Презентация на тему "М.Е.Салтыков-Щедрин"

Презентация: М.Е.Салтыков-Щедрин
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "М.Е.Салтыков-Щедрин" по литературе, включающую в себя 29 слайдов. Скачать файл презентации 1.29 Мб. Средняя оценка: 4.3 балла из 5. Для учеников 5-8 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: М.Е.Салтыков-Щедрин
    Слайд 1

    М.Е.Салтыков-Щедрин 1826 - 1889  Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя. М.Е.Салтыков - Щедрин

  • Слайд 2

    Биография

  • Слайд 3

    Детство, отрочество, юность (1826 -1847) Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: “Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою”, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – “приготовить чиновника”.

  • Слайд 4

    Вятская ссылка (1848 - 1859) По окончанию лицея Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести “Противоречия” “Запутанное дело”) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в “Отечественных записках”, и за “стремление к распространению революционных идей” в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его “Губернские очерки”.

  • Слайд 5

    “Государственная служба: Министерство внутренних дел, вице-губернатор Рязани и Твери Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. “Я не дам в обиду мужика”, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали “вице-Робеспьером”. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В поисках ответа на вопрос, как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости народа, писатель подает в отставку (1868 г.) и целиком посвящает себя литературе. Итогом его раздумий данного периода стала “История одного города”.

  • Слайд 6

    Последние годы жизни Выйдя в отставку, Салтыков-Щедрин становится вместе с Некрасовым во главе “Отечественных записок”. 16 лет неустанного труда отдал он журналу, продолжая публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ самодержавия. В 1884 г. “Отечественные записки” закрыли. Последние 5 лет жизни писателя были особенно мучительными, он чувствовал себя одиноким, измученным тяжким недугом. Но продолжал писать. В “Сказках” сатира приобретает вселенский масштаб, это итог многолетних жизненных наблюдений писателя. Работал Салтыков-Щедрин до последнего вздоха и умирал “в полном смысле этого слова воином на поле битвы”. 8 апреля 1885 г. Салтыков-Щедрин скончался.

  • Слайд 7

    “Суровая и требовательная любовь к России”. В одной из сказок Салтыков-Щедрин исповедует народную веру в торжество правды и добра. Христос у него вершит на земле Страшный суд, в согласии с крестьянскими представлениями и христианскими идеалами. Несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера писателя в свой народ. “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” писал Щедрин. Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы.

  • Слайд 8

    Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойстваКомментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо.Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рожденияГражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями

    Словарь

  • Слайд 9

    «Сказки для детей изрядного возраста»

    Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанрполитической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность».

  • Слайд 10

    " Сказки " - это своеобразный итог художественной деятельности Салтыкова - Щедрина Из 32 сказок  - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки " Премудрый пискарь " - от слова " писк " , т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк). Сказки Салтыкова-Щедрина  - это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Сказки “Вяленая вобла” “Премудрый пискарь”. “Дикий помещик”, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сказка «Медведь на воеводстве»

  • Слайд 13

    "Премудрый пискарь" «В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

  • Слайд 14

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

  • Слайд 15

    “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

  • Слайд 16

    «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» 1869 год

    Тема Художественные приемы Идея Значение Господа Народ

  • Слайд 17

    Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? Как в этих эпизодах характеризуется мужик? Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения?

  • Слайд 18

    Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Сказка «Дикий помещик»

  • Слайд 21

    Сказка «Медведь на воеводстве»

  • Слайд 22

    «Сказки Салтыкова иносказательны, аллегоричны, в них всегда есть подтекст. «мораль», которая в иных случаях высказывается с полной определенностью, в иных же – только подразумевается и требует от читателя умелой расшифровки»

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    1.О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? 2.Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

  • Слайд 25

    Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха: а) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия; б)  иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании; в)  гипербола — чрезмерное преувеличение.

  • Слайд 26

    Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

  • Слайд 27

    Роман «История одного города»

    «Свое произведение выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвел лишь скромную роль «издателя» этих записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими режим – в образе города Глупова»

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке