Презентация на тему "Биология как наука о живой природе" 8 класс

Презентация: Биология как наука о живой природе
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8 класса на тему "Биология как наука о живой природе" по Биологии. Состоит из 23 слайдов. Размер файла 0.3 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Биология как наука о живой природе
    Слайд 1

    ЛЕКЦИЯ 1. ВВОДНАЯ. БИОЛОГИЯ как НАУКА о ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ и МЕДИЦИНЫ. ЖИЗНЬ и ее СВОЙСТВА. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. БИОЛОГИЯ как НАУКА – ПРЕДМЕТ и МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИДЕИ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, МЕТОДОЛОГИЯ. БИОЛОГИЯ и МЕДИЦИНА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ. 2. ЖИЗНЬ как ФЕНОМЕН МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОПЫТКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. СВОЙСТВА ЖИЗНИ как ОСОБОГО ЯВЛЕНИЯ. 3. ВСЕОБЩИЕ (ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СТРУКТУРОЙ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА) УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ.

  • Слайд 2

    БИОЛОГИЯ(греч.,bios –жизнь;logos –слово, учение) –НАУКА о ЖИЗНИ как ОСОБОМ ЯВЛЕНИИ во ВСЕХ ее ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ.ТЕРМИН ВВЕДЕНв1809 г. Ж.Б.ЛАМАРКОМи Г.ТРЕВИРАНУСОМ. I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. ЖИЗНЬ2. ЖИЗНЬ3. ЖИЗНЬ4. ЖИЗНЬ как ОСОБОЕ ЗНАКОВЫХ ЕСТЕСТВ. ИСТОРИЧ. ЯВЛЕНИЕ БИОЛОГИЧ. ГРУПП СЛОЖИВШ. ЕДИНИЦ ОРГАНИЗ- СООБЩЕСТВ (ГЕН, КЛЕТКА, МОВ ОРГ-ОВ ОСОБЬ) (ПОПУЛЯЦИЯ, РАЗНЫХ ВИД) ВИДОВ (БИОЦЕНОЗ)

  • Слайд 3

    I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ1) – 5.ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКАкак биологического объекта: 5a. АНТРОПОБИОЛОГИЯ -биологические механизмы развития и жизнеобеспечения.ОСОБЕННОСТЬ –человек рождается соспособностью освоить программу культурного (социального) наследования, т.е. с готовностью стать общественным, трудящимся, мыслящим существом.

  • Слайд 4

    I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ2) – 5. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКАкак биологического объекта: 5б.МЕДИЦИНСКАЯ БИОЛОГИЯ –биологические предпосылки разнообразия людей и человеческих популяций как фактор здоровья и/или нездоровья.ОСОБЕННОСТЬ –в связи с социальностью человек характеризуется высоким уровнем генотипической и фенотипической изменчивости.

  • Слайд 5

    I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ3) - 5. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА как биологического объекта: 5в.БИОМЕДИЦИНА –неформальное соединение усилий представителей фундаментальной науки и медицины с целью решения конкретной задачи практического здравоохранения.ОСОБЕННОСТЬ –готовый для использования в практике здравоохранения продукт появляется уже в научной лаборатории.

  • Слайд 6

    I. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 4) – 6.ЖИЗНЬ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ(генная,тканевая,органная инженерия; терапевтическое клонирование?): 6а.Создаютсяна основе материалов биологического происхождения; 6б.Создаются на основе материалов небиологического происхождения.

  • Слайд 7

    II.СПОСОБЫ (МЕТОДЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ – 1.НАБЛЮДЕНИЕ: 1а. Невооруженным глазом или с использованием оптических и иных приборов(лупа, микроскоп, электронный микроскоп, дифференциальное центрифугирование, рентгеноструктурный анализ); 1б. Визуализация живых структур и процессов(методы лучевой диагностики – рентген, УЗИ, томографии).

  • Слайд 8

    II. СПОСОБЫ (МЕТОДЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) – 2. ЭКСПЕРИМЕНТ: 2а.In Vivo –используется живое существо.Особенность –этические проблемы; 2б.In Vitro –используются живые биологические объекты (клетки, ткани, органные структуры), выращиваемые вне организма в условиях культуры. Особенность – проблемы интерпретации; 2в.Природные “эксперименты” –мутации (закон гомологичных рядов Н.И.Вавилова), уродства.

  • Слайд 9

    II. СПОСОБЫ (МЕТОДЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ(ПРОДОЛЖЕНИЕ 2) – 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ: 3а.МАТЕМАТИЧЕСКОЕ; 3б.КОМПЬЮТЕРНОЕ(дизайн лекарств, в т.ч. на наноносителях); 3в.БИОЛОГИЧЕСКОЕ (создание живых форм (клеток, организмов) с заданными свойствами - технологии knock in, knock out и др.).

  • Слайд 10

    III. ИДЕИ ОБЩЕГО ПОРЯДКА – ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ(ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЖИВЫХ ФОРМ в ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ); 2. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ(КЛЕТКА – ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ); 3. ПРИНЦИП ЭКОСИСТЕМЫ(ЖИЗНЬ – ВСЕГДА СООБЩЕСТВО ОРГАНИЗМОВ РАЗНЫХ ВИДОВ); 4. ЖИВЫЕ ФОРМЫкакСАМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ ДИССИПАТИВНЫЕСИСТЕМЫ (ОСОБЕННОСТИ ТЕРМОДИНАМИКИ); 5. ТЕОРИЯ ОНТОГЕНЕЗА(РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ БИОИНФОРМАЦИИ в ФЕНОТИП).

  • Слайд 11

    ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАНИЯи СОСТАВЛЯЮЩИЕСТРАТЕГИИ ЖИЗНИкак ЯВЛЕНИЯ– ПРИСПОСОБЛЕНИЕ:особь, популяция, вид, экосистема, механизмы и факторы эволюции и коэволюции, приспособления и приспособленность; 2. ПРОГРЕСС:биологический, морфо-физиологический, неограниченный, биотехнологический (но, биологический регресс); 3.СУЩЕСТВОВАНИЕвСОСТАВЕ СООБЩЕСТВА.

  • Слайд 12

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕи ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯСОСТАВЛЯЮЩИМИ: 1.БИОЛОГИЧЕСКОЙ –ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ и ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО ЛЮДЕЙ); 2. СОЦИАЛЬНОЙ –ИМЕННО СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ -ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ИНТЕЛЛЕКТ, НАУКАОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫЖИВАНИЕ и БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, его ВСЕСВЕТНОЕ РАССЕЛЕНИЕ и КОСМИЧЕСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ; 3. ДУХОВНОЙ –ОСОЗНАНИЕСОБСТВЕННОГО “Я”,НАЛИЧИЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ,ОСОЗНАННАЯПРИНАДЛЕЖНОСТЬ кДУХОВНОЙ “НИШЕ”(ЭТНОСУ, РЕЛИГИИ, НАЦИОНАЛЬНОСТИ, НАЦИИ). ПРИМЕЧАНИЕ: ОСОБЕННОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГОв ЧЕЛОВЕКЕ – ОНО ДЕЙСТВУЕТ вУСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО.

  • Слайд 13

    1.СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГОиБИОЛОГИЧЕСКОГОвЧЕЛОВЕКЕ НЕЛЬЗЯ ПОНИМАТЬ ни как их ПРОСТОЕ СОЧЕТАНИЕ, ни как ПОДЧИНЕНИЕ ОДНОГО ДРУГОМУ; 2.ОСОБЕННОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГОвЧЕЛОВЕКЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО ЛЮДЕЙ) СОСТОИТ в том, что ОНО ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ в УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; 3. В связи с отмеченным (см. п.2), НЕКОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, РАБОТАЯ в средеЛЮДЕЙ,ПРИВОДЯТ к НЕТИПИЧНЫМдля МИРА ЖИЗНИ РЕЗУЛЬТАТАМ:среди млекопитающих ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ СПОСОБНЫМ к ОСВОЕНИЮ в дополнение к биологической информационной программе (ДНК) ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНОГО (СОЦИАЛЬНОГО) НАСЛЕДОВАНИЯ, делающего его ОБЩЕСТВЕННЫМ, МЫСЛЯЩИМ, ТРУДЯЩИМСЯ СУЩЕСТВОМ; ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ генотипической и фенотипической ИЗМЕНЧИВОСТИ.

  • Слайд 14

    РЕВОЛЮЦИОНИЗИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ в ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВ-ЦИЯ(IX-VIII – III в.в. до н.э., культурное земледелие, одомашнивание животных); 2.ПРОМЫШЛЕННАЯ(техническая)РЕВ-ЦИЯ(1650 г. и далее, энергия пара, электричество); 3.НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВ-ЦИЯ(вторая половина – третья четверть XX в., атомная энергетика,композитные материалы); 4.ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВ-ЦИЯ(рубеж XX-XXI в.в., высокие информационные технологии).

  • Слайд 15

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНИкак ЯВЛЕНИЯ – ПО ХАРАКТЕРНОМУ СВОЙСТВУ(АРИСТОТЕЛЬ -питание,рост и одряхление,Г.ТРЕВИРАНУС -единообразиепроцессов при различии внешних условий,М.БИША - совокупность функций, сопротивляющихся смерти,И.П.ПАВЛОВ - сложнаяхимическая функция); 2.СУЩНОСТНЫЕ(Ф.ЭНГЕЛЬС - способсуществования белковых тел,А.И.ОПАРИН -особая очень сложная форма движения материи,В.И.ВЕРНАДСКИЙи ряд др.исследователей - способстабилизации планетарных геохимических круговоротов).

  • Слайд 16

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНИ как ЯВЛЕНИЯ(ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) - 3. ОПИСАТЕЛЬНОЕ:ЖИЗНЬ -открытая, гомеостазированная, высокоорганизованнаяиерархическая система с нарастающей во времени сложностью форм. Представлена дискретными самоорганизующимися единицами разного уровня, способными к согласованным изменениям, которые управляются естественным отбором на основе матричного синтеза с информационным шумом углеродсодержащих биополимеров.Земная жизнь – неотъемлемая и наиболее активная составляющая планетарных вещественно-энергетических циклов, ядро упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной.

  • Слайд 17

    КОМПЛЕКС СВОЙСТВ ЖИЗНИ - 1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ(анаболизм, ассимиляция и катаболизм, диссимиляция); 2. Универсальное для всей сферы жизни промежуточноеЗВЕНО (ИНТЕРМЕДИАТ) междуКАТАБОЛИЗМОМиАНАБОЛИЗМОМ –АТФ; 3.ОТКРЫТОСТЬживых систем вВЕЩЕСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ; 4.УПОРЯДОЧЕННОСТЬпроцессов воВРЕМЕНИ и вПРОСТРАНСТВЕ.

  • Слайд 18

    КОМПЛЕКС СВОЙСТВ ЖИЗНИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) – 5.Способность ПРОТИВОСТОЯТЬ РОСТУ ЭНТРОПИИ; 6.СВЯЗЬ ЖИВЫХ ФОРМсоСРЕДОЙ ОБИТАНИЯ; 7.Способностьк РАЗМНОЖЕНИЮпутем САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ(воссоздание “себе подобных”), а также кСАМООБНОВЛЕНИЮ; 8.использованиев развитии и жизнедеятельностиГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ на основе уникальных биоинформационных углеродсодержащих макромолекул –НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТиБЕЛКОВ;

  • Слайд 19

    КОМПЛЕКС СВОЙСТВ ЖИЗНИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2)– 9.НАЛИЧИЕГЕНОТИПАиФЕНОТИПА; 10.НАЛИЧИЕОНТОГЕНЕЗА(процесса индивидуального развития); 11.живые формы - КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА; 12.СПОСОБНОСТЬпротоплазмыВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ(механическую, химическую, осмотическую, регуляторную); 13.существование в видеСООБЩЕСТВ; 14.включенность в процессЭВОЛЮЦИИ.

  • Слайд 20

    ВСЕОБЩИЕ (обусловленные структурой эволюционного процесса) УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ - УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЕДИНИЦА (структура) ЯВЛЕНИЕ 1. МОЛЕКУЛЯРНО- ГЕН КОНВАРИАНТНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕПЛИКАЦИЯ; 2.КЛЕТОЧНЫЙ КЛЕТКА ПОТОКИ БИО- ИНФОРМАЦИИ, ЭНЕРГИИ и ВЕЩЕСТВ; 3.ОРГАНИЗМЕННЫЙ ОСОБЬ МЕХАНИЗМЫ (ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ) РЕАЛИЗАЦИИ “ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ” БИОИНФОРМАЦИИ в “АКТУАЛИЗИРОВАН- НУЮ” БИОИНФОР- МАЦИЮ ФЕНОТИПА;

  • Слайд 21

    ВСЕОБЩИЕ (обусловленные структурой эволюционного процесса) УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (продолжение 1): УРОВНИ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЕДИНИЦА (структура) ЯВЛЕНИЕ 4.ПОПУЛЯЦИОННО- ПОПУЛЯЦИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОГО СОСТАВА (аллело- фонда) ПОПУЛЯ- ЦИИ в РЯДУ ПОКОЛЕНИЙ; 5.БИОГЕОЦЕНО- БИОГЕОЦЕНОЗ ИЗМЕНЕНИЕ ТИЧЕСКИ-БИО- ВИДОВОГО СОС- СФЕРНЫЙ ТАВА, ВЕЩЕСТВ.- ЭНЕРГ. ЦИКЛЫ.

  • Слайд 22

    ЗДОРОВЬЕ И НЕЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЖИЗНИ -

  • Слайд 23

    БИО-СОЦИАЛЬНЫЕи НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ -возможности диагностики, коррекции, сохранения и приращения здоровья ЕВА и АДАМ - индивидуальность (особь, личность) и неразделимость (популяция, семья, социум), РАЙ - окружающая среда и условия жизни, ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ, ЗМЕЙ – рекомендуемый и принимаемый образ жизни, ПЛАНЕТА и ЛЮДИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ “НАГИМИ”– здравоохранение, государство, общественные институты. САНОЛОГИЯ – здоровье здоровых, его охрана, укрепление, умножение, воспроизводство. ПАТОЛОГИЯ – сущность болезненных процессов, закономерности их возникновения, содержание, динамика.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке