Презентация на тему "Экосистема озера"

Презентация: Экосистема озера
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Экосистема озера" по географии поможет учителю в проведении урока. Школьники ознакомятся с видами озер, их происхождением, взаимосвязью между живой и неживой природой озера. Узнают о животных и растениях обитающих в озерах. Оформление презентации иллюстрировано яркими и тематическими фотографиями и картинками.

Краткое содержание

  1. Виды озер
  2. Происхождение озер
  3. Взаимосвязь живой и неживой природы
  4. Животные и растенния озер

Содержание

  • Презентация: Экосистема озера
    Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
Посмотреть все слайды

Конспект

Окружающий мир

Урок-презентация

«Экосистема озера»

(Озеро и его обитатели)

3 класс

Учебник: Вахрушева

«Окружающий мир»

(школа 2100)

Учитель начальных классов

гимназии №205 Санкт-Петербурга

Федорова И.А.

Цель:

- дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

- познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;

- осуществить приемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)

Задача:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- расширить кругозор учащихся об окружающем мире;

Учебник. 1 часть страница 44-47

Оборудование:

- Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.ink

- Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

- Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2)

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Начнем урок с повторения.

2. Актуализация знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (мы разбирали, что такое экосистема).

- Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). [Слайд 2]

- Давайте уточним составные части любой экосистемы (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»; неживая природа - воздух, вода, почва, горные породы).

Экосистема бывает разнообразна. Экосистема - это широкое понятие. Экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем системам животных и неживотных компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.

Понятие экосистема ввел английский ботаник А. Тенсли в 1935 году, который обозначил этим термином, любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду.

- Сегодня мы с вами изучаем одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.

- Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - в нем все отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

- Тема сегодняшнего урока:

Экосистема озера. [Слайд 3]

- Каждый из вас много знает. Возможно сегодня, вы мне поможете, вести урок, а кто-то из вас сделает открытки. В конце урока вы поделитесь, кто из вас, что нового узнал.

- Перейдем к теме урока. [Слайд 4] (открываются левые шторки)

Что такое озеро?

Виды озер.

Происхождение.

Взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепь)

Животные и растения озера.

- Сегодня по этому плану мы работаем.

3. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- Что такое озеро? (природные водоемы со стоячей водой в углублении).

- Мы с вами дадим научное определение понятия озеро. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

- Какие озера вы знаете? (Байкал, Каспийское, Ладожское) [Слайд 5. Открываются левые шторки, по мере ответов учащихся.]

- Озеро в отличие от моря не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет.

[Слайд 5. Открывается правая верхняя шторка]

[Слайд 6]

Самое глубокое - Байкал, его глубина 1620 м. Озеро Байкал хранит в себе 1/10 часть пресной воды Земли. Это большой наш ресурс.

[Слайд 5. Открывается правая средняя шторка]

[Слайд 7]

Самое большое озеро - Каспийское.

[Слайд 5. Открывается правая нижняя шторка]

[Слайд 8]

Самое бурное озеро - Ладожское.

1/3 части населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Реки и озера - главный источник пресной воды. Человек тратит эту воду не рационально. Например, для орошения полей, на производстве при изготовлении бумаги.

В среднем в день городской житель расходует 150 л воды, а сельский житель - 50 л. В основном эта вода тратится бесполезно. Наш бесценный ресурс пресной воды сокращается. Но, правда, замороженная вода находится еще и в виде ледников, но человек пока не научился ее добывать оттуда.

Давайте беречь воду.

- Мы с вами ответили на первый пункт плана.

[Слайд 4]

- Какие вы знаете виды озер? (бессточные и сточные (проточные))

[Слайд 9]

- Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи.

- Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.

- Мы с вами ответили на второй пункт плана.

[Слайд 4]

- А кто из вас знает, как возникают озера? («море обмельчало»)

- Существует несколько теорий происхождения озер. [Слайд 10]

По одной из теорий озеро образуется при движении земной коры. Такое происхождение называется тектоническим.

По другой теории озеро образуется в результате таянья ледников. Такое происхождение называется ледниковым. В горах при движении горных пород, образовавшиеся углубления заполняются талыми льдами. Опущение земной поверхности сопровождается потеплением, лед тает. И образуется озеро.

Также существует карстовое и остаточное происхождение озер. Но об этом вы узнаете в 6 классе на уроках географии.

- Мы с вами, ответили на третий пункт плана.

[Слайд 4]

4.Работа по учебнику.

А) Выполнение задания 1 на странице 44.

- Рассмотрите рисунок №1 на стр. 44

- Кто обитает в озере? (водоросли, рачки, карась, щука, раки, беззубка, микробы).

- Проследите, как они взаимосвязаны. [Слайд 11] (работа учащихся с интерактивной доской)

- рачки питаются водорослями

- карась питается рачками

- щука питается карасями

- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

- остатки перерабатывают микробы)

- Все они соединены зелеными стрелками.

- Что они обозначают? (передачу органических веществ)

- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? (микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

-Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.

Б) Выполнение задания 2, на стр. 46.

-Переверните страницу. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились в первом задании. (учащиеся самостоятельно выполняют работу)

- Теперь объясните, что означают стрелки? (зеленая стрелка-передача органических веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ)

- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит? («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

- В чем взаимосвязь? (в круговороте веществ).

В) Чтение диалога Лены и Миши на стр. 44.

- Повлияет ли это на экосистему озера?

- Прочитайте диалог Лены и Миши на стр. 44. Они помогут вам найти ответ на ваш вопрос. (чтение учащихся по ролям)

- Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут? (со временем оно превратится в болото). [Слайд 12] (нажать на «Круговорот НЕ полностью замкнут»)

- В чем кроется причина? («разрушители не справляются со своей работой).

- В результате этого, что происходит с органическими веществами? (они перерабатываются и оседают на дне озера)

- Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.

Физкультминутка: «Бабочка» (сидя за партами)

- Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Мы с вами, ответили на четвертый пункт плана.

[Слайд 4]

- Работаем по последнему пункту плана.

- Посмотрите на доску, здесь изображены обитатели озер. Кого вы узнали?

- Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто еще обитает в озере. [Слайд 13]

(чтение загадок учащимися)

- К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили сообщения. Давайте узнаем о ком?

Перечисленные здесь некоторые животные и растения занесены в красную книгу. Мы с вами должны бережно относиться к природе, чтобы она радовала нас. [Слайд 14]

4) Первичное закрепление. Обучение самостоятельного применения знаний.

А) - Выполните задание 4, на стр. 47.

- В задании 4 авторы задают вопросы для любознательных. Прочитайте их и попробуйте ответить.

(учащиеся дописывают ответы в учебник)

- Зачем рыбаки сверлят зимой дырки во льду? (рыба собирается у лунок потому, что им не хватает воздуха)

Б) Выполнение задания на стр. 47.

- Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 3 на стр. 47 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши.

(самост. выполн. учащ.)

- Назовите «производителей» (хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).

- Кого вы отнесли к группе «потребителей»? (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).

- Кто выполняет роль «разрушителей»? (мотыль, рак, беззубка).

В) Работа с таблицей. [Слайд 15] (работа учащихся с интерактивной доской).

- Перед вами таблица. Внесите в нее обитателей экосистемы, с которыми вы познакомились.

- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке? (экосистему озера).

- Перечислите «производителей», с которыми вы познакомились на уроке. (элодея, хара, одноклеточные водоросли, ирис-касатик, камыш, рогоз, кувшинка).

- Назовите «потребителей» озера. (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).

- Кто из «разрушителей» озера вам известен? (мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).

- Разгадайте кроссворд. [Слайд 16] (работа учащихся с интерактивной доской).

5) Домашнее задание.

- Читать стр. 44-47

6) Итог урока.

- Кто-нибудь из вас сделал сегодня открытие? Что нового он узнал? С каким чувством вы уйдете с урока?

- Спасибо вам за урок. Я получила удовольствие, общаясь с вами.

7) Орг. момент.

Оценки выставляются в течении урока.

- за работу на уроке

- за сообщения

- за выполнение задания в учебнике.

Литература:

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли».

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.

Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.

Приложение 1

___________________________

Обитатели экосистемы

Название экосистемы

Производители

Потребители

Разрушители

Приложение 2

image1.jpg

�PAGE \* MERGEFORMAT�8�

Окружающий мир

Урок-презентация

«Экосистема озера»

(Озеро и его обитатели)

3 класс

Учебник: Вахрушева

«Окружающий мир»

(школа 2100)

Учитель начальных классов

гимназии №205 Санкт-Петербурга

Федорова И.А.

Цель:

- дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

- познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;

- осуществить приемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)

Задача:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- расширить кругозор учащихся об окружающем мире;

Учебник. 1 часть страница 44-47

Оборудование:

- Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.ink

- Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

- Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2)

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Начнем урок с повторения.

2. Актуализация знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (мы разбирали, что такое экосистема).

- Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). [Слайд 2]

- Давайте уточним составные части любой экосистемы (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»; неживая природа - воздух, вода, почва, горные породы).

Экосистема бывает разнообразна. Экосистема - это широкое понятие. Экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем системам животных и неживотных компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.

Понятие экосистема ввел английский ботаник А. Тенсли в 1935 году, который обозначил этим термином, любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду.

- Сегодня мы с вами изучаем одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.

- Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - в нем все отражается

Как это зеркало называется?

(озеро)

- Тема сегодняшнего урока:

Экосистема озера. [Слайд 3]

- Каждый из вас много знает. Возможно сегодня, вы мне поможете, вести урок, а кто-то из вас сделает открытки. В конце урока вы поделитесь, кто из вас, что нового узнал.

- Перейдем к теме урока. [Слайд 4] (открываются левые шторки)

Что такое озеро?

Виды озер.

Происхождение.

Взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепь)

Животные и растения озера.

- Сегодня по этому плану мы работаем.

3. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- Что такое озеро? (природные водоемы со стоячей водой в углублении).

- Мы с вами дадим научное определение понятия озеро. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

- Какие озера вы знаете? (Байкал, Каспийское, Ладожское) [Слайд 5. Открываются левые шторки, по мере ответов учащихся.]

- Озеро в отличие от моря не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет.

[Слайд 5. Открывается правая верхняя шторка]

[Слайд 6]

Самое глубокое - Байкал, его глубина 1620 м. Озеро Байкал хранит в себе 1/10 часть пресной воды Земли. Это большой наш ресурс.

[Слайд 5. Открывается правая средняя шторка]

[Слайд 7]

Самое большое озеро - Каспийское.

[Слайд 5. Открывается правая нижняя шторка]

[Слайд 8]

Самое бурное озеро - Ладожское.

1/3 части населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Реки и озера - главный источник пресной воды. Человек тратит эту воду не рационально. Например, для орошения полей, на производстве при изготовлении бумаги.

В среднем в день городской житель расходует 150 л воды, а сельский житель - 50 л. В основном эта вода тратится бесполезно. Наш бесценный ресурс пресной воды сокращается. Но, правда, замороженная вода находится еще и в виде ледников, но человек пока не научился ее добывать оттуда.

Давайте беречь воду.

- Мы с вами ответили на первый пункт плана.

[Слайд 4]

- Какие вы знаете виды озер? (бессточные и сточные (проточные))

[Слайд 9]

- Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи.

- Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.

- Мы с вами ответили на второй пункт плана.

[Слайд 4]

- А кто из вас знает, как возникают озера? («море обмельчало»)

- Существует несколько теорий происхождения озер. [Слайд 10]

По одной из теорий озеро образуется при движении земной коры. Такое происхождение называется тектоническим.

По другой теории озеро образуется в результате таянья ледников. Такое происхождение называется ледниковым. В горах при движении горных пород, образовавшиеся углубления заполняются талыми льдами. Опущение земной поверхности сопровождается потеплением, лед тает. И образуется озеро.

Также существует карстовое и остаточное происхождение озер. Но об этом вы узнаете в 6 классе на уроках географии.

- Мы с вами, ответили на третий пункт плана.

[Слайд 4]

4.Работа по учебнику.

А) Выполнение задания 1 на странице 44.

- Рассмотрите рисунок №1 на стр. 44

- Кто обитает в озере? (водоросли, рачки, карась, щука, раки, беззубка, микробы).

- Проследите, как они взаимосвязаны. [Слайд 11] (работа учащихся с интерактивной доской)

- рачки питаются водорослями

- карась питается рачками

- щука питается карасями

- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

- остатки перерабатывают микробы)

- Все они соединены зелеными стрелками.

- Что они обозначают? (передачу органических веществ)

- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? (микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

-Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.

Б) Выполнение задания 2, на стр. 46.

-Переверните страницу. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились в первом задании. (учащиеся самостоятельно выполняют работу)

- Теперь объясните, что означают стрелки? (зеленая стрелка-передача органических веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ)

- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит? («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

- В чем взаимосвязь? (в круговороте веществ).

В) Чтение диалога Лены и Миши на стр. 44.

- Повлияет ли это на экосистему озера?

- Прочитайте диалог Лены и Миши на стр. 44. Они помогут вам найти ответ на ваш вопрос. (чтение учащихся по ролям)

- Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут? (со временем оно превратится в болото). [Слайд 12] (нажать на «Круговорот НЕ полностью замкнут»)

- В чем кроется причина? («разрушители не справляются со своей работой).

- В результате этого, что происходит с органическими веществами? (они перерабатываются и оседают на дне озера)

- Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.

Физкультминутка: «Бабочка» (сидя за партами)

- Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Мы с вами, ответили на четвертый пункт плана.

[Слайд 4]

- Работаем по последнему пункту плана.

- Посмотрите на доску, здесь изображены обитатели озер. Кого вы узнали?

- Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто еще обитает в озере. [Слайд 13]

(чтение загадок учащимися)

- К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили сообщения. Давайте узнаем о ком?

Перечисленные здесь некоторые животные и растения занесены в красную книгу. Мы с вами должны бережно относиться к природе, чтобы она радовала нас. [Слайд 14]

4) Первичное закрепление. Обучение самостоятельного применения знаний.

А) - Выполните задание 4, на стр. 47.

- В задании 4 авторы задают вопросы для любознательных. Прочитайте их и попробуйте ответить.

(учащиеся дописывают ответы в учебник)

- Зачем рыбаки сверлят зимой дырки во льду? (рыба собирается у лунок потому, что им не хватает воздуха)

Б) Выполнение задания на стр. 47.

- Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 3 на стр. 47 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши.

(самост. выполн. учащ.)

- Назовите «производителей» (хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).

- Кого вы отнесли к группе «потребителей»? (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).

- Кто выполняет роль «разрушителей»? (мотыль, рак, беззубка).

В) Работа с таблицей. [Слайд 15] (работа учащихся с интерактивной доской).

- Перед вами таблица. Внесите в нее обитателей экосистемы, с которыми вы познакомились.

- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке? (экосистему озера).

- Перечислите «производителей», с которыми вы познакомились на уроке. (элодея, хара, одноклеточные водоросли, ирис-касатик, камыш, рогоз, кувшинка).

- Назовите «потребителей» озера. (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).

- Кто из «разрушителей» озера вам известен? (мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).

- Разгадайте кроссворд. [Слайд 16] (работа учащихся с интерактивной доской).

5) Домашнее задание.

- Читать стр. 44-47

6) Итог урока.

- Кто-нибудь из вас сделал сегодня открытие? Что нового он узнал? С каким чувством вы уйдете с урока?

- Спасибо вам за урок. Я получила удовольствие, общаясь с вами.

7) Орг. момент.

Оценки выставляются в течении урока.

- за работу на уроке

- за сообщения

- за выполнение задания в учебнике.

Литература:

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли».

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.

Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.

Приложение 1

___________________________

Обитатели экосистемы

Название экосистемы

Производители

Потребители

Разрушители

Приложение 2

image1.jpg

�PAGE \* MERGEFORMAT�8�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке