Презентация на тему "Подготовка ЕГЭ по литературе" 11 класс

Презентация: Подготовка ЕГЭ по литературе
Включить эффекты
1 из 70
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.52 Мб). Тема: "Подготовка ЕГЭ по литературе". Предмет: литература. 70 слайдов. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.8 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Подготовка ЕГЭ по литературе
    Слайд 1

    Повторим теорию литературы!

    Подготовка к ЕГЭ по литературе

  • Слайд 2

    Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

    1.1 Художественная литература как искусство слова. 1.2 Фольклор. Жанры фольклора. 1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство. 1.4 Содержание и форма. Поэтика. 1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. 1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

  • Слайд 3

    1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Слайд 4

    1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

  • Слайд 5

    1.9 Деталь. Символ. Подтекст. 1.10 Психологизм. Народность. Историзм. 1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. 1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм.Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Слайд 6

    1.13 Стиль. 1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 1.15 Литературная критика.

  • Слайд 7

    Литературные роды и жанры

    Эпос- один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого.

  • Слайд 8

    Эпос В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

  • Слайд 9

    Роман

    РОМАН - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

  • Слайд 10

    Условно типологию романа можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Р. По структурным признакам: Р. в стихах, Р.-путешествие, Р.-памфлет, Р.-притча, Р.-фельетон и др. Нередко определение соотносит Р. с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип Р.: античный, рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и т. д. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон"). Особый тип Р. – полифонический.

  • Слайд 11

    Повесть

    ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

  • Слайд 12

    Рассказ

    РАССКАЗ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

  • Слайд 13

    Очерк

    ОЧЕРК - эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный и художественный О. В публицистико-документальном очерке документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

  • Слайд 14

    Притча

    ПРИТЧА - Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в П. идеи. В П. нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: ее цель не изображение событий, а сообщение о них. П. часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории

  • Слайд 15

    Поэма

    ПОЭМА - (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания поэмы составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: поэмами стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

  • Слайд 16

    Баллада

    БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

  • Слайд 17

    Литературные роды и жанры

    Лирика - (от греч. lyricos - поющийся под звуки лиры) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.

  • Слайд 18

    Тематически (условно) различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам лирики обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.

  • Слайд 19

    Сонет

    СОНЕТ - (от итал. sonette - песенка) - стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Возник в Сицилии в XIII в., позднее к этой форме обращались Ф. Петрарка, Данте, У. Шекспир и др. Первый русский сонет принадлежит В.К. Тредиаковскому. В ХХ в. сонет стал популярным жанром философской и любовной лирики. Изысканной поэтической формой считается венок сонетов - поэма из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих предыдущего сонета повторяется в первой строке следующего, а завершающий произведение сонет (магистральный, т. е. основной) состоит из первых строк всех предшествующих, например, "Венок сонетов" В. Солоухина ("Венок сонетов - давняя мечта...").

  • Слайд 20

    Элегия

    ЭЛЕГИЯ - (греч. elegeia

  • Слайд 21

    Послание

    ПОСЛАНИЕ - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д. послания.

  • Слайд 22

    Ода

    ОДА - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года".

  • Слайд 23

    Эпиграмма

    ЭПИГРАММА - (от греч. epigramma - надпись) - короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни, например Э. Д. Д. Минаева "Боборыкину в роли Чацкого":Карету мне, карету! ("Горе от ума", акт IV)На сцене видя пьесу эту,Я об одном лишь плакал факте,Что Боборыкину каретуНе предложили в первом акте.1864

  • Слайд 24

    Литературные роды и жанры

    Драма - (от греч. drama - действие)1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы, мелодрамы и водевили.2) Драма в узком смысле слова - один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

  • Слайд 25

    Комедия

    КОМЕДИЯ - (от греч. от komos - веселая толпа

  • Слайд 26

    Трагедия

    ТРАГЕДИЯ - (от греч. tragodia - козлиная песнь

  • Слайд 27

    Тема и идея

    Тема - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под темой понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что "прочитывается" за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Например, тема романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" - не конфликт поколений, персонифицированный в образах Базарова и Кирсановых, а исследование нового человеческого типа (нигилиста), появившегося в русской жизни в 40-х - 50-х гг. XIX в. Этой же теме посвящен роман Н.С. Лескова "Некуда".

  • Слайд 28

    Идея - от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Идея реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.

  • Слайд 29

    Проблема

    ПРОБЛЕМА - (греч. problema - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. Проблема может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных проблем (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных и т. д.).

  • Слайд 30

    Проблематика

    ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблеме. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

  • Слайд 31

    Сюжет

    СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С.И. Кормилова, сюжет можно назвать "образом события или цепи событий", в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

  • Слайд 32

    Фабула

    ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

  • Слайд 33

    Композиция

    КОМПОЗИЦИЯ - (от лат. compositio - составление, соединение, сложение) - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и др. композицию.

  • Слайд 34

    Стадии развития действия

    ЭКСПОЗИЦИЯ - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке (см.) и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).

  • Слайд 35

    ЗАВЯЗКА - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора. КУЛЬМИНАЦИЯ - (от лат. culmen - вершина) - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких кульминаций.

  • Слайд 36

    РАЗВЯЗКА- структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость. ЭПИЛОГ - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

  • Слайд 37

    Лирическое отступление

    ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

  • Слайд 38

    Конфликт

    КОНФЛИКТ - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Конфликт выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие конфликта приводит в движение сюжетное действие. Конфликт может быть разрешимым или неразрешимым (трагический конфликт), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя).

  • Слайд 39

    Автор

    АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия: биографический автор, писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837); автор - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин"); автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"); автор - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).

  • Слайд 40

    Персонаж

    ПЕРСОНАЖ - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. Персонажи подразделяются на главных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Иногда термин персонаж употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.

  • Слайд 41

    Характер

    ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от греч. character - черта, особенность) - художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира - типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности).

  • Слайд 42

    Тип

    ТИП - (от греч. typos - образец) - художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п. Как вид художественного обобщения типизация характерна прежде всего для реализма. Например, русской литературой XIX в. были открыты типы маленького человека (Самсон Вырин в "Станционном смотрителе" А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин в "Шинели" Н.В. Гоголя), лишнего человека (Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в "Герое нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Рудин в одноименном романе И.С. Тургенева (которому и принадлежит определение, впервые появившееся в "Дневнике лишнего человека") и др.

  • Слайд 43

    Лирический герой

    ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя.

  • Слайд 44

    Портрет

    ПОРТРЕТ - ( фр. portrait - портрет, изображение) - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности, действий и состояний героя (так называемый динамический портрет, рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения. Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя. Например, психологическим является портрет Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", портреты героев Ф.М. Достоевского.

  • Слайд 45

    Пейзаж

    ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.

  • Слайд 46

    В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции, например: сентименталистская литература неукоснительно изображает героев на лоне прекрасной, умиротворенной природы, в романтическом произведении пейзаж, как правило, становится отражением бурных страстей героев, отсюда - традиционные для романтизма составляющие изображаемого природного мира: море, горы, небо, степь и т. п. Пейзаж может выполнять и социальную функцию (например, 3 гл. романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). В лирике пейзаж обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем или лирическим субъектом.

  • Слайд 47

    Ремарка

    РЕМАРКА - (от франц. remargue - замечание, примечание, пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту пьесы. В Р., предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто Р. открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) Р.

  • Слайд 48

    Пафос

    ПАФОС - (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды пафоса: героический, трагический, комический.

  • Слайд 49

    Сказ

    СКАЗ -1. Тип повествования, основанный на стилизации речи того героя, который выступает в роли рассказчика. Повествование в С. ведется от лица героя (персонажа), в присущей именно ему речевой манере, и имитирует живую разговорную речь со всеми характерными для устной формы речи особенностями (спонтанность речи, нередко - употребление разговорной и просторечной лексики и фразеологии, использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, неполных предложений). Примерами С. в русской литературе являются "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, "Левша", "Очарованный странник" Н.С. Лескова, сказы П. Бажова, многие рассказы М. Зощенко. 2. Повествовательный жанр, произведение в форме сказа.

  • Слайд 50

    Внутренний монолог

    ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ - художественный прием психологизма : воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир. Внутренний монолог имитирует устную речь персонажа, непосредственно рождающуюся в данный момент времени, поэтому часто имеет нелинейный характер: он отражает душевное состояние персонажа как поток чувств, образов, воспоминаний, в котором могут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность.

  • Слайд 51

    Деталь

    ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Д. х. может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения.

  • Слайд 52

    Символ

    СИМВОЛ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры и аллегории, символ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью.

  • Слайд 53

    Подтекст

    ПОДТЕКСТ - скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям. Примерами мастерского использования подтекста являются пьесы А.П. Чехова, рассказы И.А. Бунина (например "Холодная осень"), стихотворение М. Цветаевой "Тоска по Родине!.. Давно..." .

  • Слайд 54

    Психологизм

    ПСИХОЛОГИЗМ - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Психологизм может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л.Н. Толстого) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики).

  • Слайд 55

    Трагическое

    ТРАГИЧЕСКОЕ - (от греч. tragodia - козлиная песнь

  • Слайд 56

    Комическое

    КОМИЧЕСКОЕ - (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе комического - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

  • Слайд 57

    Сатира

    САТИРА - (от лат. satura - смесь, мешанина, всякая всячина) - Вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. С. - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то С., как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков (например, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта). Сатирическое начало может присутствовать в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, анекдотах, пословицах и т. д.

  • Слайд 58

    Юмор

    ЮМОР - (от англ. humour - комизм, причуда, нрав

  • Слайд 59

    Сарказм

    САРКАЗМ - (от греч. sarkasmos (буквально "рву мясо") - издевательство) - вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование.

  • Слайд 60

    Гротеск

    ГРОТЕСК - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Отличается от прочих разновидностей комического тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется Г., могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  • Слайд 61

    Реминисценция

    РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - (от позднелат. reminiscentia - воспоминание) - неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей; воспроизведение автором в художественном тексте отдельных элементов своего более раннего (автореминисценция) или чужого произведения при помощи цитат (часто скрытых) , заимствования образов, ритмико-синтаксических ходов и т. д.

  • Слайд 62

    Задания

  • Слайд 63

    1. Укажите название средства художественной выразительности, которое использует Тютчев

    Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

  • Слайд 64

    2. Как называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

    Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусством губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

  • Слайд 65

    3. Какой художественный прием синтаксической организации стиха применяет Тютчев?

    Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа.

  • Слайд 66

    4. Какое средство использует Фет, наделяя природу человеческими чувствами и переживаниями?

    Цвет садовый дышит Яблонью, черешней, Так и льнет, целуя, Тайно и нескромно

  • Слайд 67

    5. Как называются созвучия концов стихотворных строк?

    Летний вечер тих и ясен. Посмотри, как дремлют ивы, Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.

  • Слайд 68

    6. Укажите название художественного приема (стилистической фигуры), использованного Толстым в названии романа «Война и мир» и ставшего композиционной опорой произведения. 7. Назовите термин, обозначающий традиционную форму сказочного начала, которую использует Салтыков-Щедрин в сатирических сказках («жили-были два генерала», «в некотором царстве…»)

  • Слайд 69

    Ответы

    Метафора Строфа Анафора, параллелизм Олицетворение Рифма Антитеза Зачин

  • Слайд 70

    Источники

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке