Презентация на тему "День Российской науки"

Презентация: День Российской науки
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "День Российской науки" по географии поможет учителю в проведении урока. Содержит рассказ о покорении Южного полюса экспедиционным судном "Фарм". Особое внимание уделено рассказу о самых выдающихся русских ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие мировой географии и мореплавания. Оформление презентации иллюстрировано тематическими фотографиями, информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал.

Краткое содержание

  1. Покорение Южного полюса
  2. Станция "Амундсен — Скотт"
  3. Экспедиционное судно «Фрам» в Антарктиде
  4. Команда «Фрама» в Антарктиде
  5. Музей судна "Фрам"
  6. Судно "Геркулес"
  7. Находки на острове Попова-Чухчина

Содержание

  • Презентация: День Российской науки
    Слайд 1

    Классный час

    День Российской науки

    МОУ «Лицей № 230» г. Заречный Пензенской обл.

    Учитель географии Н.С. Гуральник

  • Слайд 2

    Здание Кунсткамеры. В этом здании работали до конца XVIII века учреждения Российской Академии наук, основанной указом Петра I.

  • Слайд 3

    Москва. Новое здание Президиума Российской Академии наук

  • Слайд 4

    Покорение Южного полюса

    Руал Амундсен

    Роберт Скотт

  • Слайд 5

    Маршруты экспедиций Р. Скотта и Р. Амундсена

    Р. Амундсен

    Р. Скотт

    Покорение Южного полюса

  • Слайд 6

    Покорение Южного полюса

    Слева направо:

    Э. Уилсон, Г. Боуэрс,

    Э. Эванс, Р. Скотт,

    Л. Отс

    Слева направо:

    Р. Амундсен, Х. Хансен, С. Хассель, О. Вистинг

    17 января 1912 г.

    14 декабря 1911 г.

  • Слайд 7

    Станция "Амундсен — Скотт"

  • Слайд 8

    Экспедиционное судно «Фрам» в Антарктиде.

  • Слайд 9

    Дом-музей А.С. Кучина в г. Онега

  • Слайд 10

    А.С. Кучин перед отправлением в Антаркиду

  • Слайд 11

    Команда судна «Фрам»

    А. Кучин

  • Слайд 12

    Команда«Фрама» в Антарктиде

    А. Кучин – крайний слева

  • Слайд 13

    Музей судна "Фрам"

  • Слайд 14

    Вид на "Фрам" спереди

  • Слайд 15

    На палубе "Фрама"

  • Слайд 16

    Кормовой штурвал

  • Слайд 17

    Каюта А.С. Кучина

  • Слайд 18

    Книга Р. Амундсена"Южный полюс"

  • Слайд 19

    Книга Р. Амундсена"Южный полюс"

  • Слайд 20

    Судно "Геркулес"

    Длина — 22,5 м, ширина — 6 м, осадка — 2,6 м.

  • Слайд 21

    Находки на острове Попова-Чухчина

  • Слайд 22

    Маленький якорек, возможно, с погона капитана "Геркулеса" А.С. Кучина

  • Слайд 23

    Мемориальная доска на памятнике "Геркулесу" на острове Попова-Чухчина

  • Слайд 24

    В презентации использованы фотографии из следующих информационных источников:

    1. Здание кунсткамеры http://de.academic.ru/pictures/dewiki/115/saint_petersburg_kunstkamera_view_from_the_front.jpg

    2. Новое здание Президиума Российской академии наук http://www.observatio.ru/pub/mypersonalphotos/200606_moscow/dscf1413.jpg

    3. Р. Амундсен http://www.nb.no/nbdigital/polarbilder/Amundsen/Portretter-Privatliv/no-nb_bldsa_NPRA3118.jpg

    4. Р. Скотт http://www.gcoins.net/blog/6900/6943_3_b.jpg

    5. Маршруты экспедиций http://gorets-media.ru/page/robert-falkon-skott-tretij-kapitan

    6. Р. Амундсен на полюсе http://www.polarhistorie.no/imagearchive/New_NP018384.jpg

    7. Р. Скотт на полюсе http://s46.radikal.ru/i114/1004/04/481dd7b474d7.jpg

    8. Станция Амундсен-Скотт http://www.coolantarctica.com/Bases/South_Pole/south_pole0020.html

    9. «Фрам» http://www.nb.no/nbdigital/polarbilder/Amundsen/Sydpolen-andre_bilder/no-nb_bldsa_NPRA1415b.jpg

    10. Дом музей Кучина http://varandej.livejournal.com/389249.html

    11. Кучин http://www.nb.no/utlevering/nb/a5673917d01c92fc6e3671b54b9ae073

    12. Экипаж судна «Фрам» http://periskop.livejournal.com/483458.html

    13. Команда «Фрама» в Антарктиде http://www.frammuseum.no/Polar-Gallery/Polar-Images-Gallery/Categories/The-South-Pole-Diaries.aspx

    14. Музей «Фрама» http://data9.gallery.ru/albums/gallery/156685-d761d-20230044-.jpg

    15. Каюта Кучина http://ramiz-ali.livejournal.com/82116.html

    16. Книга Амундсена http://www.nb.no/utlevering/nb/88f8fc2b59c88cc7361ba0e718e3de86#&struct=DIV6

    http://www.nb.no/utlevering/nb/88f8fc2b59c88cc7361ba0e718e3de86#&struct=DIV322

    http://www.nb.no/utlevering/nb/88f8fc2b59c88cc7361ba0e718e3de86#&struct=DIV322

    17. «Геркулес» http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=1126

    18. Находки на острове http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5504/, http://my-sedovo.narod.ru/foto/TTK4e.jpg

    19. Маленький якорек http://antarctic.su/books/item/f00/s00/z0000009/pic/000086.jpg

    20. Мемориальная доскаhttp://my-sedovo.narod.ru/images/Rusanov2.jpg

  • Слайд 25

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 230»

г. Заречный Пензенской обл.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «День Российской науки»

Классный руководитель учитель географии Н.С. Гуральник

г. Заречный

2012

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Слайд № 1

Ребята!

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

Слайд № 2

В Советском Союзе Академия приобрела название Академии наук СССР. После распада СССР в 1991 году была организована Российская академия наук. В 1999 году Академия отпраздновала свое 275-летие. Так была восстановлена традиция празднования Дня науки 8 февраля. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны.

Слайд № 3

В структуру РАН включены девять отделений по областям и направлениям науки, три отделения и пятнадцать научных центров регионального характера. Существуют также отраслевые государственные академии наук: «Российская академия образования», «Российская академия медицинских наук», «Российская академия сельскохозяйственных наук», «Российская академия архитектуры и строительных наук», «Российская академия художеств».

Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

С XVIII века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Но сегодня я хочу рассказать вам о Российском ученом, который не получил никаких премий, он не успел опубликовать научные статьи. Необычно сложилась жизнь этого незаурядного русского ученого-океанографа, полярного капитана и штурмана.

Сто лет назад, почти одновременно, в 1911 году, на покорение Южного полюса отправились две экспедиции: норвежская, возглавляемая Руалом Амундсеном, и английская под руководством капитана Роберта Фалкона Скотта.

Слайды №№ 4, 5

Начинается известнейшая полярная гонка в истории человечества. До берегов Антарктиды два судна добрались почти одновременно. Это состязание завершилось 14 декабря 1911 г. водружением на этой географической точке норвежского флага. Через месяц после триумфа норвежцев 17 января 1912 г. Южный полюс был покорен и англичанами.

Слайд № 6

Покорение Южного полюса Земли завершило целую эпоху в истории географических открытий, которую нередко называют неповторимой героической эпохой полярных исследований.

Теперь, десятилетия спустя, кажется надуманным ажиотаж гонок к полюсу. Не так уж важно, кто был первым. И норвежцы, и англичане одержали победу, только англичане заплатили за нее жизнью. И как признание их общей победы научно-исследовательская станция на Южном полюсе носит название "Амундсен-Скотт". Десятки стран сотрудничают сегодня в исследовании Антарктиды - континента без государственных границ, континента мира и дружбы

Слайд № 7

Совсем недавно — 14 декабря 2011 г. исполнилось сто лет с тех пор, как экспедиция под руководством норвежца Р. Амундсена покорила Южный полюс Земли.

Мало кто знает, что в составе этой норвежской экспедиции был Российский ученый. Это Александр Степанович Кучин — единственный русский в составе экспедиции Амундсена, руководитель океанографических работ на экспедиционном норвежском судне «Фрам».

Слайд № 8

Надо отметить, что в экспедиции Р. Скотта тоже участвовали подданные Российской империи — каюр экспедиции Дмитрий Семёнович Гирев и конюх Антон Лукич Омельченко. Александр Кучин, Дмитрий Гирев и Антон Омельченко были первыми русскими людьми, которые после открытия Антарктиды в 1820 году экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не только плавали у берегов южного материка, но и высаживались на него [1].

Но россияне в экспедиции Р. Скотта — это другая история, а сегодня, в день Российской науки, мы будем разговаривать об океанографе экспедиции Амундсена —Александре Степановиче Кучине.

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ КУЧИН

А. С. Кучин родился в 1888 году на берегу Белого моря в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии, в семье потомственного моряка [2]. Затем семья переехала жить в г. Онега. Сейчас в этом здании расположен дом-музей А.С. Кучина.

Слайд № 9

Отец его батрачил на рыбных промыслах, но постепенно достиг должности штурмана. Александр был старшим сыном в семье. Учился он в сельской школе, потом в Онежском городском трехклассном училище. Летом служил юнгой на судах, промышлявших зверя в Баренцевом и Карском морях, побывал на Шпицбергене и Новой Земле, плавал в Норвегию. В 1904 году А.С. Кучин был принят в Архангельское торгово-мореходное училище, готовившее штурманов дальнего плавания. В дни первой русской революции семнадцатилетнему моряку пришлось уехать в Норвегию, где он поступил матросом на промысловую шхуну. Когда в торгово-мореходном училище возобновились занятия, А. С. Кучин вернулся на родину. В 1909 году Александр Степанович окончил Архангельское торгово-мореходное училище с золотой медалью и получил диплом штурмана дальнего плавания. После окончания училища Кучин вновь уехал в Норвегию. Здесь он плавал на норвежском судне к острову Ян-Майен, совершил рейс на Шпицберген [2].

Кучин настолько свободно овладел норвежским языком, что составил малый русско-норвежский словарь. Он содержал около 4000 слов, необходимых русским морякам для их плаваний в Норвегию, и краткие сведения о норвежской грамматике. Сохранился один экземпляр этого словаря, изданного в 1907 году в типографии «Помор» в норвежском городе Варде [2].

Кроме штурманского дела Кучин увлекался океанографией. Решив посвятить свою жизнь науке — изучению морей, морских течений, ледовых условий, Кучин уехал в Норвегию, на Бергенскую гидробиологическую станцию, на созданные впервые в мире курсы океанологов. Там Кучин работал ассистентом в лаборатории известного норвежского океанографа Б. Хелланд-Хансена, ведущего учёного в этой области [3].

В этой же лаборатории Кучин познакомился с Фритьофом Нансеном. В 1910 года по рекомендации Фритьофа Нансена и Б. Хелланд-Хансена русский моряк был принят в состав экспедиции Руала Амундсена. На «Фраме» он должен был выполнять одновременно обязанности океанографа и штурмана. В 1910 году, когда экспедиция Руала Амундсена готовилась отплыть на "Фраме", норвежская газета "Morgenbladet" писала: "В числе национальной норвежской экспедиции... среди других ее участников состоит уроженец Архангельской губернии А. С. Кучин. Кучин включен в состав экспедиции вопреки постановлению стортинга (норвежского парламента), который высказался за то, чтобы она носила исключительно норвежский национальный характер и участники ее были только норвежскими подданными. Такое нарушение организатором экспедиции пожелания стортинга было сделано ввиду исключительных способностей и таланта А. С. Кучина в области океанографии" [3].

Об участии своего земляка в экспедиции Руала Амундсена сообщил журнал Архангельского общества изучения Русского Севера. Автор заметки с гордостью писал:�«Весь экипаж «Фрама» состоит из норвежцев. Исключение сделано только для одного русского — помора А. С. Кучина, родом из Архангельской губернии... По окончании с отличием Архангельского мореходного училища он посвятил себя изучению океанографии при Бергенской биологической станции, где своим трудолюбием, любознательностью и пытливым умом вскоре обратил на себя внимание норвежских ученых» [2].

Слайды №№ 10, 11

"Фрам" направился в южные моря к Антарктиде. На пути к этому континенту и затем, когда судно шло вдоль его берегов, Кучин исследует и описывает тогда еще неизведанные широты и морские глубины.

14 января 1911 года «Фрам» подошел к берегам Антарктиды. Члены экспедиции и Кучин в их числе сошли на берег в районе ледника Росса. К сожалению, снятая 100 лет назад, фотография об этом событии не очень качественная.

Слайд № 12

Разгрузка «Фрама» в Китовой бухте и организация базы продолжались почти три недели. Амундсен и восемь его товарищей остались на зимовку в бухте Китовой, откуда пятеро из них совершили триумфальный поход к Южному полюсу.

После высадки зимовочной партии на берег Антарктиды и стоянки в бухте, Кучин на «Фраме» продолжал вести океанографические исследования в южной части Атлантического океана [4].

История сохранила для нас это легендарное судно. До экспедиции Амундсена, на этом судне известнейший путешественник и ученый Ф. Нансен пытался покорить Северный полюс. В 1935 году этот знаменитый корабль установлен на вечную стоянку в одном из фьордов Осло как национальный мемориал и гордость норвежского народа. Над судном выстроено здание, напоминающее гигантскую палатку. Давайте и мы заглянем в этот музей.

Слайды №№ 13, 14, 15, 16

В Норвегии наш русский ученый А. Кучин не забыт. На дверях кают «Фрама» закреплены таблички с фамилиями тех, кто жил в них во время путешествия в Антарктиду. «Каюта Амундсена», «Каюта Свердрупа» и т.д. На двери каюты № 6 закреплена табличка с надписью «А. Кучин, 1910-1912» [5].

Слайд № 17

Перед вторым отплытием «Фрама» в Антарктику за зимовочной партией Кучин в Буэнос-Айресе вынужден был покинуть судно и на пассажирском лайнере через Осло вернуться в Россию, т.к. в этот момент у него заканчивалась отсрочка от военной службы. По пути он доставил на Бергенскую станцию Хелланду-Хансену ценные научные материалы и коллекции, собранные на «Фраме». Во время экспедиции А. Кучин и норвежский штурман X. Ертсен выполнили ценнейшие океанографические работы — 60 глубоководных океанографических станций, взяли 891 пробу воды с разных глубин (до 3000-4500 метров) и 190 проб планктона для последующего анализа. Были замерены температуры воды на глубинах от 25 до 1000 м [2, 4].

«Атлантический океан пересекают различные течения, — писали позднее Б. Хелланд-Хансен и Ф. Нансен, — играющие большую роль в связи с их огромным влиянием на физические условия близлежащих районов моря и атмосферы. Поэтому ценным вкладом в науку явились океанографические исследования большинства этих течений, произведенных экспедицией «Фрама». Было проведено столько станций, сколько их осуществили все предшествующие экспедиции, вместе взятые [6].

После возвращения «Фрама» из Антарктики Б. Хелланд-Хансен вместе с Фритьофом Нансеном выполнил обработку материалов гидрологических исследований, произведенных А.С. Кучиным и его товарищами. Эти материалы были опубликованы в книге Р.Амундсена «Южный полюс» [6]. В этой же книге опубликована фотография А.Кучина с подписью «Александр Кучин — океанограф экспедиции". Океанографические исследования, выполненные на «Фраме», получили высокую оценку норвежских ученых [4].

Слайды №№ 18, 19

После экспедиции в Антарктиду, в конце января 1912 г. Кучин вернулся на родину. «Застенчивый русский моряк» удостоился тогда всеобщего внимания. Кучин был первым, кто вернулся из далекой кругосветной экспедиции. Никаких вестей от Амундсена еще не было, и всех интересовали перспективы достижения им Южного полюса. Но, слушая сообщение Кучина, норвежские ученые по достоинству оценили результаты его морских работ.

Русский океанограф на заседании Норвежского географического общества был окружен общим вниманием. За научные достижения в области океанографии А. Кучину присвоили почетное звание Действительного члена Королевского географического общества Норвегии [2, 7].

Президент общества представил А. С. Кучина норвежскому королю, который долго беседовал с ним об экспедиции Руала Амундсена. За участие в антарктическом рейсе норвежское правительство выдало А. С. Кучину награду — 3000 крон.

Норвегия стала для Кучина второй родиной. Она признала его научные заслуги, здесь он встретил свою любовь, дочь известного норвежского литературоведа Андреаса Поульсона Аслауг. Но дальнейшие свои жизненные планы Кучин связывает только с Россией. «Я люблю Норвегию, но вместе с тем я русский — и телом и душой», — не устает повторять он [5].

В конце января 1912 года Кучин вернулся в Онегу. А в феврале неожиданно пришла телеграмма из Орла от Русанова с предложением принять участие в экспедиции на Шпицберген. Кучин отвечает согласием. Они вместе едут в Норвегию. Русанов считал, что «для выбора судна при покупке было бы очень полезно присутствие господина Кучина, как человека, знакомого с норвежским языком, с Норвегией и с морским делом». Русанов верил в талант и опыт своего капитана. После приобретения судна Кучин писал родным в Онегу: «В Олезунде судно настолько понравилось, что решили купить его.… Судно называется «Геркулесом» [2]. В письме В. А. Русанова и в норвежских справочниках приводятся следующие данные о «Геркулесе»: длина — 73,6 фута, ширина — 19,6 фута, осадка — 8,6 фута� [8].

Слайд № 20

Судно «Геркулес» вышло на Шпицберген, а оттуда Русанов и его товарищи решили плыть Северным морским путем на восток. Об этом Русанов сообщил запиской через поморов-промышленников, встретившихся у Новой Земли. Больше об экспедиции никаких сведений не поступало. «Геркулес» исчез. Экспедиция погибла у берегов Таймыра. Капитану А. Кучину было всего лишь 25 лет.

Следы ее пребывания на островах в Карском море были обнаружены лишь в 1934 году. Но тело самого В. Русанова и других членов экспедиции найдены так и не были. Нашли только двухметровый столб с надписью «Геркулес 1913 г.», а также поломанные нарты и металлическую крышку от патронного ящика.

Спустя некоторое время на другом острове были найдены смерзшиеся клочки одежды, испорченный фотоаппарат и компас. А главное, нашлись документы двух матросов из состава злополучной экспедиции. В 1935 году на острове Попова-Чухчина были сделаны новые находки: маникюрные ножницы, гребенка, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В. А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море» [8].

Находки позволили установить, что экспедиции В. А. Русанова, несмотря на тяжелые ледовые условия 1912-1913 годов, удалось обойти с севера Новую Землю и проникнуть на северо-восток Карского моря. Дальнейшие следы «Геркулеса» и его мужественного капитана затерялись во льдах Арктики. По мнению известнейшего полярного исследователя академика А. Ф. Трешникова можно лишь предполагать, что судно было раздавлено льдами, а участники экспедиции погибли на пути к берегам Сибири [4]. В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. В 1977 году на острове Попова-Чухчина был найден забросанный галькой, замытый песком якорек. Маленький якорек, возможно, с погона капитана "Геркулеса" Александра Степановича Кучина [3].

Слайды №№ 21, 22

К сожалению, за всю свою недолгую жизнь капитан Кучин не успел опубликовать ни одной статьи. Это было обусловлено текстом контракта об участии в экспедиции на «Фраме», подписанного 14 марта 1910 года в Осло между Руалом Амундсеном и А. С. Кучиным. В контракте сказано: «Все результаты работы являются собственностью экспедиции. Все наблюдения, предпринятые каждым отдельным участником экспедиции, должны находиться в ее распоряжении, так же как и вообще все записи в дневниках, касающихся самой экспедиции, если в этом будет желание руководства. Участники экспедиции не могут без согласия ее руководителя опубликовать что-либо ранее трех лет после возвращения в Норвегию» [2]. Отправившись в экспедицию Русанова сразу после возвращения из Антарктиды, он не имел возможности опубликовать свои материалы о плавании на «Фраме» к берегам шестого континента.

Среди бумаг А. Кучина найдена только небольшая тетрадь без первых и последних страниц. Это - первая часть дневника. Записи в ней, сделанные чернилами и карандашом, охватывают плавание «Фрама» с 15 августа по 25 декабря 1910 года, когда корабль норвежской экспедиции пересекал под парусами океанские просторы на пути к берегам Антарктиды. Второй части дневника, относящейся к пребыванию экспедиции на шестом континенте, обнаружить не удалось. Осенью 1911 года А. С. Кучин, возвратившись в Осло после плавания на «Фраме», в беседе с корреспондентом московской газеты «Русское слово» сообщил, что в Буэнос-Айресе у него украли часть багажа. Там находились некоторые его бумаги. Возможно, среди них были и записи о пребывании в Антарктиде [3].

Именем А. С. Кучина назван ледник в Антарктиде на Земле Уилкса 66°57' ю. ш., 117°25' в. д. и горный пик в Антарктиде, два острова в Арктике, учебное судно в г. Архангельске, теплоход, морской буксир и переулок в г. Онега. В честь экспедиции В. Русанова на острове Попова-Чухчина открыт памятник.

Слайд № 23

Так необычно сложилась жизнь этого незаурядного русского ученого и моряка.

К сожалению, сегодня в Российских энциклопедических изданиях отсутствуют сведения о нашем соотечественнике — Александре Кучине, одному из первых русских людей высадившихся на землю Антарктиды.

Сегодня так важно хранить историческую память, знать события прошлого, жизнь и деяния нашего народа. Ведь не осмыслив прошлое, не понять настоящее и не построить будущее.

Слайды №№ 24, 25

ЛИТЕРАТУРА

Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 176 с.

Брегман Г.А. Капитан А. С. Кучин. — Летопись Севера: Ежегодник по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. Т. 3. — М.: Географгиз, 1962. — 288 с.

Сенкевич Ю.А, Шумилов А.В. Их позвал горизонт. — М.: Мысль, 1987. – 213 с.

Трешников А.Ф. Руал Амундсен — Л.: Гидрометеоиздат, 1972. — 63 с.

Павлова В. Капитан Кучин // Орловский Вестник. — 2008. — 08 октября [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik.efactory.ru/?article=13548 (дата обращения: 05.03.2012).

Amundsen R. Sydpolen. Den norske sydpolsfærd med Fram 1910–1912. — Kristiania.: J. Dybwads, 1912. — 424 р.

Едемская А. Он мог стать вторым Ломоносовым //Правда Севера — 2011. — 20 апреля [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772571 (дата обращения: 04.03.2012).

Шпаро Д.И., Шумилов А.В. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света.— 1977. — № 7. — С. 22-30.

� Английский фут — 30,54 см.

�PAGE �8� �PAGE �8�

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 230»

г. Заречный Пензенской обл.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «День Российской науки»

Классный руководитель учитель географии Н.С. Гуральник

г. Заречный

2012

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Слайд № 1

Ребята!

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых — День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

Слайд № 2

В Советском Союзе Академия приобрела название Академии наук СССР. После распада СССР в 1991 году была организована Российская академия наук. В 1999 году Академия отпраздновала свое 275-летие. Так была восстановлена традиция празднования Дня науки 8 февраля. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны.

Слайд № 3

В структуру РАН включены девять отделений по областям и направлениям науки, три отделения и пятнадцать научных центров регионального характера. Существуют также отраслевые государственные академии наук: «Российская академия образования», «Российская академия медицинских наук», «Российская академия сельскохозяйственных наук», «Российская академия архитектуры и строительных наук», «Российская академия художеств».

Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

С XVIII века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

Но сегодня я хочу рассказать вам о Российском ученом, который не получил никаких премий, он не успел опубликовать научные статьи. Необычно сложилась жизнь этого незаурядного русского ученого-океанографа, полярного капитана и штурмана.

Сто лет назад, почти одновременно, в 1911 году, на покорение Южного полюса отправились две экспедиции: норвежская, возглавляемая Руалом Амундсеном, и английская под руководством капитана Роберта Фалкона Скотта.

Слайды №№ 4, 5

Начинается известнейшая полярная гонка в истории человечества. До берегов Антарктиды два судна добрались почти одновременно. Это состязание завершилось 14 декабря 1911 г. водружением на этой географической точке норвежского флага. Через месяц после триумфа норвежцев 17 января 1912 г. Южный полюс был покорен и англичанами.

Слайд № 6

Покорение Южного полюса Земли завершило целую эпоху в истории географических открытий, которую нередко называют неповторимой героической эпохой полярных исследований.

Теперь, десятилетия спустя, кажется надуманным ажиотаж гонок к полюсу. Не так уж важно, кто был первым. И норвежцы, и англичане одержали победу, только англичане заплатили за нее жизнью. И как признание их общей победы научно-исследовательская станция на Южном полюсе носит название "Амундсен-Скотт". Десятки стран сотрудничают сегодня в исследовании Антарктиды - континента без государственных границ, континента мира и дружбы

Слайд № 7

Совсем недавно — 14 декабря 2011 г. исполнилось сто лет с тех пор, как экспедиция под руководством норвежца Р. Амундсена покорила Южный полюс Земли.

Мало кто знает, что в составе этой норвежской экспедиции был Российский ученый. Это Александр Степанович Кучин — единственный русский в составе экспедиции Амундсена, руководитель океанографических работ на экспедиционном норвежском судне «Фрам».

Слайд № 8

Надо отметить, что в экспедиции Р. Скотта тоже участвовали подданные Российской империи — каюр экспедиции Дмитрий Семёнович Гирев и конюх Антон Лукич Омельченко. Александр Кучин, Дмитрий Гирев и Антон Омельченко были первыми русскими людьми, которые после открытия Антарктиды в 1820 году экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не только плавали у берегов южного материка, но и высаживались на него [1].

Но россияне в экспедиции Р. Скотта — это другая история, а сегодня, в день Российской науки, мы будем разговаривать об океанографе экспедиции Амундсена —Александре Степановиче Кучине.

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ КУЧИН

А. С. Кучин родился в 1888 году на берегу Белого моря в селе Кушерека Онежского уезда Архангельской губернии, в семье потомственного моряка [2]. Затем семья переехала жить в г. Онега. Сейчас в этом здании расположен дом-музей А.С. Кучина.

Слайд № 9

Отец его батрачил на рыбных промыслах, но постепенно достиг должности штурмана. Александр был старшим сыном в семье. Учился он в сельской школе, потом в Онежском городском трехклассном училище. Летом служил юнгой на судах, промышлявших зверя в Баренцевом и Карском морях, побывал на Шпицбергене и Новой Земле, плавал в Норвегию. В 1904 году А.С. Кучин был принят в Архангельское торгово-мореходное училище, готовившее штурманов дальнего плавания. В дни первой русской революции семнадцатилетнему моряку пришлось уехать в Норвегию, где он поступил матросом на промысловую шхуну. Когда в торгово-мореходном училище возобновились занятия, А. С. Кучин вернулся на родину. В 1909 году Александр Степанович окончил Архангельское торгово-мореходное училище с золотой медалью и получил диплом штурмана дальнего плавания. После окончания училища Кучин вновь уехал в Норвегию. Здесь он плавал на норвежском судне к острову Ян-Майен, совершил рейс на Шпицберген [2].

Кучин настолько свободно овладел норвежским языком, что составил малый русско-норвежский словарь. Он содержал около 4000 слов, необходимых русским морякам для их плаваний в Норвегию, и краткие сведения о норвежской грамматике. Сохранился один экземпляр этого словаря, изданного в 1907 году в типографии «Помор» в норвежском городе Варде [2].

Кроме штурманского дела Кучин увлекался океанографией. Решив посвятить свою жизнь науке — изучению морей, морских течений, ледовых условий, Кучин уехал в Норвегию, на Бергенскую гидробиологическую станцию, на созданные впервые в мире курсы океанологов. Там Кучин работал ассистентом в лаборатории известного норвежского океанографа Б. Хелланд-Хансена, ведущего учёного в этой области [3].

В этой же лаборатории Кучин познакомился с Фритьофом Нансеном. В 1910 года по рекомендации Фритьофа Нансена и Б. Хелланд-Хансена русский моряк был принят в состав экспедиции Руала Амундсена. На «Фраме» он должен был выполнять одновременно обязанности океанографа и штурмана. В 1910 году, когда экспедиция Руала Амундсена готовилась отплыть на "Фраме", норвежская газета "Morgenbladet" писала: "В числе национальной норвежской экспедиции... среди других ее участников состоит уроженец Архангельской губернии А. С. Кучин. Кучин включен в состав экспедиции вопреки постановлению стортинга (норвежского парламента), который высказался за то, чтобы она носила исключительно норвежский национальный характер и участники ее были только норвежскими подданными. Такое нарушение организатором экспедиции пожелания стортинга было сделано ввиду исключительных способностей и таланта А. С. Кучина в области океанографии" [3].

Об участии своего земляка в экспедиции Руала Амундсена сообщил журнал Архангельского общества изучения Русского Севера. Автор заметки с гордостью писал:�«Весь экипаж «Фрама» состоит из норвежцев. Исключение сделано только для одного русского — помора А. С. Кучина, родом из Архангельской губернии... По окончании с отличием Архангельского мореходного училища он посвятил себя изучению океанографии при Бергенской биологической станции, где своим трудолюбием, любознательностью и пытливым умом вскоре обратил на себя внимание норвежских ученых» [2].

Слайды №№ 10, 11

"Фрам" направился в южные моря к Антарктиде. На пути к этому континенту и затем, когда судно шло вдоль его берегов, Кучин исследует и описывает тогда еще неизведанные широты и морские глубины.

14 января 1911 года «Фрам» подошел к берегам Антарктиды. Члены экспедиции и Кучин в их числе сошли на берег в районе ледника Росса. К сожалению, снятая 100 лет назад, фотография об этом событии не очень качественная.

Слайд № 12

Разгрузка «Фрама» в Китовой бухте и организация базы продолжались почти три недели. Амундсен и восемь его товарищей остались на зимовку в бухте Китовой, откуда пятеро из них совершили триумфальный поход к Южному полюсу.

После высадки зимовочной партии на берег Антарктиды и стоянки в бухте, Кучин на «Фраме» продолжал вести океанографические исследования в южной части Атлантического океана [4].

История сохранила для нас это легендарное судно. До экспедиции Амундсена, на этом судне известнейший путешественник и ученый Ф. Нансен пытался покорить Северный полюс. В 1935 году этот знаменитый корабль установлен на вечную стоянку в одном из фьордов Осло как национальный мемориал и гордость норвежского народа. Над судном выстроено здание, напоминающее гигантскую палатку. Давайте и мы заглянем в этот музей.

Слайды №№ 13, 14, 15, 16

В Норвегии наш русский ученый А. Кучин не забыт. На дверях кают «Фрама» закреплены таблички с фамилиями тех, кто жил в них во время путешествия в Антарктиду. «Каюта Амундсена», «Каюта Свердрупа» и т.д. На двери каюты № 6 закреплена табличка с надписью «А. Кучин, 1910-1912» [5].

Слайд № 17

Перед вторым отплытием «Фрама» в Антарктику за зимовочной партией Кучин в Буэнос-Айресе вынужден был покинуть судно и на пассажирском лайнере через Осло вернуться в Россию, т.к. в этот момент у него заканчивалась отсрочка от военной службы. По пути он доставил на Бергенскую станцию Хелланду-Хансену ценные научные материалы и коллекции, собранные на «Фраме». Во время экспедиции А. Кучин и норвежский штурман X. Ертсен выполнили ценнейшие океанографические работы — 60 глубоководных океанографических станций, взяли 891 пробу воды с разных глубин (до 3000-4500 метров) и 190 проб планктона для последующего анализа. Были замерены температуры воды на глубинах от 25 до 1000 м [2, 4].

«Атлантический океан пересекают различные течения, — писали позднее Б. Хелланд-Хансен и Ф. Нансен, — играющие большую роль в связи с их огромным влиянием на физические условия близлежащих районов моря и атмосферы. Поэтому ценным вкладом в науку явились океанографические исследования большинства этих течений, произведенных экспедицией «Фрама». Было проведено столько станций, сколько их осуществили все предшествующие экспедиции, вместе взятые [6].

После возвращения «Фрама» из Антарктики Б. Хелланд-Хансен вместе с Фритьофом Нансеном выполнил обработку материалов гидрологических исследований, произведенных А.С. Кучиным и его товарищами. Эти материалы были опубликованы в книге Р.Амундсена «Южный полюс» [6]. В этой же книге опубликована фотография А.Кучина с подписью «Александр Кучин — океанограф экспедиции". Океанографические исследования, выполненные на «Фраме», получили высокую оценку норвежских ученых [4].

Слайды №№ 18, 19

После экспедиции в Антарктиду, в конце января 1912 г. Кучин вернулся на родину. «Застенчивый русский моряк» удостоился тогда всеобщего внимания. Кучин был первым, кто вернулся из далекой кругосветной экспедиции. Никаких вестей от Амундсена еще не было, и всех интересовали перспективы достижения им Южного полюса. Но, слушая сообщение Кучина, норвежские ученые по достоинству оценили результаты его морских работ.

Русский океанограф на заседании Норвежского географического общества был окружен общим вниманием. За научные достижения в области океанографии А. Кучину присвоили почетное звание Действительного члена Королевского географического общества Норвегии [2, 7].

Президент общества представил А. С. Кучина норвежскому королю, который долго беседовал с ним об экспедиции Руала Амундсена. За участие в антарктическом рейсе норвежское правительство выдало А. С. Кучину награду — 3000 крон.

Норвегия стала для Кучина второй родиной. Она признала его научные заслуги, здесь он встретил свою любовь, дочь известного норвежского литературоведа Андреаса Поульсона Аслауг. Но дальнейшие свои жизненные планы Кучин связывает только с Россией. «Я люблю Норвегию, но вместе с тем я русский — и телом и душой», — не устает повторять он [5].

В конце января 1912 года Кучин вернулся в Онегу. А в феврале неожиданно пришла телеграмма из Орла от Русанова с предложением принять участие в экспедиции на Шпицберген. Кучин отвечает согласием. Они вместе едут в Норвегию. Русанов считал, что «для выбора судна при покупке было бы очень полезно присутствие господина Кучина, как человека, знакомого с норвежским языком, с Норвегией и с морским делом». Русанов верил в талант и опыт своего капитана. После приобретения судна Кучин писал родным в Онегу: «В Олезунде судно настолько понравилось, что решили купить его.… Судно называется «Геркулесом» [2]. В письме В. А. Русанова и в норвежских справочниках приводятся следующие данные о «Геркулесе»: длина — 73,6 фута, ширина — 19,6 фута, осадка — 8,6 фута� [8].

Слайд № 20

Судно «Геркулес» вышло на Шпицберген, а оттуда Русанов и его товарищи решили плыть Северным морским путем на восток. Об этом Русанов сообщил запиской через поморов-промышленников, встретившихся у Новой Земли. Больше об экспедиции никаких сведений не поступало. «Геркулес» исчез. Экспедиция погибла у берегов Таймыра. Капитану А. Кучину было всего лишь 25 лет.

Следы ее пребывания на островах в Карском море были обнаружены лишь в 1934 году. Но тело самого В. Русанова и других членов экспедиции найдены так и не были. Нашли только двухметровый столб с надписью «Геркулес 1913 г.», а также поломанные нарты и металлическую крышку от патронного ящика.

Спустя некоторое время на другом острове были найдены смерзшиеся клочки одежды, испорченный фотоаппарат и компас. А главное, нашлись документы двух матросов из состава злополучной экспедиции. В 1935 году на острове Попова-Чухчина были сделаны новые находки: маникюрные ножницы, гребенка, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В. А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море» [8].

Находки позволили установить, что экспедиции В. А. Русанова, несмотря на тяжелые ледовые условия 1912-1913 годов, удалось обойти с севера Новую Землю и проникнуть на северо-восток Карского моря. Дальнейшие следы «Геркулеса» и его мужественного капитана затерялись во льдах Арктики. По мнению известнейшего полярного исследователя академика А. Ф. Трешникова можно лишь предполагать, что судно было раздавлено льдами, а участники экспедиции погибли на пути к берегам Сибири [4]. В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. В 1977 году на острове Попова-Чухчина был найден забросанный галькой, замытый песком якорек. Маленький якорек, возможно, с погона капитана "Геркулеса" Александра Степановича Кучина [3].

Слайды №№ 21, 22

К сожалению, за всю свою недолгую жизнь капитан Кучин не успел опубликовать ни одной статьи. Это было обусловлено текстом контракта об участии в экспедиции на «Фраме», подписанного 14 марта 1910 года в Осло между Руалом Амундсеном и А. С. Кучиным. В контракте сказано: «Все результаты работы являются собственностью экспедиции. Все наблюдения, предпринятые каждым отдельным участником экспедиции, должны находиться в ее распоряжении, так же как и вообще все записи в дневниках, касающихся самой экспедиции, если в этом будет желание руководства. Участники экспедиции не могут без согласия ее руководителя опубликовать что-либо ранее трех лет после возвращения в Норвегию» [2]. Отправившись в экспедицию Русанова сразу после возвращения из Антарктиды, он не имел возможности опубликовать свои материалы о плавании на «Фраме» к берегам шестого континента.

Среди бумаг А. Кучина найдена только небольшая тетрадь без первых и последних страниц. Это - первая часть дневника. Записи в ней, сделанные чернилами и карандашом, охватывают плавание «Фрама» с 15 августа по 25 декабря 1910 года, когда корабль норвежской экспедиции пересекал под парусами океанские просторы на пути к берегам Антарктиды. Второй части дневника, относящейся к пребыванию экспедиции на шестом континенте, обнаружить не удалось. Осенью 1911 года А. С. Кучин, возвратившись в Осло после плавания на «Фраме», в беседе с корреспондентом московской газеты «Русское слово» сообщил, что в Буэнос-Айресе у него украли часть багажа. Там находились некоторые его бумаги. Возможно, среди них были и записи о пребывании в Антарктиде [3].

Именем А. С. Кучина назван ледник в Антарктиде на Земле Уилкса 66°57' ю. ш., 117°25' в. д. и горный пик в Антарктиде, два острова в Арктике, учебное судно в г. Архангельске, теплоход, морской буксир и переулок в г. Онега. В честь экспедиции В. Русанова на острове Попова-Чухчина открыт памятник.

Слайд № 23

Так необычно сложилась жизнь этого незаурядного русского ученого и моряка.

К сожалению, сегодня в Российских энциклопедических изданиях отсутствуют сведения о нашем соотечественнике — Александре Кучине, одному из первых русских людей высадившихся на землю Антарктиды.

Сегодня так важно хранить историческую память, знать события прошлого, жизнь и деяния нашего народа. Ведь не осмыслив прошлое, не понять настоящее и не построить будущее.

Слайды №№ 24, 25

ЛИТЕРАТУРА

Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 176 с.

Брегман Г.А. Капитан А. С. Кучин. — Летопись Севера: Ежегодник по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. Т. 3. — М.: Географгиз, 1962. — 288 с.

Сенкевич Ю.А, Шумилов А.В. Их позвал горизонт. — М.: Мысль, 1987. – 213 с.

Трешников А.Ф. Руал Амундсен — Л.: Гидрометеоиздат, 1972. — 63 с.

Павлова В. Капитан Кучин // Орловский Вестник. — 2008. — 08 октября [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik.efactory.ru/?article=13548 (дата обращения: 05.03.2012).

Amundsen R. Sydpolen. Den norske sydpolsfærd med Fram 1910–1912. — Kristiania.: J. Dybwads, 1912. — 424 р.

Едемская А. Он мог стать вторым Ломоносовым //Правда Севера — 2011. — 20 апреля [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772571 (дата обращения: 04.03.2012).

Шпаро Д.И., Шумилов А.В. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света.— 1977. — № 7. — С. 22-30.

� Английский фут — 30,54 см.

�PAGE �8� �PAGE �8�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке