Презентация на тему "Сезонные изменения в природе. Гнездование птиц"

Презентация: Сезонные изменения в природе. Гнездование птиц
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Сезонные изменения в природе. Гнездование птиц" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 12 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по Биологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Сезонные изменения в природе. Гнездование птиц
    Слайд 1

    Автор: Егорова Ольга Леонидовна, Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 249 Санкт-Петербурга Сезонные изменения в природе. Весна. Гнездование птиц.

  • Слайд 2

    Какое название подойдет к этой картине?

  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Березовый сок

  • Слайд 6

    медуница перелеска ветреница хохлатка Подснежники

  • Слайд 7

    пеночка кулик утка скворец зарянка дрозд славка соловей

  • Слайд 8

    иволга

  • Слайд 9

    Гнездо иволги Начало и конец постройки

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Расскажи про гнезда этих птиц.

  • Слайд 12

    Использованные изображения: http://svetkidoma.net/2011/2011/12/ - лес зимой http://www.diary.ru/-Blackmore23/?from=140 – лес весной http://herba.msu.ru/russian/palinology/taxon/ulmus.htm - ветка клена http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000010перелеска http://oblepiha.com/rastenija/v/ - ветреница http://givica.givitca.ru/2010/03 - медуница http://magnit2.ru/page/2 - хохлатка http://ceolte.com/view/964 - гнезда птиц http://www.ecosystema.ru– гнезда птиц http://fotki.yandex.ru/users/nadja140210/- ветка тополя http://fotki.yandex.ru/users/kehta/vien/412788/- ветка ивы http://dzerjinsk.ru/phtos/krasota-v-dzierhinskie- ветка березы http://www.porjati.ru/blog/vgsch/35643-6- березовый сок http://www.ecosystema.ru– славка, зарянка, дрозд, соловей, пеночка, иволга, кулик, утка, скворец

Посмотреть все слайды

Конспект

Автор: Егорова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 249 Санкт-Петербурга

Тема урока: Сезонные изменения в природе. Весна. Гнездование птиц.

Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова, 3 класс.

Цель: выявить закономерности изменений в живой природе от изменений в неживой.

Задачи:

1) расширять знания учащихся о жизни растений, птиц, зверей.

2) развивать мышление учащихся на основе умения сравнивать, анализировать особенности живых организмов, устанавливать взаимосвязи между событиями в природе;

3) воспитывать бережное отношение к природе через понимание детьми значимости событий в жизни природы, происходящих весной.

Литература:

Балбышев И.Н. Из жизни леса. – Л.: Лениздат, 1987.

Бокова С.А., Попова Л.С. Природоведение. Рабочая тетрадь. 2 класс (1-3), 3 класс (1-4) – М.: «Издат-Школа 2000», 2000.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебник для 3-го класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

Онегов А.С. На лесной поляне. – М.: Малыш, 1985.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

http://www.ecosystema.ru

Оборудование:

Для учителя: таблица «Растения под охраной», карточки с датами, связанными со сменой времен года.

Для учащихся: тетрадь, учебник, карточка с изображением птиц и их гнезд.

Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Речь и деятельность учащихся.

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Подготовка оформления доски к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Зима. Зимующие птицы. Жизнь зверей».

Слайд № 2.

- Какое название подойдет к этой картине?

- Объясните свое мнение.

- Лес зимой.

- Зима в лесу.

- Можно назвать признаки состояния неживой природы зимой: день солнечный, ясный, но солнце низко стоит над землей, воздух холодный – ниже 0º, т.к. снеговой покров покрывает всю поверхность почвы.

- В живой природе – деревья без листвы для избежания испарения влаги, сухие стебли травянистых растений, большинство животных не встретишь в лесу – находятся в спячке или прячутся в убежищах, нет перелетных птиц.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Что значат эти даты?

- Что особенного в зимнем солнцестоянии?

- Мы понимаем, что это не Солнце ведет себя по-особенному, это положение Земли особенно в определенное время года.

- 1 декабря – начало календарной зимы, 22 декабря – день зимнего солнцестояния.

- 22 декабря отличается самой короткой продолжительностью светового дня: самый короткий в году день и самая длинная ночь.

- Солнце зимой невысоко поднимается над горизонтом.

- Лучи Солнца в нашей местности наклонно падают на поверхность земли, поэтому она меньше получает тепла.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.

Слайд № 3.

- Понаблюдайте за новой картиной. Какое время года наступило?

- Подумаем, в чем главная причина таких изменений. В чем причина таяния снега и льда? Быстро ли это происходит?

- Рассмотрите эту карточку. Что может значить эта дата?

- О чем же нам может сказать вторая карточка? (пока перевернута).

- Попробуйте сами рассказать о Солнце.

- Верно. В определенный момент Земля оказывается в таком положении относительно Солнца, когда световой день равен ночи. И это бывает ежегодно

21 марта – день весеннего равноденствия.

- Какое же влияние окажет солнце?

- Прогреваться будет и поверхность почвы. Снег не сойдет сразу весь – сначала появятся проталины. С их появлением и наступает весна.

- Интересно, какие изменения произойдут в живой природе?

Чтение учебника с. 86, 1 предложения: «Свежие запахи набухающих почек, молодой зелени и первых цветов …».

Слайд № 4.

- Опишите, что вы видите.

- Листьев еще почти не видно, нас удивляют сережки - как на тополе, березе; густые пучки - на клене, желтые пушистые барашки - на иве. Что же это?

- Весной деревья цветут, пылят – летит по воздуху пыльца.

- Что же происходит с деревом? Почему почки раскрылись и выпустили цветки?

- Прибавляется световой день, под действием солнца оттаивает почва, корни деревьев и кустарников начинают всасывать питательные вещества, растворенные в воде, и доставлять их по стволу и ветвям к почкам. Это явление называется сокодвижением.

- Все слышали о березовом соке. Это замечательный напиток, обладающий ценнейшими целебными свойствами. До распускания листьев дерево может дать несколько десятков литров сока. Кому доводилось пробовать, как это было?

Слайд № 5.

- Но само дерево потеряет для себя необходимую влагу. Думаю, вы согласитесь со мной, что такое воздействие не может принести дереву пользы. Если ежегодно добывать сок березы, через 5 лет дерево пойдет в рубку…

- И я тоже!

Возвращаемся к тексту учебника (1 предложение).

- Только ли о цветении деревьев говорит автор?

- Подснежниками или первоцветами можем назвать многие раннецветущие травянистые растения.

Слайд № 6.

- Что заметили?

- Почему же торопятся зацвести так рано?

Показ других иллюстраций – книжных - растения на фоне леса [5].

- Верно. Подснежники стремятся получить как можно больше света, пока кроны деревьев, покрывшись листвой, не затенят их.

- Бывают и грибы-подснежники. Вы привыкли собирать грибы летом и в начале осени, а какие грибы можно встретить весной в лесу? – узнайте к следующему уроку.

- Рассмотрите таблицу «Растения под охраной».

- Назовите раннецветущие растения, покажите их изображения.

- Какое чувство они вызывают, находясь на этой таблице?

- Дерево, цветок, трава и птица � Не всегда умеют защититься. � Если будут уничтожены они, � На планете мы останемся одни…

- Как радуют людей нежные, яркие, живые растения, появившиеся после долгой зимы! Как хочется продлить любование ими.

- Я согласна с вами.

Чтение второго предложения в книге.

- Что еще меняется в живой природе с приходом весны?

- Продолжите эту закономерность дальше.

Чтение учебника с. 87 1 абзац: «Из дальних странствий возвращаются …».

- О каких перелетных птицах прочитали?

Слайд № 7.

- Расположи птиц в порядке их прилета (на основе учебника).

- Приведи и свои примеры перелетных птиц.

Слайд № 8.

- Иволга прилетает одной из последних.

- Дочитай абзац в учебнике и узнай о главной заботе птиц.

- Рассмотрите гнезда разных птиц (с.87). Где строят гнезда птицы?

- Вернемся к иллюстрациям птиц.

- Славки располагают гнезда на тонких ветвях в густых низких кустарниках. Зарянка гнездится чаще всего на земле или низко от земли, в хорошо закрытом месте: в нише или пустотах от выгнившей сердцевины и корней старого пня, в углублении между корнями большого старого дерева (чаще ели), под основанием наклонившегося ствола дерева, в куче выкорчеванных пней; реже под ветвями лежащего на земле валежника, но в этом случае гнездо хотя бы частично прикрыто сверху плотным пластом мертвого полога; как исключение, в дупле на высоте до 2 м от земли. Кулик размещает гнездо на земле вблизи воды.�Гнездо представляет собой ямку на мелкой гальке или на песке, реже среди прибрежной травы. Дрозд гнездо чаще всего устраивает на молодых елочках, иногда в кустарнике на высоте 1-3 м от земли. Соловей гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. Пеночка гнездо всегда устраивает на земле, среди травы, мха, у основания ствола или пня. Сначала самка выщипывает траву или мох, выкапывает небольшое углубление, а затем уже делает в нем постройку. Скворец гнездится преимущественно у жилищ человека, занимая специально для скворцов сделанные и вывешенные искусственные гнездовья, ниши под балконами и крышами и т. п. Реже поселяется в дуплистых деревьях поблизости от населенных пунктов. Утка гнездо устраивает в разнообразных местах, но, как правило, поблизости от воды. Чаще всего гнездо бывает под деревьями, кустами, в буреломе, валежнике или в куртинах высокой травянистой растительности. Искусно сделанные висячие гнезда иволга располагает на крупных деревьях, на высоте от 3 до 16 м от земли. Гнездо иволги в виде округлой, не очень глубокой корзиночки подвешено верхними краями к развилке горизонтальных ветвей дерева. Основа постройки — размочаленные лубяные волокна, прошлогодние стебли и листья злаков. Все промежутки между этой основой заполнены плотно перепутанными тонкими стебельками, паклей, паутиной, ленточками бересты, поэтому стенки плотны и прочны. Снаружи гнездо облицовано мхом или берестой под цвет дерева, и заметить его нелегко.

Слайд № 9.

- А все ли птицы наших лесов строят гнезда?

- Интересно. Узнайте дома поподробнее о причинах такого поведения.

- Не только у птиц появляется потомство.

Чтение на с.88 верхнего абзаца.

- Продолжу: лягушка весной, выйдя из состояния анабиоза, может отложить до 4000 икринок.

- Почему у животных рождается разное число детенышей?

- Весна пришла! Снег и лед растаял, появляется зелень.

- Становится теплее.

- Начало календарной весны.

- О дне с особым положением Солнца над горизонтом в нашей местности.

- Солнце стоит выше, световой день увеличивается, земля больше получает тепла.

- Воздух станет теплее.

Предположения детей.

- Сережки, маленькие листики… появляются весной.

- Это цветы!

- Деревья стали питаться.

Запись в тетради: Весна.

Жизнь растений:

- сокодвижение

- цветение

- пыление

Рассказы детей о покупке в магазине сока, или из рассказов детям об этом родителями.

- Будем пить лучше фруктовый сок!

- О цветах – подснежниках.

- Это раннецветущие растения.

- Цветут красиво.

- Лес еще голый, листьев нет. В лесу светло. Наверное, это светолюбивые растения.

Продолжение записи в тетради:

- раннецветущие растения: медуница, ветреница,…

- Здесь много раннецветущих растений.

Показ по таблице.

- Жалко, что они редкие, находятся под охраной, значит, их становится меньше.

- Можно высаживать весной луковицы растений на даче, посеять семена. Вырастут красивые цветы.

- Цветут растения – появляются насекомые.

- Возвращаются перелетные птицы.

Работа детей с комментарием и опорой на текст учебника.

- Освобождается почва от снега – появляются птицы, способные добывать личинки насекомых крепкими клювами. Сходит лед – появляются водоплавающие птицы.

Потом по проталинам прошлогодними семенами начинают кормиться растительноядные птицы. Насекомоядные птицы появляются еще позже – с потеплением и появлением насекомых.

- «Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов».

- В ветвях деревьев и кустарников, в дуплах, на земле.

- Кукушка гнезда не строит, птенцов не выводит.

Предположение детей. Путь рассуждения и сравнения животных по их величине, питанию, условиям выращивания.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Слайд № 10.

У детей на партах карточка с таким же изображением.

- Попробуй узнать или предположить, какие гнезда можно встретить в наших лесах. Что тебе помогло догадаться?

Слайд № 11.

- Вы узнали этих птиц? Расскажите об их гнездах.

На земле -

(А) кладка без гнезда у козодоя и

(Б) кулика зуйка,

(В) рябчика и

(Г) обыкновенной чайки;

на скале -

(Д) яйцо кайры и

(Е) гнездо моевки;

(Ж) императорский пингвин с яйцом на лапах;

на стене

(3) слепленное гнездо деревенской ласточки;

(И) гнездовые норы, вырытые береговыми ласточками;

на воде

(К) гнездо большой поганки и

(Л) черной крачки;

на деревьях

(М) гнездо горлицы,

(Н) зяблика,

(О) славки-портнихи,

(П) совместное гнездо африканских воробьев,

(Р) выдолбленное гнездовое дупло большого пестрого дятла.

Учащиеся по 1 составляют рассказы.

6. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.

- Вспомните группы животных, появление или пробуждение которых зависит от изменений в неживой природе и жизни растений:

Насекомые

Птицы

Звери

Земноводные, др. группы.

Дети приводят примеры животных и называют взаимосвязи.

Запись в тетради:

Жизнь животных:

- появление насекомых

- возвращение перелетных птиц, гнездование

- появление детенышей у зверей

7. Подведение итогов

- В чем причина очередной смены сезона?

- Какие изменения в связи с этим происходят в неживой природе?

- В жизни растений?

- В жизни животных?

- Положением солнца, увеличением светового дня.

8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

- Дома найдите сведения о грибах-подснежниках, об особенностях поведения кукушки в период гнездования остальных птиц.

9. Организационное завершение урока

1 декабря

22 декабря

21 марта

1 марта

Автор: Егорова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 249 Санкт-Петербурга

Тема урока: Сезонные изменения в природе. Весна. Гнездование птиц.

Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова, 3 класс.

Цель: выявить закономерности изменений в живой природе от изменений в неживой.

Задачи:

1) расширять знания учащихся о жизни растений, птиц, зверей.

2) развивать мышление учащихся на основе умения сравнивать, анализировать особенности живых организмов, устанавливать взаимосвязи между событиями в природе;

3) воспитывать бережное отношение к природе через понимание детьми значимости событий в жизни природы, происходящих весной.

Литература:

Балбышев И.Н. Из жизни леса. – Л.: Лениздат, 1987.

Бокова С.А., Попова Л.С. Природоведение. Рабочая тетрадь. 2 класс (1-3), 3 класс (1-4) – М.: «Издат-Школа 2000», 2000.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебник для 3-го класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

Онегов А.С. На лесной поляне. – М.: Малыш, 1985.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

http://www.ecosystema.ru

Оборудование:

Для учителя: таблица «Растения под охраной», карточки с датами, связанными со сменой времен года.

Для учащихся: тетрадь, учебник, карточка с изображением птиц и их гнезд.

Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Речь и деятельность учащихся.

1. Организационный: подготовка учащихся к работе.

Подготовка оформления доски к уроку.

Самопроверка готовности рабочего места к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Зима. Зимующие птицы. Жизнь зверей».

Слайд № 2.

- Какое название подойдет к этой картине?

- Объясните свое мнение.

- Лес зимой.

- Зима в лесу.

- Можно назвать признаки состояния неживой природы зимой: день солнечный, ясный, но солнце низко стоит над землей, воздух холодный – ниже 0º, т.к. снеговой покров покрывает всю поверхность почвы.

- В живой природе – деревья без листвы для избежания испарения влаги, сухие стебли травянистых растений, большинство животных не встретишь в лесу – находятся в спячке или прячутся в убежищах, нет перелетных птиц.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Что значат эти даты?

- Что особенного в зимнем солнцестоянии?

- Мы понимаем, что это не Солнце ведет себя по-особенному, это положение Земли особенно в определенное время года.

- 1 декабря – начало календарной зимы, 22 декабря – день зимнего солнцестояния.

- 22 декабря отличается самой короткой продолжительностью светового дня: самый короткий в году день и самая длинная ночь.

- Солнце зимой невысоко поднимается над горизонтом.

- Лучи Солнца в нашей местности наклонно падают на поверхность земли, поэтому она меньше получает тепла.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.

Слайд № 3.

- Понаблюдайте за новой картиной. Какое время года наступило?

- Подумаем, в чем главная причина таких изменений. В чем причина таяния снега и льда? Быстро ли это происходит?

- Рассмотрите эту карточку. Что может значить эта дата?

- О чем же нам может сказать вторая карточка? (пока перевернута).

- Попробуйте сами рассказать о Солнце.

- Верно. В определенный момент Земля оказывается в таком положении относительно Солнца, когда световой день равен ночи. И это бывает ежегодно

21 марта – день весеннего равноденствия.

- Какое же влияние окажет солнце?

- Прогреваться будет и поверхность почвы. Снег не сойдет сразу весь – сначала появятся проталины. С их появлением и наступает весна.

- Интересно, какие изменения произойдут в живой природе?

Чтение учебника с. 86, 1 предложения: «Свежие запахи набухающих почек, молодой зелени и первых цветов …».

Слайд № 4.

- Опишите, что вы видите.

- Листьев еще почти не видно, нас удивляют сережки - как на тополе, березе; густые пучки - на клене, желтые пушистые барашки - на иве. Что же это?

- Весной деревья цветут, пылят – летит по воздуху пыльца.

- Что же происходит с деревом? Почему почки раскрылись и выпустили цветки?

- Прибавляется световой день, под действием солнца оттаивает почва, корни деревьев и кустарников начинают всасывать питательные вещества, растворенные в воде, и доставлять их по стволу и ветвям к почкам. Это явление называется сокодвижением.

- Все слышали о березовом соке. Это замечательный напиток, обладающий ценнейшими целебными свойствами. До распускания листьев дерево может дать несколько десятков литров сока. Кому доводилось пробовать, как это было?

Слайд № 5.

- Но само дерево потеряет для себя необходимую влагу. Думаю, вы согласитесь со мной, что такое воздействие не может принести дереву пользы. Если ежегодно добывать сок березы, через 5 лет дерево пойдет в рубку…

- И я тоже!

Возвращаемся к тексту учебника (1 предложение).

- Только ли о цветении деревьев говорит автор?

- Подснежниками или первоцветами можем назвать многие раннецветущие травянистые растения.

Слайд № 6.

- Что заметили?

- Почему же торопятся зацвести так рано?

Показ других иллюстраций – книжных - растения на фоне леса [5].

- Верно. Подснежники стремятся получить как можно больше света, пока кроны деревьев, покрывшись листвой, не затенят их.

- Бывают и грибы-подснежники. Вы привыкли собирать грибы летом и в начале осени, а какие грибы можно встретить весной в лесу? – узнайте к следующему уроку.

- Рассмотрите таблицу «Растения под охраной».

- Назовите раннецветущие растения, покажите их изображения.

- Какое чувство они вызывают, находясь на этой таблице?

- Дерево, цветок, трава и птица � Не всегда умеют защититься. � Если будут уничтожены они, � На планете мы останемся одни…

- Как радуют людей нежные, яркие, живые растения, появившиеся после долгой зимы! Как хочется продлить любование ими.

- Я согласна с вами.

Чтение второго предложения в книге.

- Что еще меняется в живой природе с приходом весны?

- Продолжите эту закономерность дальше.

Чтение учебника с. 87 1 абзац: «Из дальних странствий возвращаются …».

- О каких перелетных птицах прочитали?

Слайд № 7.

- Расположи птиц в порядке их прилета (на основе учебника).

- Приведи и свои примеры перелетных птиц.

Слайд № 8.

- Иволга прилетает одной из последних.

- Дочитай абзац в учебнике и узнай о главной заботе птиц.

- Рассмотрите гнезда разных птиц (с.87). Где строят гнезда птицы?

- Вернемся к иллюстрациям птиц.

- Славки располагают гнезда на тонких ветвях в густых низких кустарниках. Зарянка гнездится чаще всего на земле или низко от земли, в хорошо закрытом месте: в нише или пустотах от выгнившей сердцевины и корней старого пня, в углублении между корнями большого старого дерева (чаще ели), под основанием наклонившегося ствола дерева, в куче выкорчеванных пней; реже под ветвями лежащего на земле валежника, но в этом случае гнездо хотя бы частично прикрыто сверху плотным пластом мертвого полога; как исключение, в дупле на высоте до 2 м от земли. Кулик размещает гнездо на земле вблизи воды.�Гнездо представляет собой ямку на мелкой гальке или на песке, реже среди прибрежной травы. Дрозд гнездо чаще всего устраивает на молодых елочках, иногда в кустарнике на высоте 1-3 м от земли. Соловей гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника или древесной поросли, иногда в куче осенних сухих листьев. Располагает его не в ямке, как большинство гнездящихся на земле птиц, а на поверхности почвы, углубляясь лишь в лесную подстилку. Пеночка гнездо всегда устраивает на земле, среди травы, мха, у основания ствола или пня. Сначала самка выщипывает траву или мох, выкапывает небольшое углубление, а затем уже делает в нем постройку. Скворец гнездится преимущественно у жилищ человека, занимая специально для скворцов сделанные и вывешенные искусственные гнездовья, ниши под балконами и крышами и т. п. Реже поселяется в дуплистых деревьях поблизости от населенных пунктов. Утка гнездо устраивает в разнообразных местах, но, как правило, поблизости от воды. Чаще всего гнездо бывает под деревьями, кустами, в буреломе, валежнике или в куртинах высокой травянистой растительности. Искусно сделанные висячие гнезда иволга располагает на крупных деревьях, на высоте от 3 до 16 м от земли. Гнездо иволги в виде округлой, не очень глубокой корзиночки подвешено верхними краями к развилке горизонтальных ветвей дерева. Основа постройки — размочаленные лубяные волокна, прошлогодние стебли и листья злаков. Все промежутки между этой основой заполнены плотно перепутанными тонкими стебельками, паклей, паутиной, ленточками бересты, поэтому стенки плотны и прочны. Снаружи гнездо облицовано мхом или берестой под цвет дерева, и заметить его нелегко.

Слайд № 9.

- А все ли птицы наших лесов строят гнезда?

- Интересно. Узнайте дома поподробнее о причинах такого поведения.

- Не только у птиц появляется потомство.

Чтение на с.88 верхнего абзаца.

- Продолжу: лягушка весной, выйдя из состояния анабиоза, может отложить до 4000 икринок.

- Почему у животных рождается разное число детенышей?

- Весна пришла! Снег и лед растаял, появляется зелень.

- Становится теплее.

- Начало календарной весны.

- О дне с особым положением Солнца над горизонтом в нашей местности.

- Солнце стоит выше, световой день увеличивается, земля больше получает тепла.

- Воздух станет теплее.

Предположения детей.

- Сережки, маленькие листики… появляются весной.

- Это цветы!

- Деревья стали питаться.

Запись в тетради: Весна.

Жизнь растений:

- сокодвижение

- цветение

- пыление

Рассказы детей о покупке в магазине сока, или из рассказов детям об этом родителями.

- Будем пить лучше фруктовый сок!

- О цветах – подснежниках.

- Это раннецветущие растения.

- Цветут красиво.

- Лес еще голый, листьев нет. В лесу светло. Наверное, это светолюбивые растения.

Продолжение записи в тетради:

- раннецветущие растения: медуница, ветреница,…

- Здесь много раннецветущих растений.

Показ по таблице.

- Жалко, что они редкие, находятся под охраной, значит, их становится меньше.

- Можно высаживать весной луковицы растений на даче, посеять семена. Вырастут красивые цветы.

- Цветут растения – появляются насекомые.

- Возвращаются перелетные птицы.

Работа детей с комментарием и опорой на текст учебника.

- Освобождается почва от снега – появляются птицы, способные добывать личинки насекомых крепкими клювами. Сходит лед – появляются водоплавающие птицы.

Потом по проталинам прошлогодними семенами начинают кормиться растительноядные птицы. Насекомоядные птицы появляются еще позже – с потеплением и появлением насекомых.

- «Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов».

- В ветвях деревьев и кустарников, в дуплах, на земле.

- Кукушка гнезда не строит, птенцов не выводит.

Предположение детей. Путь рассуждения и сравнения животных по их величине, питанию, условиям выращивания.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Слайд № 10.

У детей на партах карточка с таким же изображением.

- Попробуй узнать или предположить, какие гнезда можно встретить в наших лесах. Что тебе помогло догадаться?

Слайд № 11.

- Вы узнали этих птиц? Расскажите об их гнездах.

На земле -

(А) кладка без гнезда у козодоя и

(Б) кулика зуйка,

(В) рябчика и

(Г) обыкновенной чайки;

на скале -

(Д) яйцо кайры и

(Е) гнездо моевки;

(Ж) императорский пингвин с яйцом на лапах;

на стене

(3) слепленное гнездо деревенской ласточки;

(И) гнездовые норы, вырытые береговыми ласточками;

на воде

(К) гнездо большой поганки и

(Л) черной крачки;

на деревьях

(М) гнездо горлицы,

(Н) зяблика,

(О) славки-портнихи,

(П) совместное гнездо африканских воробьев,

(Р) выдолбленное гнездовое дупло большого пестрого дятла.

Учащиеся по 1 составляют рассказы.

6. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся.

- Вспомните группы животных, появление или пробуждение которых зависит от изменений в неживой природе и жизни растений:

Насекомые

Птицы

Звери

Земноводные, др. группы.

Дети приводят примеры животных и называют взаимосвязи.

Запись в тетради:

Жизнь животных:

- появление насекомых

- возвращение перелетных птиц, гнездование

- появление детенышей у зверей

7. Подведение итогов

- В чем причина очередной смены сезона?

- Какие изменения в связи с этим происходят в неживой природе?

- В жизни растений?

- В жизни животных?

- Положением солнца, увеличением светового дня.

8. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

- Дома найдите сведения о грибах-подснежниках, об особенностях поведения кукушки в период гнездования остальных птиц.

9. Организационное завершение урока

1 декабря

22 декабря

21 марта

1 марта

Скачать конспект

Сообщить об ошибке