Презентация на тему "Смута. Лжедмитрий I"

Презентация: Смута. Лжедмитрий I
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (10.11 Мб). Тема: "Смута. Лжедмитрий I". Предмет: история. 31 слайд. Для учеников 6-7 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Смута. Лжедмитрий I
    Слайд 1

    Смута

    Лжедмитрий 1 Селиверстова И.А. Сарапул ГОУ НПО 29

  • Слайд 2

    В начале XVII века Российское государство было охвачено пожаром гражданской войны и глубоким кризисом. Современники назвали это время Смутой и Лихолетьем.

  • Слайд 3

    глубокий духовный, экономический, социальный, внешнеполитический кризис, поставившей страну на грань катастрофы.

  • Слайд 4

    Смута

    Основные признаки: безвластие, самозванство, гражданская война, интервенция.

  • Слайд 5

    1598-1605 династический 1605-1610 1610-1613 социальный национальный

  • Слайд 6

    17 мая 1606 года поперёк рыночного прилавка на Красной площади лежало тело убитого человека. Во рту у него торчала дудка… А под прилавком валялся труп преданного ему Петра Басманова. А ведь всего год назад ему поклонялись, вся Россия присягнула этому человеку. Кем же он был? Талантливым актёром, гениальным политическим авантюристом, фантазёром, сумасшедшим? Дмитрий-самозванец Николай НЕВРЕВ

  • Слайд 7

    В 1603 г. в Польше появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV - Дмитрием, который уже 12 лет считался убитым. Самозванство была новым для российской политической традиции и явно носило "авторский" характер. Многие историки полагают: создателями этой идеи были враги Годунова - бояре Романовы, в доме которых некоторое время жил исполнитель главной роли - бедный галицкий дворянин Григорий Отрепьев.

  • Слайд 8

    В Польше тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, воеводе Мнишеку (в его дочь он был безумно влюблен) — Новгород, Псков, другие земли. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    Самозванец выбрал не короткий путь (через Смоленск), а длинный — через Чернигов, где скопилось много людей, недовольных Годуновым. Они видели в Лжедмитрии законного наследника престола, «доброго царя»… Быстро сдались города Чернигов, Путивль, Курск, к Лжедмитрию шли запорожские казаки, многие русские дворяне, недовольные Годуновым.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    18 декабря 1604 года первое крупное столкновение под Новгородом- Северским между Дмитрием и войском князя Ф. И. Мстиславского, в котором победу одержал самозванец. Дмитрий - 15 тысяч человек Милославский - 50 тысяч человек

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Московская рать настигла егоу села Добрыничи. Лжедмитрий дал сражение царскому войску , но потерпел поражение из-за многочисленной артиллерии у противника. Под самозванцем была ранена лошадь, он чудом избежал плена. Правительственные войска развязали жестокий террор. Результатом оказалось всеобщее ожесточение и раскол среди московского дворянства. Комов И.Н. Разгром Лжедмитрия под Добрыничами

  • Слайд 15

    Перед тобой не стану я лукавить; Но знаешь ли чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным. Пушкин А.С. Глазунов. Борис Годунов. ?

  • Слайд 16

    Успех самозванца определяли не казаки, не ошибки правительства и воевод Годунова, а ненависть к Борису большинства населения. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему свои ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Глазунов. Борис Годунов.

  • Слайд 17

    13 апреля 1605 года умер Борис Годунов. Среди бояр и воевод возник заговор. Сына Бориса Годунова - Фёдора - свергли и убили. Войско, которое стояло под Кромами, перешло на сторону самозванца (командующий войском Пётр Фёдорович Басманов в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников). Маковский. Убиение царя Федора

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    К.Ф. Лебедев. Вступление войск Лжедмитрия I в Москву. Заручившись поддержкой "матери" Марии Нагой, 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно, под колокольный звон, въехал в Москву, как законный государь.

  • Слайд 20

    1605-1606 - правление Лжедмитрия 1 Воцарившись в России, Дмитрий не торопился выполнять обещания, данные полякам. Не ввёл католичество, не согласился величаться Великим князем, а именовался цесарем - императором. Юрий Мнишек, рассчитывавший на полноводную денежную реку, текущую из Москвы в Самбор, просчитался и получил в лучшем случае тоненький ручеёк да диковинные подарки для дочери.

  • Слайд 21

    Русские летописи отмечают ум, образованность и уверенность в себе Лжедмитрия. Присутствуя на заседаниях Боярской думы, он удивлял всех своим тонким и точным пониманием проблем, быстрым решением государственных дел. Печать Лжедмитрия 1

  • Слайд 22

    Обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ. Ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве. Снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски. Патриарх Иов отказывается признать Лжедмитрия I. Пётр ГЕЛЛЕР Он поручил составить новый общерусский свод законов, запретил взятки, лично принимал жалобы от обиженных.

  • Слайд 23

    Марина Мнишек и Лжедмитрий. В поведении «Дмитрия» было много необычного: он свободно гулял по городу, не считался с русскими обычаями, порядками, установившимися при русском, дворе. Он разрушал образ царя-полубога, держался как обыкновенный человек.

  • Слайд 24

    Ситуация стала особенно напряженной, когда в Москву с большой свитой прибыла невеста Лжедмитрия, Марина Мнишек. Столицу наводнило множество поляков и литовцев. Поляки вызывали у москвичей раздражение.

  • Слайд 25

    Сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Нарастало недовольство среди бояр, дворян, простых москвичей. Возник заговор бояр во главе с Василием Шуйским. Лжедмитрий был предупреждён, но не принял никаких мер, так был уверен в себе и преданности людей. 17 мая 1606 г. при попытке скрыться от заговорщиков Лжедмитрии I был убит. Последние минуты Дмитрия Самозванца. Карл ВЕНИГ

  • Слайд 26

    Толпа заговорщиков, воспользовавшись неразберихой, ворвалась в Кремль, смяла охрану. Дмитрий храбро защищался, не струсил, но сорвался с перехода и сломал ногу. Его допрашивали, а он твердил, что истинный царевич. Царица Марфа обличает ЛжедмитрияРаскрашенная литография по эскизу В.Бабушкина.

  • Слайд 27

    Без сомнения, Григорий Отрепьев был неординарной личностью. Он стал, пожалуй, единственной русской исторической фигурой допетровской эпохи, кому посвятили свои сочинения европейские литераторы ( Лопе де Вега, Фридрих Шиллер), чей профиль был чеканен на медалях, чьи портреты встречаются по сей день в европейских музеях.

  • Слайд 28

    Какое событие изображено на картине?

  • Слайд 29

    Самозванцем который бежал в Польшу был: Федор Романов Михаил Романов Григорий Отрепьев Борис Годунов Ключевский сказал: "Он был только испечен в Польской печке, а заквашен в Москве» о Борисе Годунове Василии Шуйском Иване Болотникове Григории Отрепьеве

  • Слайд 30

    Годы правления Лжедмитрия 1 1604-1605 1605-1607 1605-1606 1606-1607 Автором картины является художник Неврев Н.В Вениг К. Лебедев К.Ф. Шухаев В.И.

  • Слайд 31

    Смута

    Василий ШУХАЕВ. Келья в Чудовом монастыре. Пимен и Григорий.

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи:

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

Карта “Образование русского централизованного государства”.

Атласы по истории России для 7-го класса.

Портреты московских царей.

Раздаточный материал.

Схема “Создание единого русского государства”.

Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

Варианты ответов учащихся:

http://festival.1september.ru/articles/314243/img1.gif

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

Варианты ответов учащихся:

Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.

Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.

Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.

Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Варианты ответов учащихся:

– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

Варианты ответов учащихся:

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

Физкультминутка

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Варианты ответов учащихся:

Ярославское княжество – 1463 год.

Ростовское княжество – 1474 год.

Новгородская земля – 1478 год.

Тверское княжество – 1485 год.

Псков – 1510 год.

Смоленск – 1514 год.

Рязань – 1521 год.

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Варианты ответов учащихся:

Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

1485 год – присоединение Твери к Москве.

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

http://festival.1september.ru/articles/314243/img2.gif

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.

И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

Когда и где произошла встреча противников?

Покажите на карте это место.

Почему монголо-татары отступили?

Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

IV. Закрепление новых знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.

Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

Я узнал…

Я понял…

Я удивлен…

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи:

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

Карта “Образование русского централизованного государства”.

Атласы по истории России для 7-го класса.

Портреты московских царей.

Раздаточный материал.

Схема “Создание единого русского государства”.

Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

Варианты ответов учащихся:

http://festival.1september.ru/articles/314243/img1.gif

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

Варианты ответов учащихся:

Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.

Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.

Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.

Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Варианты ответов учащихся:

– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

Варианты ответов учащихся:

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

Физкультминутка

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Варианты ответов учащихся:

Ярославское княжество – 1463 год.

Ростовское княжество – 1474 год.

Новгородская земля – 1478 год.

Тверское княжество – 1485 год.

Псков – 1510 год.

Смоленск – 1514 год.

Рязань – 1521 год.

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Варианты ответов учащихся:

Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

1478 год – присоединение Новгорода к Москве.

1485 год – присоединение Твери к Москве.

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

http://festival.1september.ru/articles/314243/img2.gif

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Варианты ответов учащихся: В 1380 году произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.

И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

Когда и где произошла встреча противников?

Покажите на карте это место.

Почему монголо-татары отступили?

Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

IV. Закрепление новых знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.

Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

Я узнал…

Я понял…

Я удивлен…

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке