Презентация на тему "Характер"

Презентация: Характер
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Характер" по психологии. Презентация состоит из 31 слайда. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.28 Мб.

Содержание

  • Презентация: Характер
    Слайд 1

    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет»Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Общая психологияКорнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Тема: «Характер»

  • Слайд 2

    Основные вопросы, рассматриваемые на лекции: 1.Понятие характера как свойства личности. 2. История развития понятия о характере. 3. Классификации характера. 4. Соотношение темперамента и характера. 5. Развитие и формирование характера.

  • Слайд 3

    История развития понятия о характере. Понятие характера как свойства личности.

    В античности человек субъектом, связанным с богами, он имел характер, но не обладал личностью, не будучи способным действовать самостоятельно. Влияние имени вызвано максимальной скоростью роста мышечной ткани у ребенка наблюдаемые в первые месяцы жизни. Самой частой гаммой звуков которые слышит ребенок, является его собственное имя. Младенец подражает озвученной мимике и в результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени (мимических, артикуляционных и дыхательных).

  • Слайд 4

    Физиогномика – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

  • Слайд 5

    Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью – дерматоглифика. Формирование рисунка ладоней, как и мозга происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Хиромантию рассматривают как анатомическую или физиологическую особенность организма. Э. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, врожденными, эндокринными факторами.

  • Слайд 6

    Возникновение науки о характере относят к середине 19 века. Термин«характерология»ввел немецкий педагог Ю. Банзен. Банзен различает три главных направления дифференцировки в характерологии: темперамент, сводимый к формальным отношениям воли; чувствительность к боли, выражающую степень способности к страданию; этику или характер в собственном смысле. Впервые термин «характер» предложил Теофраст, ученик Аристотеля, для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого.

  • Слайд 7

    К концу 19 – началу 20 веков термин «характерология» начинают использовать в значении индивидуальной психологии. В анализе характера на первый план выступают отношения человека. Огромный вклад в изучение и понимание отношений человека внес Мясищев. Он определял отношения как сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.

  • Слайд 8

    По мере становления и формирования предметной деятельности, постепенно складываются предметно-действенные отношения и соответствующие им «деловые» черты характера. Принятие субъектом этих отношений в качестве значимых, способствует формированию интеллектуальных и деловых черт. Ананьев полагает, что первыми возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общие и первичные коммуникативные черты характера.

  • Слайд 9

    Характер – это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующаяся под влиянием условий жизни и воспитания и проявляющаяся в особенностях социального поведения. Характер – совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими. В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой.

  • Слайд 10

    Характер – это стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя». Характерологические свойства Должны удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармонию). инструментальные базисные Должны способствовать, удовлетворять сущностные потребности человека (создавать внутреннюю гармонию)

  • Слайд 11

    2 подхода к пониманию характера: динамический и клинический. В динамическом подходе (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структура характера включает 4 блока черт: черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.); черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.); черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.); черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость).

  • Слайд 12

    Клинический подход основан на представлении о разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К. Леонгардомакцентуацией характера. Акцентуации характера – яркая выраженность группы черт характера, еще не приводящая к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезнь (психопатии). Со временем они могут исчезнуть и появится вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях, они не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер, в определенных ситуациях могут даже способствовать адаптации.

  • Слайд 13

    Классификации характера

    Социальная типология характеров Э. Фромма Критерием является специфика их отношений к миру, обществу, к ценностям социума. В этом плане автор различает два вида ориентаций: плодотворную, когда человек данного социума стремиться реализовать заложенные в нем возможности в полном соответствии с идеалами гуманизма; неплодотворную, когда человек сформировал такую установку на отношения с окружающей социальной средой, которая противоречит общепринятым в данном социуме.

  • Слайд 14

    Типы социальных характеров по Э. Фромму: мазохист – садист. Обнаружив причину своих неудач в себе, занимается самобичеванием через публичную самокритику. Если виновны другие, то он с особым садистским остервенением подавляет их. Обладая властью, направляет свою энергию на подавление свобод и прав людей; разрушитель. Склонность к разрушению всего, что вызывает у него фрустрационные состояния, проявляется как средство решить собственные проблемы в ответ на ощущение бессилия перед трудностями. Созидательное начало, как правило у таких людей, отсутствует; комформист – автомат. Это личность приспособленческого типа. Жизненные барьеры он преодолевает через безоговорочную покорность, уход «в сторону», смену взглядов и убеждений.

  • Слайд 15

    Типология характеров Э. Шострома. Различительным признаком служит степень манипулятивной эксплуатации человеком, лжи, неискренности, неосознанности, цинизма и подозрительности. Манипулятором автор называет ту часть личности человека, которая сознательно или неосознанно применяет различные уловки, чтобы достичь своих индивидуальных текущих целей. Человек-манипулятор – результат взаимодействия личности с социумом, прижизненной кончины внутреннего «Я». Как правило, это неблагополучная личность, нацеленная на безграничное влияние на других людей в корыстных интересах, автомат с ролевыми масками, пытающийся установить и поддержать гарантированный уровень своего благополучия.

  • Слайд 16

    Э. Шостром выделяет восемь типов манипуляторов: диктатор – демонстрирует нацеленность на подавление окружающих, беспрекословное управление ими; тряпка – изображает пассивность, хамелеонство и податливость; калькулятор – призывает поставить все под контроль, никому не доверяет, перепроверяет и одновременно сам применяет обман и хитрость; прилипала – играет роль «подкидыша» в социуме, демонстрирует свою зависимость от всех, нытик, иждивенец; хулиган – пытается утвердить имидж агрессивного, злобного, мстительного и опасного для других человека посредством нанесения им оскорблений, обид и угроз;

  • Слайд 17

    славный парень – взаимодействует с людьми под прикрытием заботы о них, угодливости и готовности «поучаствовать»; судья – делает ставку на демонстрацию своей критичности (обвинительные речи, недоверие) и добивается этого через обличение, позор, оценку, месть; защитник – проникает в душу других через имитацию сочувствия, поддержки, снисходительности, утешения.

  • Слайд 18

    Психоаналитическая типология характеров А. Лоуэна. Свою типологию характеров А. Лоуэн построил, исходя из степени проявления в поведенческих паттернах индивида общего иждивенчества, мазохизма, истеричности, нарциссизма и шизоидности. Оральный характер принадлежит индивиду, поведенческие паттерны которого включают чувства депривации (потери): потери любви и внимания со стороны значимого человека, потери надежд на карьеру и т.д. Наиболее ярко проявляются несамостоятельность индивида, чувство внутренней пустоты, одиночество, беспомощность. Он опасается быть отвергнутым, но сам ничего не может сделать. Фазы активности у него бывают, но их место вновь занимают депрессивные тенденции.

  • Слайд 19

    Мазохистский характер отличается тем, что индивид имеет тенденцию направлять против себя все, что является деструктивным, болезненным, оскорбительным. Склонность жаловаться, навредить себе, бичевать себя, легко может привести к садизму, стремлению мучить других и при этом испытывать одинаковые страдания. Он уверен, что любые его старания не ценятся окружающими. Никому не доверяет, зачастую таит против всех злобу и ненависть. Шизоидный характер связан с эффективными нарушениями, неадекватностью эмоциональных проявлений. Он плохо контролирует свои реакции. На короткое время его посещают духовные чувства к другим людям, однако он не выдерживает этого напряжения.

  • Слайд 20

    Истерический характер базируется на склонности сексуализировать все несексуальные отношения и ситуации. Наблюдаются иррациональные вспышки эмоций, театрализованное поведение. Спонтанно возникающий избыток энергии захлестывает истерика, вызывая резкое усиление тревожности. Психическое равновесие воспринимается им как бесцветное существование, серость и скука. Фаллически-нарциссический характер выделяется прежде всего амбициозностью, самоуверенностью, «агрессивной храбростью», импульсивностью, хвастливостью, энергичностью и упорством в достижении поставленных целей. Индивид не успокаивается на достигнутом и продолжает погоню за новыми «свершениями».

  • Слайд 21

    Нейропсихологическая типология характеров. В основу типологии положена связь между особенностями межполушарной организации мозга и познавательной, моторной и эмоциональной сферами. В качестве различительного признака выступает одно из полушарий коры головного мозга. При этом доминирующее полушарие индивида определяется одновременно по трем видам ассиметрии: моторной (первичной), слухо-речевой и зрительной (вторичными). Это позволило выделить три основных типа личности («правши», «левши» и «амбитекстры») и два промежуточных (праворукие и леворукие с разными вариантами доминирования уха и глаза).

  • Слайд 22

    «Левши» (с доминированием правого полушария): - сильны там, где вопросы решаются интуитивным путем; - превалирует образное мышление; - любят гибкие правила во всем; - лучше работают там, где витает идеалистический дух; - имеют лучшие показатели скоростных характеристик в интеллектуальной деятельности; - лучше воспринимают все в целом, а не по частям. Поведенческие особенности амбидекстров характеризуются промежуточным проявлением свойств между перечисленными.

  • Слайд 23

    «Правши» (с доминированием левого полушария): - решают проблемы логическим путем, отдавая предпочтение точности, аргументированности, анализу перед интуицией и эмоцией; - скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи; - больше любят работать в проблемно ориентированных организациях и сферах, где четко налажен контроль и жестко очерчен круг ответственности; - обладают большей помехоустойчивостью при выполнении работы интеллектуального плана; - обладают более низкими значениями по шкалам «нейротизм», «депрессия», «психотизм», «эмоциональная стабильность»; - больше предрасположены к анализу, чем к синтезу.

  • Слайд 24

    Уровневая типология характеров А. Лазурского. В основе: уровни взаимодействия человека со средой и степень зависимости его от этой среды. Низкий уровень (среда подчиняет себе человека, делает его зависимым, игнорируя при этом его генетические начала) включает типы характеров: - рассудочный (склонность к рассуждениям, анализу, следование всему традионному и устоявшемуся, направленность на удовлетворение материальных потребностей); - аффективный (подвижность, склонность к чувственным органическим влечениям, мечтательность); - активный (энергичность, импульсивность, склонность к рисковым действиям и приключениям, упрямство, самоуверенность).

  • Слайд 25

    Средний уровень (человек адаптировался к среде и реализует свою потребительскую функцию): - теоретики-идеалисты (ученые с рациональным мышлением и склонностью к теоретизированию, художники и религиозные созерцатели с развитым воображением); практики-реалисты (хозяйственники-прагматики, направленные на реализацию материальных проектов, властные лица с сильной волей и склонностью повелевать другими, «общественники» - люди активные в социальном плане). Высший уровень (человек – «царь среды», нацеленный на творческое преобразование). Устремленность к общечеловеческим идеалам – знаниям, изяществу, вере, сознательной деятельности в организованной государственной или общественной системе.

  • Слайд 26

    Соотношение характера и темперамента. К свойствам характера в отечественной психологии принято относить: силу – слабость ( энергичность в достижении цели – нерешительность). твердость – мягкость ( упорство – приспособляемость). цельность – противоречивость ( направленность ведущих черт на достижение цели – частая смена ведущих и второстепенных черт).

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Развитие и формирование характера. Черты характера формируются на 3 уровнях: физиологическом (на основе темперамента); социальном (под влиянием социума); на уровне сознания (сам формирует характер). Период становления характера – от 2-3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также черты противоположные им. Позднее формируются черты связанные с трудом (трудолюбие, ответственность). Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. В это время происходит частичная перестройка характера – компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа.

  • Слайд 29

    В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском – нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Далее действует процесс самовоспитания.

  • Слайд 30

    Воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование. Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания. В психологии выделяют типы неправильного воспитания: кумир семьи – все для ребенка гиперопека – все за ребенка гипоопека – ничего для ребенка безнадзорность – ребенок сам по себе золушка – все от ребенка и ничего ему ежовые руковицы – диктат двойное принуждение – непоследовательность предъявления требований и отсутствие эмоционального контакта.

  • Слайд 31
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке