Презентация на тему "Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха" 6 класс

Презентация: Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.77 Мб). Тема: "Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха". Предмет: история. 32 слайда. Для учеников 6 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
    Слайд 1

    Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха

    Лекция 5-6

  • Слайд 2

    Правление Ярослава Мудрого (1019 -1054 гг.)

    В правление Ярослава Мудрого произошел расцвет Древнерусского государства. Но приход его к власти не был мирным. После смерти Владимира Святого разразился новый политический кризис – началась вторая усобица на Руси. Святополк, приемный сын Владимира, прозванный Окаянным, объявил себя правителем. Убив своих братьев Бориса и Глеба и Святослава, он лестью и подарками купил расположение киевлян и они признали его своим князем. Но положение его было непрочным. Получив известие от сестры Предславы о смерти отца и об избиении братьев Ярослав, княживший в Новгороде, обратился к новгородцам за помощью, и набрав дружину, двинулся в поход против Святополка. Святополк нанял в помощь печенегов. На Днепре около Любеча Святослав был разгромлен. Ярослав занял Киев в 1017 году, но окончательно утвердился на престоле в 1019 г. Встав во главе Руси он проводил внутреннюю политику, направленную на укрепление государственного управления:

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Внутренняя политика Ярослава Мудрого

    укрепил систему управления страной, посадив в крупные города своих сыновей – наместников стремясь установить порядок и законность в русских землях, ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - Русскую Правду. Свод касался вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий над личностью, ограничивал кровную месть, решал имущественные споры в годы его правления были воздвигнуты многочисленные церкви: был заложен новый главный храм в Киеве - собор Святой Софии Ярослав основал ряд новых городов: Ярославль, Юрьев Был сторонником развития культуры, письменности, образования. Открыл новые школы, библиотеки. Сам многие часы проводил за чтением церковных сочинений.

  • Слайд 5

    Софийский Собор в киеве

    Софийский собор - был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Софийский собор — является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Этот 13-главый крестово-купольный храм, заложенный в 1037, в конце 17 — начале 18 веков был перестроен и приобрел черты украинского барокко.

  • Слайд 6

    Внешняя политика

    Завершил разгром печенегов, после чего их набеги фактически прекратились Предпринял поход на Византию из-за расправы с русскими купцами. После неудачных боев с обеих сторон заключили мир Во внешней политике укреплял положение государства династическими браками: к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за королей Франции, Венгрии, Норвегии, Дании  

  • Слайд 7

    Итоги правления

    Ярослав Владимирович упрочил внутренний мир в державе, расширил число племен, плативших дань Киеву, содействовал распространению христианства на Руси. Успешно правивший государством, князь получил прозвище Мудрый. Однако, подобно отцу, Ярослав осуществил раздел державы между своими сыновьями, которые вовлекли Русь в новые усобицу. Ярослав завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наиболее важные уделы доставались членам великокняжеской семьи по принципу первородства. В случае смерти князя удел доставался не сыну умершего, а его следующему по старшинству родственнику. Подобная система наследования получила название «лествичного»(лестничного) порядка престолонаследия. Этот порядок наследования являлся пережитком патриархальных отношений и в дальнейшем стал одной из причин распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья стремились передавать престол своим сыновьям, а вопрос о старшинстве скоро запутался.

  • Слайд 8

    Лествичная система престолонаследия

    Старший сын Средний сын Младший сын 1 внук 2 внук 3 внук 4 внук 6 внук 5 внук 7 внук 8 внук 9 внук Отец

  • Слайд 9

    Любеческий съезд 1097 г.

    Во времена раздробленности появляется новый орган государственного управления - съезд князей. На таких съездах, самым известным из которых является Любеческий съезд 1097 года, решались вопросы внешней политики и отношений между княжествами     

  • Слайд 10

    Решения Любического съезда

    признание прав каждого из князей, принадлежавших к роду Рюриковичей, на свою вотчину захват чужой земли, принадлежащей брату или родственнику, рассматривался как преступление Участники съезда целовали крест, в знак того что будут соблюдать его решения князья договорились, о том, что если кто - то посягнет на чужую землю, то на него ополчатся прочие князья также удалось договориться о совместных действиях по защите русской земли от набегов кочевников Главным событие съезда стало провозглашение принципов наследования князьями земель своих отцов «каждый да держит вотчину свою». Это решение означало появление нового политического строя на Руси, основой которого стало крупное феодальное землевладение

  • Слайд 11

    Итоги съезда

    Несмотря на то, что идея единства весьма сильно звучала на съезде, но и сам съезд, и принятые на нем решения говорили о том, что некогда единое и сильное государство теперь распадается на отдельные земли. Князья договорились сообща защищать новый порядок. Но это было почти невозможно, т.к. в его основе лежала независимость князей, опиравшихся на выросшую хозяйственную и военную самостоятельность отдельных земель и городов. К сожалению, сразу после съезда опять начались усобицы. Давид Игоревич, со Святополком ослепили Василька Ростиславича, тем самым начав новую волну усобиц.

  • Слайд 12

    Правление владимира мономаха (в Киеве)

    1113-1125 гг.

  • Слайд 13

    Крестовый поход в степь

    В годы княжеских усобиц набеги половцев на русские земли участились. Князья были вынуждены сплотиться, чтобы не допустить разорения и опустошения русских земель. Большое историческое значение имеет русский поход в степь, организованный в 1111 году. Объединенная русская рать разгромила передовые отряды половцев, был взят город Шурукан, разгромлен и сожжен город Сугров. В битве на р. Сольнице половецкое войско было уничтожено, лишь небольшая его часть ушла в степь. Русское государство отстояло свою целостность и независимость. Большую роль в организации похода сыграл Владимир Мономах, пользующийся большим автритетом у русских князей

  • Слайд 14

    Крестовый поход 1111 г.

  • Слайд 15

    Никогда еще Российские Князья не одерживали такой знаменитой победы над варварами. Двадцать половецких Ханов пали в сражении. Победители взяли в добычу множество скота, верблюдов, коней; освободили невольников и в числе пленных захватили торков и печенегов, которые служили половцам. Эти народы были приняты под русское покровительство и поселены на границах со Степью. Однако, половцы не прекратили свои набеги.       Пожар в половецком стане

  • Слайд 16

    Начало правления Владимира мономаха

    В следующем году умер великий князь киевский Святополк, которого Владимир в течение двадцати лет поддерживал на престоле, и киевляне стали просить Мономаха стать их новым великим князем. Как и двадцать лет назад, Владимир Мономах отказывается принять высокий титул. В период безвластия в Киеве вспыхивают беспорядки. Дело в том, что предыдущий князь Святополк в погоне за пополнением княжеской казны терпел в Киеве торговцев и кабальников, дающих кредит под высокие проценты.. Киевляне вторично обратились к Владимиру и он, видя беспорядки, согласился принять киевский престол. В 1113 году Владимир Мономах вошел в Киев, и беспорядки прекратились. Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил общество, прекратил внутренние распри.

  • Слайд 17

    Внутренняя политика Владимира Мономаха:

    Издал новую Русскую правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича». Сохранив многие статьи прежнего судебника, защищавшей порядок, личное имущество и личность человека, он значительно облегчил положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Устав включал и новые статьи, которые облегчили участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов  

  • Слайд 18

    Выступил как серьезный реформатор, прекративший раздоры на Руси Воссоздал единство Руси, подавил сепаратизм и независимость В 1116 г. возглавил новый поход в степь, прекратил набеги половцев

  • Слайд 19

    пРавлениевладимира мономаха

    Военная слава Владимира Мономаха гремела по миру, его сын Мстислав с многочисленным войском был отправлен отцом к греческому Адрианополю и завоевал область Фракию. Устрашенный император византийский прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу Августа Кесаря, златую цепь и бармы императора Константина Мономаха, деда Владимира. Самым знаменитым в последствии подарком оказался Императорский венец (шапка Мономаха), который служил потом символом высшей государственной власти на протяжении многих веком, и ныне хранится в Московском Кремле в Оружейной палате.

  • Слайд 20

    Правление владимира мономаха

                         Владимир Мономах был одним из самых образованных и талантливых князей своего времени. Владимир автор не только законов, но и сказания о своей жизни, Поучения, оставленного потомкам – выдающегося произведения древнерусской литературы.       Владимир Мономах писал, что за свою жизнь совершил 83 крупных военных похода или поездки с дружиной по землям, а мелких – не упомнит. Князь заключил 19 мирных договоров с половцами, пленил и отпустил сто их князей, казнил также четверых полоцких князей и несколько их дружинников, а всего в бою сразил более двухсот видных половецких князей.              

  • Слайд 21

    Итоги правления (из поучения)

    Владимир Мономах отменил смертную казнь, считая, что нельзя убивать ни правого, ни виноватого. «Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на помощников, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. Леность - мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на ложе» - вот некоторые из его

  • Слайд 22

    Окончание правления

    Владимир Мономах был женат три раза, по имени в истории осталась известна только первая жена – Гита – дочь английского короля Гарольда. У князя было восемь сыновей: Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Изяслав, Святослав, Роман, Андрей и Юрий. Из всех дочерей Мономаха по имени известны только три: Евфимия (жена венгерского короля Коломана), Мария (жена византийского царевича Льва) и Агафья, Умирая, Мономах передал царские регалии, шапку Мономаха на хранение сыну Юрию, княжившему в Ростовско-суздальской земле, и получившему в последствии прозвище Долгорукий. Юрий Долгорукий основал Москву, будущую новую столицу русского государства, поэтому передача ему шапки Мономаха является актом глубокого провидения князя Владимира.      

  • Слайд 23

    Управление Древнерусским государством

    На основании «Русской правды», летописей, житий, исследований церковных и монастырских документов и других источников можно сделать вывод о том, что Киевская Русь в IX – XI вв. была раннефеодальной монархией. Это означает, что происходит переход к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этогослова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения – крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати. Бояре исполняли функции воевод и советников князя. Существовал и аппарат управления, который помимо бояр включал в себя мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафа), и др. В подвластных землях функции управления, а чаще всего контроля осуществляли княжеские наместники – посадники и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время войны народное ополчение – («тысячу»).  

  • Слайд 24

    Схема «Государственное управление в XI в.»

    Великий князь Наместники Дружина Мечники, вирники Бояре- посадники Воевода Сельские старосты Вече Тысяцкий Сотник Представители крестьянской общины (верви)

  • Слайд 25

    Развитие феодального землевладения

    Феодализм – общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости. Вотчина – вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

  • Слайд 26

    «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами»

  • Слайд 27

    Развитие феодальных отношений на руси

    Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло тоже по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причем не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен за это должен был их защищать от нападений, это могло также происходить путем раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же закабаления крестьян вследствие неурожаев, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить. Крестьянин получал от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только держателем. За эту землю крестьянин должен был отдавать феодалу часть своего труда (тогда это была барщина) или часть продуктов (натуральный оброк) или же отдавать деньги (денежный оброк). В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

  • Слайд 28

    Русская Правда Ярославичей

    Отражением изменений, произошедших в обществе является разработка нового свода законов. В 1072 годусыновьями Ярослава Мудрогобыл составленновый свод законов. Он был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.Закон устанавливал наказание за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков. За убийство княжеских должностных лиц полагались штрафы. Карались за кражу и укрывательство холопов. Новый закон защищал не только собственность, но и права на жизнь. Свод законов отразил развитие Руси.  

  • Слайд 29

    Категории зависимого аселения

  • Слайд 30

    СХЕАМА «Организация церкви на Руси»

    Патриарх Митрополит Епископы Архиепископы Священники Монахи

  • Слайд 31

    Илларион стал киевским митрополитом во время правления Ярослава Мудрого. До своего назначения, Илларион был священников одной княжеской церкви, под Киевом. Произошло, это в 1051 году. За время исполнения обязанностей митрополита, Илларион написал «Слова о Законе и Благодати», которое стало одним из первых творений русской церкви. причислен к лику святых

  • Слайд 32

    Значение монастырей:

    При монастырях создавались школы и библиотеки Были очагами распространения христианства, играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия Многие монастыри стали лучшими образцовыми хозяйствами на Руси

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке