Презентация на тему "Педагогическое общение. Конфликты в педагогической практике"

Презентация: Педагогическое общение. Конфликты в педагогической практике
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Педагогическое общение. Конфликты в педагогической практике" по педагогике. Презентация состоит из 15 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.08 Мб.

Содержание

  • Презентация: Педагогическое общение. Конфликты в педагогической практике
    Слайд 1

    Педагогическое общение. Конфликты в педагогической практике

  • Слайд 2

    Понятие педагогического конфликта

    Педагогический конфликт - это противодействие субъектов образовательного процесса по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. негативные последствия конфликтов: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. позитивные функции конфликта: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает "хроническую болезнь", противоречие, помогает прояснить отношения и т. д.

  • Слайд 3

    Причины педагогических конфликтов:

    малая возможность преподавателя прогнозировать на уроке поведение учеников; При возникновении спора преподаватель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной; Преподаватель часто оценивает не отдельный поступок ученика, а его личность; оценка студента нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье; Преподаватель иногда затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит; немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между преподавателем и отдельными студентами; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними; личностные качества преподавателя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

  • Слайд 4

    Стадии прохождения конфликта

    Возникновение конфликта (появление противоречия). Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон. Конфликтное поведение. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

  • Слайд 5

    Самый эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации, педагогов и студентов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

  • Слайд 6

    Виды конфликтов между педагогом и обучающимся (по М.М. Рыбаковой)

    конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

  • Слайд 7

    Специфика педагогических конфликтов

    ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение - это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми; участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте; разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму; присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу; профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности; всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

  • Слайд 8

    Схема развития конфликта:

    Конфликтная ситуация (спор, между заинтересованными сторонами). На этом этапе конфликтующие стороны обсуждают конкретный предмет разногласия. Конфликт(столкновение интересов участников, активная конфронтация). На этом этапе конкретный вопрос отходит на второй план, происходит столкновение на уровне подходов и мнений. Привлекаются другие доказательства и аргументы. Расширяющийся конфликт (в ситуацию втягиваются другие участники). В этот момент в качестве арбитров и болельщиков в конфликт втягиваются другие члены коллектива. Вопрос принимает общечеловеческий характер. Вспоминаются старые прегрешения и обиды. Всеобщий конфликт (большинство сотрудников охвачено поисками виноватых). На заключительном этапе понять первопричину невозможно. Идет настоящая война партий «до последнего патрона».

  • Слайд 9

    Психологические правила управления конфликтами

    - контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”; - не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”); - не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить); - стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки; - по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций; - не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. - дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”; - независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся; - не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения. “Опереться можно только на того, кто сопротивляется” Стендаль.

  • Слайд 10

    Причины конфликтов в учебной группе

    Первая - конфликты, возникающие из-за недостатка ресурсов (чего-то не хватает на всех: учебных пособий, внимания педагога, дружбы сверстников). Такие ситуации уладить легче всего. Вторая - конфликты, связанные с желаниями, стремлениями, потребностями (включая стремление к власти, дружбе, самоутверждению, достижению), которые приходят в противоречие с желаниями других студентов. С этими конфликтами справиться труднее, так как причины их скрыты. Третья- конфликты между личностными ценностями. Это самый трудный случай. Когда ставятся под сомнение наши ценности, мы ощущаем это как угрозу смыслу своей жизни и становимся совершенно нетерпимыми ( речь при этом идет не только о религиозных или политических взглядах). Конфликты между целями относятся к той же категории. У каждого человека есть какие-то цели; наши старания достигнуть цели отражают ее ценность для нас. Когда вступают в противоречие цели разных людей, достичь согласия очень нелегко

  • Слайд 11

    Обстоятельства, усиливающие конфликт

    если в поведении участников преобладают отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.); если усилится ощущение угрозы; если в конфликт окажутся втянутыми другие люди; если учащиеся до конфликта не были дружны; если учащиеся не владеют навыками общения и решения конфликтов.

  • Слайд 12

    Личность педагога в конфликте

    Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический такт педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика сотрудничества обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом; Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное - сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации; В – третьих, не следует злоупотреблять наказаниями.

  • Слайд 13

    Способы разрешения конфликтов

    уклонение - человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. сглаживание конфликта - используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. принуждение - противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. поощрение - предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением. Хотя этот вид поведения можно рассматривать как компромиссный, есть большая вероятность, что конфликт останется. компромисс - одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.

  • Слайд 14

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ –ОСНОВА РАЗРЕШЕНИЯ СЛОЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

    Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция ПРЕПОДАВАТЕЛЯ,как правило, вызывает импульсивный ответСТУДЕНТА, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной. Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

  • Слайд 15

    Анализ помогает ПРЕПОДАВАТЕЛЮ:

    избежать субъективизма в оценке поведения СТУДЕНТОВ; возможность увидеть положительное в поступках “плохого” СТУДЕНТАи “пакость” в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти “точки роста” личности даже очень “трудного” СТУДЕНТА; НАЙТИ возможные пути предупреждения или погашения конфликта; Погасить конфликт, перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке