Презентация на тему "Опросники в диагностике детско-родительских отношений"

Презентация: Опросники в диагностике детско-родительских отношений
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.2 Мб). Тема: "Опросники в диагностике детско-родительских отношений". Предмет: психология. 12 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Опросники в диагностике детско-родительских отношений
    Слайд 1

    Опросники в диагностике детско-родительских отношений

    Демина Валерия, Кискичева Анастасия, Колупаева Дарья, Паламарчук Екатерина, Чистякова Анна

  • Слайд 2

    Важное отношение для практики имеет изучение семьи и тех отношений, которые с ней выстраиваются на различных стадиях. По ряду последних психологических исследований замечаются такие тенденции, как кризис самого института семьи. Причем этот кризис проявляется тем ярче, чем выше уровень жизни и материального благополучия людей. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой функцией, как ее сохранность и благополучие.

  • Слайд 3

    Опросники в диагностике детско-родительских отношений глазами ребенка:

  • Слайд 4

    «Рисунок семьи»

    Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

  • Слайд 5

    Методика Рене Жиля

    Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, "щекотливые" моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках. В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных : Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми (к матери, к отцу, к братьям и сестрам и т.д.Переменные, характеризующие особенности самого ребенка(любознательность, агрессивность)

  • Слайд 6

    методика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

    Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Методика имеет две формы: для детей 4 – 6-8 лет; для детей 6-8 – 10 лет и подростков. Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения: положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других; отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других; зависимость от других. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений: 1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные - с "сексуализированными" переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции; 2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественостью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность; 3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа "этого члена семьи мама слишком балует"; 4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа "мама беспокоится, что этот человек может простудиться". Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: "я люблю прижиматься к этому члену семьи". А примером второй: "этот человек любит крепко обнимать меня". Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

  • Слайд 7

    Опросники в диагностике детско-родительских отношений глазами родителей:

  • Слайд 8

    Опросники родительского отношения к детям А.Я.Варга и В.В.Столина

    Опросник ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения: «принятие-отверждение»; «кооперация»;»симбиоз»;«авторитарная гиперсоциализация»; «маленький неудачник» Высокие значение по первой шкале отражают положительное отношения к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок такой какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком и одобряет его интересы и планы. Низкий показатель, наоборот, означает отверждение. Ребенок воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Во второй шкале высокие показатели означают, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Третья шкала . При высоких показателях можно считать, что родитель считает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Четвертая шкала При высоких показателях можно сказать, что родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Родитель не принимает его точку зрения. Ребенка за проявление своеволия жестоко наказывают. Пятая шкала .При высоких показателях по этой шкале родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы , увлечения, мысли кажутся родителю детскими, неуспешными, открытыми для дурных влияний. Родитель ограждает ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия. Опросник может применяться с целью изучения преобладающего стиля семейного воспитания.

  • Слайд 9

    «Анализ семейных взаимоотношений»А.Г.Эйдемиллера (АСВ)

    Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. В опроснике диагностируется следующие параметры семейных отношений: Уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию: чрезмерномного (гиперпротекция) - шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) – шкала Г-; Степень удовлетворения потребностей как материально- ботовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) – шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребносетей ребенка (игнорирование потребностей) – шкала У-; Уровень требований к ребенку в семье: Чрезмерность требований-обязанностей- шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу,- шала Т-; чрезмерность требований – запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующее развитие гипертивного неустойчивого типа характера, - З-; Чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+, или минимальность санкций , упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний – шкала С-,; Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания , формирующая упрямство, - шкала Н. Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться, либо выразить свое несогласие. Опросник позволяет выявить склонность родителей решать личностные проблемы за счет ребенка.

  • Слайд 10

    ОпросникиPARI (Parental attitude research instrument) Е.С. Шефер Р.К. Белл (адаптирован Т.В.Нещерет)

    В опроснике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношения к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: оптимальный эмоциональных контакт; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; излишняя концентрация на ребенке. Каждый признак описан в опроснике под соответствующим номером и измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить им отношения в виде активного и частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в ключе методике. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Данный опросник может применяться с целью изучения специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни.

  • Слайд 11

    ОпросникТ.Лири.

    Опосник может использоваться для диагностики родительско-детских и супружеских отношений. С этой целью описать свое актуальное и идеальное Я, а затем дать оценку жене(мужу) и идеалу жены(мужу), тоже в отношении матери, отца, детей, а при необходимости и др. членов семьи дается инструкция. Изучение самооценок членов семьи и их группового взаимодействия с помощью опросниковТ.Лири позволяет достаточно глубоко проникнуть в мир внутренних переживаний, раскрыть внутриличностный конфликт если таковой имеется и понять направление выбора психокоррекционных мер воздействия, исходя из проблемы ресурсов конкретной личности.

  • Слайд 12

    Вывод:

    Таким образов, диагностика семьи, детско-родительских отношений необходима в целях вывроботки оптимальных условий для функционаирования семьи как социальной общности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке