Презентация на тему "Основы селекции"

Презентация: Основы селекции
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Основы селекции", адресованная ученикам старших классов. Благодаря этой работе ребята узнают, что такое селекция, как развивалась эта наука, какими методами она работает, а также познакомятся с выдающимися учеными.

Краткое содержание

  • Кроссворд
  • Предмет и задачи селекции
  • Сорта растений
  • Породы животных
  • Этапы становления селекции
  • Центры происхождения растений
  • Закон гомологических рядов
  • Методы селекции
  • Достижения селекции животных

Содержание

  • Презентация: Основы селекции
    Слайд 1

    "Основы селекции" Электронное пособие

  • Слайд 2

    Задание:отгадайте ключевое слово кроссворда

    • 8 – наследственное изменение генотипа
    • 1 – процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению
    • 2 – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания
    • 3 – наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом
    • 4 – наука о наследственности и изменчивости
    • 5 – ненаследственное изменение фенотипа под влиянием внешней среды
    • 6 – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ
    • 7 – организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками
  • Слайд 3

    Сегодня на уроке:

    • Знакомимся с понятием «селекция»
    • Определяем задачи селекции как науки
    • Знакомимся с результатами селекции растений, животных и микроорганизмов
    • Знакомимся с основными этапами становления селекции как науки и их результатами
    • Изучаем основные методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез и другие)
    • Проверяем полученные знания
  • Слайд 4

    Задание на дом:

    1. Выучить определения: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, чистая линия, инбридная депрессия
    2. Называть основные задачи (5) селекции
    3. Называть этапы (3) становления селекции как науки и давать их краткую характеристику
    4. Называть и давать характеристику основных методов селекции (не менее 5)
    5. Заполнить таблицу «Основные методы селекции растений и животных»

    6. Выписать достижения советских ученых в селекции растений и животных

  • Слайд 5

    Предмет и задачи селекции

    • Задание 1: вспомните из курса биологии 6-7 класса определение «селекция».
    • Задание 2: сравните ваше определение с определением в вашем учебнике (с.105-106). Чем отличаются эти определения?
    • Задание 4: представьте, что Вы селекционер и Вам необходимо создать новый сорт (ознакомьтесь с заданиями и решите их)
    • Задание 3: результатами селекции являются породы, сорта и штаммы (найдите определения этих понятий в учебнике с.106 и выпишите их в тетрадь)
  • Слайд 6

    Сорта растений

    Сорта капусты:

    1 – белокочанная

    2 – цветная

    3 – брюссельская

    4 – кольраби

    5 - савойская

    Сорта гладиолусов

  • Слайд 7

    Породы животных

    Породы лошадей

    • Арабская
    • Арабская
    • Ахалтекинская
    • Владимирский тяжеловоз
    • Орловский рысак
    • Породы овец
    • Цигейская
    • Асканийская
    • Каракульская
  • Слайд 8

    Предмет и задачи селекции

    • Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.

    Задачи селекции:

    • Повышение урожайности сортов и продуктивности пород
    • Улучшение качества продукции
    • Повышение устойчивости к заболеваниям
    • Экологическая пластичность сортов и пород
    • Пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения
  • Слайд 9

    Этапы становления селекции

    Задание 1: рассмотрите схемы, сделайте вывод о первом этапе развития селекции

    1 этап – одомашни-вание Первые попытки предприни-мались еще за 20-30 тыс. лет до н.э.

    • собака
    • овца
    • курица
    • банкивская курица
    • архар
    • волк
  • Слайд 10

    Этапы становления селекции

    2 этап – широкое одомашнивание (началось с 8-6 тыс. до н.э.)

    3 этап – разработка научных основ селекционной работы

    Вавилов Н. И. (1887 – 1943 гг)

    Направления научной работы Н. И. Вавилова

    • формирование задач современной селекции
    • создание учения о центрахмногообразия и происхождения культурных растений
    • закон гомологических рядов
    • разработка проблемы иммунитета растений
    • создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков
    • создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране
  • Слайд 11

    Центры происхождения растений

    Н. И. Вавилов вначале выделил 8 центров происхождения культурных растений с рядом подцентров, но в более поздних работах укрупнил их в 7 основных первичных центров. Среднеазиатский и Переднеазиатский центры были объединены в Юго-западноазиатский центр.

    • ЦА
    • ЮА
    • Аб
    • Сзм
    • ПА
    • СА
    • ВА
    • ЮА
  • Слайд 12

    Центры происхождения растений

    ЮА

    - Южноазиатский центр

    ВА

    - Восточноазиатский центр

  • Слайд 13

    Центры происхождения растений

    СА

    ПА

    - Переднеазиатский центр

    - Среднеазиатский центр

  • Слайд 14

    Центры происхождения растений

    Сзм

    Аб

    - Абиссинский центр

    - Средиземноморский центр

  • Слайд 15

    Центры происхождения растений

    ЦА

    ЮА

    - Южноамериканский центр

    - Центральноамериканский центр

  • Слайд 16

    Закон гомологических рядов

    «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других видов и родов.»

  • Слайд 17

    Методы селекции

    • Подбор родительских форм
    • Индуцированный мутагенез
    • Получение полиплоидов
    • Испытания по потомству
    • Гибридизация
    • Искусственный отбор
    • Аутбридинг (гетерозис)
    • Инбридинг (депрессия)
    • Массовый
    • Индивидуальный
  • Слайд 18

    Методы селекции

    • Таблица «Основные методы селекции растений и животных
    • Задание 2:сравните методы селекции растений и животных. Сделайте вывод, что общего и чем отличаются методы селекции растений и животных.
    • Задание 1:используя предложенную схему, текст учебника (с.107-108, 118-119) и дополнительную литературу, заполните таблицу.
  • Слайд 19

    Повторяем!

    итог

    • Методы селекции
    • Подбор родительских форм
    • Индуцированный мутагенез
    • Получение полиплоидов
    • Испытания по потомству
    • Гибридизация (аутбридинг, инбридинг)
    • Искусственный отбор (массовый, индивидуальный)
    • Селекция
    • Сорт
    • Порода
    • Штамм
  • Слайд 20

    Достижения селекции растений

    Селекционер

    Примеры работ по гибридизации

    • Мичурин И.В.
    • Карпеченко Г.Д.
    • Цицин Н.В.
    • Лукьяненко П.П.
    • Пустовойт В.С.
    • Черемуха х Вишня Идеал = Церападус
    • Бельфлер желтый х Китайка = Бельфлер-китайка
    • Редька х Капуста = Капустно-редичный гибрид
    • Пшеница х Пырей = ППГ
    • Пшеница х Рожь = Тритикале
    • Гибридизация географически отдаленных форм (Саратовская-29, Безостая-1)
    • Работа с подсолнечником (получение сортов с масличностью более 50%)
    • Задание:используя текст учебника (с.111-112) и дополнительную литературу, заполните таблицу.
  • Слайд 21

    Достижения селекции животных

    • Селекционер
    • Примеры работ по гибридизации
    • Иванов М.Ф.
    • Результаты отдаленной гибридизации
    • Английская порода х Украинская порода = Белая степная украинская
    • Кобылица х Осел = Мул
    • Архар х Меринос = Архаро-меринос
    • Белуга х Стерлядь = Бестер
    • Хорек х Норка = Хонорик
    • Карп х Карась = Гибрид

    Задание:используя дополнительную литературу, заполните таблицу.

  • Слайд 22

    Проверь себя:

    Задание: замените приведенные утверждения одним термином

    1 – скрещивание неродственных особей одного и того же вида

    2 – искусственно полученная популяция домашних животных

    3 - наука об улучшении уже существующих и о выведении новых искусственных популяций растений, животных и микроорганизмов с нужными человеку свойствами.

    4 – явление гибридной мощности

    5 – скрещивание особей, имеющих общих предков

    6 - искусственно полученная популяция культурных растений

    7 - искусственно полученная популяция микроорганизмов

  • Слайд 23

    Проверь себя:

    Нормы оценок:

    «5»– 7 баллов «4» – 5 - 6 баллов «3» – 3 - 4 балла

    Эталон ответа:

    • 1 – аутбридинг
    • 2 – порода
    • 3 – селекция
    • 4 – гетерозис
    • 5 – инбридинг
    • 6 – сорт
    • 7 – штамм
  • Слайд 24

    Использованная литература:

    Учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии», М., «Вентана – Граф», 2003 год

    Методическое пособие О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Универсальные поурочные разработки по общей биологии», М., «ВАКО», 2006 год

    ЭУИ «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 год

    ЭУИ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология 11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2007 год

    ЭУИ «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», Республиканский мультимедиа центр, 2004 год

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке