Презентация на тему "Предмет, задачи и структура современной психологической науки"

Презентация: Предмет, задачи и структура современной психологической науки
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Предмет, задачи и структура современной психологической науки", включающую в себя 36 слайдов. Скачать файл презентации 0.45 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Предмет, задачи и структура современной психологической науки
    Слайд 1

    Предмет, задачи и структура современной психологической науки.1. Основные этапы развития психологии как науки 2. Объект и предмет, задачи современной психологии. 3. Соотношение понятий психики и сознания.4. Категории и принципы психологии. 5. Структура и основные разделы психологической науки.6. Методы психологии.

  • Слайд 2

    Термин «психология» произошел от греческих слов psyche – душа, и logos – учение, наука. Автором считают немецкого богослова и педагога Ф. Меланхтона (1497–1560), Немецкого философа Х. Вольфа (1679–1754), который в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 гг., впервые ввел в философский язык термин «психология».

  • Слайд 3

    Психология – и древняя, и молодая наука одновременно. Возраст психологии чуть перевалил за одно столетие, истоки же ее теряются в глубине веков. Герман Эббингауз «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю».

  • Слайд 4

    Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю».

    Длительное время психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими названиями: была и «ментальной философией», и «душесловием», и «пневматологией», и «метафизической психологией», и «эмпирической психологией». Как самостоятельная наука психология сложилась в последней четверти XIX в., когда произошли декларативный отход от философии, сближение с естественными науками и организация собственного лабораторного эксперимента.

  • Слайд 5

    Основоположником психологии принято считать древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384–322 до н. э.). Первая система психологических понятий изложена в его трактате древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384–322 до н. э.) «О душе», в котором были заложены основы психологии как самостоятельной области знаний.

  • Слайд 6

    В течение многих столетий предметом психологии считалась душа. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. В Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего. Анаксимен – из воздуха.

  • Слайд 7

    Эмпедокл считал душу состоящей из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела.

  • Слайд 8

    Если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней: элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.

  • Слайд 9

    Под душой с древних времен понимают явления, связанные с феноменом жизни, – то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной. «Знание о душе» долгое время относили к области философии, религии или медицины.

  • Слайд 10

    В зависимости от решения вопроса «Что первично, а что вторично – материальное или духовное?» ученые разделились на два лагеря – идеалистов и материалистов. Они вкладывали в понятие «душа» разный смысл.

  • Слайд 11

    Идеалисты считали, что сознание человека – это бессмертная душа, она первична и существует самостоятельно, независимо от материи. Душа дана человеку во временное пользование: есть душа в теле – человек сознает, временно вылетела из тела – он в обмороке или спит; когда душа совсем рассталась с телом, человек перестал существовать, умер.

  • Слайд 12

    Материалисты вкладывают в термин «душа» другое содержание: оно употребляется как синоним понятий «внутренний мир», «психика» для обозначения психических явлений, которые являются свойством мозга. С их точки зрения материя первична, а психика вторична. Живое тело как сложно устроенный и постоянно совершенствующийся механизм представляет собой линию развития материи, а психика, поведение – линию развития духа.

  • Слайд 13

    В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

  • Слайд 14

    В середине ХIХ в. было сделано выдающееся открытие основного психофизического закона немецкими учеными физиологом и психофизиком Э. Вебером (1795–1878) и физиком, психологом и философом Г. Фехнером (1901–1887). Они доказали, что между душевными и материальными явлениями (ощущениями и физическими воздействиями, которые эти ощущения вызывают) существует зависимость, которая выражается строгим математическим законом.

  • Слайд 15

    Психология – наука о закономерностях развития психики. «Психология – наука, изучающая психику в ее развитии в животном мире (в филогенезе), в происхождении и развитии человечества (в антропогенезе), в развитии каждого человека (в онтогенезе) и проявлении в различных видах деятельности». Предметом психологии является психика животного или человека.

  • Слайд 16

    Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю».

    Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека

  • Слайд 17

    Под психикойв современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира. В своих проявлениях психика сложна и многообразна. В ее структуре можно выделить три группы психических явлений: 1) психические процессы – динамическое отражение действительности, имеющее начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакции. В сложной психической деятельности различные процессы взаимосвязаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление деятельности. Все психические процессы подразделяются на: а) познавательные – ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь; б) эмоциональные – эмоции и чувства, переживания; в) волевые – принятие решения, исполнение, волевое усилие и т. п.;

  • Слайд 18

    2) психические состояния– относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности в данный момент времени: внимание, настроение, вдохновение, кома, сон, гипноз и т. п.;

  • Слайд 19

    3) психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждый человек отличается от других людей устойчивыми личностными особенностями, более или менее постоянными качествами: один любит рыбалку, другой – заядлый коллекционер, у третьего – «божий дар» музыканта, что обусловлено разными интересами, способностями; кто-то всегда весел, оптимистически настроен, а кто-то спокоен, уравновешен или, напротив, вспыльчив и горяч.

  • Слайд 20

    Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся темперамент, характер, задатки и способности, направленность личности – жизненная позиция личности, система идеалов, убеждений, потребностей и интересов, обеспечивающих активность человека.

  • Слайд 21

    Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание – высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

  • Слайд 22

    Сознание имеет общественно-исторический характер.  Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек – существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

  • Слайд 23

    Сознание меняется: а) в историческом плане – в зависимости от социально-экономических условий (то, что 10 лет назад воспринималось как новое, оригинальное, передовое, сегодня безнадежно устарело); б) в онтогенетическом плане – в ходе жизни одного человека; в) в гностическом плане – от чувственного познания к абстрактному.

  • Слайд 24

    Сознание носит активный характер.  Животное приспосабливается к окружающей среде, вносит в нее изменения только в силу своего присутствия, а человек сознательно изменяет природу для удовлетворения своих потребностей, познавая законы окружающего мира, и на этой основе ставит цели по его преобразованию. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»

  • Слайд 25

    Отражение носит прогнозирующий характер.  Прежде чем создать что-либо, человек должен представить себе, что именно он хочет получить. Только человек может предсказать те явления, которые еще не наступили, планировать способы действия, осуществлять контроль над ними, корректировать их с учетом изменившихся условий.

  • Слайд 26

    Сознание неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли. Сознание – это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность и жизнь в целом. Сознание не существует само по себе где-то внутри человека, оно формируется и проявляется в деятельности.

  • Слайд 27

    Изучая структуру индивидуального сознания, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903–1979) выделил три его составляющие: чувственную ткань сознания, значение личностный смысл.

  • Слайд 28

    Высшие психические функции– одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. При рождении человек получает лишь задатки формирования высших психических функций. К высшим психическим функциям относятся мышление, речь, память, воля.

  • Слайд 29

    Принципы психологии • детерминизм – применение к психике закона диалектического материализма о всеобщей обусловленности явлений мира, причинной обусловленности любого психического явления объективным материальным миром;

  • Слайд 30

    Принципы психологии • единство личности, сознания и деятельности – принцип, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, представляющая человека как носителя сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве. Другими словами, сознание личностно и деятельностно, личность сознательна и деятельна, деятельность сознательна и личностна;

  • Слайд 31

    Принципы психологии • рефлекторный принцип гласит: все психические явления есть результат непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром. Физиологическим механизмом психического отражения являются рефлексы головного мозга;

  • Слайд 32

    Принципы психологии • развитие психики – принцип психологии, утверждающий постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте. Характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории его возникновения и перспективы его изменений;

  • Слайд 33

    Принципы психологии • иерархический принцип, согласно которому все психические явления должны рассматриваться как ступени иерархической лестницы, где нижние ступени субординированы (подчинены и управляются высшими), а высшие, включая низшие в измененном, но не устраненном виде и опираясь на них, к ним не сводятся.

  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке