Презентация на тему "Умозаключения"

Презентация: Умозаключения
Включить эффекты
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Умозаключения" по социологии. Презентация состоит из 57 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.16 Мб.

Содержание

  • Презентация: Умозаключения
    Слайд 1

    Лекция 2Умозаключения

  • Слайд 2

    Умозаключения

    Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится суждение, заключающее в себе новое знание. Суждения, из которых делается вывод, называется посылками умозаключения. Суждение, являющееся выводом умозаключения, называется заключением.

  • Слайд 3

    Дедуктивные умозаключения

    Умозаключения делятся на следующие основные виды: дедуктивные и индуктивные. Умозаключение называется дедуктивным, если между его посылками и заключением имеет место отношение логического следования. В дедуктивных умозаключениях процесс рассуждения направлен от общего к частному. В дедуктивных умозаключениях, если посылки истинны и при этом соблюдены соответствующие правила логики, то заключение будет истинным.

  • Слайд 4

    Дедуктивные умозаключения. Силлогизм

    Если заключение выводится из одной посылки, то оно называется непосредственным умозаключением. Если заключение выводится из двух и более посылок, то такое умозаключение называется опосредованным. Одним из видов опосредованного умозаключения, состоящего из двух посылок, является силлогизм. Силлогизм- это дедуктивное умозаключение, в которомвывод совершается на основе соотношения терминов водном или более категорических суждениях.

  • Слайд 5

    Силлогизм

    Простой категорический силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится новое категорическое суждение. Человек смертен; Сократ - человек; Сократ смертен.

  • Слайд 6

    Человек смертен (большая посылка); Сократ - человек (меньшая посылка); Следовательно, Сократ смертен (заключение). Силлогизм содержит три понятия ("Сократ", "человек", "смертный"), из которых наибольший объем имеет термин "смертный" и поэтому называется "большим термином". Наименьший объем имеет термин "Сократ" и поэтому называется "меньшим термином". Оба называются еще "крайними терминами". Объем термина "человек" имеет среднее значение по сравнению с первыми двумя, является общим для обеих посылок и называется "средним термином".

  • Слайд 7

    Силлогизм может быть категорическим, условным, разделительным. Простой категорический силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится новое категорическое суждение.

  • Слайд 8

    Если мы обозначим больший термин буквой Р, меньший термин - буквой S, а средний термин – буквой М, вышеприведенный пример можно представить в виде схемы : М есть Р S есть М Следовательно, S есть Р Из двух посылок посылка, обозначенная буквой Р, называется "большей посылкой", а посылка, обозначенная буквой S, - "меньшей посылкой".

  • Слайд 9

    Условными силлогизмами называются силлогизмы, в которых обе посылки и заключение - условные суждения. Они обычно соответствуют следующей схеме: Если А, то В Если В, то С Следовательно, если А, то С. Если в силлогизме одна посылка является условным суждением, а вторая и заключение категорическим, силлогизм называется условно-категорическим. Например. Если ракете дана скорость выше 11, 2 км/сек, то такая ракета выйдет из зоны притяжения Земли; Данной ракете дана скорость выше 11,2 км/сек; Данная ракета выйдет из зоны притяжения Земли. Первая посылка имеет условное суждение, вторая – категорическое.

  • Слайд 10

    Разделительными силлогизмами называются силлогизмы, в которых первая посылка разделительное суждение, а вторая посылка и заключение представляют собою разделительные и категорические суждения. Выделяют разделительно-категорический силлогизм (одна из посылок - разделительное суждение, другая и заключение - категорическое) и условно – разделительный или лемматический(одна посылка состоит из двух и более условных суждений, а другая является разделительным суждением ).

  • Слайд 11

    Например, разделительно-категорический силлогизм : Суждение может быть либо утвердительным либо отрицательным; Это суждение не является утвердительным; Это суждение является отрицательным.

  • Слайд 12

    В зависимости от числа членов в разделительной посылке этот силлогизм может быть дилеммой (разделительная посылка содержит два члена), трилеммой (разделительная посылка содержит три члена) и вообще полилеммой (разделительная посылка содержит более трех членов ). Наиболее используемой в практике мышления является дилемма. Дилемма бывает простой, сложной, конструктивной и деструктивной.

  • Слайд 13

    Наиболее используемой в практике мышления является дилемма. Дилемма бывает простой, сложной, конструктивной и деструктивной.

  • Слайд 14

    Приведем их схемы: 1. Простая конструктивная дилемма Если А, то В Если С, то В А или С Следовательно, В 2. Простая деструктивная дилемма Если А, то В Если С, то В Не В или не С Следовательно, не А

  • Слайд 15

    3. Сложная конструктивная дилемма Если А, то В Если С, то Д А или С Следовательно, В или Д 4. Сложная деструктивная дилемма Если А, то В Если С, то Д Не В или не С Следовательно, не А или не С Дилеммы очень часто используются в спорах и дискуссиях.

  • Слайд 16

    Силлогистика

    Логика исторически началась с силлогистики, т. е. теории силлогизмов. Автором этой теории был Аристотель. Силлогизм- это дедуктивное умозаключение, в котором вывод совершается на основе соотношения терминов в одном или более категорических суждениях. Если исходные суждения силлогизма истинны, то при условии соблюдения соответствующих правил силлогизма, в результате умозаключения получается истинный вывод. Например: Все граждане России имеют право на труд; Федоров – гражданин РФ; Федоров имеет право на труд.

  • Слайд 17

    Индуктивные умозаключения

    Умозаключение называется индуктивным, если между его посылками не имеется отношения логического следования. В индуктивных умозаключениях процесс рассуждения направлен от частного к общему. Например: Все жидкости - упруги. Ртуть - жидкость______________ Следовательно, ртуть - упруга. В этом умозаключении из двух посылок - « Все жидкости— упруги » и « Ртуть — жидкость »- выводится заключение: « Ртуть – упруга », в котором содержится новое знание.

  • Слайд 18

    Умозаключение называется индуктивным, если между его посылками не имеется отношения логического следования. В индуктивных умозаключениях процесс рассуждения направлен от частного к общему. Важно отметить! Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истинных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают не достоверные, а лишь правдоподобные заключения.

  • Слайд 19

    Индуктивные умозаключения и их виды

    Важно отметить! Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истинных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают не достоверные, а лишь правдоподобные заключения. В определении индукции в логике выявляются два подхода. 1. В традиционной (не в математической) логике индукцией называется умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (т. е. от отдельных частных случаев мы переходим к общему суждению). 2. В современной математической логике индукцией называют умозаключение, дающее вероятное суждение.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Полная индукция - умозаключение, в котором общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов этого класса. Чтобы использовать полную индукцию, надо выполнить условия: Точно знать число предметов или явлений, подлежащих рассмотрению. Убедиться, признак принадлежит каждому элементу этого класса. Например. В понедельник на прошлой неделе шел дождь; Во вторник, среду, четверг, пятницу шел дождь; В субботу и в воскресенье шел дождь; Всю прошлую неделю шел дождь.

  • Слайд 22

    Полная индукция достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и других строгих доказательствах. Математическая индукция– метод доказательства математических утверждений, основанный на следующем принципе. Пусть: Свойство А имеет место при n=1. Из предположения о том, что свойством А обладает какое-либо натуральное число n, следует, что этим свойством А обладает и число n+1. Тогда делаем заключение, что свойством А обладает любое натуральное число. Математическая индукция используется при выведении ряда формул арифметической и геометрической прогрессии, формул бинома Ньютона и др.

  • Слайд 23

    Неполная индукция -вид индуктивного умозаключения , в результате которого получается какой-либо общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов данного класса. По способам обоснования заключения неполная индукция делится на три вида.

  • Слайд 24

    I. Индукция через простое перечисление (популярная индукция). Популярная индукция– неполная индукция в которой на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Например, на основе популярной индукции раньше считали, что все лебеди белые, до тех пор пока не встретили в Австралии черных лебедей. Такая индукция дает заключение вероятное, а не достоверное.

  • Слайд 25

    II. Индукция через анализ и отбор фактов. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно отобранные, наиболее типичные предметы — разнообразные по времени, способу получения и существования и другим условиям. Так вычисляют среднюю урожайность поля, судят о всхожести семян, о качестве больших партий товаров, составе найденных полезных ископаемых. Например, при изучении качества партии рыбных консервов банки берутся из разных холодильников, выпущенные в разные сроки, различными заводами, из различных сортов рыбы.

  • Слайд 26

    III. Научная индукция. Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса. Научная индукция, так же как полная индукция и математическая индукция, дает достоверное заключение. Достоверность заключений научной индукции объясняется тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей — причинная. Причиной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое следствие.

  • Слайд 27

    Например, с помощью научной индукции делается заключение: «Всем людям для жизнедеятельности необходима влага». Применение научной индукции позволило сформулировать научные законы, например физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др.

  • Слайд 28

    Теория аргументации. Основные законы логики

  • Слайд 29

    Логические основы теории аргументации

    Цель науки - получение истины, обогащение истинами, получение верной информации. Логической основой научных знаний является доказательное рассуждение. Следует разделить два различных хода доказательства - прогрессивный и регрессивный.

  • Слайд 30

    При прогрессивном не известно, что именно мы получим в ходе доказательства. Имеется некоторое число истинных суждений, относящихся к той или иной области знания. Их сопоставление, установление между ними определенных логических связей дают некоторое истинное суждение (идем от общего к частному). Например, геолог доказывает принадлежность горной породы к той или иной эре развития Земли на основании характеристик, которыми эта порода обладает.

  • Слайд 31

    При регрессивном ходе доказательства четко известно,что мы получим в ходе доказательства и истинность какого суждения или положения необходимо установить. Осуществляется это поиском других истинных суждений и наличием логических связей между последними суждениями и тем, истинность которого устанавливается. Например, надо построить треугольник подобный данному, вспоминаем одно из условий: взаимная параллельность соответствующих сторон. Чертим и признаем, что построенный треугольник подобен данному.

  • Слайд 32

    Доказательное рассуждение состоит из трех взаимосвязанных элементов, которые называются тезисом доказательства, аргументами доказательства и демонстрацией. Тезис доказательства - это суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. То есть это суждение надо доказать. Тезис является главным элементом доказательства и отвечает на вопрос: что доказывается? Именно в таком смысле употребляется данный термин, когда говорят о тезисах какой-либо статьи или доклада. В этом случае подразумевается, что приводятся только некоторые положения, истинность которых будет установлена в тексте доклада или статьи. Тезис играет в доказательстве центральную роль. Весь ход доказательства упорядочивается тезисом и предопределяется им. Подбор, анализ и связывание аргументов ведутся применительно к тезису.

  • Слайд 33

    Аргументы доказательства -это исходные теоретические или фактические положения (истинные суждения), с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль логического фундамента и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса? В качестве аргументов могут быть использованы ранее доказанные суждения: определения, утверждения о фактах и т.п. Факт- это знание о фрагменте действительности, выявленное с помощью непосредственного восприятия или экспериментального изучения предмета науки.

  • Слайд 34

    Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще - цепочка рассуждений. Продемонстрировать- значит, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений. Обоснование тезиса может принимать форму умозаключений, индукции или аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях.

  • Слайд 35

    Виды доказательств

    По способу обоснования тезиса различают две разновидности доказательств: прямое и косвенное. Прямымназывается доказательство, в котором тезис обосновывается аргументами, без использования противоречащих тезису аргументов. Логический переход от аргументов к тезису может быть выражен одним умозаключением, но чаще это цепочка последовательно связанных умозаключений. Прямое доказательство применяется в тех случаях, когда обоснование строится путем подведения единичного события или явления под общее положение.

  • Слайд 36

    Например, выраженный в судебном решении тезис о том, что конкретная сделка купли-продажи жилого дома является недействительной, получает прямое обоснование, следующими доводами: во-первых, сделка, не соответствующая требованиям закона, считается недействительной, во-вторых, предусмотрено, что в личной собственности гражданина может находиться только один жилой дом, в-третьих, установлено, что покупатель, заключивший сделку, уже имеет в личной собственности жилой дом. Приведенные доводы служат достаточным основанием для признания сделки недействительной, как не соответствующей требованиям закона.

  • Слайд 37

    Пример. «Была жуткая ночь: выл ветер, дождб барабанил в окна. И вдруг среди грохота бури раздался вопль ужаса» (А. Конан Дойл). Нередко бывает так, что прямое доказательство невозможно или неудобно построить. В таких случаях прибегают к косвенным доказательствам.

  • Слайд 38

    Косвенным (непрямым) называется доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается с использованием противоречащего тезису допущения (антитезиса). В качестве посылки, таким образом, берется утверждение, противоположное искомому тезису (антитезис), а в ходе демонстрации либо устанавливается его ложность, либо осуществляется поиск противоречий в рассуждениях. Последнее показывает ложность антитезиса и, следовательно, истинность тезиса.

  • Слайд 39

    Среди косвенных доказательств выделяют, в свою очередь, апагогическое доказательство, называемое иначе "сведением к абсурду ", и разделительное доказательство. Апагогическимназывают косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения. Ложность антитезиса устанавливается следующим образом: из имеющихся аргументов и антитезиса выводится противоречие и, отсюда, делается вывод о ложности антитезиса. Например: русский ученый А.Ф. Лосев в своей книге "Диоген Лаэрций - историк античной философии" опровергает утверждение, что Диоген Лаэрций придерживается взглядов тех философов, о которых пишет наиболее подробно. Профессор Лосев рассуждает так: " Допустим, что это утверждение - верно. Тогда Диоген Лаэртский разделяет взгляды Платона, стоиков, скептиков, эпикурейцев, так как о философах этих школ он пишет наиболее подробно. Но эти школы слишком отличаются друг от друга, чтобы философ мог принадлежать ко всем из них. Ясно, что таким способом нельзя определить собственные философские воззрения Диогена Лаэртского ".

  • Слайд 40

    Разделительным доказательствомназывают суждение, в котором выражается знание того, что данному предмету принадлежит только один какой-либо признак из числа тех признаков, которые указываются в этом суждении. Например. “Данное коническое сечение или круг или эллипс или гипербола”. Разделительное суждение правильно лишь в том случае, если сумма всех членов разделительного суждения исчерпывает все альтернативы, т.е. все исключающие друг друга варианты по вопросу, отображенному в данном суждении. Например, в суждении “Любое целое число или четное или нечетное” две альтернативы: “всякое целое число четное” и “всякое целое число нечетное”.

  • Слайд 41

    Логические основы теории аргументации

    Аргументация — это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис (Т) — суждение, которое обосновывается в процессе аргументации; аргументы (a1, а2, а3, ..., аn) — исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис; демонстрацию — логическую связь между аргументами и тезисом

  • Слайд 42

    Понятие опровержения

    Опровержение - вид доказательного процесса, направленного на уже существующие доказательства для того, чтобы показать их несостоятельность. Опровержение - такая же необходимая составная часть познания, как и доказательство. Опровержение должно показать, что: неправильно построено само доказательство (аргументы или демонстрация); выдвинутый тезис ложен или не доказан.

  • Слайд 43

    Виды опровержения

    Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения. Существуют три способа опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

  • Слайд 44

    Опровержение тезиса (первый – прямой способ, второй и третий- косвенный): а) опровержение фактами - должны быть приведены действительные события, явления, статистические данные, результаты эксперимента, научные данные, которые противоречат тезису, то есть опровергаемому суждению. Например, чтобы опровергнуть тезис “На Венере есть органическая жизнь”, достаточно привести данные о температуре на поверхности Венеры 470-480 º С, а давление 95-97 атмосфер;

  • Слайд 45

    б) установление ложности (или противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса - доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине, этот прием называется “сведение к абсурду” ; в) опровержение тезиса через доказательство антитезиса - по отношению к опровергаемому тезису (суждению а ) выдвигается противоречащее ему суждение (т.е. не-а ) и суждение не-а (антитезис) доказывается, исходя из рассуждения: если антитезис истинен, то тезис ложен, третьего не дано. Например, “Все собаки лают”- суждение А, общеутвердительное. Противоречащее суждение-частноотрицательное О: “Некоторые собаки не лают”. Это верное суждение, т.к. собаки пигмеев никогда не лают. Суждение О доказано, следовательно опровергнуто А.

  • Слайд 46

    Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся доказательстве

    Если будет нарушено одно из перечисленных ниже правил, то могут произойти ошибки относительно доказываемого тезиса, ошибки по отношению к аргументам и ошибки в форме доказательства. Правила доказательства. Правила тезиса: тезис должен быть сформулирован точно и ясно, не должен допускать многозначности. Ошибка: кто слишком много доказывает, тот не доказывает ничего. На всём протяжении доказательства тезис должен быть одним и тем же. Ошибка : подмена тезиса.

  • Слайд 47

    Правило аргумента: аргументы должны быть истинными суждениями, не противоречащим друг другу. Ошибка: умышленное заблуждение – в качестве аргументов используются заведомо ложные факты. Превосходящее основание – в качестве аргументов используются такие факты, которые сами нуждаются в доказательстве. Аргументы должны быть достаточными для основания тезиса. Ошибка: мнимое следование. Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса. Ошибка: круг в доказательстве – тезис доказывается аргументом, а аргумент доказывается этим же тезисом. Правило демонстрации, то есть при связывании тезиса с аргументами, должны быть соблюдены правила того умозаключения, по схеме которого строится доказательство. Ошибки: смешение относительного смысла высказывания с безотносительным – высказывание истинное в конкретных условиях, рассматривается как истинное для всех других условий. Смешение собирательного смысла понятия с разделительным.

  • Слайд 48

    Основные законы логики

    Закон мышления - это внутренняя, необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Классическая логика выделяет четыре основные закона: тождества, непротиворечия, исключенного третьего (сформулированы Аристотелем) и достаточного основания (сформулирован Лейбницем). Законы называются основными, потому что выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они действуют во всяком процессе мышления независимо от того, в какой форме оно протекает.

  • Слайд 49

    Формально-логические законы сложились в результате многовековой практики человеческого познания как своеобразное отражение определенных свойств и отношений предметов действительности. Каждый предмет, несмотря на происходящие с ним изменения, остается относительно определенным предметом с присущими ему признаками, позволяющими отличать его от других предметов, рассматривать как качественно определенный предмет. Вместе с тем, он существует не сам по себе, его существование обусловлено другими предметами.

  • Слайд 50

    Закон тождества

    Рассуждая о каком-либо предмете, необходимо мыслить именно этот предмет с присущими ему существенными признаками. Мысль о предмете должна иметь определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Это важнейшее свойство мышления - его определенность - выражает закон тождества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

  • Слайд 51

    Закон тождества обычно формулируется как "А есть А", или "всякий предмет есть то, что он есть", где под А понимается любая мысль. Из закона тождества вытекает важное требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Это связано с тем, что любая мысль выражается словами, причем одна и та же мысль может быть выражена по-разному. С другой стороны, употребление многозначных слов и слов-омонимов (слова имеющие двойственное значение)может привести к отождествлению различных мыслей. Отождествление различных мыслей может произойти в результате того, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т.д. вкладывают в одно и то же понятие разный смысл. Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку - подмену понятия, сущность которой состоит в том, что вместо данного понятия и под видом его употребляют другое понятие. Причем эта подмена может быть как неосознанной, так и сознательной. Подмена понятия означает подмену предмета рассуждения. Рассуждение в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они будут ошибочно приниматься за один.

  • Слайд 52

    Закон противоречия

    Закон непротиворечиявыражает одну особенностей логического мышления - непротиворечивость. Он содержит в себе запрет мыслить и рассуждать противоречиво, квалифицирует противоречие как серьезную логическую ошибку, несовместимую с логическим мышлением. Противоречия затрудняют мысль, разрушают процесс познания. В общем виде противоречие может быть описано следующей формулой: "неверно, что А и не-А", то есть неверно, что могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. Закон противоречия действует в отношении всех несовместимых суждений - и противоположных (контрарных) и противоречивых (контрадикторных). Он указывает, что два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. Что касается другого суждения, то оно может быть как истинным, так и ложным. Так из двух каких-либо контрарных суждений, одно может быть истинным, другое - ложным. Однако ложными могут быть оба контрарных суждения.

  • Слайд 53

    Существует несколько форм противоречий: Логическое противоречие представляет собой соотношение взаимоисключающих суждении, взятых в одном контексте. Строго говоря, логическое противоречие есть противоречие между фрагментами зафиксированного знания. К примеру, суждение "Иванов - отличник" и "Иванов - задолжник", если в контексте не оговорено, что речь идет об одном и том же субъекте, противоречием не является. Диалектическое противоречие - противоречие развивающегося (изменяющегося) знания. Противоречие-парадокс - особый вид противоречия. Известен парадокс Бертрана Рассела о парикмахере, который бреет только тех мужчин, которые не бреются сами. В итоге на вопрос о том, кто бреет парикмахера, нет ответа. Ибо если он бреет сам себя, то его не должен брить парикмахер (а он и есть парикмахер), и наоборот, если его бреет парикмахер, то он не должен брить сам себя. В шутливой форме здесь заложено противоречие-парадокс, которое подвело мину под фундамент математики - теорию множеств, так как, говоря о парикмахере и прочей публике, Б. Рассел имел в виду различные множества и подмножества. Тем самым данный парадокс выявил бессилие теории множеств. Любое противоречие-парадокс, несмотря на внешне деструктивный характер, содержит в себе элемент утверждения. Парадокс показывает, что есть факты, добытые наукой, которые не укладываются в рамки существующих теорий. Это требует смены и развития теории. Закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям - и противоположным, и противоречивым. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении остается открытым - оно может быть как истинным, так и ложным.

  • Слайд 54

    Закон исключенного третьего

    Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений и формулируется следующим образом: два противоречивых (контрадикторных) суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Этот закон выражается формулой "А есть либо В, либо не-В". Объединив закон исключенного третьего с законом непротиворечия, получим следующее положение: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными; одно из них необходимо истинно, другое необходимо ложно. Рассуждение ведется по формуле: "или - или" ("либо - либо"). Третьего не дано. Закон исключенного третьего формулирует важное требование к нашим мыслям: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними. Если одно из них признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье, несуществующее суждение, так как третьего не дано. Конечно, закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается при помощи практики, устанавливающей соответствие или несоответствие суждения объективной действительности. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо является истинным. Всякое среднее, третье решение исключено.

  • Слайд 55

    Закон достаточного основания

    Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, то есть доказать ее соответствие действительности. Выдвигая какой-либо тезис, необходимо привести веское доказательство, чтобы обосновать истинность своего утверждения. Требование доказанности, обоснованности мыслей выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая мысль признается истинной, если она имеет остаточное основание. Формула закона: «Если есть В, то есть и его основание А». Рассмотренные выше законы мышления имеют в логике такое же значение, какое в математике имеют аксиомы или постулаты. Они так же очевидны, как и то, что «целое больше части» или то, что «между двумя точками можно провести только одну прямую».

  • Слайд 56

    Софизм и паралогизм

    Законы логики можно нарушать и их часто нарушают. Однако здесь есть одно важное условие: если мы стремимся к истинности суждений и правильности рассуждений, то законы логики мы обязаны соблюдать. Соблюдение законов логики еще не гарантирует нам истинности наших мыслей и, следовательно, не является достаточным основанием для истинности суждений, поскольку истинность требует соответствия того, что утверждается или отрицается в суждении положению в мире вне суждения. Однако без соблюдения законов логики не может быть и речи об истинности рассматриваемых суждений.

  • Слайд 57

    Законы логики можно нарушать по двум основаниям: а) сознательно, б) невольно. Софизм - это нарушение законов логики сознательно с целью введения собеседника в заблуждение. В качестве примера можно привести знаменитый софизм "Рогатый" из которого следует, что человек имеет в наличии то, чего он не терял. "Если ты не терял рогов, то, следовательно, ты рогат". Теперь мы можем сказать, что был нарушен закон тождества, требующий постоянства используемых понятий на протяжении всего рассуждения. В этом софизме происходит подмена понятий: вместо понятия "то, что ты не потерял, из того, что имеешь" используется понятие "то, что не потерял" независимо от того, имел ты это или нет. Подобные софизмы были сформулированы еще в древности. Свое название они ведут от школы софистов - профессиональных учителей мудрости, которые брались обучать молодых людей искусству государственного управления и судоговорения. Главный тезис софистов заключался в следующем: истина не имеет отношения к государственному управлению, побеждает тот, кто сумел убедить народное собрание или суд. Поэтому они брались обучать юношей убеждать других людей во всем, в чем им будет угодно. Даже в явной чепухе. Софизмы служили примерами того, что человека можно убедить в чем угодно, были бы использованы подходящие средства. В некоторой степени логика была построена с целью разоблачения и критики софизмов, вводящих собеседника в заблуждение. Паралогизм - нарушение законов логики, допускаемое невольно. По своей логической сути паралогизм не отличается от софизма. Его отличие только в мотиве. Но мы знаем, что "незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение".

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке