Презентация на тему "Специфика изучения эпических произведений"

Презентация: Специфика изучения эпических произведений
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Специфика изучения эпических произведений" по литературе. Презентация состоит из 33 слайдов. Для учеников 10-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.79 Мб.

Содержание

  • Презентация: Специфика изучения эпических произведений
    Слайд 1

    СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Слайд 2

    ВОПРОСЫ:

    1. Общие задачи работы над эпическим произведением. 2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения. Работа над эпизодом. 3. Работа над образом героя. 4. Осмысление авторской позиции.

  • Слайд 3

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПОСА

    Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени; повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. 

  • Слайд 4

    ЭПОС:ВИДЫ И ЖАНРЫ

    КРУПНЫЕ ФОРМЫ Эпопея Роман(семейно-бытовой, социально-психологический, философский , исторический, фантастический ,роман-утопия, любовный роман, авантюрный роман, роман-путешествие, лиро-эпический (роман в стихах) и др. Роман-эпопея Поэма-эпопея

  • Слайд 5

    СРЕДНИЕ ФОРМЫ Повесть (семейно-бытовая, социально-психологическая, философская, сказочная, приключенческая и др.). Поэма (эпическая, героическая, лирическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная и др.).

  • Слайд 6

    МАЛЫЕ ФОРМЫ Сказка (волшебная, социально-бытовая, сатирическая, социально-политическая, лирическая, фантастическая, анималистическаяи др.) Рассказ (очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”), новеллистический(конфликтно-повествовательный). Новелла Басня

  • Слайд 7

    ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ЭПИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

    Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея.

  • Слайд 8

    компоненты художественного текста, существенные для эпического рода

    ТЕМА, ПРОБЛЕМАТИКА, СЮЖЕТ Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.

  • Слайд 9

    ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ Знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов.

  • Слайд 10

    АВТОР КАК ТВОРЕЦ, КАК СОЗДАТЕЛЬ ОСОБОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Слайд 11

    Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общейособенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях.

  • Слайд 12

    АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

    Сюжет эпического произведения складывается из выстроенных в определенной последовательности событий, происходящих в определенном времени и пространстве; из поступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых эти герои действуют.

  • Слайд 13

    Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.

  • Слайд 14

    Композиция- мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) илиединая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.

  • Слайд 15

    Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения.

  • Слайд 16

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ОСВОЕНИЕМ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

    составление планов всего повествования или отдельных его частей; рассказывание и пересказ.

  • Слайд 17

    РАБОТА НАД «ОТРЕЗКОМ»

    Освоению сюжетно-композиционной основы и художественного мира произведения служит работа над отдельными его частями: главами, эпизодами.

  • Слайд 18

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ 

    При этом нужно стремиться, чтобы в выделенной части присутствовало все произведение. Эпизод - всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими.

  • Слайд 19

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ

    В средних классах при разборе эпизода на первый план чаще всего выступают события, в старших - герои и авторская позиция.

  • Слайд 20

    ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ЭПИЗОДА:

    строгий отбор для подробного разбора, постоянная связь части и целого, эпизода и всего произведения, варьирование приемов анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения, выбор анализа эпизода с опорой на путь анализа всего произведения.

  • Слайд 21

    Анализ эпизода второй встречи Гринёва с Пугачёвым

    В какой момент происходит вторая встреча Гринева с Пугачевым, какие важнейшие события ей предшествуют? Чем эта встреча внешне и внутренне отличается от первой? Какое значение приобрела она в жизни Гринева и чем была интересна Пугачеву?

  • Слайд 22

    Какие отношения связывали Гринева и Пугачева до второй их встречи? Как раскрываются характеры героев в ходе разговора? Чем по-своему привлекательны оба в момент объяснения (в чем проявляется благородство каждого)? Какое чувство к героям повести можно вызвать у читателя их разговор? Как вторая встреча сказалась на последующих отношениях Гринева и Пугачева?

  • Слайд 23

    Почему эту встречу Гринева с Пугачевым можно назвать «поединком в великодушии»?

  • Слайд 24

    ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ

    Беседа репродуктивного или проблемного характера. Подготовка к выразительному чтению с предварительным риторическим анализом ситуации общения. Выразительное чтение. Комментированное чтение. Сопоставление фрагмента произведения с его экранизированным воплощением.

  • Слайд 25

    Работа над образом героя эпического произведения

    Литературный герой - одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции.

  • Слайд 26

    Приёмы работы над образом героя эпического произведения

    Репродуктивная или эвристическая беседа, выявляющая а) читательское впечатление о персонаже, б) мотивированность его поступков, в) нравственную позицию, психологию героя, г) авторское отношение.

  • Слайд 27

    С каким чувством описывает автор Настю и Митрашу в начале «Кладовой солнца» и в каких словах это чувство особенно заметно? Что мешало Васе сообщить отцу правду о судьбе куклы? Что заставляет Печорина произнести слова: «Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих…» и т.д. - и с каким чувством он их произносит? Что вы видите в ответе Онегина Татьяне - исповедь или проповедь?

  • Слайд 28

    Сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации Как относятся к переменам в своем положении после пожара бабушка и дедушка Алеши? («Детство»). Чем отличается поведение у костра Кости, Илюши и Павлуши? («Бежинлуг»).

  • Слайд 29

    Проблемные задания обобщающего характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности. Выберите в «Княжне Мери» и «Тамани» ряд высказываний Печорина о той роли, какую он играл в жизни встретившихся ему людей. С каким чувством произносит он эти слова? Чем он объясняет сам, как объясняете вы, почему герой никому не принес счастья?

  • Слайд 30

    Выявление приемов создания образа-персонажа: характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); прямая авторская характеристика;

  • Слайд 31

    психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; характеристика героя другими действующими лицами; художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).

  • Слайд 32

    Система образов-персонажей Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

  • Слайд 33

    ПОЗИЦИЯ АВТОРА И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

    Авторские оценки: прямые и косвенные. Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог). Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке