Презентация на тему "Политология"

Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Политология" неотсортированные, на различные темы. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Политология

  • Слайд 2

    1.Структура,функции и принципы политологии

    Политология двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Объектом политологии-человеческое общество.Ниша обществе-полит.сфера. Предмет политологии-власть её сущность,структура,механизм. легитимация политической власти-ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Структура политологии - состоит из теоретического и практического знания. Т. П.формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития,методологию и методы политических исследований. Парадигма - различные теоретические подходы к изучению политики. Прикладная политология — отрасль политической науки, исследующая конкретные политические ситуации с целью получения для заинтересованных лиц и организаций определенной информации, разработки для них политических прогнозов, практических советов и рекомендаций, служащих повышению эффективности их деятельности. Предметом прикладной политологии является конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная (производная других сфер жизни общества)и рационально-критическая(раскрытие противоречивости и конфликтности политики. Функции п. делятся на :1. концептуально-описательная (теоритическая) -запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания политической действительности.2. объясняющая функция.3. прогностическая функция,4.методологическая,5. идеологическая функция,6. управленческая,7.интегрирующая Принципы - исходные принципы научного исследования - редко рассматриваются в отечественной политологической литературе Так, в \"Политологический энциклопедический словарь\" не указано на принципы политологии, а сделано упор на законах и категориях К принципов для институювання политологии и важных для решения поставленных проблем, мы отнеслии: 1 признание верховенства политики над техническими аспектами руководства обществом, в этом отношении определения должностей министров Кабмина Украины как \"политических должностей\" согласно Закону \"О кабинет Минис встретил Украина \"является оправданнымданим; 2 Доминирование государственно-официального аспекта и государственных программ в содержании политики по сравнению с другими видами общественной деятельности; 3 Борьба и соперничество различных политических доктрин 4 Принцип объективности в освещении центральных проблем политики.

  • Слайд 3

    2. Политический интерес и политическое сознание

    Все, что совершает человек, проходит через его сознание. Внутренними источниками его активности выступают потребности и интересы. Вне их учета невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и конкретных личностей. В литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса в лексическом понимании“интерес” -внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым (2). В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение. Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей. Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. важным является также понимание взаимосвязи потребностей и интересов Содержание интереса .Потребность →предмет удовлетворения потребности→активность(включает интерес) По интересу можно понять социальное положение субъекта интереса ,степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности субъекта г) само действие субъекта в социальной среде обитания. Интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Политическое сознание — это система взгля­дов, понятий, представлений' установок и чувств, выражаю­щих субъективное отношение человека к действующим или же­лаемым политике и политическим явлениям. Структура пол.созн. (Политическая идеология-Политическая психология-Поведенческий элемент)

  • Слайд 4

    Политики,её структура и функции

    Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются: – субъекты политики; – объекты политики; – политические процессы; – политическая власть; – политические идеи и концепции; – политические отношения. Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.). Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений. Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: – согласие; – сотрудничество; – политическая борьба; – конфронтация (противостояние). Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами. Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Объясняют все аспекты политического, в том числе функционирование политических институтов. Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни.

  • Слайд 5

    Власть как социально-политическое явление

    Понятие власти является одним из центральных в политологии. Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Политика и власть тесно связаны и идут рядом. Борьба за власть - естественное состояние политической жизни любого государства. Власть - особый вид общественных отношений, присущих всем этапам человеческого развития. Конечным субъектом политики являются господствующие классы, правящие элиты. Функции власти. 1. Господство - подчинение одних групп другим. 2. Руководство - определение и законодательное закрепление стратегии развития правящих сил. 3. Управление - принятие решений. 4. Контроль - обеспечение соблюдения всех дедуктивных заданий. Субъект политики - личность, организация, общественная группа, которая способна создавать политику и участвовать самостоятельно в политике, в соответствии с интересами влиять на других, вызывать изменения в политических отношениях. Субъекты: Первичные - большие общественные группы, объединенные общностью интересов в большие группы людей. Это классы, врачи, учителя, семья, этнические и религиозные общности. Вторичные - производные от первых. Выполняют служебную и исполнительную роль в их отношениях, т.е. реально выполняют свою работу. (Кабинет министров) 1. Область функционирования власти - власть бывает законодатель-ная, исполнительная, судебная, светсткая, духовная, семейная, эко-номическая, идеологическая. 2. По субъектам власти - классовая, групповая, личная. Государствен-ная, партийная, церковная (на уровне аббортизма). 3. Методика осуществления власти. Государство, насилие, принужде-ние, убеждение. 4. По объему. Единоличная, групповая, коллегиальная. На государтс-венном уровне: президенская республика. 5. По режиму. Толитарная, авторитарная, либерально-демократичесая, демократическая.

  • Слайд 6

    5.Политическая власть и концепция разделения властей на практике

    Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Политика и власть тесно связаны и идут рядом. Борьба за власть - естественное состояние политической жизни любого государства. Власть - особый вид общественных отношений, присущих всем этапам человеческого развития. Конечным субъектом политики являются господствующие классы, правящие элиты. Концепции власти. Теологическая Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека Биологическая Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке Бихевиоризм-В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности Психоаналитическая Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием Структурно-функциональная Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых) Социальная конфликтология Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю. Дуалистическая Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции Подходы к власти 1.Поведенческий -природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека. 2. Социологический подход -природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия. Все подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена. В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный: директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы); функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управ-ления); коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия).

  • Слайд 7

    Политическая система общества и характеристика её подсистем

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую. 1.Институциональная.Все политические институты можно условно разделить на три группы. К политическим относятся организации, целью которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — не собственно-политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). К третьей группе относятся организации, которые возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). 2.Комуникативная. Это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. 3. Нормативная. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. 4.Культурно идеологическая представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

  • Слайд 8

    8.Государство как основной институт политической системы

    Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения жизнедеятельности людей, дифференциации интересов групп и индивидов. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных социальных интересов в пределах определенной территории. Главная отличительная черта государства – суверенность, т. е. верховная власть внутри государства и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть распространяется на все население; она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. Государство также располагает особыми органами и учреждениями, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.). Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в его функциях. К наиболее значимым функциям современных государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия, оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. Функции характеризуют внутреннюю и внешнюю политику государства.

  • Слайд 9

    Класификациягосударств. Характеристика разновидностей форм государственного устройства и правления.

    Государства отличаются друг от друга по своей внутренней организации, по формам правления, государственного устройства, по государственным режимам. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. На современном этапе различаются монархии двух видов – дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является разделение власти между монархом и парламентом. В парламентарной монархии статус монарха ограничен и на уровне законодательной и исполнительной властей. Парламентарные монархии часто именуют конституционными монархиями. Современные республиканские формы разделяются на парламентарные и президентские. По формам государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное государство (единое государственное образование, делящееся только на административно—территориальные части). Более сложной является федерация.

  • Слайд 10

    9.Правовое государство и гражданское общество: диалектика взаимодействия.

    В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства: 1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. 3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости. К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; легитимность власти и ее эффективность в интересах всех граждан общества; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества. Механизм взаимодействия гражданского общества и государства в различных странах мира весьма многообразен. В самом широком плане его составляют: демократическое законодательство, разделение властей, деятельность легальной оппозиции, общественнополитический плюрализм. Практика показывает, что оптимальные возможности для диалектического взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическими режимами. В этих условиях гражданское общество является основой стабильности государства, а государство - фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. Со стороны демократического государства можно выделить следующие направления влияния на гражданское общество : - ведение законотворческого процесса (позволяет обеспечить правовую защищённость граждан, их социальных и общественных объединений); - предоставление государственных гарантий обеспечения свобод и прав человека (в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.); - последовательное проведение государством в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, обеспечение свободы деятельности политических партий, ассоциаций и других добровольческих объединений граждан, равноправное предоставление им возможностей использовать государственные СМИ для защиты прав оппозиции; - проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы. Таким образом, взаимоотношения гражданского общества и государства возникают тогда, когда сословия, социальные группы, классы, представляющие определенную форму гражданского общества, для удовлетворения и защиты своих интересов создают государство.

  • Слайд 11

    10.Социальное государство. Общие характеристики.

    Социа́льноегосуда́рство— политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО –предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Социальное государство охраняет труд и здоровье людей; устанавливает минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивает государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивает систему социальных служб; устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. обеспечивает достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. стремится поддерживать высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. имеет хорошую системау образования, здравоохранения и других социальных услуг. минимилизирует социальные различия реализует социальную справедливость. мирно разрешает социальные конфликты. воплощает в жизнь нравственные предписания общества

  • Слайд 12

    11.Политическая партия и партийные системы.

    Политическая партия представляет собой добровольное политическое объединение граждан, связанных идеологической общностью и стремящихся к реализации программных целей посредством борьбы за власть или участия в осуществлении власти. Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти. В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий. Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п. Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. Типы партийных систем: 1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы: – демократические — широкие гражданские права и свободы человека; – авторитарные — непререкаемое подчинение власти; – тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества; 2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее: – однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая); – двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США); – многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия); – «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия); 3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; 4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные; 5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

  • Слайд 13

    12.Политический режим: класификация и основные характеристики

    Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. -Демократический р. политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. -Авторитарныйр. характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. -Военно-бюрократический р. Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. -корпоративныйавторитаризм-устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. -Дототалитарный авторитаризм устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. Постколониальный авторитаризм-возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Расовая, или этническая, квазидемократияучастию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Султанистский режим -отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана Тоталитарный режим-государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Анархия -отсутствие политического режима, безвластие. В также:аристократия, военная диктатура, демократура (диктократия, диктабланда, деспотизм, диктатура, меритократия, клептократия, корпоратократия, охлократия, плутократия, посттоталитаризм, тимократия, тирания, фашизм, феодализм.

  • Слайд 14

    13.Политический процесс и политическое поведение личности

    Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы - это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные - это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т. п. Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т. п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие - это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности. Политическое бездействие - это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия. Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т. п. Вместе с тем следует политическая практика фиксирует. Что наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе <о политике и политиках> не выходящие на сферу активных политических действий.

  • Слайд 15

    14 Процесс политической социализации

    Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

  • Слайд 16

    15 Выборы как форма организации политической власти

    Избирательная система -особый политический институт общества, который обеспечивает организацию и проведение выборов. Выборы - неотъемлемая часть политических процессов в современных демократических обществах. Посредством выборов происходит формирование различных политических институтов (парламентов, органов местного самоуправления и т. д.). Данный факт не означает, что выборы являются единственной процедурой формирования институтов политической власти, поскольку возможно использование также и процедуры назначения должностных лиц. Выборы -это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

  • Слайд 17

    16.Политическое лидерство

    Полити́ческоели́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав. Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либо общность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования п.л. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти. В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления. Виды: традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда), рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур), харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды). Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

  • Слайд 18

    17.Характеристика политического конфликта

    В отношении понятия «политический конфликт» нет такого многообразия взглядов и представлений, как в определении социального конфликта. Это объясняется тем, что социальный конфликт (в широком смысле) имеет место во всех сферах жизнедеятельности людей, тогда как политический конфликт, как правило, возникает и развивается в политической сфере. И все же существуют различные дефиниции понятия «политический конфликт». Так, по мнению А. Г. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Д. П. Зеркин определяет политический конфликт как «борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений... за все то, что составляет власть и политическое господство». С точки зрения В. П. Пугачева, конфликт предполагает направленные друг против друга действия сторон, обусловленные несовместимыми противоречиями, взаимоисключающими целями. При этом «политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти». Проанализировав приведенные определения, можно выделить ключевые понятия, характеризующие сущность политического конфликта. Итак, политический конфликт предполагает: столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений); причиной столкновения является власть и властные отношения, т. с. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти или использования власти для достижения своих целей; субъективным основанием для начала противоборства является осознание субъектами несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования иными способами; противоборство порождает действия субъектов, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом; политический конфликт является одним из способов урегулирования (разрешения) политических (социально-политических) противоречий. Таким образом, политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

  • Слайд 19

    Система международных отношений и роль политики в её регулировании

    Система — это совокупность всех международных отношений и формальных и неформальных институтов, которая охватывает людей, живущих в разных странах. Специфика системы проявляется, во-первых, в том, что международная сфера совпадает с элементами, ее составляющими, или подсистемами. В теории международных отношений выделяются несколько систем: - Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил; - Венская система международных отношений (после окончания Наполеоновских войн в 1814 г.). Ей присуща идея европейского концерта; - Версальско-Вашингтонская система международных отношений (по результатам первой мировой войны); - Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны) легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир) Исследователи в основном согласны считать Ялтинско-Потсдамскую систему завершившейся в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния, однако, нет единства в определении наименования системы МО на нынешнем этапе. Определённая их часть считает приемлемым название беловежская эпоха, остальные придерживаются названия PostCold-Warera. Современная система международных отношений с 1991 г. по настоящее время характеризуется господством США в мировой системе. Среди экспертов в международных отношениях ведутся дискуссии о закате так называемой Американской империи, о крахе международной экономической системы, основанной на американском долларе, о подъеме держав БРИК, однако к 2012 г. США остаются лидером во всех сферах международной жизни. Из вышесказанного можно сделать выод о том, что политика занимает центральную роль в системе международных отношений. -

  • Слайд 20

    Глобальные проблемы современности

    Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении. проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность; предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; катастрофическое загрязнение окружающей среды снижение биоразнообразия; обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов; глобальное потепление; озоновые дыры; проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа. демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод. терроризм; астероидная опасность; недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

  • Слайд 21

    Международная и национальная безопасность в контексте глобальных проблем современности

    национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей. Н.Б'. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто — в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Н.Б'. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Н.Б'. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы. Принципы международной безопасности предусматривают утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений, обеспечение равной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях - недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация; роспуск военных группировок; безусловное уважение суверенных прав каждого народа; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма; исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества); установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств. Неотъемлемая часть международной безопасности - действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности.

  • Слайд 22

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд