Презентация на тему "Северная война (1700-1721)" 7 класс

Презентация: Северная война (1700-1721)
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Северная война (1700-1721)" по истории, включающую в себя 9 слайдов. Скачать файл презентации 0.56 Мб. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Для учеников 7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

Содержание

  • Презентация: Северная война (1700-1721)
    Слайд 1

    Северная война(1700-1721) лабораторная работа

    Урок составлен учителем истории МКОУ «Степновская СОШ» Паниной И.Г.

  • Слайд 2

    Северная война(1700-1721)Лабораторная работа

  • Слайд 3

    Полтавская битва – 27 июня 1709 год

  • Слайд 4

    “Это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. В Г Белинский

  • Слайд 5

    «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние» Петр Первый

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Значение битвы

    Переломный момент в войне. Восстановлен антишведский союз Последнее крупное сражение на суше. Повысился международный авторитет России.

  • Слайд 8

    Правила составления плана при работе с текстом:

    1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста. 

  • Слайд 9

    Алгоритм работы группы

    Групповая работа. 1.1)Распределите позиции. Вспомните, как проявляется каждая позиция, и действуйте в группе соответственно занимаемой позиции. 1.2)Распределите текст. Индивидуальная работа внутри группы. 2.1) Прочитай свой текст, выдели в тексте главное. 2.2) Выделенную особенность запиши в тетрадь своими словами. 3) Групповая работа. 3.1) Для того, чтобы не было трудностей, установите очередность выступления. 3.2) По очереди, сообщите содержание своего текста, основную особенность. При объяснении, опирайтесь на свои записи. 3.3)После того, как все участники группы выступят, необходимо выстроить целостность содержания и подготовить доклад для выступления, который должен быть зафиксирован у каждого участника группы.

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема: «Северная война. Полтавская битва»

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Индивидуальная, групповая и коллективная.

Цель урока:

развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, документами, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;

реализация межпредметных связей;

использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.

Познавательные задачи:

контроль знаний основных событий,;

формирование исторического подхода к событиям;

Развивающие задачи:

развитие творческого мышления учащихся;

развитие самостоятельности;

развитие умения работать в группе;

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; формулировать выводы;

развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; на основе документов и текстов давать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения; оценку их деятельности; развивать умение по составлению сообщений и рецензий.

Воспитательная задача:

Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

оценить значение победы в Северной войне для России

способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа; на примере мужества русских людей в Северной войне, вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, воспитывать умение работать в группах.

 Опережающее задание

Опережающее домашнее задание – изучить в учебнике ход Северной войны.

Возможны задания – выучить наиболее существенные даты, отметить на контурной карте основные события войны. Таким образом ребята знакомятся с основной хронологической канвой событий, которая может быть быстро проверена в начале урока - хотя желательно потратить на это минимум времени.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва . В конце урока мы должны дать объяснение выражению. В Г Белинского “Это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”.

План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.

В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы, и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь.

На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута (слово редут определяется в словаре) перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.

В ночь на 27 июня русские пехотные полки и артиллерия располагались в укрепленном лагере, Белгородский пехотный полк — в редутах, а вся конница под начальством Меншикова — в перелеске у поперечных редутов. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.

27 июня (8 июля) в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва. Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь соя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Если рассматривать весь ход сражения, то можно выделить следующие этапы.

Первый этап: бой русской конницы и Белгородского пехотного полка, как итог - шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены, прорвали поперечные редуты, оказавшись своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря, но, встретив сильный фланговый картечный огонь батарей, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.

Второй этап битвы — столкновение главных сил. В бой была введена пехота, на флангах размещалась конница. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий, который оставался в лагере. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.

Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены. Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. Знаменитый Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи». В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет

А теперь я предлагаю вам документы, в которых вы увидите различные точки зрения на одно и то же событие.

Ребятам предлагается отрывок из сочинения И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». ( Хрестоматия по истории России, т.2, книга I, с. 131-133). Прежде, чем начать читать, школьники по названию книги определяют предполагаемое отношение автора к Петру I, затем в комментариях к отрывку читают биографические данные об Иване Голикове, русском купце екатерининской эпохи, сосланном в Сибирь, но получившим помилование в связи с открытием памятника Петру в Петербурге. После этого Голиков считал Петра своим благодетелем и всю жизнь собирал материалы, посвященные императору, так возник его многотомный труд, основанный на огромном количестве источников. Ученикам предлагается определить, исходя из приведенных фактов, какие должны быть слабые и сильные места книги Голикова. Обычно они без труда определяют, что Голиков имел доступ к огромному объему письменной информации и устных легенд, но в то же время явно стремился идеализировать образ царя.

После этого класс приступает к чтению текста.

Отрывок из сочинения И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». ( Хрестоматия по истории России, т.2, книга I, с. 131-133)

«По окончании всех действий военных монарх, увидя со всех сторон приезжающих в себе генералов и знатных чиновников гвардии своей, уклонял пред каждым из них обнаженный, еще и кровию неприятельской обагренный меч свой и поздравлял их с победой. Монарх обнял прибывшего к нему тогда же князя Меншикова и , неоднократно целуя его в голову, превозносил пред всеми отличные подвиги и труды его…

И тогда же, повелев армии своей стать в строй, выехал пред оною с князем сим. Фельдмаршал Шереметев закричал: « На караул!». Все генералы, штаб и обер-офицеры уклонили свои шпаги, загремела музыка, барабанный и литаврный бой, и преклонялись до земли все знамена. Монарх, проезжая весь фрунт армии без шляпы, благодарил все войско за храбрость и усердие их. По сем великий государь, повелев пред фрунтом армии поставить походную церковь и многие другие шатры для обеденных столов, посетил раненых не только офицеров, но и всех рядовых, благодарил их за ревность их к службе и отечеству, изъявлял сердечное сожаление свое об их участи, утешал опаснейше раненых, что старание лекарей при способствовании Божией помощи может исцелить их, обещал наградить подвиги их, многих раны в присутствии его были перевязаны. Наконец, великий государь, отдав приказ о неусыпном старании об их излечении и содержании, в первом часу пополудни пошел в поставленную церковь. Началось благодарное молебствие. ..

Во 2 часу пополудни великий государь …прибыл в шатер свой. Монарх повелел князю Меншикову привести в шатер всех пленных генералов, штаб и обер-офицеров. Монарх, стоя у столика без шляпы, принял их с весьма ласковым видом. Они, становяся пред его величеством на колени, подносили ему шпаги свои. Во время стола при питии за здравие его величества, всего его царского дома и победоносного оружия продолжалась беспрерывно пушечная пальба. Стол сей продолжался до пяти часов за полдень…Поутру 28 числа Великий государь …занялся отданием последнего долга убитым. Он приказал заготовить на самом поле сражения две великие могилы и всей армии около могил тех стать в строй образом каре, и, когда все сие исполнено, монарх осмотрел сам могилы оные и в своем присутствии повелел в одну из них положить порядочно тела офицеров, в другую унтер-офицеров и рядовых, потом началась всеми полковыми священниками погребальная панихида. Государь , отдав три низкие поклона, первый начал своими руками засыпать землю, громы артиллерии, троекратный беглый всей армии огонь и печальные тоны полковой музыки заключили погребальный сей обряд. Его величество, однако же, не прежде отошел, пока не насыпан был над могилами холм и не водрузил на оном своими же руками святого креста с надписанием «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709, июня 27 дня». Тогда же великий государь издал указ о повсегодном и непрерывном вовеки поминовении в день сей памяти их». Задания:

Составить план прочитанного текста

Выписать несколько слов или выражений, которые лучше всего выражают отношение автора к описываемым событиям.

Отрывок из книги Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии». (М., Новое Литературное Обозрение, 1995)

«… Когда шведские военачальники, сдав оружие, символически признали себя побежденными, царь пригласил их на пир вместе с русскими генералами. Все перешли во второй просторный шатер, сшитый из дорогих тканей китайской и персидской работы. Обагренная кровью земля была прикрыта коврами. Галантно целовались руки, государь сам разливал водку. Приступили к обеду, на котором провозглашались тосты за здоровье царя, за его семью, за славу его оружия и так далее. Салютовали пушки, шведы и русские вели учтивые беседы, вкушали яства и обменивались комплиментами. За ломившимся от блюд пиршественным столом царила атмосфера любезности и предупредительности. Торжественная трапеза на поле битвы могла идти своим чередом, тогда как вокруг продолжали умирать истерзанные воины.

Поле брани представляло собой ужасающее зрелище. Около 9000 убитых и умирающих, масса раненых (их число было больше четырех, но скорее всего не менее десяти тысяч) а также неисчислимое множество загубленных лошадей лежали, раскиданные, на довольно ограниченном пространстве – в поле, в кустарнике, под деревьями, в оврагах, короче говоря, повсюду. Укрепления превратились в могильные курганы, балки – в погребальные ямы. Там, где протекали наиболее ожесточенные схватки, трупы лежали сплошь, устилая землю своеобразным ковром. Например, около третьего редута на площади примерно в 250 квадратных метров, должно было скопиться до тысячи тел. Человек, обозревавший этот кошмар, вероятно, видел и слышал то, что описано многочисленными свидетелями других сражений. Земля вдали шевелилась, словно живая, - это корчились в судорогах и боли бесчисленные раненые, изодранным ковром покрывавшие землю. В воздухе стоял неприятно пульсирующий, жалобный стон, затихающий и вновь усиливающийся, но в любом случае неумолчный - это стенали и плакали десятки тысяч изувеченных и умирающих.».

Задания:

Определить, насколько изложенные здесь события совпадают с составленным планом по тексту Голикова.

Выписать те слова и выражения, которые наиболее ярко отражают взгляд Петера Энглунда.

Объяснить причину различий в оценках при описании одних и тех же фактов.

После прочтения текста ребятам предлагается определить, насколько изложенные здесь события совпадают с составленным ими планом текста Голикова. Быстро выясняется, что в этом отрывке описан примерно тот же самый временной отрывок, что и в отрывке из Голикова. После этого предлагается выписать те слова и выражения, которые наиболее ярко отражают взгляд Петера Энглунда. Обычно предлагаются «ужасающее зрелище», «апокалиптическая генеральная баталия» и т.д. После этого школьникам предлагается объяснить причину различий в оценках при описании одних и тех же фактов. Обычно первый вариант ответа – «Петер Энглунд – швед, поэтому он плохо отзывается о русских». Тогда ученикам предлагается вернуться к тексту и проверить, есть ли в тексте негативные оценки русских людей. Выясняется, что автор описывает вежливость и предупредительность царя и русских генералов по отношению к пленным. В то же время, его рассказ строится на противопоставлении пирующих генералов – как шведских, так и русских и ужасающих мучений раненых и умирающих – как шведских, так и русских. Ясно, что различия между текстами Голикова и Энглунда вызваны скорее не их национальной принадлежностью, а разницей между человеком XVIII века, радостно воспевающим царя-победителя, и человеком ХХ века, стремящимся показать в своей книге ужасы войны как таковой и контраст между положением командиров и простых солдат.

Следующий текст, предлагаемый ученикам для анализа – отрывок из поэмы Пушкина «Полтава».

«Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев, И се – равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.

И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над павшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон

Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Еще напор – и враг бежит. И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.

Ученикам снова предлагается сравнить описание событий в пушкинском отрывке с планом рассказа Голикова. Выясняется, что временные отрезки частично перекрывают друг друга – пушкинский текст начинается раньше, но заканчивается все тем же знаменитым петровским пиром. После этого школьникам предлагается ответить на вопрос – к чьей оценке ближе Пушкин – Голикова или Энглунда. В данном случае ответы обычно различаются. В пушкинском тексте, как всегда, все неоднозначно, здесь можно найти подтверждение мысли о совпадении его взгляда с голиковским – например, последняя строфа приведенного отрывка. В то же время, Пушкин не может безоговорочно ликовать по поводу победы, не замечая человеческих страданий. Не случайно здесь строчки «и смерть и ад со всех сторон», « убийством тупятся мечи», «падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи». Не случайно здесь и огромное уважение к противнику – «вожди героя шли за ним», «славные пленники». В этом, очевидно, одно из проявлений величия Пушкина – в его умении взглянуть на происходящее с разных сторон, увидеть величие момента, и одновременно глубину человеческих страданий.

. После этого ученикам предлагается отрывок из книги Н.И. Костомарова «Мазепа». Выдающийся историк Н.И.Костомаров (1817-1885) родился и вырос на Украине и, хотя и прославился прежде всего своими трудами по русской истории, но в течение всей своей жизни много занимался историей Украины – он публиковал древние малороссийские документы, много писал об украинских политических деятелях. Костомаров в молодости был одним из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества, куда, как известно, входил и Тарас Шевченко. Революционные взгляды ученого обусловили его интерес ко всем народным движениям, и, в частности, к запорожскому казачеству. Костомаров был известен, как сторонник культурно-национальной автономии Украины. Очевидно, эти черты мировоззрения историка обусловили и его интерес к гетману Мазепе.

Отрывок из книги Н.И. Костомарова «Мазепа».

«Много шведских генералов попалось тогда в плен.

Несколько времени Петр думал, что Карл убит, вскоре, однако, принесли ему известие, что король успел убежать к обозу, и Петр, узнавши, что Карл жив, был этим очень доволен. Он питал большое уважение к своему врагу. После полудня всему русскому войску приказано было выстроиться. Царь выехал без шляпы, благодарил всех за храбрость, дал приказание перевязывать раны и лечить раненых, показывал к ним сострадание. Между тем на поле приготовлена была походная церковь. В час пополудни там отслужили благодарственный молебен, и во время пения «Тебе Бога хвалим» дано было три пушечных залпа. По окончании молебна царь позвал сподвижников на пир, устроенный в шатрах… К этому пиру приглашены были знатные шведские пленники – генералы и полковники.

…На другой день утром по приказанию царя с 4 часов начали копать могилы для погребения убитых. Все войско было выстроено на этом месте. Две могилы были готовы, и в 6 часов прибыл туда государь… Отслужили над ними обычное последование погребения…царь положил перед убитыми три земных поклона и первый собственноручно стал засыпать могилы землею. Другие командиры последовали ему… После отправления всего обряда над убитыми русскими Петр приказал похоронить неприятельские тела, поручивши совершать над ними погребальный обряд пленным протестантским священникам… … шведские военачальники розданы были под наблюдение русским вельможам… все другие были розданы русским офицерам, сообразно чинам, какие носили шведские пленники, до самых унтер-офицеров и рядовых. Всех отправили в Россию через несколько дней. Худшая участь постигла малороссиян-мазепинцев, которые взяты были в плен и большею частью сами сдались, увидя шведское дело проигранным. Нордберг, в качестве очевидца, говорит, что их подвергали ужаснейшим истязаниям, ломали им руки и ноги и выставляли на колесах изуродованные тела их, других вешали и на кол сажали.. Мы не можем безусловно отвергать известия Нордберга, так как свирепые казни над мятежниками и царскими изменниками были в обычае у Петра.

Задание:

Сравнить с рассказом Голикова, найти совпадения и отличия.

Почему Костомаров отметил факт, пропущенный как шведским, так и русским историками.

После прочтения, текст снова сравнивается с рассказом Голикова – и ученики легко находят много совпадений (пир, погребение) , но и большие отличия – прежде всего – рассказ о пытках и казнях казаков. На вопрос о том, почему Костомаров отметил этот факт, пропущенный как шведским, так и русским историками, возможны различные ответы. С одной стороны, отрывок взят из книги о Мазепе, таким образом, естественно, что автор при описании Полтавской битвы останавливается на судьбе соратников мятежного гетмана. В то же время, понятен сам выбор такой точки зрения – Костомарова всегда волновала независимость Украины и, соответственно, интересовали те, кто пытался этой независимости добиться. Возможно, однако, и другое объяснение. Для Голикова, а в какой-то мере и для Пушкина – историю под Полтавой вершит царь, на его действиях и сосредотачивается основное внимание. Для Костомарова в истории всегда огромную роль играл народ и его представители, он видел в русской истории соединение двух начал – вечевого и державного. Не случайно он много писал, например, о Великом Новгороде, как носителе вечевого, народного начала. Запорожцы для него тоже в какой-то мере представители этой народной стихии – и, описывая битву, совершенную по воле двух государей, он не может не рассказать о страданиях казаков, оказавшихся замешанными в эту политическую борьбу.

В заключительном слове учитель может подвести итог всему сказанному выше и подчеркнуть, что описание одних и тех же фактов может сильно отличаться в зависимости от эпохи, в которую жил автор текста, его происхождения или же его политических взглядов, и задача любого человека, воспринимающего информацию, четко уяснить для себя, где здесь факты, и где мнения, а затем решить, можно ли доверять этим фактам, и согласен ли он лично с тем или иным мнением. В сильном классе можно предложить написать дома небольшое эссе «Какой взгляд на Полтавскую битву мне ближе – и почему?»

Подведем итоги работы наших групп, источники позволяют воссоздать более полную картину исторических событий. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину.

Решение проблемной задачи. Как вы понимаете выражение В.Г.Белинского “Это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”.

(Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне: страна получила выход к морю, вернула побережье Финского залива, превратила Россию в морскую державу, а так же укрепила международный авторитет нашей Родины, укрепила ее национальный суверенитет, способствовала формированию мощной империи)

Подведем итоги работы наших групп6 источники позволяют воссоздать более полную картину исторических событий. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину.

Тема: «Северная война. Полтавская битва»

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Индивидуальная, групповая и коллективная.

Цель урока:

развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, документами, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;

реализация межпредметных связей;

использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.

Познавательные задачи:

контроль знаний основных событий,;

формирование исторического подхода к событиям;

Развивающие задачи:

развитие творческого мышления учащихся;

развитие самостоятельности;

развитие умения работать в группе;

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий; формулировать выводы;

развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; на основе документов и текстов давать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения; оценку их деятельности; развивать умение по составлению сообщений и рецензий.

Воспитательная задача:

Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.

оценить значение победы в Северной войне для России

способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа; на примере мужества русских людей в Северной войне, вызвать у учащихся чувство гордости историей своих предков;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, воспитывать умение работать в группах.

 Опережающее задание

Опережающее домашнее задание – изучить в учебнике ход Северной войны.

Возможны задания – выучить наиболее существенные даты, отметить на контурной карте основные события войны. Таким образом ребята знакомятся с основной хронологической канвой событий, которая может быть быстро проверена в начале урока - хотя желательно потратить на это минимум времени.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России. Темой нашего исследования стало одно из крупнейших и очень важных по значению событий Северной войны – Полтавская битва . В конце урока мы должны дать объяснение выражению. В Г Белинского “Это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”.

План шведского короля — достигнуть Москвы через Смоленск — был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на три месяца (апрель — июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.

В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы, и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь.

На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута (слово редут определяется в словаре) перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов — до 30 тыс. человек. Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона.

В ночь на 27 июня русские пехотные полки и артиллерия располагались в укрепленном лагере, Белгородский пехотный полк — в редутах, а вся конница под начальством Меншикова — в перелеске у поперечных редутов. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.

27 июня (8 июля) в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва. Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь соя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Если рассматривать весь ход сражения, то можно выделить следующие этапы.

Первый этап: бой русской конницы и Белгородского пехотного полка, как итог - шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены, прорвали поперечные редуты, оказавшись своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря, но, встретив сильный фланговый картечный огонь батарей, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.

Второй этап битвы — столкновение главных сил. В бой была введена пехота, на флангах размещалась конница. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий, который оставался в лагере. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.

Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены. Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики. Знаменитый Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи». В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет

А теперь я предлагаю вам документы, в которых вы увидите различные точки зрения на одно и то же событие.

Ребятам предлагается отрывок из сочинения И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». ( Хрестоматия по истории России, т.2, книга I, с. 131-133). Прежде, чем начать читать, школьники по названию книги определяют предполагаемое отношение автора к Петру I, затем в комментариях к отрывку читают биографические данные об Иване Голикове, русском купце екатерининской эпохи, сосланном в Сибирь, но получившим помилование в связи с открытием памятника Петру в Петербурге. После этого Голиков считал Петра своим благодетелем и всю жизнь собирал материалы, посвященные императору, так возник его многотомный труд, основанный на огромном количестве источников. Ученикам предлагается определить, исходя из приведенных фактов, какие должны быть слабые и сильные места книги Голикова. Обычно они без труда определяют, что Голиков имел доступ к огромному объему письменной информации и устных легенд, но в то же время явно стремился идеализировать образ царя.

После этого класс приступает к чтению текста.

Отрывок из сочинения И.И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». ( Хрестоматия по истории России, т.2, книга I, с. 131-133)

«По окончании всех действий военных монарх, увидя со всех сторон приезжающих в себе генералов и знатных чиновников гвардии своей, уклонял пред каждым из них обнаженный, еще и кровию неприятельской обагренный меч свой и поздравлял их с победой. Монарх обнял прибывшего к нему тогда же князя Меншикова и , неоднократно целуя его в голову, превозносил пред всеми отличные подвиги и труды его…

И тогда же, повелев армии своей стать в строй, выехал пред оною с князем сим. Фельдмаршал Шереметев закричал: « На караул!». Все генералы, штаб и обер-офицеры уклонили свои шпаги, загремела музыка, барабанный и литаврный бой, и преклонялись до земли все знамена. Монарх, проезжая весь фрунт армии без шляпы, благодарил все войско за храбрость и усердие их. По сем великий государь, повелев пред фрунтом армии поставить походную церковь и многие другие шатры для обеденных столов, посетил раненых не только офицеров, но и всех рядовых, благодарил их за ревность их к службе и отечеству, изъявлял сердечное сожаление свое об их участи, утешал опаснейше раненых, что старание лекарей при способствовании Божией помощи может исцелить их, обещал наградить подвиги их, многих раны в присутствии его были перевязаны. Наконец, великий государь, отдав приказ о неусыпном старании об их излечении и содержании, в первом часу пополудни пошел в поставленную церковь. Началось благодарное молебствие. ..

Во 2 часу пополудни великий государь …прибыл в шатер свой. Монарх повелел князю Меншикову привести в шатер всех пленных генералов, штаб и обер-офицеров. Монарх, стоя у столика без шляпы, принял их с весьма ласковым видом. Они, становяся пред его величеством на колени, подносили ему шпаги свои. Во время стола при питии за здравие его величества, всего его царского дома и победоносного оружия продолжалась беспрерывно пушечная пальба. Стол сей продолжался до пяти часов за полдень…Поутру 28 числа Великий государь …занялся отданием последнего долга убитым. Он приказал заготовить на самом поле сражения две великие могилы и всей армии около могил тех стать в строй образом каре, и, когда все сие исполнено, монарх осмотрел сам могилы оные и в своем присутствии повелел в одну из них положить порядочно тела офицеров, в другую унтер-офицеров и рядовых, потом началась всеми полковыми священниками погребальная панихида. Государь , отдав три низкие поклона, первый начал своими руками засыпать землю, громы артиллерии, троекратный беглый всей армии огонь и печальные тоны полковой музыки заключили погребальный сей обряд. Его величество, однако же, не прежде отошел, пока не насыпан был над могилами холм и не водрузил на оном своими же руками святого креста с надписанием «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709, июня 27 дня». Тогда же великий государь издал указ о повсегодном и непрерывном вовеки поминовении в день сей памяти их». Задания:

Составить план прочитанного текста

Выписать несколько слов или выражений, которые лучше всего выражают отношение автора к описываемым событиям.

Отрывок из книги Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии». (М., Новое Литературное Обозрение, 1995)

«… Когда шведские военачальники, сдав оружие, символически признали себя побежденными, царь пригласил их на пир вместе с русскими генералами. Все перешли во второй просторный шатер, сшитый из дорогих тканей китайской и персидской работы. Обагренная кровью земля была прикрыта коврами. Галантно целовались руки, государь сам разливал водку. Приступили к обеду, на котором провозглашались тосты за здоровье царя, за его семью, за славу его оружия и так далее. Салютовали пушки, шведы и русские вели учтивые беседы, вкушали яства и обменивались комплиментами. За ломившимся от блюд пиршественным столом царила атмосфера любезности и предупредительности. Торжественная трапеза на поле битвы могла идти своим чередом, тогда как вокруг продолжали умирать истерзанные воины.

Поле брани представляло собой ужасающее зрелище. Около 9000 убитых и умирающих, масса раненых (их число было больше четырех, но скорее всего не менее десяти тысяч) а также неисчислимое множество загубленных лошадей лежали, раскиданные, на довольно ограниченном пространстве – в поле, в кустарнике, под деревьями, в оврагах, короче говоря, повсюду. Укрепления превратились в могильные курганы, балки – в погребальные ямы. Там, где протекали наиболее ожесточенные схватки, трупы лежали сплошь, устилая землю своеобразным ковром. Например, около третьего редута на площади примерно в 250 квадратных метров, должно было скопиться до тысячи тел. Человек, обозревавший этот кошмар, вероятно, видел и слышал то, что описано многочисленными свидетелями других сражений. Земля вдали шевелилась, словно живая, - это корчились в судорогах и боли бесчисленные раненые, изодранным ковром покрывавшие землю. В воздухе стоял неприятно пульсирующий, жалобный стон, затихающий и вновь усиливающийся, но в любом случае неумолчный - это стенали и плакали десятки тысяч изувеченных и умирающих.».

Задания:

Определить, насколько изложенные здесь события совпадают с составленным планом по тексту Голикова.

Выписать те слова и выражения, которые наиболее ярко отражают взгляд Петера Энглунда.

Объяснить причину различий в оценках при описании одних и тех же фактов.

После прочтения текста ребятам предлагается определить, насколько изложенные здесь события совпадают с составленным ими планом текста Голикова. Быстро выясняется, что в этом отрывке описан примерно тот же самый временной отрывок, что и в отрывке из Голикова. После этого предлагается выписать те слова и выражения, которые наиболее ярко отражают взгляд Петера Энглунда. Обычно предлагаются «ужасающее зрелище», «апокалиптическая генеральная баталия» и т.д. После этого школьникам предлагается объяснить причину различий в оценках при описании одних и тех же фактов. Обычно первый вариант ответа – «Петер Энглунд – швед, поэтому он плохо отзывается о русских». Тогда ученикам предлагается вернуться к тексту и проверить, есть ли в тексте негативные оценки русских людей. Выясняется, что автор описывает вежливость и предупредительность царя и русских генералов по отношению к пленным. В то же время, его рассказ строится на противопоставлении пирующих генералов – как шведских, так и русских и ужасающих мучений раненых и умирающих – как шведских, так и русских. Ясно, что различия между текстами Голикова и Энглунда вызваны скорее не их национальной принадлежностью, а разницей между человеком XVIII века, радостно воспевающим царя-победителя, и человеком ХХ века, стремящимся показать в своей книге ужасы войны как таковой и контраст между положением командиров и простых солдат.

Следующий текст, предлагаемый ученикам для анализа – отрывок из поэмы Пушкина «Полтава».

«Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев, И се – равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.

И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным, Над павшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон

Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим, гнутся шведы. О славный час! О славный вид! Еще напор – и враг бежит. И следом конница пустилась, Убийством тупятся мечи, И падшими вся степь покрылась, Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.

Ученикам снова предлагается сравнить описание событий в пушкинском отрывке с планом рассказа Голикова. Выясняется, что временные отрезки частично перекрывают друг друга – пушкинский текст начинается раньше, но заканчивается все тем же знаменитым петровским пиром. После этого школьникам предлагается ответить на вопрос – к чьей оценке ближе Пушкин – Голикова или Энглунда. В данном случае ответы обычно различаются. В пушкинском тексте, как всегда, все неоднозначно, здесь можно найти подтверждение мысли о совпадении его взгляда с голиковским – например, последняя строфа приведенного отрывка. В то же время, Пушкин не может безоговорочно ликовать по поводу победы, не замечая человеческих страданий. Не случайно здесь строчки «и смерть и ад со всех сторон», « убийством тупятся мечи», «падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи». Не случайно здесь и огромное уважение к противнику – «вожди героя шли за ним», «славные пленники». В этом, очевидно, одно из проявлений величия Пушкина – в его умении взглянуть на происходящее с разных сторон, увидеть величие момента, и одновременно глубину человеческих страданий.

. После этого ученикам предлагается отрывок из книги Н.И. Костомарова «Мазепа». Выдающийся историк Н.И.Костомаров (1817-1885) родился и вырос на Украине и, хотя и прославился прежде всего своими трудами по русской истории, но в течение всей своей жизни много занимался историей Украины – он публиковал древние малороссийские документы, много писал об украинских политических деятелях. Костомаров в молодости был одним из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества, куда, как известно, входил и Тарас Шевченко. Революционные взгляды ученого обусловили его интерес ко всем народным движениям, и, в частности, к запорожскому казачеству. Костомаров был известен, как сторонник культурно-национальной автономии Украины. Очевидно, эти черты мировоззрения историка обусловили и его интерес к гетману Мазепе.

Отрывок из книги Н.И. Костомарова «Мазепа».

«Много шведских генералов попалось тогда в плен.

Несколько времени Петр думал, что Карл убит, вскоре, однако, принесли ему известие, что король успел убежать к обозу, и Петр, узнавши, что Карл жив, был этим очень доволен. Он питал большое уважение к своему врагу. После полудня всему русскому войску приказано было выстроиться. Царь выехал без шляпы, благодарил всех за храбрость, дал приказание перевязывать раны и лечить раненых, показывал к ним сострадание. Между тем на поле приготовлена была походная церковь. В час пополудни там отслужили благодарственный молебен, и во время пения «Тебе Бога хвалим» дано было три пушечных залпа. По окончании молебна царь позвал сподвижников на пир, устроенный в шатрах… К этому пиру приглашены были знатные шведские пленники – генералы и полковники.

…На другой день утром по приказанию царя с 4 часов начали копать могилы для погребения убитых. Все войско было выстроено на этом месте. Две могилы были готовы, и в 6 часов прибыл туда государь… Отслужили над ними обычное последование погребения…царь положил перед убитыми три земных поклона и первый собственноручно стал засыпать могилы землею. Другие командиры последовали ему… После отправления всего обряда над убитыми русскими Петр приказал похоронить неприятельские тела, поручивши совершать над ними погребальный обряд пленным протестантским священникам… … шведские военачальники розданы были под наблюдение русским вельможам… все другие были розданы русским офицерам, сообразно чинам, какие носили шведские пленники, до самых унтер-офицеров и рядовых. Всех отправили в Россию через несколько дней. Худшая участь постигла малороссиян-мазепинцев, которые взяты были в плен и большею частью сами сдались, увидя шведское дело проигранным. Нордберг, в качестве очевидца, говорит, что их подвергали ужаснейшим истязаниям, ломали им руки и ноги и выставляли на колесах изуродованные тела их, других вешали и на кол сажали.. Мы не можем безусловно отвергать известия Нордберга, так как свирепые казни над мятежниками и царскими изменниками были в обычае у Петра.

Задание:

Сравнить с рассказом Голикова, найти совпадения и отличия.

Почему Костомаров отметил факт, пропущенный как шведским, так и русским историками.

После прочтения, текст снова сравнивается с рассказом Голикова – и ученики легко находят много совпадений (пир, погребение) , но и большие отличия – прежде всего – рассказ о пытках и казнях казаков. На вопрос о том, почему Костомаров отметил этот факт, пропущенный как шведским, так и русским историками, возможны различные ответы. С одной стороны, отрывок взят из книги о Мазепе, таким образом, естественно, что автор при описании Полтавской битвы останавливается на судьбе соратников мятежного гетмана. В то же время, понятен сам выбор такой точки зрения – Костомарова всегда волновала независимость Украины и, соответственно, интересовали те, кто пытался этой независимости добиться. Возможно, однако, и другое объяснение. Для Голикова, а в какой-то мере и для Пушкина – историю под Полтавой вершит царь, на его действиях и сосредотачивается основное внимание. Для Костомарова в истории всегда огромную роль играл народ и его представители, он видел в русской истории соединение двух начал – вечевого и державного. Не случайно он много писал, например, о Великом Новгороде, как носителе вечевого, народного начала. Запорожцы для него тоже в какой-то мере представители этой народной стихии – и, описывая битву, совершенную по воле двух государей, он не может не рассказать о страданиях казаков, оказавшихся замешанными в эту политическую борьбу.

В заключительном слове учитель может подвести итог всему сказанному выше и подчеркнуть, что описание одних и тех же фактов может сильно отличаться в зависимости от эпохи, в которую жил автор текста, его происхождения или же его политических взглядов, и задача любого человека, воспринимающего информацию, четко уяснить для себя, где здесь факты, и где мнения, а затем решить, можно ли доверять этим фактам, и согласен ли он лично с тем или иным мнением. В сильном классе можно предложить написать дома небольшое эссе «Какой взгляд на Полтавскую битву мне ближе – и почему?»

Подведем итоги работы наших групп, источники позволяют воссоздать более полную картину исторических событий. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину.

Решение проблемной задачи. Как вы понимаете выражение В.Г.Белинского “Это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”.

(Полтавская битва позволила полностью выполнить стратегические задачи России в Северной войне: страна получила выход к морю, вернула побережье Финского залива, превратила Россию в морскую державу, а так же укрепила международный авторитет нашей Родины, укрепила ее национальный суверенитет, способствовала формированию мощной империи)

Подведем итоги работы наших групп6 источники позволяют воссоздать более полную картину исторических событий. Такое разнообразие позволяет сравнивать, выявлять закономерности, устанавливать истину.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке