиеся в музейных залах, очень ценны для ученых.
  • Слайд 29
    • Музеи и архивы.
    • Музейные вещи называют экспонатами. Экспонаты нуждаются в заботливом уходе. Если какая-то вещь начинает разрушаться, музейные работники восстанавливают ее. Такая работа называется реставрацией. Письменные документы тоже следует хранить в особых помещениях - архивах. Там поддерживают одинаковую температуру и влажность. Работники архивов следят за сохранностью письменных источников и берегут их, чтобы древние рукописи и книги не портились.
  • Слайд 30

    Личные коллекции.

    Многие ребята устраивают "домашние музеи", собирают коллекциистаринных монет, книг, конвертов или других вещей. Коллекционирование - очень полезное дело, но и здесь есть свои правила:

    1. Сначала решите, что именно вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи подряд, иначе просто запутаетесь.
    2. Коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иной раз одна редкая вещь стоит сотни обычных.
    3. Коллекция обогащает не кошелек владельца, а ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим.

    Собиратель - это настоящий знаток, он может помочь всем, кто обратится за советом.

  • Слайд 31
    1. Что такое исторический источник? Какие источники вам известны??
    2. Расскажите о работе музеев и архивов. Посетите областной краеведческий музей и подготовьте рассказ о том, что вы увидели.
    3. Для чего создаются школьные музеи? Есть ли музей в вашей школе? Если музей еще не создан, каким бы вы хотели его видеть?
    4. Для чего собирают личные коллекции?
  • Слайд 32

    Науки помощницы

    • Археология - исследование ископаемых древностей.
    • Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников. Слово археология состоит из двух греческих слов: "архэ" и "логос". (По словарику в конце учебника или по "Словарю-справочнику по Всемирной истории для школьников" узнайте, что они означают.) Запомните: археологией называется историческое знание о найденных под землей и под водой следах человеческой жизни.
    • Уже очень давно люди заметили, что в земле иногда обнаруживаются странные каменные остроконечники, ржавые ножи, бусины. Находки объясняли просто: говорили, по божьей воле эти вещи высыпались из грозовых туч. На самом деле, конечно, эти предметы сделаны руками предков. Но как же древние вещи попали под толщу почвы? Как оказались на дне моря?
  • Слайд 33

    Работа археологов. Является ли эта фотография историческим источником?

  • Слайд 34
    • Археологические памятники.
    • Иногда малообразованные люди считают, что археологов интересуют золото и драгоценности. Совершенно неверно! Научная ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана - из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах. Часто для археолога черепок глиняного кувшина дороже слитков золота. Археологи ищут знания, а не богатства. Ученые исследуют развалины городов и крепостей, поселков и отдельных домов, ищут остатки храмов, башен, изучают могилы, пещеры, мастерские ремесленников, шахты и рудники, каналы и дороги, клады. Все это - археологические источники, или археологические памятники прошлого.
    • Археологические памятники в нашей стране прежде не изучали, а разоряли, грабили. К примеру, сибиряки разрывали древние могилы - курганы, чтобы добыть драгоценности, переплавить и продать их. Все остальное считали ненужным хламом, безжалостно ломали и выбрасывали. По приказу императора Петра Первого прекратили разгром и грабеж древних памятников. Начались первые научные раскопки.
  • Слайд 35

    Археологические памятники в любом культурном обществе - всенародное богатство. Они охраняются законом. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление.Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения.

  • Слайд 36

    Ученные археологи:

    • А.П. Окладников
    • А.В. Арциховский
    • В.А. Городцов
  • Слайд 37

    Правила разведок и раскопок.

    • Чтобы узнать, где проводить раскопки, надо сначала провести разведкуи отыскать археологические памятники. Внимательные и опытные археологи отправляются в походы вдоль рек и к озерам, наблюдают и беседуют с местными жителями. Когда археологические памятники обнаружены, составляется карта-план будущих раскопок. Разведчик-археолог должен быть выносливым и умелым, отлично знать компас, фотоаппарат, карту.
    • Археологам иногда помогают летчики. Часто с большой высоты проводится аэрофотосъемка. На фотографиях видны темные полосы на месте древних разрушенных стен, каналов или дорог. А ведь с поверхности земли ничего не просматривается! По аэрофотографиям водолазы ищут затонувшие корабли и поселения на дне морей и озер.
    • Раскопки ведут осторожно, землю снимают лопатами, стараясь рыть тонкими слоями - не больше 5 сантиметров. Когда появляются первые находки, археологи берут специальные ножи и кисточки и осторожно расчищают вещи. Их работа очень аккуратна и точна.
    • Все найденное тут же бережно упаковывают. Иногда даже просеивают землю, чтобы не пропала ни одна мелкая находка.
  • Слайд 38

    Археологические находки.

  • Слайд 39

    Этнография.

    • Чтобы лучше знать прошлое, историки обращаются помощью к разным отраслям знания - "помощницам". Одной из таких отраслей является этнография. (При помощи словарика в конце учебника переведите это слово.) Запомните: этнография описывает жизнь, быт и обычаи разных народов.Ученые выезжают в экспедиции и там записывают народные песни, сказки, пословицы. Они также изучают танцы, узоры на одежде и коврах, посуду, жилье, изделия ремесленников и многое другое. Этнографов интересует, как старинные обычаи и народное искусство сбереглись до наших дней.
  • Слайд 40

    Этнография.

    • Некоторые племена Земли до сих пор живут, как и в глубокой древности: южноамериканские индейцы, эвенки, австралийцы, африканцы. Внимательно наблюдая за их жизнью, этнографы помогают историкам представить, как жили наши далекие предки. Выдающийся русский этнограф прошлого века Н.Н.Миклухо-Маклай всю жизнь посвятил изучению папуасских племен. "Добрым белым человеком с Луны" прозвали его папуасы. Он написал большую книгу о том, как жители джунглей охотятся, трудятся в поле, строят хижины, справляют праздники. Н.Н. Миклухо-Маклай доказал, что отсталые племена, хотя и живут первобытной жизнью, но имеют богатую культуру, гостеприимны и честны.
  • Слайд 41
    • Этнография.
    • Хижина Миклухо-Маклая в Гарагасси
    • Папуасский топор с клинками из раковин
  • Слайд 42
    • Этнография.
    • Марамай, папуас с о. Били-Били
    • Папуас из деревни Марагум-Мана
  • Слайд 43

    Антропология.

    • Люди не всегда выглядели так, как теперь. Наши предки были животными и за миллионы лет превратились в людей! При этом, конечно, они очень изменились. Изучая окаменелые кости наших древнейших предков, ученые выясняют, как происходило очеловечивание. Запомните:историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас, называется антропологией.
  • Слайд 44

    Антропология.

    • Останки людей могут рассказать очень многое. Особенно важны для ученых кости головы. Ученые даже научились восстанавливать по черепам лица давно умерших людей. Советский ученый М.М.Герасимов долго и упорно изучал, как устроены скелеты и черепа. Он установил, что не бывает совершенно одинаковых скелетов. Кости мужчин отличаются от костей женщин, скелет европейца отличается от скелета азиата, череп юноши отличается от черепа старика. И опытному антропологу сразу видны эти различия. По зубам можно установить, чем питался древний человек, по костям рук и ног - чем болел и когда умер. Череп подсказывает, какими были исчезнувшие глаза, губы, волосы. Постепенно антропологи восстанавливают полные портреты предков.
  • Слайд 45

    Нумизматика.

    • Две тысячи семьсот лет назад в древнем мире впервые появились металлические деньги. На них изображали звезды, растения, оружие, животных. Но чаще всего на лицевой стороне находились имена и портреты правителей. В древнем Римском государстве деньги чеканили только в храме богини Монеты. Именно поэтому металлические деньги до сих пор называются монетами. Деньги - важнейший исторический источник. Их изучает особая наука - нумизматика. Монеты иногда чеканили в честь больших военных побед, важных событий. Если историки установят, что в какое-то время изготовлено много монет, значит можно предположить, тогда люди жили хорошо и вели оживленную торговлю. Если же монеты, наоборот, припрятывали в укромных местах, значит, наступали тяжкие времена.
  • Слайд 46

    Нумизматика.

    • Древние римские монеты.
    • Деньги, применявшиеся в нашей Родине до 1991 г.
    • Современные деньги 1997 г.
    • Металлические современные деньги
  • Слайд 47

    Геральдика.

    • В древнюю пору у многих знатных людей имелись гербы - особые рисунки, рассказывавшие о знатности рода и о подвигах предков. Есть отрасль истории, которая изучает дошедшие до наших дней старинные гербы и печати и многое узнаёт об их владельцах. Это наука называется геральдика.
  • Слайд 48

    Геральдика.

    • Герб и флаг нашей Родины с 1947 по 1991 г.
    • Герб и флаг современной России
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке