Презентация на тему "Основы формирования здоровья детей в раннем, школьном и подростковом возрасте"

Презентация: Основы формирования здоровья детей в раннем, школьном и подростковом возрасте
Включить эффекты
1 из 85
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (19.11 Мб). Тема: "Основы формирования здоровья детей в раннем, школьном и подростковом возрасте". Предмет: медицина. 85 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.2 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Основы формирования здоровья детей в раннем, школьном и подростковом возрасте
    Слайд 1

    Лекция для студентов 1 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ

    Основы формирования здоровья детей в раннем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте Артюкова Светлана Ивановна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии

  • Слайд 2

    Цели обучения:

    знать: Характеристику детей в раннем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте иметь представление: о факторах, формирующих здоровье ребенка в детей в раннем, дошкольном, школьном и подростковом возрасте, об основных аспектах медицинской профилактики.

  • Слайд 3

    План лекции

    Факторы, формирующие здоровье ребенка и факторы риска в раннем и дошкольном возрасте. Факторы, формирующие здоровье ребенка факторы риска в школьном возрасте. Факторы, формирующие здоровье и факторы риска в подростковом периоде.

  • Слайд 4

    Периоды детского возрастаклассификация Н.П. Гундобина

    Внеутробный этап: Период раннего детства (от 1 года до 3 лет); Дошкольный период (с 3 до 6 лет); Младший школьный период (с 7 до 11 лет); Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).

  • Слайд 5

    Периоды детства

    Система условного разделения школьного периода детства: младший школьный возраст (дети 7–10 лет – ученики 1–3-х классов), средний школьный возраст (подростки 11–15 лет – ученики 4–9-х классов), старший школьный возраст (юноши и девушки 16–17 лет – ученики 10–11-х классов).

  • Слайд 6

    Факторы, определяющие здоровье детей в периодформирования наследственности

  • Слайд 7

    Ясли – с 1.5 до 3 летСад – с 3 до 7 лет

  • Слайд 8

    Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет, ясельный возраст, период раннего детства

    Характеризуется снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физиологических систем. Интенсивно увеличивается мышечная масса. К 2 годам завершается прорезывание молочных зубов (их 20). Интенсивно формируется лимфоидная ткань носоглотки с часто возникающей их гиперплазией (аденоиды, гиперплазия миндалин). Двигательная активность огромная (от ходьбы до бега, лазания, прыжков), а контроль за адекватностью движений и поступков минимальный (особенно у детей, перенесших перинатальную гипоксию – синдром гиперактивного ребенка). Отсюда резко возникающая опасность травматизма.

  • Слайд 9

    Высока познавательная деятельность, причем участвуют всевозможные анализаторы, в том числе рецепторный аппарат ротовой полости, поэтому высока частота аспирации инородных тел и «случайных» отравлений! Это возраст быстрого совершенствования речи. С полутора лет ребенок говорит фразы, к трем годам – длинные фразы. С трех лет – говорит «я», до 3-х лет от третьего лица. Это период и первого упрямства. Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысших проявлений (бури), возникает проявление капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности, которое происходит через игру. Определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги иногда говорят, что это период «упущенных возможностей», имея ввиду неправильные приемы воспитания. Отсюда воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детьми.

  • Слайд 10

    Навыки: ест жидкую пищу ложкой – с 1г. 6 мес.

  • Слайд 11

    Навыки: самостоятельно пользуется горшком с 2 лет

  • Слайд 12

    Навыки самообслуживания – к 3 годам

  • Слайд 13

    Движения

  • Слайд 14

    ИГРА – коллективная по ролям – с 2,5 – 3 лет

  • Слайд 15

    Развитие речи – говорит предложениями из 3 слов и более – с 3 лет

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Формирование здоровьяЗдоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в раннем возрасте от 1 года до 3 лет - режим дня

    Дети от года до 1 года и 6 месяцев: Общая продолжительность сна у детей от года до 1 года и 6 месяцев, как правило, от 14.5 до 13.5 в сутки, количество периодов сна в дневное время может доходить до 2 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – 3,5 – 4,5 часа. Среднее количество кормлений в сутки – 4 раза, перерывы между кормлениями до 4,5 – 3,5 часа. Дети от 1,5 до 3 лет Общая продолжительность сна у детей от 1 года и 6 месяцев до 2 лет, уже 13,5 – 12,5 часов в сутки, в этом возрасте ребенок, как правило, днем спит уже 1 раз. Максимальная продолжительность бодрствования от 4,5 до 5,5 часов. Среднее количество кормлений в сутки – 4 раза, и перерывы между ними 4 – 3,5 часа.

  • Слайд 18

    Формирование здоровья Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в раннем возрасте 0т 1 года до 3 лет - диета

    Завтрак Гречневая каша с тыквой и со сливочным маслом (200 г), какао с молоком (150 мл), бутерброд с сыром; Обед Салат из моркови и яблок (25 г), бульон с фрикадельками (100 мл), запеканка из вермишели с мясом (150 г), кисель с соком из свежих ягод(100 мл), мармелад, кусочек хлеба; Полдник молоко (200 мл), коврижка медовая, банан; Ужин Ленивые вареники (100 г) со сметаной и с фруктовой подливкой (50 мл), яблочный сок (150 мл); Перед сном Молочная смесь 3 до 2 лет! кефир (150 мл).

  • Слайд 19

    Формирование здоровьяЗдоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в грудном возрасте – профилактические прививки

  • Слайд 20

    Формирование здоровья Здоровьесберегающаяфизкультурно-оздровительная технология в раннем возрасте – физическое воспитание

  • Слайд 21

    Основные педагогические правила при воспитании детей

    Единство и постоянство воспитательных приемов. Развитие самостоятельности. Недопустимость частых запрещений и срывов деятельности ребенка. Чем ребенок моложе, тем меньше у него способность к процессу торможения, тем острее борьба между желанием и запретом.

  • Слайд 22

    Здоровьесберегающая образовательная технология в возрасте от 1 года до 3 лет воспитание

    Задачи воспитания детей раннего возраста Обеспечение полной согласованности в воспитательных приемах со стороны всех взрослых, имеющих отношение к воспитанию ребенка. Поведение окружающих взрослых должно быть примером для ребенка. Отбор тех впечатлений и явлений окружающего мира, которые могут способствовать развитию положительных форм поведения и, по возможности, изоляция ребенка от того, что может закрепить отрицательные формы поведения, вызывать сильное нервное возбуждение или утомление. Избегать формирования у ребенка эгоистических черт, избалованности, болезненных привязанностей к матери или отцу. В раннем возрасте необходимо обеспечить общение ребенка с другими детьми в целях своевременного формирования у них положительных взаимоотношений. Родители должны систематически заниматься с ребенком — играть с ним, разговаривать, читать, вместе с ним рассматривать картинки, показывать ему, как рисовать, лепить и т. д. В то же время очень важно научить ребенка играть самостоятельно, а не только со взрослыми.

  • Слайд 23

    Формирование здоровья Гигиеническое воспитание

  • Слайд 24

    Формирование здоровья Игрушки1год 6 месяцев 2 года

    Ср - играя, различает два разных по величине предмета. Д - ходит долго, меняет положение - может приседать, наклоняться. И - умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Р - быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова. Н - самостоятельно ест ложкой густую пищу.

  • Слайд 25

    Формирование здоровья Воспитание от 1 года до 3 лет - книжки

  • Слайд 26

    Формирование здоровья Коллективная сюжетная игра 3 года

    Д – перепрыгивает через перекладину, катается на велосипеде, танцует. Н – шнурует ботинки Р – пересказывает короткий рассказ, знает 1000 -1500 слов И – ролевая игра Ср – различает основные цвета

  • Слайд 27

    Дошкольный период от 3 до 7 лет

    Начинается посещение детского сада. Характерно первое физиологическое вытя-жение, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица, нарастание массы тела несколько замедляется. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных. К концу периода заканчивается диффе-ренцировка строения различных внутренних органов, а иммунная система уже достигает известной зрелости. Интенсивно развивается интеллект, усложняется игровая деятельность. К 5 годам дети свободно говорят на родном языке. Улучшается память. Совершенствуются тонкие координирован-ные движения, развиваются навыки рисования. Начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек. Активно формируются индивидуальные интересы и увлечения.

  • Слайд 28

    Формирование здоровья Потребности детей дошкольного возраста

    1.В полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.). 2. В рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты. 3. В вовлечении ребенка в трудовые процессы. 4. В формировании общепринятых гигиенических навыков. 5. В эмоциональном благополучии и общении. 6. В учете индивидуальных особенностей ребенка.

  • Слайд 29

    Формирование здоровья Здоровьесберегающие медико-гигиенические технологии в дошкольном возрасте

    Организация режима дня. Диета. Профилактические прививки. Подготовка к поступлению в детское дошкольное образовательное учреждение (ДДУ)

  • Слайд 30

    Примерный режим дня детского сада:

    с 7:00 до 8:00 – прием детей в группу, свободная деятельность; с 8:00 до 8:20 – завтрак; с 8:20 до 8:30 – свободная деятельность; с 8:30 до 9:00 – занятия с детьми по группам; с 9:00 до 9:20 – подготовка к прогулке; с 9:20 до 11:20 – прогулка на свежем воздухе; с 11:20 до 11:45 – возвращение с прогулки, свободная деятельность; с 11:45 до 12:20 – обеденное время; с 12:20 до 12:45 – спокойные игры, подготовка к дневному сну; с 12:45 до 15:00 – тихий час; с 15:00 до 15:30 – подъем, полдник; с 15:30 до 15:45 – свободная деятельность; с 15:45 до 16:15 – занятия с детьми по группам; с 16:15 до 16:30 – подготовка к вечерней прогулке; с 16:30 – прогулка на свежем воздухе.

  • Слайд 31

    Формирование здоровья Здоровьесберегающая образовательная технология в дошкольном возрасте – воспитание, образование

    1) наряду с семейным - дети получают общественное воспитание, находясь в течение сравнительно длительного времени в коллективе детей; 2) их воспитанием занимаются не только родители, не и специально для этого подготовленный персонал детского учреждения; 3) воспитание детей строится по определенной образовательной программе, составленной на основе научных исследований.

  • Слайд 32

    Формирование здоровья Здоровьесберегающаяфизкультурно-оздровительная технология в дошкольном возрасте – физическое воспитание

  • Слайд 33

    Гигиеническое воспитание

  • Слайд 34

    Воспитание через игруИгры для девочек

  • Слайд 35

    Воспитание через игру Игры для мальчиков

  • Слайд 36

    Компьютерные игры – очень дозированно до 10-15 минут в день

  • Слайд 37

    Игрушки – своими руками

  • Слайд 38

    Младший школьный возраст формирование учебной деятельности

    Анатомо-физиологические особенности Формируются изгибы позвоночника. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее равновесие процессов возбуждения и торможения ЦНС.

  • Слайд 39

    Требования к обучению в первом классе

    Учебные занятия только в первую смену Пятидневная рабочая неделя Организация облегченного дня в середине учебной недели Проведение не более 4 уроков в день Продолжительность уроков не более 35 минут Обучение без балльной оценки знаний обучающихся, без домашних заданий Дополнительные каникулы в середине 3 четверти

  • Слайд 40

    Критерии адаптации ребенка к школе

    У 7-летних первоклассников адаптация к школе оценивается по выраженности и продолжительности невротических реакций, появлению частых ОРЗ, обострению хронических заболеваний. Благоприятная адаптация – отсутствие невротических реакций в течение 2 четвертей. Среднеблагоприятная адаптация – умеренно выраженные невротические реакции на протяжении первых 3 четвертей учебного года (снижение работоспособности, высокая утомляемость, сниженная успеваемость, изменения в поведение ребенка – чрезмерное возбуждение, агрессивность, заторможенность, нежелание идти в школу. Неблагоприятная адаптация – развитие неврозов у первоклассниковт (страхи, нарушения сна, аппетита, чрезмерная возбудимость или вялость).

  • Слайд 41

    Младший школьный возраст от 7 до 11 лет – золотая пора детства

    После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

  • Слайд 42

    Средний школьный возраст

    Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

  • Слайд 43

    Средний школьный возрастот 11-12-ти до 15-ти лет 5-9 классы

    У девочек и мальчиков 11-13 лет – средний возраст начала полового развития. У некоторых оно начинается в 9 лет, у других – только в 14-15. Началу полового созревания предшествует ростовой скачок – до 10 см в год.

  • Слайд 44

    Старший школьный возраст – 15-18 лет - 10 – 11 классы

    Это период завершения полового созревания и начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам.

  • Слайд 45

    Анатомо-физиологические особенности подростков

    Скелет. Значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела – до 4,5-9 кг в год. Прирост массы и длины тела. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1–2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13–14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к зрелости.

  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48

    Особенности физиологии подростка

    Активация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, вызывающие интенсивное физическое и физиологическое развитие. «Гормональная буря» обуславливает трудности в функционировании сердца, легких, ЖКТ, головного мозга, перепады настроения, эмоциональную лабильность.

  • Слайд 49

    Эндокринная система подростка

  • Слайд 50

    Чрезмерные физические нагрузки

    В этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Половые различия. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

  • Слайд 51

    АФО сердечно-сосудистой системы

    Сердце. Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его связь с центральной нервной системой. Кровеносные сосуды. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54

    АФО желудочно-кишечного тракта

    Функциональные изменения органов ЖКТ, обусловленные вегетативной дисфункцией. Печень растет не так быстро, а нагрузка на неё большая Для подростка важно сбалансированное регулярное питание!

  • Слайд 55

    Индивидуальное половое созревание (варианты нормы)

  • Слайд 56
  • Слайд 57
  • Слайд 58
  • Слайд 59
  • Слайд 60

    Питание подростка

  • Слайд 61

    Медико-профессиональное консультирование

    включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний – степени компенсации. Структура заболеваний, являющихся причиной ограничения профессиональной пригодности подростков: отклонения со стороны зрения, в основном аномалии рефракции; отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата – деформации, болезни костной, мышечной систем, плоскостопие; заболевания верхних дыхательных путей и органа слуха; функциональные нарушения центральной нервной системы.

  • Слайд 62

    Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в школьном возрасте – организация режима дня детей и подростков

  • Слайд 63
  • Слайд 64

    Медицинский контроль организации учебного процесса

  • Слайд 65

    Врач педиатр как член педагогического совета школы

    Участвует в составлении расписания. 1 класс – длительность урока – 35 минут, 2 – 11 классы – 40-45 минут. Недельная нагрузка: 1 класс – не >20 часов, 2 класс – не >25 часов, 3-4 классы – 24 часа, 5-8 классы – 35 часов, 9-11 классы – 36 часа. Контролирует организацию учебных занятий и режима продленного дня детей-шестилеток.

  • Слайд 66

    Профилактика «школьных заболеваний у детей и подростков – нарушения осанки

  • Слайд 67
  • Слайд 68

    Профилактика «школьных заболеваний у детей и подростков – нарушения зрения

  • Слайд 69

    Медицинский контроль использования технических средств в обучении школьников компьютерные классы

  • Слайд 70

    Медицинский контроль использования технических средств в обучении школьников

    Меры профилактики неблагоприятного воздействия ТСО Длительность работы на компьютере: В 1-4 классе – 15 минут В 5-7 классах – 20 минут В 8-9 классах – 25 минут В 10-11 классах – 30 минут (1 урок) и по 20 минут (2 урока) Просмотр учебных передач организуется для учащихся, сидящих на расстоянии не менее 2 м от экрана с размером экрана не менее 59 см по диагонали, длительность пребывания у телевизора не должна превышать 1,5 часа, искусственное освещение в телезале должно быть от 40 до 100 ВТ.

  • Слайд 71

    Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в школьном возрасте – диета

  • Слайд 72

    Здоровьесберегающаямедико-гигиеническая технология Организация питания в школах

    Общеобразовательные школы – интервал между приемами пищи должен быть не менее 3 и не более 4-4, 5 часов; дети должны получать завтрак дома и горячий завтрак в коле. Учащиеся групп продленного дня обедают после уроков.

  • Слайд 73

    Профилактика йододефицита

  • Слайд 74

    Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология Вакцинопрофилактика в школе

    В 14лет – ревакцинация против дифтерии, туберкулеза, паротита. Вакцинация против гриппа - ежегодно

  • Слайд 75

    Прививочный кабинет ДОУ

  • Слайд 76

    Профилактика инфекционных заболеваний у детей и подростков

    Профилактика туберкулеза – р. Манту, проведение флюорографического обследования. Профилактика педикулеза, чесотки – осмотр 1 раз в четверть. Карантинные мероприятия в случае наличия очага инфекций.

  • Слайд 77

    Здоровьесберегающая физкультурно-оздровительная технология в школьном возрасте – физическое воспитание

    Распределение учащихся по группам физического воспитания по результатам мед. осмотров Основная группа – практически здоровые школьники, физическое развитие среднее и выше среднего, физически подготовленные – занятия по программе, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях, сдача нормативов. Подготовительная группа – физическое развитие ниже среднего, без достаточной физической подготовки. Занятия в классе с ограничениями, длительная подготовка с сдаче нормативов. Специальная группа – школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера. Занятия в межклассных группах – ЛФК

  • Слайд 78

    Здоровьесберегающая медико-гигиеническая технология в школьном возрасте – контроль уроков физкультуры, проведение физкульт- минуток

  • Слайд 79

    Здоровьесберегающая экологическая технология Медицинский контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм в школе

  • Слайд 80

    Медицинский контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении

    Земельный участок – 40 – 50 кв.м – на 1 ребенка в школа Школа - здание построено по принципу блочно-централизованная система Соблюдение санитарных норм освещения, отопления, водоснабжения и т.п.

  • Слайд 81

    Полуденный сон в китайской школе

  • Слайд 82

    Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников

  • Слайд 83

    Профилактика табакокурения, алкогольной зависимости у детей и подростков

  • Слайд 84

    Государственная программа по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия»

    В 2009 году в нашей стране была запущена большая государственная программа по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия». Этот проект «начало перемен в образе жизни страны».

  • Слайд 85

    Благодарю за вниманиеВопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке