Презентация на тему "Развитие познавательного интереса ребенка"

Презентация: Развитие познавательного интереса ребенка
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.71 Мб). Тема: "Развитие познавательного интереса ребенка". Предмет: педагогика. 42 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Развитие познавательного интереса ребенка
    Слайд 1

    Развитие познавательного интереса ребенка

    Журавлева Евгения Александровна, канд. пед . наук, доцент общеинститутской кафедры психологии образования ГБОУ ВО МГПУ Тема 2. Специфика формирования познавательного интереса у младших школьников

  • Слайд 2

    Избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес Это сложное отношение человека к явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Познавательный интерес и познавательная деятельность Познавательная деятельность —форма психической активности субъекта, заключающаяся вмотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. В отличие от других видов деятельности, которые в известной мере стихийно, по обстоятельствам, организованная гностическая деятельность — учение — обязательно для каждого ребенка школьного возраста, способного к относительно длительному физическому и умственному напряжению.

  • Слайд 5

    Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (социальные, профессиональные). Раньше других мотивов осознается школьником. Более точно выражает мотивацию учения. Более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать, легче управлять его формированием. Имеет меньшую ситуативную сфокусированность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашнего задания. Является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми однозначно руководствуется школьник. Взаимосвязан с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств. Познавательный интерес как мотив познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн)

  • Слайд 6

    В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск; догадка; готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес: эмоции удивления; ожидание нового; интеллектуальная радость; ощущение успеха. Важнейшим элементом познавательного интереса учащегося является его волевое усилие (К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин). Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считают инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения и постановки задач на пути познания. Составляющие познавательного интереса

  • Слайд 7

    Осуществление максимальной опоры на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 8

    2. Обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Важно вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 9

    Зона ближайшего развития

    Это зона интеллектуального подражания ребенка взрослому, осуществляемого в партнерском взаимодействии в деятельности и общении, это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, направляемого взрослым (родителем, педагогом). Это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Для каждого ребенка существует его собственная индивидуальная зона ближайшего развития. Индивидуальное развитие является результатом динамического взаимодействия между личностью и окружающими её социокультурными условиями.

  • Слайд 10

    Операционная сторона не в меньшей мере, чем содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из неё, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности. Само стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 11

    3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся связывает весь комплекс функций обучения - образовательную, развивающую, воспитывающую и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 12

    4. Благоприятное общение в учебном процессе. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Эта группа условий отношения «ученик –учитель», «ученик –родители и близкие», «ученик – коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего отношением «учитель - ученик» управляет учитель. К этой группе условий следует способности ученика, а также успех, достигнутый им в результате упорства и настойчивости. Общение учащихся друг с другом и с учителем создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 13

    Подлинное мастерство учителя состоит именно в том, чтобы сделать учение для школьника желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью, безусловно, через интерес: при помощи совместного решения задач, проблемных вопросов учитель сплачивает коллектив в самой значимой деятельности школьника – в учении; своей эрудицией и методическим мастерством учитель может вызвать коллективную мысль, сопереживания по поводу успехов и неудач товарища; он в состоянии мобилизовать общественное мнение и в области решения сложных социальных проблем и в области непосредственного воздействия на товарища; учитель может использовать индивидуальные возможности каждого для умножения коллективных успехов; создание многообразных деловых и межличностных отношений. Условия развития познавательного интереса младших школьников.

  • Слайд 14

    содержание учебного материала; сам процесс учения, который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся; личность учителя, в том числе его владение арсеналом методических средств управления разнообразными отношениями (взаимных оценок, сопереживания, соучастия, взаимной поддержки), которые создают особую атмосферу учения. Источники формирования познавательного интереса в учебном процессе:

  • Слайд 15

    новизна содержания; «отстранение» материала (рассмотрение уже известного под новым углом зрения), важно опираться на опыт ученика не с целью его приумножения, а с целью показа его несовместимости и необходимости его перестройки, перевод разрозненных обыденных представлений на уровень систематизированных знаний; исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории, науки, научных открытий; насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики; демонстрация учащимся современных научных достижений.¶ Стимулы, побуждающие познавательный интерес в учебном процессе:

  • Слайд 16

    бедность сообщаемого материала; несоответствие содержания обучения опыту учащихся; слабость познавательной нагрузки; слабая организация самостоятельной работы учащихся; отрицательный эмоциональный фон; смысловой барьер между учителем и учеником; переоценка возможностей. Антистимулы, снижающие познавательный интерес в учебном процессе:

  • Слайд 17

    Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения Г.И. Щукина Преодолеваем скуку в учебном процессе Занимательность – сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу, обнажающее такие стороны явлений действительности, отраженной в науке, которые без специальных приемов не привлекают внимания людей. Я.И. Перельман

  • Слайд 18

    Занимательность в учебном процессе Человек рано перестает удивляться, рано утрачивает драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что становится привычным, перестает привлекать внимание (Я.И. Перельман). Элементы занимательности, которые вызывают чувство удивления: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Как показывают исследования Н.И Гамбург, даже комизм положения, курьезы, шутки способствуют активизации мысли, озадачивают и побуждают к поиску. ОДНАКО высокая степень занимательности – неожиданность, новизна, эффектные приемы, обособленные от основной познавательной задачи, не направленные на сложные и глубокие вопросы познания, отвлекает школьника от главного, основного, от содержания его познавательной деятельности. Тогда как резкие, неожиданные занимательные приемы создают ситуацию, поражающую учащихся, заставляющую мгновенно понять суть знаний, прочно запечатлеть в эмоциональной памяти данный факт, данное событие, они служат обогащению подлинного устойчивого познавательного интереса.

  • Слайд 19

    Эффективна только тогда, когда учитель правильно понимает ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе многообразно: - как первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности; - как опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов; - как своеобразная разрядка напряженной обстановки в классе, т.е. как средство переключения эмоций, внимания, мыслей; - как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности обучающихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий. Занимательность в учебном процессе

  • Слайд 20

    Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Е.А. Меньшикова …Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Д.И. Писарев

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Принципы развивающего обучения

    Принцип “восхожденияотабстрактного к конкретному”. Введение в учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений. Принципмоделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме. Принциппоиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Педагог строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения. Принципдействия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников

  • Слайд 23

    Применение системного подхода к диагностике компонента общей обучаемости, предусматривающего изучение особенностей эмоциональной мотивации на познавательную деятельность, степени заинтересованности процессом умственного труда, саморегуляции процесса деятельности в стремлении к результату, самооценки результата, удовлетворенности ребенка самостоятельным поиском в целом и, в частности, полученным результатом; Опора на критериально-ориентированный подход, предполагающий, что каждый из условно выделенных уровней сформированностиот самого высокого до низших представляет собой качественную характеристику познавательного интереса в структуре способности к усвоению знаний на момент изучения, а значит, внутренних условий, способствующих дальнейшему формированию указанного образования; Исследование специфических проявлений познавательного интереса в рамках актуализации структурных компонентов общей способности к учению (мотивационного, интеллектуального, регулятивного), что расширяет возможности изучения особенностей сферы в умственной (учебной) деятельности, а также создает предпосылки для целенаправленного педагогического управления личностным становлением ребенка в аспекте интегративного личностного свойства — общей обучаемости. Принципы диагностики сформированного познавательного интереса в структуре общей способности к учению (Баранова Э.А.)

  • Слайд 24

    1. познавательно-интеллектуальные предпочтения (например, задания на составление расписания собственной учебной деятельности) 2. интересы к различным сферам деятельности (например, заполнение карты интересов: спорт, артистическая деятельность, математика, техника, ремесло, слово, общение, рисование, путешествия, музыка, природа и пр.) 3. познавательная активность (например, самопроизвольные вопросы, самоорганизованное обучение, стремление разобраться в трудном и пр.) 4. ценностное отношение к ситуации учения (например, анализ того, что, по мнению ребенка, ему нравится в школе) 5. место познавательного интереса в структуре учебной мотивации в целом (например, ранжирование основных видов деятельности в школе и дома) Показатели познавательного интереса (по Г.И. Щукиной) :

  • Слайд 25

    Методика с конвертами (по Г.И. Щукиной). Цель - выявить уровень познавательного интереса младших школьников Процедура: ребенку предлагается выбрать конверт, на котором написано название одного из учебных предметов, а затем открыть его, выбрать одну из лежащих в нем карточек, сoдержащих привлекательный для ребенка тип задачи: теоретический, прикладной и пр. Степень же развития исследуемого интереса зависит от характера выполнения предложенных в конвертах заданий. носит репродуктивный характер, рассчитаны эффективное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации. носят творческий характер, что требует от испытуемого активного поиска, догадки, проблемного подхода, а также наличия волевого компонента в познавательной активности личности. Диагностика познавательного интереса школьника

  • Слайд 26

    Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов (составитель О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) Составьте рейтинг учебных предметов. Выпишите в столбик все предметы, которые вы изучали в прошлом учебном году и будете изучать в этом учебном году. Сколько получилось всего? Поставьте эту цифру напротив самого любимого предмета. Напротив самого нелюбимого предмета поставьте цифру 1. Остальные предметы распределите строго по местам в этом диапазоне (чем интереснее для вас предмет, тем больший балл Вы ему присваиваете). Диагностика познавательного интереса школьника Комментарий: данный вопрос анкеты направлен на выявление предметной направленности интересов учащихся. По предметной направленности познавательные интересы делятся на гуманитарные (обществознание, история, право, история художественной культуры, литература, краеведение, география); лингвистические (русский язык, иностранный язык); естественнонаучные (физика, химия, биология, география, краеведение), физико-математические (физика, алгебра, геометрия, черчение), практические (черчение, физкультура, труд, ОБЖ), эстетические (литература, ИЗО, музыка).

  • Слайд 27

    Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересовII. Предмет (указать какой) нравится Вам потому, что (отметьте все ответы, которые Вы считаете для себя важными): Его знание необходимо каждому человеку. Его знание необходимо любому россиянину. Его знание важно для настоящего петербуржца. Дает интересную информацию. Учит думать, анализировать, сравнивать. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету. Его изучение связано с моими жизненными планами. Нравится учиться вообще. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается. Легко дается. Не требует много времени на подготовку. Позволяет проявить мои знания и способности. Свободно чувствую себя на уроках. Позволяет свободно общаться с товарищами. Нравится учитель. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей. Изучаю потому, что так положено. Диагностика познавательного интереса школьника Комментарий: вопрос II направлен на выявление мотивации (внутренних побудителей) интереса учащихся к изучению любимого предмета. В анкете в завуалированной форме даны все основные мотивы познавательного интереса: широкие социальные мотивы, информационный мотив, мотив практической значимости предмета, мотив широкой любознательности, мотив интеллектуально-духовной радости, мотив престижа, мотив общения, мотив “нравится учитель”, мотивы внешней стимуляции

  • Слайд 28

    Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересовIII. Что осложняет Ваше отношение к предмету (указать какому) (укажите все ответы, которые Вы считаете для себя существенными): Лень. Этот предмет не нужно изучать в школе. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса. Отвлекает от изучения любимых предметов. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни. У меня есть претензии к учителю. Слишком сложно преподается. Примитивно преподается. Неинтересно на уроках. По этому предмету слишком большие домашние задания. Много задают по другим предметам. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету. У меня нет способностей к его изучению. Трудно дается. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться. Не позволяет расслабиться. Предмет непопулярен в классе. Предмет непопулярен среди моих друзей. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье. Диагностика познавательного интереса школьника Комментарий: выявляются антистимулы: лень, отрицательные социальные мотивы и стимулы, другие интересы негуманитарной направленности, отсутствие практической значимости знаний и умений, получаемых при изучении данного предмета, негативная роль учителя, «сложное преподавание», «примитивное преподавание», «неинтересно на уроках», учебная перегрузка, неуспех в учебе, отсутствие релаксации.

  • Слайд 29

    Для диагностики личностной креативности автор предлагает ориентироваться на четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). ИНСТРУКЦИЯ Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить крестиком в колонке "В основном верно". Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить в колонке "Отчасти верно". Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить в колонке "Неверно". Те утверждения, относительно которых вы нс можете прийти к решению, нужно пометить крестиком в колонке "Не могу решить". Делая пометки к каждому предложению, не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Читая предложение, отмечайте первое, что придет вам в голову. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте крестик в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ. Диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник)

  • Слайд 30

    1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем. 2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше. 3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю. 4. Мне не нравится планировать дела заранее. 5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть. 6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать. 7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это. 8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы. 9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы. 10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле. 11. Мне нравится заниматься чем-то новым. 12. Я люблю заводить новых друзей. 13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось. 14. Обычно я истрачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом. 15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете. 16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • Слайд 31

    17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше. 18. Я люблю то, что необычно. 19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди. 20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом. 21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей. 22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь. 23. Мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня. 24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом. 25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают. 26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа. 27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать. 28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы. 29. Я не люблю выступать перед группой. 30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев. 31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • Слайд 32

    32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны. 33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть. 34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись. 35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям. 36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я. 37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы. 38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают. 39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи. 40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике. 41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах. 42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем. 43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. 44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • Слайд 33

    45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову. 46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это. 47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них. 48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ. 49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются. 50. У меня есть много интересных дел как на работе (в учебном заведении), так и дома. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • Слайд 34

    Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла) а) положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44; б) отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34; в) все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл; г) все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы. Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла) а) положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49; б) Отрицательные ответы : 28; в) все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла) а) положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50; б) отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48; в) все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла) а) положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46; б) отрицательные: 14, 20, 39; в) все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл. Ключ

  • Слайд 35

    Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится исследовать устройство механизмов, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности для решения задач, изучает книги, игры, карты и т.д., чтобы познать как можно больше. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи, изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает более сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания. Склонность к риску. Субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда другие люди выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Слайд 36

    «Потерпевшие кораблекрушение». Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

  • Слайд 37

    «Потерпевшие кораблекрушение». Используйте следующие рекомендации для достижения согласия: 1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений. После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в приложении к данному упражнению. Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимались участниками группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решений группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

  • Слайд 38

    «Потерпевшие кораблекрушение». Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Секстант. Зеркало для бритья. Пятигаллоновая канистра с водой. Противомоскитная сетка. Одна коробка с армейским рационом. Карты Тихого океана. Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной). Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Маленький транзисторный радиоприемник. Репеллент, отпугивающий акул. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80 градусов. Пятнадцать футов нейлонового каната. Две коробки шоколада. Рыболовная снасть.

  • Слайд 39

    Игра-конструктор «Птичку жалко!» И тем не менее ничего не поделаешь: придется птичку посадить. Но не в клет­ку, а в зашифрованное слово — количе­ство точек в скобках означает количество букв в названии птички. В результате долж­но получиться существительное. Например, шифровка Приба(....). Аккуратно сажаете в скобку птичку из четырех букв: утка. И полу­чается – «прибаутка», то есть забавная, обычно, шутка. Б(...)бан. 2. (....)ель. 3. Ри(....)ние. 4. Як(....). 5. Жа(…..)ок. 6. Зажи(….). 7. (…..)ка. 8. И(…..)емое. 9. (...)льсия. 10. Вело(...)ед.

  • Слайд 40

    Игра-приключение «Шифр рассеянного» Бывает так: хотел человек написать од­но слово, но ошибся почему-то и вывел не ту букву, и получилось совсем другое. Мы подобрали пары слов, которые от­личаются друг от друга одной-единственной буквой. И зашифровали каждое из них. А вы возьмите – расшифруйте их. Вот, к примеру, хотели написать: птичья или рыбья стая, а по­лучилось: тот же скелет (это по-зашифрованному). А теперь соображаем. Птичья или рыбья стая, иначе говоря — косяк. Но ведь скелет по-другому можно на­звать — «костяк». Одна буква — и ничего обще­го! Вот видите! Расшифруйте еще десять раз... Хотели написать: санаторий, а получи­лось: тост. Хотели написать: наем, а получилось: манеж. Хотели написать: отметка, а получи­лось: танцевальный вечер. Хотели написать: греческая денежка, а получилось: серьезная пьеса. Хотели написать: постоянный тропи­ческий ветер, а получилось: магазин типа ГУМ. Хотели написать: образец, а получи­лось: особо важный коэффициент. Хотели написать: результат сложения, а получилось: мешок нищего. Хотели написать: итальянский госпо­дин, а получилось: испанский. Хотели написать: тростниковое перо, а получилось: выкуп за невесту. Хотели написать: южноамериканское непарнокопытное с маленьким хобо­том, а получилось: музыкант в кино или на балу.

  • Слайд 41

    С чу О т а ча к а о ночь 2 о 2 +а Для развития мыслительных процессов, логического мышления учащимся можно предлагать разгадывание ребусов, которые составляются в соответствии с возрастом участников.

  • Слайд 42

    Домашнее задание (сам.раб.) Пронаблюдать, какие формы, средства, приемы используют преподаватели, ведущие у вас основные предметы, для активизации познавательного интереса студентов. Зафиксировать результаты, сделать выводы об эффективности. Ответить на следующие вопросы: Вас пригласили выступить перед школьниками на свободную тему, какую тему своего выступления вы выберете? Почему? Если бы вам предложили участие в занятии на свободную тему, какую тему вы бы предпочли? Совпали ли указанные выше темы? На ваш взгляд, почему? Зафиксировать ответы, сделать выводы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке